Слайд 1 МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ
«КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»
Слайд 2МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ
1839-1881
РУССКИЙ КОМПОЗИТОР, ЧЛЕН «МОГУЧЕЙ КУЧКИ». РАБОТАЛ В
РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРАХ: В ЕГО ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ОПЕРЫ, ОРКЕСТРОВЫЕ ПЬЕСЫ, ЦИКЛЫ
ВОКАЛЬНОЙ И ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ, РОМАНСЫ И ПЕСНИ, ХОРЫ.
Слайд 3ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ГАРТМАН
РУССКИЙ АРХИТЕКТОР, СЦЕНОГРАФ, ХУДОЖНИК
И ОРНАМЕНТИСТ, ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ПСЕВДОРУССКОГО СТИЛЯ В АРХИТЕКТУРЕ. ПОСЛЕ
ЕГО ПОСМЕРТНОЙ ВЫСТАВКИ В 1874 ГОДУ М. П. МУСОРГСКИЙ НАПИСАЛ СЮИТУ «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ».
1834-1873
Слайд 4ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
ФОРТЕПИАННАЯ СЮИТА «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ» СОЗДАНА МУСОРГСКИМ ПОД ВПЕЧАТЛЕНИЕМ
ОТ ПОСЕЩЕНИЯ ВЫСТАВКИ РАНО УМЕРШЕГО АРХИТЕКТОРА И ХУДОЖНИКА ВИКТОРА
ГАРТМАНА. ПРОИЗВЕДЕНИЕ БЫЛО ИЗДАНО В 1886 Г., ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ЛЕТ ПОСЛЕ СМЕРТИ КОМПОЗИТОРА.
Слайд 5СЮИТА – (ОТ ФР. «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, РЯД») - ЦИКЛ ПЬЕС, РАЗНЫХ
ПО ХАРАКТЕРУ, НО ОБЪЕДИНЁННЫХ ОДНИМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ЗАМЫСЛОМ.
«КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»
Слайд 6СЮИТА СОСТОИТ ИЗ 10 ПЬЕС:
«ПРОГУЛКА»
«ГНОМ»;
«СТАРЫЙ ЗАМОК»;
«ТЮИЛЬРИЙСКИЙ САД»;
«БЫДЛО»;
«БАЛЕТ НЕВЫЛУПИВШИХСЯ ПТЕНЦОВ»;
«ДВА ЕВРЕЯ – БОГАТЫЙ
И БЕДНЫЙ»;
«ЛИМОЖ. РЫНОК»;
«КАТАКОМБЫ»;
«ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ»;
«БОГАТЫРСКИЕ ВОРОТА».
Слайд 7ПРОГУЛКА
ТЕМА ПРОГУЛКИ ПОВТОРЯЕТСЯ НЕСКОЛЬКО РАЗ. ОНА НАПОМИНАЕТ
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ НАПЕВЫ. МУСОРГСКИЙ В НЕЙ ИЗОБРАЗИЛ САМОГО СЕБЯ, ПЕРЕХОДЯЩЕГО
ОТ КАРТИНЫ К КАРТИНЕ.
Слайд 8ГНОМ
СМЕШНОЙ И ТРОГАТЕЛЬНЫЙ НОМЕР. ФАНТАСТИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО, КОТОРОЕ ХАРАКТЕРИЗУЮТ ПОСТОЯННЫЕ
СКАЧКИ, УГЛОВАТОСТИ В МЕЛОДИИ. ЖАЛОБНЫЕ ИНТОНАЦИИ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ГНОМ ГРУСТИТ.
Слайд 9СТАРЫЙ ЗАМОК
НА КАРТИНЕ ИЗОБРАЖЁН СТАРЫЙ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЗАМОК, ПЕРЕД КОТОРЫМ
ПОЕТ ВЛЮБЛЕННЫЙ ТРУБАДУР. ПЕЧАЛЬНАЯ МЕЛОДИЯ ЛЬЁТСЯ ИЗ УСТ МОЛОДОГО МУЗЫКАНТА.
ЗАДУМЧИВОСТЬ, ВЗВОЛНОВАННОСТЬ И ПЕЧАЛЬ ПРОНИЗЫВАЮТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР.
Слайд 10ТЮИЛЬРИЙСКИЙ САД
САД ТЮИЛЬРИ - ЭТО МЕСТО В ЦЕНТРЕ ПАРИЖА.
НА РИСУНКЕ БЫЛА ИЗОБРАЖЕНА АЛЛЕЯ САДА ПАРИЖСКОГО ДВОРЦА ТЮИЛЬРИ «СО МНОЖЕСТВОМ
ДЕТЕЙ И НЯНЕК». ЗВУЧИТ СОЛНЕЧНАЯ МЕЛОДИЯ, РИТМ НАПОМИНАЕТ ДЕТСКИЕ СЧИТАЛКИ И ДРАЗНИЛКИ.
Слайд 11БЫДЛО
РАНЬШЕ СЛОВОМ "БЫДЛО" ПОМЕЩИКИ НАЗЫВАЛИ КРЕСТЬЯН. НА КАРТИНЕ ИЗОБРАЖЕНА
ПОЛЬСКАЯ ТЕЛЕГА, ЗАПРЯЖЁННАЯ ВОЛАМИ.
В МУЗЫКЕ ЯСНО СЛЫШЕН ЭФФЕКТ ПРИБЛИЖЕНИЯ
И УДАЛЕНИЯ ЭТОЙ ОГРОМНОЙ ТЕЛЕГИ СО СКРИПУЧИМИ КОЛЁСАМИ.
Слайд 12БАЛЕТ НЕВЫЛУПИВШИХСЯ ПТЕНЦОВ
ЯРКИЕ ЭСКИЗЫ К БАЛЕТУ «ТРИЛЬБИ». ЭТО ТАНЕЦ
МАЛЕНЬКИХ КАНАРЕЕК. В ПЕРВОЙ ЧАСТИ МЕЛОДИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ В ВЫСОКОМ («ПТИЧЬЕМ»)
РЕГИСТРЕ ОСТРОУМНО СОЧЕТАЕТСЯ С ПТИЧЬИМ ЩЕБЕТОМ И С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЛЁГКИХ И НЕУКЛЮЖИХ ПОДПРЫГИВАНИЙ И ВЗМАХОВ. КОМИЧНОСТЬ И НАИВНОСТЬ БУКВАЛЬНО ПРОНИЗЫВАЮТ НОМЕР.
Слайд 13ДВА ЕВРЕЯ - БОГАТЫЙ И БЕДНЫЙ
В МУЗЫКЕ РЕЧЬ ПЕРВОГО
ИЗ НИХ ЗВУЧИТ УВЕРЕННО С ПОВЕЛИТЕЛЬНЫМИ ИНТОНАЦИЯМИ. РЕЧЬ БЕДНОГО ЕВРЕЯ,
ЗВУЧИТ НА ДРЕБЕЗЖАЩИХ ВЕРХНИХ НОТАХ , ЕГО ГОЛОСУ ПРИДАНЫ ЖАЛОБНЫЕ И ПРОСИТЕЛЬНЫЕ ИНТОНАЦИИ.
Слайд 14ЛИМОЖ. РЫНОК
В ПЬЕСЕ “ЛИМОЖ. РЫНОК” РИСУЕТСЯ ПЕСТРАЯ РЫНОЧНАЯ
ТОЛПА. В МУЗЫКЕ ХОРОШО ПЕРЕДАНЫ РАЗНОГОЛОСЫЙ ГОВОР, ВЫКРИКИ, ТОЛКОТНЯ
И ПРАЗДНИЧНАЯ СУЕТА ЮЖНОГО ПРИМОРСКОГО БАЗАРА.
Пьеса имеет подзаголовок «Большая новость»
Слайд 15КАТАКОМБЫ
МРАЧНОЕ ПОДЗЕМЕЛЬЕ С РИМСКОЙ ГРОБНИЦЕЙ. НА КАРТИНЕ ГАРТМАН ИЗОБРАЗИЛ
СЕБЯ И ПРОВОДНИКА С ФОНАРЁМ В РУКЕ В РИМСКИХ КАТАКОМБАХ
В ПАРИЖЕ. МРАЧНОЕ ПОДЗЕМЕЛЬЕ С ГРОБНИЦЕЙ. СРЕДИ ЭТИХ АККОРДОВ, КАК ТЕНИ ПРОШЛОГО, ВЫПЛЫВАЕТ МЕДЛЕННАЯ МЕЛОДИЯ.
Слайд 16ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ
МУЗЫКА НАПИСАНА В ЖАНРЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ
ПЕСНИ, ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ФОЛЬКЛОРНОСТЬ И БЛИЗОСТЬ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ. СКАЗОЧНОСТЬ
И МИФОЛОГИЧНОСТЬ ОТЧЁТЛИВО ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ПЬЕСЕ. ЗЛОВЕЩАЯ АТМОСФЕРА ПЕРЕДАЕТСЯ ПРИ ПОМОЩИ ЛОМАННЫХ АККОРДОВ, ВСЕ В ОБРАЗЕ КОЛДУНЬИ УГЛОВАТОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ.
Слайд 17БОГАТЫРСКИЕ ВОРОТА
ПЕРВАЯ ПРОЗВУЧАВШАЯ ТЕМА ВО МНОГОМ НАПОМИНАЕТ МЕЛОДИЮ «ПРОГУЛКИ».
МУЗЫКА НАПОЛНЯЕТ ПРОСТРАНСТВО, НАБИРАЕТ СИЛУ И МОЩЬ. СЛОВНО БОГАТЫРЬ ПОДНИМАЕТСЯ
НА ЗАЩИТУ РОДИНЫ. ТЕМА ЧЕРЕДУЕТСЯ СО СТРОГИМ ЦЕРКОВНЫМ РАСПЕВОМ, КОТОРЫЙ ЗВУЧИТ КАМЕРНО, ДУШЕВНО И ТРОГАТЕЛЬНО. НОМЕР ЗАВЕРШАЕТСЯ ПРАЗДНИЧНЫМ КОЛОКОЛЬНЫМ ЗВОНОМ.