Слайд 1МОДУЛЬ 1. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕМА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Слайд 2"Методика" в переводе с древнегреческого языка — "способ познания", "путь исследования".
Метод — это способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи.
Методика
преподавания обществознания — это отрасль педагогической науки, исследующая процесс обучения обществоведческим дисциплинам с целью повышения его эффективности и качества.
Она призвана совершенствовать процесс обучения, его организацию, выявлять основные факторы, а также рассматривать вопросы: зачем учить? чему учить? как учить?
Слайд 3Предметом методики является педагогический процесс обучения, преподавание учителем и изучение учениками
общественных дисциплин. Объектом изучения являются содержание, организация, формы и методы
обучения.
К задачам методики преподавания обществознания относятся:
— конкретизация целей предмета по классам, темам, урокам;
— отбор содержания в соответствии с целями и познавательными возможностями учащихся;
— выбор и использование наиболее эффективных методов, приемов и средств обучения;
— моделирование оптимальных способов и форм организации учебного процесса с учетом содержания и познавательных возможностей учащихся;
— разработка критериев оценки результатов в обучении;
— программирование и предъявление результатов обучения;
— установление межпредметных и внутрикурсовых связей для реализации целей обществознания и предупреждения дублирования образовательного содержания;
— ориентация на обеспечение самоопределения личности;
— создание условий для ее самореализации.
Слайд 4Виды отношений в сфере образования, регулируемые нормами образовательного права:
конституционные отношения;
педагогические
отношения;
трудовые отношения;
управленческие отношения;
социальные отношения;
семейные отношения.
Слайд 5К.Д. Ушинский в статье «Три элемента школы»выделил основные компоненты школы
– административный, учебный и воспитательный».
Слайд 6Базисный учебный план
Базисный учебный план общеобразовательной организации – это государственный
нормативный документ, утверждаемый Правительством РФ и являющийся составной частью государственного
стандарта образования.
Структура базисного учебного плана – федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
Слайд 7Базисный учебный план устанавливает следующие нормативы:
1. продолжительность обучения (в учебных
годах) общая и по каждой из ступеней;
2. недельная учебная нагрузка
для
- базовых образовательных областей на каждой из ступеней общего среднего образования;
- обяательных занятий по выбору учащихся, - факультативных занятий;
- максимальная недельная нагрузка;
-итоговое количество часов.
Слайд 8Подбирая материал к уроку обществоведческого цикла, учителю необходимо руководствоваться следующими
принципами:
- научности — требует от учителя подбора материала в соответствии
с современными достижениями наук, нацеливает на использование в организации учебной деятельности проблемного содержания;
— доступности — обязывает педагога учитывать реальные возможности учащихся, их психологическую, физическую, интеллектуальную подготовленность к восприятию учебного материала;
- единства обучающего, развивающего, воспитывающего характера материала — предполагает всестороннее воздействие на личность учащегося;
— единства теории и практики — предусматривает использование учениками полученных знаний в обычной жизни;
Слайд 9— целесообразности — обязывает учителя при подборе материала учитывать его
необходимость и достаточность при усвоении учениками в данный момент;
— актуальности
— предусматривает включение в урок материала, который связан с реальными событиями, происходящими в городе, в стране, в мире ежедневно, что позволяет учителю и ученикам быть в курсе всех событий;
— значимости — предполагает важность обществоведческого материала для учащихся по тем или иным причинам, поэтому учителю важно учитывать особенности конкретного класса;
— последовательности и систематичности — предполагает определенный порядок и систему подбора материала не только к каждому уроку, но и в течение всего учебного года, на протяжении всех лет изучения курса. Выполнение этого принципа способствует сохранению преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения;
— положительного ориентирования требует от учителя найти материал таким образом, чтобы он решал задачи патриотического, гражданского, нравственного воспитания;
— стимулирования сознательности и активности — обязывает учителя подбирать материал так, чтобы учащиеся не только запоминали его, но и осознанно применяли, проявляли интерес к знаниям в данной области, самостоятельно искали решение появившихся проблем;
— интегрированность — учитывает межпредметные и внутри-курсовые связи и предупреждает дублирование материала.
Слайд 10УМК представляет собой комплект основных и дополнительных учебных и учебно-методических материалов
(далее – УММ), которые определяются содержанием утверждённой рабочей программы по
соответствующей модулю и дисциплине или модулю.
УММ определяют теоретическое содержание дисциплины или модуля (раздела, предметной области); регламентируют порядок содержания и освоения учебной дисциплины, самостоятельную работу обучающихся и учебно-методическую деятельность учителя; ориентируют на практическое применение теоретических знаний и контроль над усвоением учебного материала.
Слайд 11Основные УММ – это учебные и учебно-методические материалы, наиболее полно отражающие
содержание предметной области дисциплины и являющиеся обязательными для обеспечения учебного
процесса (конспект урока, проверочный материал к уроку, вопросы к экзамену и т.д.).
Дополнительные или вспомогательные УММ позволяют получить более глубокие знания предметной области или отдельных ее разделов и могут быть использованы обучающимися при подготовке эссе, докладов, рефератов и т.д.
Слайд 12Структура УМК определяется его составом, в который входят следующие материалы:
учебно-программные
(учебные программы, календарно-тематические планы, технологические карты занятий (поурочные планы);
учебно-теоретические (учебник,
учебные пособия);
учебно-практические (сборник ситуационных заданий и упражнений, сборник задач, сборник контрольных или тестовых заданий, сборники практических работ и лабораторных практикумов; хрестоматии);
учебно-методические (методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся, по выполнению контрольных работ, по написанию лабораторных и практических работ, рефератов, исследовательских работ);
учебно-справочные (глоссарий – словарь терминов и персоналий; технические словари, учебно-терминологические словари, учебные справочники);
учебно-наглядные (альбомы, атласы, комплекты плакатов, фильмы, слайды);
учебно-библиографические (учебно-библиографический справочник).
Слайд 13Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) - это обучающая программная система комплексного
назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: теоретический
материал, контроль уровня знаний и умений, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи.
Слайд 15Функции УМК
Являясь модельным описанием педагогической системы, УМК:
Выступает в качестве инструмента
системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования.
В этом его главная функция.
Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям обучения и воспитания.
Не только фиксирует, но и раскрывает (развертывает) требования к содержанию изучаемой дисциплины, к умениям и навыкам выпускников, содержащиеся в образовательном стандарте, и тем самым способствует его реализации.
Служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала педагогов.
Слайд 16Принципы разработки учебно-методического комплекса дисциплины
1. Принцип целостности
2. Принцип детерминирования и
обеспечения учебной деятельности учащихся
3. Принцип модульности
4. Принцип эффективности или
связи между целями и результатами обучения
5. УМК разрабатывается методистами (преподавателями), ведущим(и) занятия по данной дисциплине в строгом соответствии с характеристиками, отражёнными в учебном плане (название, трудоёмкость, формы учебной работы, виды контрольных мероприятий и т.д.).
6. Содержание и трудоёмкость дисциплины варьируется в зависимости от требований стандарта целей образовательной программы и учебного плана.
7. Содержание рабочей учебной программы соотносится с требованиями Министерства Образования к обязательному минимуму содержания дисциплины и отражает все дидактические единицы, переставленные в государственном образовательном стандарте по дисциплине подготовки, а логика и порядок их представления могут варьировать.
8. Содержание программ должно опираться на современные достижения науки, образовательной практики и реализовывать авторский подход к объекту изучения
Слайд 20По мнению А.В. Хуторского, учебник -- это комплексная информационно-деятельностная модель
образовательного процесса, происходящего в рамках соответствующей дидактической системы и включающего
необходимые условия для его осуществления
Учебник нового поколения трансформируется в новую конструкцию (модульный, электронный учебник и т. д.), обеспечивающую ему более успешное решение задач, поставленных перед школой в условиях открытой информационной среды. Например, в модульном учебнике каждый блок содержания представлен по минимуму, а в специальных приложениях дан расширенный и углубленный учебный материал. Возможности электронного учебника состоят в расширении информационного поля ученика, организации диалога, внедрении системы тренингов и контроля, подвижности информации: перемещения, компоновка, моделирование и пр.