Слайд 2МОНАШЕСТВО
Родиной монашества почитается Египет, а основоположником – прп.
Антоний Великий. Прп. Антоний был отцом отшельнического иночества, которое состояло
в том, что иноки жили отдельно друг от друга в хижине или в пещере, предаваясь посту, молитве и трудам на пользу свою и бедных (плели корзины, циновки и проч.). Но все они находились под руководством одного начальника или наставника – аввы (что значит «отец»).
Слайд 3МОНАШЕСТВО
Еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой
жизни. Подвижники собирались в одну общину, трудились каждый по своей
силе и способностям на общую пользу и подчинялись одним правилам, одному порядку (уставу). Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы монастырей стали именоваться игуменами и архимандритами. Основателем общежительного иночества считается прп. Пахомий Великий.
Слайд 4МОНАШЕСТВО
Из Египта иночество скоро распространилось по Азии,
Палестине и Сирии, а потом перешло в Европу. У нас
на Руси иночество началось почти одновременно с принятием христианства. Основателями иночества на Руси были прп. Антоний и прп. Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре.
Слайд 5МОНАШЕСТВО
Троице-Сергиева лавра
Александро-Невская лавра
Киево-Печерская лавра
Большие монастыри, с несколькими сотнями насельников,
стали называться лаврами. Каждый монастырь имеет свой распорядок жизни, свои
правила, т.е. свой устав. Все монахи должны обязательно выполнять различные работы (послушания).
Слайд 6МОНАШЕСТВО
Монашество могут принимать не только мужчины, но и женщины, дающие
те же иноческие обеты. С древности существуют женские монастыри.
Слайд 7МОНАШЕСТВО
Желающие вступить в иноческую жизнь должны прежде испытать
свои силы (пройти искус) и тогда уже дать невозвратные обеты.
Люди, проходящие предварительные испытания, называются послушниками. Если они в течение испытания оказываются способными стать монахами, то их облекают в неполное одеяние инока, с установленными молитвами, что называется рясофором, т.е. право ношения рясы и камилавки, чтобы в ожидании полного иночества они еще больше утверждались на избранном пути. Послушник после этого называется рясофорным.
Слайд 8МОНАШЕСТВО
Самое иночество заключает в себе две степени – малый
и великий образ(образ ангельского жития), которые по-гречески называются малая и
великая схима. При вступлении в иночество над послушником совершается последование малой схимы, в которой он дает обеты иночества и получает новое имя. Когда наступает момент пострижения, будущий монах трижды дает игумену ножницы в утверждение своего твердого решения. Приняв в третий раз из рук постригаемого ножницы, игумен с благодарением Богу крестообразно постригает ему волосы во имя Пресвятой Троицы, посвящая этим постриженника всецело на служение Богу.
Слайд 9МОНАШЕСТВО
Параманд
Подрясник
Пояс
Мантия
Клобук
Четки
На принявшего малую схиму
надевают параманд (небольшой четырехугольный плат) с изображением Креста Господня и
орудий Его страданий), подрясник и пояс; затем постригаемый покрывается мантией – длинным платом без рукавов. На голову надевается клобук. В руки даются четки – шнур, на котором навязаны узелки для подсчета молитв и поклонов.
Слайд 10МОНАШЕСТВО
Одежды имеют символическое значение и напоминают монаху о его
обетах. Затем в руки новопостриженному даются крест и свеча, с
которыми он стоит всю Литургию до самого Святого Причастия.
Слайд 11МОНАШЕСТВО
Монахи, принимающие великую схиму, дают еще более строгие обеты. Им
еще раз меняют имя. В облачении также есть изменения: вместо
параманда надевают аналав (особый плат с крестами), вместо клобука – куколь, покрывающий голову и плечи.
Слайд 12МОНАШЕСТВО
Если монах поставляется в игумены, то ему дается жезл (посох).
Жезл есть знак власти над подчиненными, знак законного управления братией
(монахами).
Слайд 13МОНАШЕСТВО
Когда игумен возводится в архимандриты на него надевают мантию со
скрижалями. Скрижалями называются четырехугольники из материи красного или зеленого цвета,
нашитые на мантию спереди, два наверху и два внизу. Они означают, что архимандрит руководит братией по заповедям Божиим.
Кроме того, архимандрит получает еще палицу и митру. Обычно из архимандритов поставляются на высшую степень священства – в епископы.
Слайд 14МОНАШЕСТВО
Послушник
Мантийный монах (малая схима)
Схимник (великая схима)
Слайд 15МОНАШЕСТВО
Святитель Феофан Затворник говорит: «Иноки – это жертва Богу от
общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду.
В монастырях в особенности процветает священнослужение чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь является здесь во всей красоте своего облачения».