Слайд 1Монетаризм
Выполнила студентка второго курса группы 201 ЭД Марущак Оксана
Слайд 2Монетаризм
Направления и конкретные тактические цели монетарной политики государства определяются состоянием
национальной экономики в целом. Поэтому денежно-кредитная политика современной России не
может быть, естественно, "калькой" монетарной политики США, Англии, Германии и других стран, хотя Россия и использует международный опыт ее проведения как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в странах, осуществляющих переход к ней
Слайд 3Сегодня трудно сказать, какая теоретическая концепция лежит в основе денежно-кредитной
политики России.
В начале периода перехода к рынку несколько раз в
нашей стране принималась программа преодоления кризисных явлений и формирования рыночной экономики, разработанная под руководством Е. Т. Гайдара, взгляды которого во многом совпадают с монетаристским подходом регулирования экономики.
Основными целями "российских монетаристов" являлись снижение инфляции и создание рыночной экономики с минимальным вмешательством государства.
Слайд 4Механизм решения этих проблем ориентирован на финансирование бюджета за счет
неинфляционных источников, сокращение льгот, проведения платной приватизации, отказ от немедленного
денежного союза с государствами СНГ, но положения монетаристской концепции были реализованы лишь частично, и связано это все-таки со спецификой российской экономики в переходный к рынку период (например, катастрофический рост неплатежей при ужесточении монетарной политики, отсутствие развитого финансового рынка).
Однако в теории монетаризма, несомненно, есть положения, которые соответствуют некоторым явлениям, наблюдающимся в нашей экономике. Поэтому рецепты монетаристов являются для России полезными, как, впрочем, и отдельные положения кейнсианства (например заложенные в современном кейнсианстве основы социально ориентированной экономики или активная роль государства в регулировании национальной экономики.)
Необходимо искать компромиссные решения, увязывать противоречивые тенденции, использовать любые разумные и эффективные меры для решения сложных для российской экономики проблем.
Слайд 5Монетарский подход
Главный теоретик современного монетаризма, известный американский экономист, лауреат Нобелевской
премии М. Фридмен. В самых общих чертах основные положения современного
монетаризма таковы:
1. Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика – внутренне устойчивая система. Все негативные моменты – результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму.
Слайд 6Монетарский подход
2. Корреляция между денежным фактором (массой денег в обращении)
и номинальным объемом ВНП обнаруживается более тесная, чем между инвестициями
и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег. Монетаристы отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики.
Слайд 7Монетарский подход
3. Сторонники количественной теории денег полагают, что вполне корректно
сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег. Такое допущение является
абстракцией, поскольку показатель К, конечно, меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут быть обусловлены качественными преобразованиями в организации денежного обращения, что происходит нечасто и вполне предсказуемо (например широкое внедрение "пластиковых" денег, расширение сети банкоматов и т. п.).
Слайд 8Монетарский подход
4. Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объемом
ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым
известны как бы "входные и выходные данные" влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт. М. Фридмен попытался объяснитьэтот механизм, введя промежуточную категорию "портфель активов", т. е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум.
М. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВНП.
Слайд 9Монетарский подход
5. Исходя из этого, М. Фридмен выдвинул «денежное правило»
сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный
постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмена: ДМ = АР + ДУ, где ДМ-среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период; ДУ-среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период; АР – среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % (при подсчете среднегодового темпа ожидаемой инфляции из общего уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т. п.).
Слайд 10Монетарное правило
Монетарное правило М. Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение
денежной массы в обращении – в пределах 3-5% в год.
Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.
Слайд 11Денежное правило
Денежное правило М. Фридмена легло в основу денежно-кредитной политики
в США и Великобритании (рейганомика и тетчеризм) с конца 70-х
годов.
Так называемая "политика таргетирования", т. е. ежегодного ввода определенных ограничений на увеличение денежной массы в обращении, привела к зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год был достигнут темп роста ВНП на уровне 3-5% в год.
Слайд 12Вывод
В заключение отметим, что современные теоретические модели денежно-кредитной политики представляют
собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты
каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.