Слайд 2«Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не
величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной»
(Р.У. Эмерсон)
«Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах» (Аристотель)
Слайд 4Мораль (от лат. moralis – нравственный)
Форма общественного сознания, состоящая
из системы ценностей и требований, регулирующих поведение человека;
особая культурнонормативная
форма небиологической регуляции человеческих отношений;
важнейший неформальный регулятор социального поведения.
Слайд 7Современная этика выделяет этапы происхождения морали
1) период первобытного общества (нравственная
регуляция объединена с другими формами регуляции в мононормы – утилитарно-практические
религиозно-обрядные и т. д.);
2) групповая нравственность как система запретов (табу) в родовом обществе;
3) на третьем этапе появляются внутренние индивидуальные моральные ценности, которые определяли начало цивилизации.
Слайд 8Этика
Этика (греческое ethike, от ethos – обычай, нрав, характер) –
философская наука, изучающая мораль, нравственность.
Термин введен Аристотелем.
Центральной для этики
была и остается проблема добра и зла.
Слайд 9Мораль и нравственность
Мораль – ценности и нормы сознания, а нравственность
–
реализация этих норм в жизни, практическом
поведении людей (И.
Кант)
Нравственность = мораль
Нравственность относится к поведению
отдельного человека – нравственность личности,
а моралью называют особенности поведения
групп людей – общественная мораль (Г. Гегель)
Слайд 131. Моральные принципы
предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением
социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм);
исходные
положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.
Слайд 142. Моральные нормы
формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных
ситуациях;
частные правила, которые в императивной форме предписывают общеобязательный порядок
поведения.
Нравственные (моральные) нормы – это правила поведения, ориентированные на моральные ценности.
Слайд 16«Золотое правило морали»
«(не) поступай по отношению к другим так, как
ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к
тебе»
Термин возник в конце XVIII в.
Первые упоминания о нем относятся к сер. I тыс. до н.э.
Это правило встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды.
Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Слайд 17Категорический императив И. Канта
Императив (от лат. imperativus – повелительный) –
безусловное требование, повеление.
По Канту - категорический императив –общеобязательное формальное правило
поведения всех людей, которое требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.
Слайд 183. Моральные качества
понятие нравственного сознания, с помощью которого выделяются в
общественной жизни и характеризуются с моральной т. зр, наиболее типичные
черты поведения людей
Каждое нравственное качество имеет свой антипод (доброжелательность - злобность, великодушие - бессердечность, правдивость -лживость, щедрость - скупость, скромность - нескромность, мужественность - трусость и т.д).
Слайд 194. Моральные ценности
Ценности – это то, что оправдывает и придает
смысл нормам (свобода, счастье, смысл жизни и т.д.)
Жизнь человека —
ценность, а ее охрана – норма.
Ребенок – социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем – социальная норма.
Слайд 23Этапы формирования нравственной культуры личности
Слайд 24Нравственная культура личности
- это степень восприятия индивидом нравственного сознания и
культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в
поступках человека.