Слайд 1
Моральный статус эмбриона. Этические проблемы
новых репродуктивных технологий
Лекция №6
Слайд 2Когда, в какой момент времени, в какой точке развития процесса
беременности зародыш становится человеческим существом, со всеми присущими человеку правами?
Вопрос о моральном статусе человеческого плода
Слайд 3Первая группа содержит позиции о начале человеческого существования с точки
зрения естественных биомедицинских наук
Вторая группа представляет гуманитарные, этико-философские подходы
Слайд 4Естественнонаучный подход связывает начало человеческой жизни с разными уровнями развития
плода
Формирование
дыхательной системы
Первые дыхательные
движения плода
20 недель
Слайд 52. Формирование сердечно-сосудистой системы
Первое сердцебиение плода
на 4 неделе
Слайд 63. Формирование центральной нервной системы
Первые движения плода и реакции на
прикосновения начинают фиксироваться на
6-ой неделе
начало функционирования ствола мозга
Слайд 7В 8 недель у плода функционирует таламус
В это же
время с помощью энцефалографии регистрируется функциональная активность мозга
Слайд 84. Образование первичной полоски
Начало формирования первичной полоски предшественника нервной ткани
14 день от момента оплодотворения
Слайд 95. Имплантация бластоцисты в стенку матки
Момент имплантации на 6 сутки
от момента оплодотворения
Слайд 106. Момент слияния гамет (образование генома)
Слияние мужской и женской половых
клеток и образование единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал
Слайд 11Гуманитарный, этико-философский подход
1. Градуализм
Градуализм – это позиция, утверждающая постепенное
одушевление эмбриона и приобретение им человеческих, личностных свойств
Слайд 122. Психоаналитический подход
В рамках неофрейдизма была выдвинута психологическая концепция, в
которой решающим фактором жизненного развития человека выступает страх, вызванный травмой
рождения
С рождения у личности начинается биографическая (человеческая) стадия ее бытия, но до биологических родов у нее уже присутствуют как тело, так и душа
Слайд 133. Социологизм
«…сущность человека ... есть совокупность всех общественных отношений»;
«индивид
есть общественное существо»
К. Маркс
Слайд 144.Философско- антропологический подход
Человеческое достоинство эмбриона определяется его личностным бытием
Слайд 155. Теологический подход
С самого начала зародыш должен почитаться за личность
Человек с момента зачатия обладает бесценным даром жизни
Слайд 16Человеческий эмбрион обладает особым онтологическим статусом:
он – “потенциальный человек”
Слайд 17Особый онтологический статус эмбриона определяет и его особый моральный статус
На
любой стадии своего развития эмбрион является носителем человеческого достоинства
И поэтому
любые действия по отношению к нему подлежат моральным оценкам
Слайд 18Человеческий эмбрион – это абсолютно беззащитная форма существования личности
Поэтому
в морально-этическом плане отношение к эмбриону – это эталон нравственности
общества
Слайд 19Каково практическое решение сложной и внутренне противоречивой проблемы абортов?
Слайд 21Первая группа:
ритмический метод,
температурный,
прерванный половой акт,
механические и химические
средства с локальным действием
Использование этих методов в строго ограниченных
рамках возможно по мнению Христианской, в том числе Православной церкви, а также противников абортов
Слайд 22Вторая группа:
гормональная или оральная контрацепция, внутриматочные средства
Эти методы являются
наиболее эффективными, и против их использования категорически выступает церковь, а
также противники абортов
Слайд 23Основными доводами противников контрацепции, в том числе стерилизации можно считать:
Постоянное прибегание к контрацепции аморально, так как одна из целей
супружества - рождение ребенка
Контрацепция аморальна, так как способствует блуду и прелюбодеянию, развращению нравов
Слайд 24 Методы второй группы относятся по механизму к абортным, т.е.
вызывают искусственную гибель эмбриона, который уже имеет право на жизнь
Слайд 25 «Я пришел не судить мир, а спасти мир»
Митрополит
Антоний Сурожский
Слайд 26
Этические проблемы
новых репродуктивных технологий
Каждый человек обладает правом иметь детей,
быть здоровым и самостоятельно принимать решения по этим вопросам
Слайд 27 Искусственная инсеминация женщины спермой мужа или донора
Слайд 28Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО)
Слайд 29В России 148 клиник
(40 – государственные)
35% результативность ЭКО
Елена Донцова
(1986)
Луиза Браун (1978)
Слайд 30Вынашивание эмбриона «суррогатной матерью»
Слайд 31Основные морально-этические вопросы репродуктивных технологий
1. Статус эмбриона
Первый подход требует
запрета любых манипуляций с эмбрионами человека на любых стадиях их
развития
Слайд 32Второй подход допускают не только использование эмбрионов человека в программе
ЭКО, но и вообще эксперименты на эмбрионах
Слайд 33 ограничиваются предимплантационным периодом
служат улучшению его развития или
имеют прямую терапевтическую установку
Слайд 342. Криоконсервация
Считают, что эмбрионы должны быть использованы только для имплантации
и только бесплатно
Слайд 353.Выбор пола
Определять пол, а тем более решать вопрос о желательности
или нежелательности вынашивания ребенка определенного пола без медицинских показаний должно
быть категорически запрещено
Слайд 364.Суррогатное материнство
.
Суррогатное материнство – это вспомогательная репродуктивная технология в медицине,
при которой женщина (суррогатная мать) по собственной доброй воле при
наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство готова пройти процедуру (ЭКО) и переноса эмбрионов (ПЭ), все этапы беременности и родить биологически чужого ей ребенка, который с ее согласия будет отдан на воспитание другим лицам (генетическим родителям).
Слайд 37В России суррогатное материнство можно считать разрешенным с введением в
1996г в действие “Семейного кодекса РФ”
Традиционное суррогатное материнство: генетическими
родителями ребенка являются суррогатная мать и отец ребенка.
В России традиционное суррогатное материнство запрещено, так как по закону суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки.
Слайд 38Гестационное (полное) суррогатное материнство:
суррогатная мать вынашивает и рожает генетически чужого для
нее ребенка
Слайд 39Использование суррогатного материнства оправдано только при наличии медицинских показаний и
только на некоммерческой основе
Слайд 405.Искусственная инсеминация
Конфликт права доноров на конфиденциальность и право детей на
информацию
Слайд 415.Искусственная инсеминация
Этический принцип не причинения вреда ребенку требует особой строгости
при обследовании состояния здоровья доноров
Этический аспект проблемы оплаты донорства
Слайд 42Донорами могут стать только мужчины, имеющие детей, искусственная инсеминация проводится
только по медицинским показаниям и только для
гетеросексуальных пар
Необходимо проведение
генетического анализа, устанавливающего отсутствие хромосомных заболеваний
Слайд 43Что осуждается православной церковью?
Искусственное оплодотворение незамужней женщины
Искусственное
оплодотворение замужней женщины без согласия и участия ее мужа
Все разновидности суррогатного материнства
Осуждается оплодотворение in vitro
Слайд 44Моральные проблемы медицинской генетики
Овечка Долли
Ян Уилмут
Шотландия 1997г
1. Клонирование
Слайд 45Каковы перспективы применения метода клонирования?
Каждая женщина, каждый мужчина с любой
необратимой патологией репродуктивной функции способы стать родителями
Слайд 46Если в семье погибает единственный ребенок: достаточно клетки ребенка, чтобы
воссоздать копию
Слайд 47Некоторые рассматривают методику клонирования как способ получения органов и тканей
для трансплантации
Метод клонирования открывает возможности терапии стволовыми клетками
Слайд 48Возможность нанесения ущерба детям психологического вреда
В чем же биоэтическая проблема?
Слайд 49Извращение семейных уз: не существует больше ни биологического отца, ни
матери
Слайд 50Риск нанесения физического ущерба детям при клонировании в связи с
несовершенством технологии
Слайд 51Опасность реализации различного рода проектов по улучшению природы человека
Слайд 52Использование клонов как источника органов для трансплантации ничем не отличается
от убийства живых людей с целью получения органов
Слайд 53Клонирование эмбрионов человека необходимо для получения эмбриональных стволовых клеток
Синья Яманака
Джон
Гердон
Нобелевская премия в области медицины и физиологии 2012 г. за
работы по стволовым клеткам и клонированию животных
Слайд 542. Генетическая диагностика, генетическое консультирование
3.Этические проблемы международного проекта "Геном человека"
Слайд 554. Евгеника
Френсис Гальтон
(1883г.)
Слайд 56По Ф. Гальтону:
Евгеника призвана разрабатывать методы социального контроля, которые
"могут исправить или улучшить расовые качества будущих поколений, как физические,
так и интеллектуальные"
Слайд 57Негативная евгеника должна приостановить передачу по наследству "субнормальных" генов
Позитивная
евгеника ставит своей задачей обеспечить преимущества для воспроизводства наиболее физически
или интеллектуально одаренных
Слайд 58Улучшение здоровья населения, в том числе и путем снижения концентрации
генов, детерминирующих развитие тяжелой патологии, можно считать морально оправданной целью
здравоохранения
Неприемлемы с моральной точки зрения насильственные средства для реализации подобных целей