Слайд 1Мультидисциплинарный
подход в реабилитации детей в условиях дневного стационара
ФГБОУ «Оренбургский государственный
медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра факультетской педиатрии
Зав. кафедрой: док. мед. наук, профессор, Заслуженный врач РФ А.А. Вялкова
Докладчики: студентки 5 курса Даньярова А.Р., Авраменко А.С.
Научный руководитель: к.м.н., доцент Давыдова Н.О.
Оренбург, 2020 г.
Слайд 2Цель и задачи исследования
Цель исследования: оценка эффективности реабилитационных мероприятий детей
раннего возраста, находящихся на лечении в дневном стационаре отделения реабилитации
ГАУЗ ДГКБ г. Оренбурга.
Задачи исследования:
определить группы детей, нуждающихся в реабилитации на 2 этапе, в сравнительном аспекте по критериям: пола детей, их возраста, доношенности, нозологии и степени тяжести;
проанализировать реабилитационные мероприятия детей в соответствии с нозологией;
оценить эффективность реабилитационных программ.
Слайд 3Материалы и методы
Проведен анализ 100 учетных форм 003/у детей от
1 года до 3 лет, находившихся в реабилитационном отделении ГАУЗ
ДГКБ г. Оренбурга в 2018 году (55 мальчика и 45 девочек).
Из них 71 ребенок родился доношенным и 29 было недоношенных детей.
Сформированы три возрастные группы: 1) 1-1,5 года; 2) 1,5-2 года и 3) 2-3 года(31,20 и 49 детей соответственно).
Основными диагнозами детей были: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, задержка психоречевого и моторного развития.
Все дети получали комплекс реабилитационных мероприятий: занятия с логопедом, эрготерапевтом, психологом, ЛФК, физиотерапию, медикаментозную и нутритивную коррекцию.
Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью стандартной программы «Exel 2016» и методов параметрического и непараметрического анализа.
Слайд 4Реабилитационное отделение ГАУЗ «ДГКБ» осуществляет лечение больных в плановом порядке
по профилю:
● неврология
● пульмонология
● опорно-двигательная система
С
основными диагнозами: детский церебральный паралич, последствия раннего органического поражения головного мозга, последствия тяжелых пневмоний, рецидивирующий бронхит, синдром Дауна.
Слайд 5Система мероприятий, направленных на максимально полное восстановление или компенсацию функций
организма, утраченных в результате болезни или травмы.
Цель реабилитации:
Восстановление человека как
личности и его социальная интеграция в общество.
Цель медицинской реабилитации максимальное восстановление (или компенсация) последствий патологического процесса (болезни, повреждения, увечья).
МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
Слайд 6ЗАДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
1. Восстановление функции поврежденных тканей, органов, систем и
организма в целом.
2. Коррекция высшей нервной деятельности пациентов и формирование
адекватного отношения к заболеванию, работе, окружающему миру, правильной самооценки.
3. Восстановление резервов адаптации организма и систем его жизнеобеспечения.
Слайд 7Состав мультидисциплинарной бригады
Слайд 8Задачи команды специалистов
Команда специалистов проводит оценку двигательного, речевого, когнитивного и
социального развития ребенка, оценивает медицинские показатели, а также угрозу возникновения
или наличие вторичных осложнений со стороны органов и систем. В результате обследования определяются основные краткосрочные задачи реабилитации и пути их решения. При необходимости назначаются дополнительные обследования и консультации специалистов.
Эффективность программы возрастает, если она сопровождается частыми консультациями специалистов, работающими с ребенком, а также консультациями и поддержкой родителей и семьи.
Слайд 9Острый период
заболевания или травмы
Ранний восстановительный
период, хроническое течение
заболевания
вне обострения
Ранний, поздний реабилитационный
периоды, период остаточных явлений заболевания,
хроническое течение заболевания вне обострения
2 этап
(стационарный)
3 этап
(амбулаторный,
санаторно-курортный)
Отделения реанимации
или интенсивной терапии
Специализированное
отделение
Реабилитационные центры
Реабилитационные
отделения
стационара
Отделение (кабинет)
реабилитации
Санаторно-курортное специализированное
учреждение
Выездные бригады
1 этап
(стационарный)
ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ
Этапы реабилитации детей
дистанционно с использованием телемедицинских и информационных технологий
Паллиативная помощь
Слайд 12Все дети получали комплекс реабилитационных мероприятий:
занятия с логопедом,
эрготерапевтом,
психологом,
ЛФК,
физиотерапию,
медикаментозную коррекцию,
нутритивную коррекцию.
Слайд 13Результатом комплексной реабилитации
детей стало:
Компенсация неврологических нарушений легкой и средней
степени тяжести – у 96% детей (n=86)
Смягчение моторных и сенсорных
расстройств при тяжелых формах в 80% случаев (n=8)
Слайд 14ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ
Включает в себя обязательные компоненты:
физическая реабилитация (режим с
особенностями ухода; двигательная активность – вертикализация, т.е. лечение положением; кинезиотерапия,
механотерапия, гидрокинезиотерапия и т.д.; физиотерапия, массаж, технические средства реабилитации);
диета, особенности питания, с учетом нутритивного статуса (дополнительное клиническое питание, особенности способа питания, дополнительные нутриенты и т.д.);
психолого – педагогическая реабилитация (дефектолог, логопед, сурдологическое сопровождение, музыкотерапия, аудиоспичтерапия, энималтерапия, психотерапия и т.д.);
и дополнительные, необходимые конкретному пациенту: узкие специалисты, авторские методики, рефлексотерапия и т.д.
Слайд 15
Комплексное реабилитационное воздействие у детей с различными видами задержки развития
с 1 года до 3 лет направлено на пять основных
функциональных систем:
функциональную систему движений (моторики);
функциональную систему антигравитации;
функциональную систему сенсорной сферы;
функциональную систему когнитивной сферы и речи;
функциональную систему эмоционально-коммуникативной сферы и поведения ребенка
Физическая реабилитация детей
/ Под ред. Н.А. Гросс. – М.: Советский спорт, 2000. – 224 с.
Слайд 16Медикаментозная коррекция
Этиологическое и патогенетическое лечение: ноотропы, метаболиты, антиоксиданты
Слайд 17Массаж при задержке психоречевого развития
1. Логопедический массаж
2. Массаж лица
3. Массаж
ладошек
4. Массаж шейно-воротниковой зоны
Слайд 18
Основные цели нутритивной поддержки
Коррекция метаболических нарушений
Восстановление имеющихся потерь
Поддержание
активной белковой массы
Обеспечение пластических и энергетических потребностей организма
Слайд 19КЛИНИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ
Диеты
(кетогенная при ДЦП)
Слайд 20Физическая реабилитация
РЕЖИМ:
I – лечебно-щадящий
II – функционально-тренирующий
III – активного восстановления функций
ЛЕЧЕНИЕ
ПОЛОЖЕНИЕМ:
ВЕРТИКАЛИЗАТОР,
ПОСТУРАЛЬНЫЙ ДРЕНАЖ И ДР.
ТРЕНАЖЕРЫ
Слайд 21
Динамическая проприоцептивная коррекция
(ЛКК “Адели”, “Гравистат”)
Нейро-ортопедический костюм Атлант
Слайд 22Физиотерапия
Трансцеребральные методики
Теплолечение
Электрофорез с медикаментами
СМТ, ДМВ, ТНЧ
Магнитотерапия
Водолечение
Рефлексотерапия
Бассейн
Слайд 23Психолого – педагогическая реабилитация
методы социальной и педагогической реабилитации:
комната
психологической разгрузки (сенсорная);
арт-терапия, изо-агро-музыкотерапия;
энималтерапия: иппотерапия, канис-терапия и др.;
методы дополнительного
образования и социализации (автодром, эстетотерапия, изотерапия, «Социальный бар»);
психолого – педагогическая поддержка родителей (обучение общению в диаде мать – дитя, психотерапевтические техники);
музыкотерапия и др. виды аудиоспичтерапии;
метод Петьо, кондуктивная педагогика;
эрготерапия (трудотерапия, бытовая адаптация, в том числе к техническим средствам и т.д.);
логопедия (артикуляционная и дыхательная гимнастика, массаж, дефектология, дисфагии и т.д.).
Слайд 25Выводы
Во втором этапе реабилитации в первую очередь нуждаются дети раннего
возраста, родившиеся недоношенными с диагнозами ДЦП, задержкой моторного и психоречевого
развития тяжелой степени, не зависимо от пола и возрастной группы в рамках раннего возраста;
В нейрореабилитации детей раннего возраста наиболее эффективными методами являются: кинезиотерапия, массаж, в том числе логопедический, комплексная рефлексотерапия (ИРТ и лазеропунктура), сенсорная комната, занятия с психологом и программы с БОС;
Наиболее важными разделами реабилитационной программы являются: нутритивная коррекция, физическая и психолог-педагогическая реабилитация.
Слайд 26Заключение
Реабилитация должна быть непрерывной, повсеместной и согласованной
Для успешной реабилитации детей
необходимо соблюдать принципы мультидисциплинарного и комплексного подходов.
Курсы реабилитации в центре
только дополняют и корректируют постоянную «домашнюю работу»
Реабилитационные мероприятия должны охватывать все сферы жизни больного ребенка
Должны быть вовлечены все, кто проводит с ним время
Крайне важна приверженность к лечению в семье больного ребенка