Слайд 1Белорусский национальный технический университет
военно-технический факультет
Слайд 2
Кафедра
«Военная автомобильная техника»
Белорусский
национальный технический университет
Военно-технический факультет
Дисциплина
«Устройство военной автомобильной техники»
для специальностей:
ВУС 837945 «Техник (по эксплуатации
автомобилей)»;
ВУС 849945 «Техник (по ремонту и хранению автомобилей)».
Минск 2012
Презентацию подготовил преподаватель
кафедры «Военная автомобильная техника»
подполковник В.В. Куракин
Слайд 3
Тема №2:
«Двигатели».
Занятие №5:
«Система зажигания».
Слайд 4 Цель:
1. Изучить общее устройство и принцип действия батарейной системы
зажигания.
2. Изучить особенности устройства и действия бесконтактной системы зажигания.
3. Изучить
характерные неисправности системы зажигания.
Слайд 5 Учебные вопросы:
1.Общее устройство и принцип действия батарейной
системы зажигания.
2.Устройство и действие бесконтактной системы зажигания.
Слайд 6
В.П. Передерий. Устройство
автомобиля. Учебное пособие. М.:
ИД «Форум» -
ИНФРА-М, 2008.-288с.
2. Учебник. Автомобиль ЗиЛ-131 и
его модификации. Техническое
описание
и инструкция по эксплуатации. М.:
Воениздат 1985 г.-296с., с. - 181-192.
3.Учебное пособие. Устройство и
эксплуатация автомобилей
Полосков В.П. и др.. М.: ДОСААФ
1987г.-318с., с. - 113-138.
Учебная литература:
Слайд 71.Общее устройство и принцип действия батарейной системы зажигания.
Слайд 8Система зажигания служит для создания тока высокого напряжения, распределения его
по цилиндрам двигателя и воспламенения рабочей смеси в камерах сгорания
цилиндров двигателя в строго определенные моменты.
Слайд 9Военно-технические требования к системе зажигания:
-соответствовать особенностям двигателя;
-выдерживать механическую нагрузку (вибрацию
и удары) в диапазоне частот и амплитуд, вызываемых колебаниями мест
крепления;
-сохранять работоспособность в различных климатических условиях, в которых работает двигатель;
-не создавать возможности обратных вспышек при открытых впускных клапанах (момент зажигания);
-обеспечивать вторичное напряжение U2М больше пробивного напряжения на свечах UПР;
-оптимальное размещение аппаратов системы зажигания на автомобиле, удобство их обслуживания, предохранение от тепла двигателя;
-не создавать радиопомех.
Слайд 10Батарейные системы зажигания могут быть классифицированы:
по назначению – пусковые, рабочие;
по
принципу воспламенения смеси – калильные, искровые;
по величине напряжения – низковольтные,
высоковольтные;
по типу источника энергии – батарейные, магнето;
по способу накопления энергии – в емкости, в индуктивности, без накопления;
по типу коммутирующего элемента – контактные, электронные;
по исполнению – экранированные и неэкранированные, герметизированные и негерметизированные и т.д.
Слайд 11В зависимости от типа коммутирующего элемента (способа прерывания тока в
первичной цепи) системы зажигания подразделяются на:
-контактные;
-контактно-транзисторные;
-бесконтактные транзисторные.
В системе зажигания имеется две цепи:
-цепь тока низкого напряжения (первичная цепь)
-цепь тока высокого напряжения (вторичная цепь12000 – 30000 вольт).
Слайд 12В первичную цепь контактной системы зажигания входят:
Источники тока низкого напряжения
(аккумуляторная батарея и генераторная установка).
Рис.1.Внешний вид источников тока низкого напряжения.
а).
аккумуляторная батарея 6СТ-90 «Зубр»; б). генератор Г-287-Б;
в). регулятор напряжения РР-132.
Слайд 13Назначение и конструкция аппаратов
системы зажигания
Включатель зажигания ВК-350Б служит для
включения и выключения первичной цепи зажигания, обеспечивает включение стартера, контрольно-измерительных
приборов, радиоприемника и электродвигателей отопителя и стеклоочистителя.
1 – контактная пластина;
2 – контакты;
3 – возвратная пружина;
4 – цилиндр;
5 – запирающие пластины;
6 – стопорное кольцо;
7 – гайка;
8 – ключ;
9 – корпус;
10 – упорное кольцо;
11 – ротор;
12 – пружина;
13 – шарик фиксатора;
14 – панель;
15 – поводок
Рис.2. Внешний вид и устройство включателя зажигания ВК-350Б.
Слайд 14В первичную цепь контактной системы зажигания входят:
Добавочный резистор - для
обеспечения теплового режима катушки зажигания и частотных характеристик системы зажигания.
Рис.3.
Внешний вид добавочных резисторов.
Слайд 15В первичную цепь контактной системы зажигания входят:
Первичная обмотка катушки зажигания
– создание магнитного поля.
Рис.4. Внешний вид катушек зажигания.
Слайд 16В первичную цепь контактной системы зажигания входят:
Прерыватель тока низкого напряжения
- для коммутации тока первичной цепи системы зажигания.
Рис.5. Внешний вид
и общее устройство прерывателей-распределителей.
Слайд 17В первичную цепь контактной системы зажигания входят:
Конденсатор – для снижения
искрообразования между контактами прерывателя и увеличения срока их службы.
Рис.6. Внешний
вид конденсаторов.
Слайд 18В первичную цепь контактной системы зажигания входят:
Провода низкого напряжения –
для соединения в цепь низковольтной части аппаратов системы зажигания.
Рис.7. Внешний
вид проводов низкого напряжения на автомобиле ЗиЛ-131.
Слайд 19В цепь высокого напряжения (вторичную цепь) всех систем входят:
Вторичная
обмотка катушки зажигания – для создания импульса высокого напряжения под
действием исчезающего магнитного поля первичной обмотки катушки зажигания при размыкании контактов прерывателя.
Слайд 20В цепь высокого напряжения (вторичную цепь) всех систем входят:
Распределитель
тока высокого напряжения – обеспечивает подвод высокого напряжения от катушки
к проводам свечей зажигания синхронно с работой кривошипно-шатунного механизма.
Рис.8.Распределитель тока высокого напряжения.
Слайд 21В цепь высокого напряжения (вторичную цепь) всех систем входят:
Провода
высокого напряжения – для подвода тока высокого напряжения от катушки
зажигания к распределителю зажигания и от распределителя зажигания к свечам зажигания.
Рис.9.Провода высокого напряжения.
Слайд 22В цепь высокого напряжения (вторичную цепь) всех систем входят:
Свечи
зажигания – преобразуют импульсный ток высокого напряжения катушки зажигания в
искровые разряды в цилиндрах двигателя в целях поджигания рабочей смеси.
Слайд 23Маркировка свечей зажигания
На цилиндрической части корпуса свечи наносится маркировка.
Условное обозначение
свечи содержит:
обозначение резьбы на корпусе (А – резьба метрическая
14х1,25 или М – резьба метрическая 18х1,5);
калильное число – 8, 11, 14, 17, 20, 23 или 26;
обозначение длины резьбовой части корпуса (Н – 11 мм, Д – 19 мм);
обозначение выступания теплового конуса изолятора за торец корпуса В;
обозначение герметизации по соединению изолятор – центральный электрод термоцементом – Т.
Длину резьбовой части корпуса (12 мм), отсутствие выступания теплового конуса изолятора за торец корпуса и герметизацию по соединению изолятор – центральный электрод иным герметиком, кроме термоцемента, не обозначают.
Слайд 24Маркировка свечей зажигания
Свеча А17ДВ :
резьба М14х1,25;
калильное число 17;
длина резьбовой части 19 мм;
выступающий тепловой конус;
Свеча М8Т :
резьба М18х1,5
калильное число 8
длина резьбовой части 12 мм
невыступающий тепловой конус
герметизация термоцементом
Слайд 25Условия необходимые для получения высокого напряжения, достаточного для воспламенения рабочей
смеси в цилиндрах двигателя:
1) за счет силы тока в первичной
цепи создать мощное магнитное поле в катушке зажигания;
2) как можно быстрее убрать ток и магнитное поле катушки зажигания, чему способствует наличие конденсатора определенной емкости, установленного параллельно контактам прерывателя.
Слайд 26Принципиальная схема контактной системы зажигания
GB1 – источник тока
S1 – включатель
зажигания.
R1 – добавочный резистор.
T1 – катушка зажигания.
S3 – распределитель тока
высокого напряжения.
F1 – свеча зажигания.
C1 – конденсатор.
S2 – контакты прерывателя.
Для просмотра видеоролика кликните левой кнопкой
«мыши» на картинку
Рис.10. Принципиальная схема контактной системы зажигания.
Слайд 27Недостатки контактных
систем зажигания
Для просмотра видеоролика кликните левой кнопкой
«мыши» на
картинку
Рис.10. Принципиальная схема контактной системы зажигания.
Слайд 28Принципиальная схема контактно-транзисторной системы зажигания
GB1 – источник тока
S2 – включатель
зажигания.
R1 – добавочный резистор.
T1 – катушка зажигания.
S3 – распределитель тока
высокого напряжения.
F1-F8– свечи зажигания.
S – контакты прерывателя.
Для просмотра видеоролика кликните левой кнопкой
«мыши» на картинку
T1
S3
Рис.11. Принципиальная схема контактно-транзисторной системы зажигания.
Слайд 29Преимущества и недостатки контактно-транзисторных систем зажигания
Для просмотра видеоролика кликните левой
кнопкой
«мыши» на картинку
Слайд 30Вывод: таким образом, на смену контактным системам зажигания с присущими
им недостатками пришли контактно-транзисторные системы, в которых через контакты прерывателя
течёт малый ток управления транзистором, прерывающим ток в первичной обмотке катушки зажигания. Это позволило значительно увеличить силу тока в первичной цепи системы зажигания, и, как следствие, повысить напряжение во вторичной цепи системы зажигания.
Слайд 312. Устройство и действие бесконтактной системы зажигания
Слайд 32Недостатки контактно-транзисторной системы зажигания.
-износ контактов и кулачка,
-вибрация и окисление
контактов,
-ослабление упругости пружины подвижного контакта.
Поэтому более перспективной является
бесконтактная транзисторная система зажигания, в которой недостатки вышерассмотренных систем зажигания отсутствуют.
Слайд 33Принципиальная схема бесконтактной системы зажигания
S – включатель зажигания;
Rд –
добавочный резистор;
1 – статор датчика импульсов;
2 – ротор датчика
импульсов;
3 – транзистор;
4 – катушка зажигания.
Слайд 34Бесконтактная система зажигания «Искра»
состоит из:
1.Источника тока (АКБ, генераторная установка);
2.Выключателя
зажигания ВК-350 Б;
3.Добавочного резистора СЭ-326;
4.Катушки зажигания Б-118;
5.Транзисторного коммутатора ТК-200-01;
6.Распределителя
зажигания Р-351;
7. Проводов низкого и высокого напряжения.
8. Свечей зажигания СН-307 В;
9.Индуктивно-емкостного фильтра подавления радиопомех;
10. Аварийного вибратора РС-331.
Слайд 35Назначение и конструкция аппаратов
системы зажигания
Источники тока низкого напряжения (аккумуляторная
батарея 6СТ-90 и генераторная установка Г-287 и РР132).
Слайд 36Назначение и конструкция аппаратов
системы зажигания
Включатель зажигания ВК-350Б служит для
включения и выключения первичной цепи зажигания, обеспечивает включение стартера, контрольно-измерительных
приборов, радиоприемника и электродвигателей отопителя и стеклоочистителя.
1 – контактная пластина;
2 – контакты;
3 – возвратная пружина;
4 – цилиндр;
5 – запирающие пластины;
6 – стопорное кольцо;
7 – гайка;
8 – ключ;
9 – корпус;
10 – упорное кольцо;
11 – ротор;
12 – пружина;
13 – шарик фиксатора;
14 – панель;
15 – поводок
Слайд 37Назначение и конструкция аппаратов
системы зажигания
Добавочный резистор СЭ-326 служит для
обеспечения теплового режима катушки зажигания и частотных характеристик системы зажигания.
1
– корпус;
2 – изолятор вывода;
3 – вывод;
4 – константановая проволока;
5 – контактная пластина;
6 – изолятор
Слайд 38Назначение и конструкция аппаратов
системы зажигания
Катушка зажигания Б-118 служит для
обеспечения теплового режима катушки зажигания и частотных характеристик системы зажигания.
1.Штуцер
ВК первичной обмотки. 2.Крышка экрана катушки зажигания. 3.Контактная гайка вывода высокого напряжения. 4.Крышка катушки зажигания. 5.Клемма высокого напряжения. 6.Клемма первичной обмотки. 7.Вывод Р низкого напряжения. 8.Штуцер вывода Р низкого напряжения. 9.Провод начала первичной обмотки. 10.Вторичная обмотка. 11.Кожух катушки зажигания. 12.Первичная обмотка. 13.Наборный сердечник "железо". 14.Провод соединения вторичной обмотки с кожухом. 15.Фарфоровый изолятор. 16.Изоляция первичной и вторичной обмоток. 17.Кольцевые магнитопроводы. 18.Изоляционная трубка сердечника. 19.Пружина контактной пластины. 20.Экран подавления радиопомех. 21.Запасная клемма. 22.Клемма ВК первичной обмотки. 23.Контактная пластина.
Слайд 39Назначение и конструкция аппаратов
системы зажигания
Транзисторный коммутатор ТК200 служит для
прерывания цепи первичной обмотки катушки зажигания.
Слайд 40Назначение и конструкция аппаратов
системы зажигания
Распределитель Р351 служит для управления
работой транзисторного коммутатора и распределения высокого напряжения по свечам зажигания
в порядке работы цилиндров двигателя.
Слайд 41Назначение и конструкция аппаратов
системы зажигания
1,2.Ведущий валик ротора датчика (генератора)
зажигания и распределителя. 3.Корпус датчика-распределителя. 4,5,6,7,8.Октан-корректор опережения зажигания. 9.Грузик центробежного
регулятора. 10.Ось грузика. 11.Пружина грузика. 12.Статор датчика (генератора) импульсов. 13.Восьмиполюсный постоянный кольцевой магнит— ротор датчика. 14.Уплотнительное кольцо 15.Бронзовая втулка привода ротора и бегунка 16.Фитиль дли смазки сопряжения валик- втулка. 17.Крышка распределителя. 18.Бегунок распределения тока высокого напряжения. 19.Токораздаточная пластина бегунка. 20.Угольный контакт. 21.Экран распределителя. 22.Пружина подавительного резистора. 23.Клемма провода высокого напряжения от катушки зажигания. 24.Крышка экрана. 25.Патрубок для крепления экранирующих. 26.Штуцер-гайка крепления экранированного провода высокого напряжения. 27.Клемма провода высокого. 28.Токосъемная пластина подачи управляющих импульсов. 29.Низковольтный экранированный плюсовый вывод подачи управляющих импульсов от датчика-распределителя к транзисторному коммутатору. 30.Катушка обмотки статора. 31.Нарезное отверстие вентиляции корпуса распределителя. 32.Палец привода траверсы втулки. 38.Траверса (поводковая пластина) центробежного регулятора. 34.Втулка валика ротора. 35.Колпачковая масленка для смазки втулок валика ротора.
Слайд 42Назначение и конструкция аппаратов
системы зажигания
Провода высокого напряжения – для
подвода тока высокого напряжения от катушки зажигания к распределителю зажигания
и от распределителя зажигания к свечам зажигания.
Слайд 43Назначение и конструкция аппаратов
системы зажигания
Свечи зажигания СН-307В – преобразуют
импульсный ток высокого напряжения катушки зажигания в искровые разряды в
цилиндрах двигателя в целях поджигания рабочей смеси.
1.Экранирующий шланг.
2.Гайка.
3.Уплотнительная втулка.
4.Высоковольтный провод.
5.Контактное устройство.
6.Керамическая втулка.
7.Экран свечи.
8.Сопротивление снижения радиопомех.
9.Боркорундовый изолятор свечи.
10.Контактная головка.
11.Уплотнительное медное кольцо.
12.Теплопроводящий стеклогерметик.
13.Теплоотводящая шайба.
14. Центральный электрод свечи.
15. Боковой электрод свечи.
16. Корпус свечи.
Слайд 44Назначение и конструкция аппаратов
системы зажигания
Аварийный вибратор РС331 обеспечивает работу
системы зажигания при выходе из строя транзисторного коммутатора или датчика
импульсов.
1 – неподвижный контакт; 2 – подвижный контакт; 3 – обмотка; С1 и С2 – конденсаторы
Слайд 45Назначение и конструкция аппаратов
системы зажигания
Фильтр радиопомех ФР-82.
Слайд 46Размещение аппаратов
системы зажигания на автомобиле ЗиЛ-131
Слайд 47Работа бесконтактной транзисторной
системы зажигания
Слайд 48Система зажигания считается исправной, если при условиях правильной установки зажигания
и исправной аккумуляторной батареи искрой устойчиво пробивается зазор 6-7 мм
между наконечниками свечных проводов и «массой» двигателя. Отсутствие искры, наличие ее с перебоями или пробиваемый зазор менее 6-7 мм свидетельствуют о неисправности системы зажигания.
Слайд 49Неисправности системы зажигания
- система зажигания не действует - нет искры
между свечными проводами и «массой» из-за отказа первичной или вторичной
цепи;
система зажигания работает с перебоями:
-окисление контактов прерывателя или нарушение зазора между ними;
-нарушение контакта низковольтных проводов с выводами приборов зажигания;
-нарушение изоляции высоковольтных проводов;
-утечка тока высокого напряжения через трещины в крышке катушки зажигания, в крышке или в роторе распределителя;
-отказ в работе свечей зажигания.
нарушен момент зажигания (проявляется в выстрелах глушителя или хлопках воздухоочистителя, а также в снижении мощности и ухудшении экономичности двигателя):
-подключение ряда проводов свечей не соответствует порядку работы цилиндров;
-нарушение установки момента зажигания;
-нарушение регулировки центробежного или вакуумного регулятора опережения зажигания.
Слайд 50 Задание на самоподготовку:
-вычертить в конспекте принципиальные электрические
схемы контактной, контактно-транзисторной и бесконтактной систем зажигания;
-изучить устройство и законспектировать
назначение основных аппаратов системы зажигания двигателя автомобиля ЗиЛ-131.
Тема следующего занятия :
Тема 2 «Двигатели» занятие №6 «Пуск и прогрев двигателя», практическое, 4 часа.
Слайд 51Белорусский национальный технический университет
военно-технический факультет
Презентацию подготовил преподаватель кафедры
«Военная
автомобильная техника»
подполковник Куракин В.В.