Слайд 1Мультимедийная презентация к лекции
по дисциплине «Тактико-специальная подготовка»
для ФПИС (специальность –
030901.65 – ПОНБ)
ТЕМА № 8
«Гражданская оборона и
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Роль, место и задачи органов внутренних дел МВД России в этих системах»
ФГКОУ ВПО «Волгоградская академия МВД России»
Кафедра тактико-специальной подготовки
Подготовил профессор С.В. Непомнящий
Слайд 2Учебные вопросы:
1.Правовое регулирование, задачи, организационная структура Гражданской обороны и Единой
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.Место и роль органов внутренних
дел в системе Гражданской обороны и Единой системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Слайд 3Литература:
Конституция Российской Федерации // «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
Федеральный конституционный
закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // СЗ
РФ, 04.06.2001, N 23, ст. 2277
Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О гражданской обороне» // СЗ РФ", 16.02.1998, № 7, ст. 799;
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» //СЗ РФ. – 1994. – № 35. – Ст. 3648.
Постановление Правительства Российской Федерации № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // СЗ РФ, 12.01.2004, № 2, ст. 121.
Слайд 4Гражданская оборона (ГО)—
система мероприятий по
подготовке к защите и
по защите
населения, материальных и
культурных ценностей на
территории Российской
Федерации от опасностей,
возникающих при ведении
военных действий или
вследствие этих действий.
Слайд 51. Задачи, связанные с подготовкой населения, промышленности, сил и средств
Гражданской обороны:
обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий;
разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
обеспечение
постоянной готовности
сил Гражданской
обороны.
Слайд 62. Задачи, охватывающие мероприятия по осуществлению ГО и ликвидации последствий
ведения военных действий:
оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий;
проведение мероприятий по маскировке;
предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
Слайд 7проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при
ведении военных действий или вследствие этих действий;
борьба с пожарами, возникшими
при ведении военных действий или вследствие этих действий;
первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
2. Задачи, охватывающие мероприятия по осуществлению ГО и ликвидации последствий ведения военных действий:
Слайд 8Принципы организации и ведения
гражданской обороны:
Территориальный принцип построения и руководства
ГО означает, что ГО строится централизованно в соответствии с административным
делением территории страны от республики до района, города, села, причем нижестоящая система является составной частью вышестоящей с сохранением за нижестоящими уровнями самостоятельности.
Производственный принцип построения Гражданской обороны означает, что ГО строится по отраслевому принципу — от министерств, ведомств до объекта (промышленного предприятия, учреждения и т.д.).
Слайд 9Управление Гражданской обороной осуществляется:
на федеральном уровне — Министерством Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий (МЧС);
Слайд 10на региональном уровне — региональными центрами по делам ГО и
ЧС
Управление Гражданской обороны
осуществляется:
Поволжский региональный центр
Слайд 11на территориальном и местном уровнях — органами управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и при органах местного самоуправления;
Управление Гражданской обороной осуществляется:
Слайд 12на объектовом уровне — отделами (секторами или специально назначенными лицами)
по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Управление Гражданской обороной осуществляется:
Слайд 13Организационно Гражданская обор
состоит из:
федерального органа исполнительной власти, решает задачи
в области ГО, в лице Государственного комитета Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
служб гражданской обороны :
федеральных
Республиканских
краевых,
областных
автономных областей
районных
городских;
Слайд 14Службы гражданской обороны.
Федеральные
республиканские
краевые
областные
автономных областей и округов
районные
и городские службы гражданской обороны,
службы гражданской обороны
организаций.
Слайд 15Силы гражданской обороны — это воинские формирования, специально предназначенные для
решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска
гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.
Гражданские организации гражданской обороны — формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу. Они создаются в
организациях при наличии
потенциально опасных
производственных
объектов
Слайд 16Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) :
обеспечение
безопасности и защиты населения,
окружающей природной среды
уменьшение материальных
потерь
предупреждение чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время
ликвидация их последствий.
Слайд 17 Основные задачи, решаемые РСЧС:
разработка и реализация правовых
и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий,
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
Слайд 18создание резервов, финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление
государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи, решаемые РСЧС:
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
Слайд 19К федеральному уровню РСЧС относятся
органы управления
силы и средства центрального
подчинения
органы управления
силы и средства, напрямую подчиненные федеральным органам исполнительной власти.
Слайд 20Региональный уровень РСЧС образован вследствие деления территории России на девять
регионов:
Центральный (г. Москва),
Северо-западный (г. Санкт-Петербург),
Северо-Кавказский (г. Ростов-на-Дону),
Приволжский (г.Самара),
Уральский (г.Екатеринбург),
Забайкальский (г.Чита),
Сибирский (г.Красноярск),
Дальневосточный (г.Хабаровск).
Слайд 21Важнейшей составной частью государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
выступают :
силы и средства наблюдения и контроля;
силы и средства ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля
осуществляют государственный надзор,
инспектирование,
мониторинг,
контроль состояния природной среды,
хода природных процессов и явлений,
потенциально опасных объектов,
продуктов питания,
здоровья людей.
Слайд 22К силам ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся:
войска гражданской обороны;
поисково-спасательная служба МЧС
России;
соединения и воинские части Вооруженных Сил,
противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования
министерств, ведомств и различных организаций;
учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и др.
Слайд 23 Режим повседневной деятельности — функционирование системы
при: нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической
обстановке.
Режим повышенной готовности — функционирование системы при: ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки.
Чрезвычайный режим — функционирование системы при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Слайд 24Учебный вопрос № 2. Место и роль органов внутренних дел
в системе Гражданской обороны и Единой системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Она включает в себя комплекс мероприятий, которые осуществляются в мирное и военное время для:
защиты сотрудников,
подразделений,
учреждений,
предприятий,
организаций,
образовательных учреждений МВД России,
членов семей сотрудников,
Слайд 25повышения устойчивости работы объектов,
восстановления их боеспособности
создания условий успешного
функционирования органов и учреждений внутренних дел в военное время и
в чрезвычайной ситуации мирного времени.
Комплекс мероприятий, которые осуществляются
в мирное и военное время для:
Слайд 26Структура Гражданской обороны МВД России представляет собой систему, состоящую из
трех уровней, органически связанных между собой:
— система ГО центрального аппарата
МВД России;
— система ГО МВД республик, краев, областей, городов, районов;
— система ГО объектов МВД России.
Слайд 27В структуру ГО центрального аппарата МВД России входят :
начальник ГО,
его заместители,
управление боевой подготовки,
Служба охраны общественного порядка (СООП)
ГО
служба противопожарных и аварийно-спасательных работ (СПП и АСР) ГО РФ,
городской пункт управления в месте постоянной дислокации и загородные — ближний и дальний.
Слайд 28К основным задачам МВД России в системе ГО и РСЧС
относятся:
защита сотрудников, членов их семей, а также спецконтингента от ОМП
и других средств нападения противника;
повышение устойчивости работы объектов МВД России в условиях
защита служебных животных, продовольствия, сырья, фуража, водоисточников и систем водоснабжения от радиоактивного, химического и бактериального заражения, а также проведение мероприятий по ликвидации последствий заражения на объектах МВД России;
проведение аварийно-спасательных работ на объектах и оказание помощи пострадавшим;
подготовка и проведение мероприятий по маскировке;
всеобщее обязательное обучение сотрудников и спецконтингента способам защиты
Слайд 29К особым задачам ОВД в системе ГО и РСЧС относятся:
обеспечение
общественного порядка и охраны материальных ценностей;
обеспечение безопасности дорожного движения при
проведении мероприятий гражданской обороны;
организация тушения пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;
контроль за выполнением всеми гражданами и должностными лицами постановлений федеральных и местных органов власти;
учет потерь населения в результате нападения противника, стихийных бедствий, аварий, катастроф;
учет перемещенного в результате эвакуации населения;