Слайд 1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»,
город
Абакан, Республика Хакасия
Программа
Воспитание группы школьников, претендующих на профильное физико-математическое обучение
Автор-составитель:
Парамонов Сергей Васильевич, учитель физики и астрономии
2020
Слайд 2Цель – воспитание группы учащихся, конкурентно способных в изучении физико-математических
наук
Задачи: 1. Оказывать помощь учащимся в выборе профессии, связанной с
изучением физико-математических наук
2. Формировать у школьников навыки изучения себя, как личности, для утверждения верности выбора направления своего обучения
Слайд 3Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 7-9 классов. В основу программы
положен многолетний опыт учителя, полученный им в успешной подготовке школьников,
желающих получить глубокое и широкое физико-математическое образование с перспективой его совершенствования в высшей школе при получении желаемой профессии.
Слайд 4Опыт показывает, что для успешного обучения школьников, особенно физико-математическим наукам,
требуется сформировать у них определённые и необходимые личные качества [2]
:
усидчивость (способность долго, не отрываясь, сидеть за работой);
учебную трудоспособность (способность к учебному труду);
необходимое внимание (сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чём-н.);
желание достичь положительного результата (того, что получено в завершение какой-н. деятельности, работы, итога);
усердие при достижении желаемого результата (большое старание);
стремление улучшить свой результат (настойчивое желание чего-н. добиться, что-н. осуществить, устремлённость к чему-н.);
системность в учебно-трудовой деятельности (склонность к порядку и последовательности в действиях, поступках);
изучение себя, как личности (человека, как носителя каких-н. свойств), в достижении своих учебных замыслов (задуманных планов действий, деятельности, намерений) .
Слайд 5Воспитание выше перечисленных качеств, способствует успешному достижению в основной школе
личностных результатов:
1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
2) убежденность в
возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
4) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
5) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
6) формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Слайд 6
Обладание такими качествами помогает достижению в основной школе метапредметных результатов:
1) овладение
навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умением предвидеть возможные результаты своих действий;
2) понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
3) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
5) развитие монологической и диалогической речи, умений выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6) освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
7) формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Слайд 7
Такие качества предполагают достижение учащимися на этапе предпрофильной подготовки общих
предметных результатов:
1) знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и
понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
2) умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
3) умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
4) умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
5) формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
6) развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
7) коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники ин
Слайд 8
Достижению выше перечисленных личностных, предметных и метапредметных результатов позволят учащимся
сформированные универсальные учебные действия (УУД) [1]
.
Важнейшими познавательными универсальными учебными
действиями являются:
способность самостоятельно формулировать определения понятий;
умения выбирать основания и критерии для сравнения объектов;
умения классифицировать объекты;
способность выражать смысл ситуации различными средствами (рисунками, символами, схемами, знаками);
владение анализом, обобщением наблюдаемых явлений;
умение делать выводы;
способность строить логические цепи рассуждений;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
навыки выполнять операции со знаками и символами;
владение навыками самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
способность выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий;
умение устанавливать причинно-следственные связи и строить логические цепи рассуждений;
Слайд 9
Необходимыми и достаточными регулятивными универсальными учебными действиями являются:
умение самостоятельно формулировать
познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;
осознание качества
и уровня усвоения. Верная оценка достигнутого результата;
желание принять познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий
умение составлять план и последовательность действий;
развитие способностей с помощью вопросов добывать недостающую информацию;
умение использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции в ней;
развитие способностей сличать свой способ действия с эталоном и обнаруживать отклонения и отличия;
выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
осознание необходимости вносить коррективы и дополнения в составленные планы внеурочной деятельности;
способность оценивать достигнутый результат ;
Слайд 10
Коммуникативными универсальными учебными действиями являются:
позитивное отношение к процессу общения;
умение задавать вопросы, строить понятные высказывания,
обосновывать и доказывать свою точку зрения;
владение вербальными и невербальными средствами общения;
наличие навыков конструктивного общения, взаимопонимания;
умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
понимание относительности оценок и выборов, совершаемых людьми. Осознание своих действий;
умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме;
умение описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности;
вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, обучение владению монологической и диалогической формами речи;
интерес к чужому мнению, умение высказывать свою точку зрения
Слайд 11Общие методы воспитания выше перечисленных качеств [10] :
Убеждение
Пример
Поощрение
Упражнение
Соревнование
Принуждение
Примечание:
методы могут быть
использованы как в вербальной, так и в невербальной формах
Слайд 137класс. Воспитание усидчивости
Ведение тетради «Словарь для формул» на уроках под
руководством учителя;
Заучивание формул наизусть дома и в школе (в обязательном
порядке теми, кто выбрал физику для сдачи экзамена в форме ОГЭ);
Проверка знаний формул и умений ими пользоваться на основе математических правил в период физических диктантов на уроках;
Возможность и необходимость пересдачи физических диктантов школьниками с целью улучшения своей отметки;
Анализ ошибок, допущенных школьниками в физических диктантах, учителем после каждого физического диктанта с разъяснением математических ошибок;
Обучение школьников математическим правилам при использовании физических формул на конкретных примерах, взятых из последнего физического диктанта;
Выставление отметки «2» за физические диктанты в «Личный журнал учителя» в обязательном порядке, но не обязательно в классный и электронный журналы;
Разъяснение школьникам ситуации пункта «7» на случай выбора физики в качестве предмета для сдачи экзамена в более поздний период обучения, чем 7 класс
Слайд 14Воспитание учебной трудоспособности [2], необходимого внимания [2], желания достигать положительного
результата [2], усердия [2] в достижении желаемого результата, стремления [2]
улучшить свой результат, системности [2] в учебно-трудовой деятельности, способности изучения себя, как личности [2], в достижении своих учебных замыслов [2]
Проведение самостоятельных работ («Теоретических», «Неожиданность», «По материалам текста», «Эврика», «Решение задач по известному учащимся алгоритму», «Тестового содержания», «К нам на урок пришла телевизионная передача «Галилео»);
Проведение анализа ошибок, допущенных школьниками, после каждой самостоятельной работы;
Выставление отметки «3», в классный журнал, всем, получившим «2» за самостоятельную работу после анализа ошибок;
Разъяснение ошибок, допущенных в самостоятельных работах, школьникам, отсутствующим на уроке в период «Анализа ошибок» в индивидуальном порядке с исправлением отметки «2» на «3»;
Ведение учителем «Личного журнала учителя» для внесения и хранения максимально полной информации об успехах каждого школьника (за что и как получена отметка, накопительная отметка, как получена положительная отметка за четверть, как пересдавал «долги» по знаниям, …)
Ведение плановых контрольных и лабораторных работ
Слайд 15Воспитание необходимых и достаточных для успешной учебно-трудовой деятельности выше перечисленных
качеств в период обучения в 8 классе
Основные требования и методы
по подготовке к профильному обучению остаются такими же, как в 7 классе;
Для группы с определившимися запросами, некоторые из выше перечисленных требований, усиливаются:
двойки учащихся, полученные ими за физические диктанты, теперь выставляются не только в «Личный журнал учителя», но и в другие официальные документы;
учащиеся, получившие двойки за физические диктанты, теперь обязаны пересдавать их в устной форме, ведя записи на доске;
учитель в период пересдачи физического диктанта в устной форме работает со школьником индивидуально, и может выявить пробелы в ЗУН у него более качественно, по сравнению с письменной формой;
учителем ведётся разъяснительная работа с учащимися, с классным руководителем, с родителями с целью объяснения двоек учащихся, полученных ими за физический диктант и разъяснения важности знаний формул наизусть;
в «Личном журнале учителя» фиксируются долги учащихся (в форме отметки «2») за физические диктанты. Таким школьникам предлагается пересдавать физические диктанты после каждого неудачного для них физического диктанта, в следующей четверти за предыдущую четверть и даже в следующем учебном году за предыдущий учебный год. Большим стимулом для пересдачи физических диктантов является возможность получить более высокую отметку за четверть, год;
учитель для всех восьмиклассников (из них могут появиться дополнительные претенденты на физико-математический профиль) демонстрирует решения качественных и количественных задач из экзаменационных материалов;
учащиеся, выбравшие физико-математический профиль, выполняют контрольные работы с заданиями, приближёнными по сложности к экзаменационным задачам, с нарастанием их сложности к концу учебного года;
последнее из перечисленных требований относится и ко всем видам самостоятельных работ: в них одно из заданий или все задания могут быть более сложными;
период обучения в восьмом классе это начало выбора профессии, жизненного пути, понимания себя, поэтому не возбраняется переход учащихся из оного профиля в другой профиль, более подходящий по учебно-трудовым качествам для каждого ученика
Слайд 16
Воспитание необходимых и достаточных для успешной учебно-трудовой деятельности выше перечисленных
качеств в период обучения в 9 классе
Воспитание необходимых для успешности
в обучении качеств продолжается средствами и методами, используемыми в седьмом и восьмом классах;
Предлагаются и осуществляются дополнительные:
изучение направленности и уровня внутренней учебной мотивации с помощью специального «Опросника»;
усиление контроля знаний формул и умений и их практического применения. Это выражается в составлении учителем таблицы результатов учащихся в этом вопросе за 7 и 8 классы, подготовка таблицы для внесения результатов за 9 класс
учащимся, имеющим неудовлетворительные отметки за физические диктанты за 7 и 8 классы, нежелательные отметки, пропущенные физические диктанты и не сданные устно в своё время, предлагается сдать зачёты по этим материалам и получить желаемую отметку. Новая отметка, полученная школьником за физический диктант, учителем вносится в таблицу ручкой. Отметки за физические диктанты в 9 классе вносятся в таблицу также «вручную»;
Слайд 17о результатах обучения претендентов учитель периодически доводит до сведения родителей
сам или через классного руководителя;
в 9 классе один час в
неделю ведётся элективный курс: «Познай физику и себя при решении олимпиадных задач» [5];
в первом полугодии 9 класса в рамках элективного курса учитель в сэкономленное время представляет претендентам на физико-математический профиль в 10 классе решения заданий демонстрационного варианта ОГЭ, рассказывает особенности решения первой и второй части материалов;
во втором полугодии 9 класса проводится пробный экзамен для претендентов на физико-математический профиль в 10 классе. Для этого используются реальные экзаменационные материалы федерального института педагогических измерений (ФИПИ) предыдущего года выпуска [6];
ознакомление учащихся (во втором полугодии 9 класса) с кодификатором формул демонстрационного варианта экзаменационных материалов. Разъяснение роли кодификатора формул в экзаменах [8];
в рамках элективного курса в сэкономленное время учащиеся решают задачи первой части, а учитель представляет решения заданий второй части типовых экзаменационных вариантов текущего учебного года выпуска [6];
Повторение лабораторных работ за 7-9 классы на основе перечня комплектов оборудования [7];
Решение задач типовых экзаменационных вариантов в предэкзаменационный период [6]
Слайд 18
Источники информации
Конструктор рабочих программ. Физика. 7-9 классы. Рабочие программы по
учебникам А. В. Пёрышкина, Е. М. Гутника. Издательство «Учитель». WWW.uchitel-izd.ru
Ожегов
С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е издание, дополнительное. М. ООО «А ТЕМП», 2017. с.с. 805; 780; 86; 644; 740; 687; 688; 318; 204.
Парамонов, С. В. «Некоторые особенности преподавания физики в 7-9 классах средней общеобразовательной школы»./С. В. Парамонов//ВЕСТНИК. № 27 (март 2019), (Научный журнал хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова) – с. 127
Парамонов, С. В. «Обучающая, корректирующая и контролирующая функции мини самостоятельных работ по физике в средней школе»./С. В. Парамонов// ПОИСК.№1 (41), 2013, (Научно-методический журнал ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК») – с.с.30 - 32
Парамонов, С. В. «Познай физику и себя при решении олимпиадных задач» - программа предпрофильного элективного курса для 9 классов. А.: ООО «ДиалогСибирь-Абакан», 2010 г.
ФИЗИКА. ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты под редакцией Е. Е. Камзеевой. 2019 год;
ПРОЕКТ. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ). Приложение 2;
ПРОЕКТ. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ). Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по физике;
Дубовицкая Т. Д. «Методика диагностики учебной мотивации» // Психологическая наука и образование. Научный журнал ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» М: ул. Сретенка, 29. 2002.Том 7, № 2. С.с. 42-45.
https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/metody-vospitanija/Содержание
Слайд 19
Приложения
Успехи учащихся в экзаменах в форме ОГЭ
Слайд 20Документы, подтверждающие наличие и действие программы