Слайд 1Мурманский арктическийгосударственный университет
Факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности
Кафедра физической
культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности
СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ОТБОР В
ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНА
Подготовил: к.п.н., доцент
Чайников С.А.
Мурманск
2019
Слайд 2План:
1. Спортивная ориентация и отбор как факторы многолетней подготовки спортсмена.
2.
Этапы и методика отбора.
Слайд 3ЛИТЕРАТУРА
Железняк Ю.Д. «ПФСС».
Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. «ТиМФВиС».
Чермит К.Д. «ТиМФК» (опорные
схемы). Уч. пособие. М., 2005.
Курамшин Ю.Ф. «ТиМФК». – М., 2007.
Кузнецов
В. С. Теория и методика физической культуры - М. : Академия, 2012.
Слайд 4Спортивный отбор -
комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень
предрасположенности (одаренности) ребенка к виду спорта (Ж.К. Холодов).
Слайд 5Спортивный отбор -
комплекс мероприятий, позволяющий оценить потенциальную одаренность и
прогнозировать спортивные достижения (К.Д. Чермит).
Основная задача - выявление задатков и
способностей, в наибольшей мере соответствующих требованиям вида спорта.
Слайд 6Способности
совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и
требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешность ее выполнения.
Слайд 7Виды способностей
общие – обеспечивающие овладение ЗУН-ами и продуктивность в различных
видах деятельности.
специальные – способствующие достижению высоких результатов в конкретном виде
спорта.
Спортивные способности во многом зависят от задатков (наследственно обусловловленных, стабильных, консервативных).
Слайд 8Задатки -
анатомо - физиологические особенности нервной системы,
служащие базой для формирования тех или иных способностей (БСЭ).
Слайд 9Спортивная ориентация
система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление
специализации юного спортсмена в определенном виде спорта (Ж.К. Холодов).
Слайд 10Спортивная ориентация -
комплексная система организационно-методических мероприятий, на основе
которых определяется узкая специализация индивида в определенном виде спорта (В.П.
Филин).
Основ. задача СОр - выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельности.
Слайд 11
определение идеального типа спортсмена;
условное распределение детей на группы по уровню
одаренности;
прогнозирование темпов роста спортивных достижений;
выбор формы организации, процедур и процесса
отбора.
Компоненты спортивной ориентации и отбора
(по К.Д.Чермит):
Слайд 12Критерии спортивной ориентации и отбора (по К.Д.Чермит)
Первичный отбор:
оценка
двигательных способностей;
оценка телосложения;
оценка функциональной подготовленности;
оценка мотивации.
Слайд 13Критерии спортивной ориентации и отбора (по К.Д.Чермит)
Вторичный отбор:
уровень начальных спортивных
достижений;
темпы роста спортивных достижений;
стабильность спортивных достижений.
Слайд 14Основные положения теории спортивного отбора (СО)
СО – многоступенчатый многолетний процесс,
охватывающий все периоды спортивной подготовки;
Основа СО – всестороннее изучение способностей
спортсменов, создание благоприятных предпосылок для формирования способностей, позволяющих успешно совершенствоваться в избранном виде спорта.
Слайд 15Основные положения теории спортивного отбора (СО)
Слабое проявление свойств личности и
качественных особенностей к одному из видов спорта не может рассматриваться
как отсутствие спортивных способностей.
Прогнозировать спортивные способности можно только применительно к отдельному виду или группе видов.
Начало СО - в детском возрасте, конец - в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх.
Слайд 16Этапы спортивного отбора
(по К.Д. Чермиту)
Спортивная ориентация (1-ный отбор);
Спортивный отбор (2-ный отбор);
Отбор кандидатов в сборные команды;
Комплектование сборных команд.
Слайд 17Этапы спортивного отбора
(по Ж.К.Холодову)
Спортивная ориентация и массовый отбор в
ДЮСШ;
Отбор в УТГ и ГСС спортивных школ;
Отбор в ЦОП, СДЮШОР
и УОР;
Отбор кандидатов в сборные команды.
Слайд 181 этап – массовый отбор
массовый просмотр детей 6-10 лет.
Цель
- ориентация на занятия тем или иным видом спорта для
привлечения двигательно одаренных детей в ДЮСШ.
В ГНП ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта.
Слайд 191 этап – массовый отбор
СО - сложная работа.
Пример: набор
2-3 ГНП (по 20-25 чел.) – просмотр >100 детей.
Статистика–
из 60000 детей, пришедших в плавательный бассейн, только 1 выходит на уровень МСМК (Платонов).
Слайд 201 этап – массовый отбор
Критерии отбора:
рекомендации учителя физической культуры;
данные
медицинского обследования;
антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы.
Слайд 211 этап – массовый отбор
Методы отбора:
Педагогические наблюдения;
Контрольные испытания (тесты);
Смотры-конкурсы по
видам спорта;
Социологические и медицинские исследования.
Слайд 221 этап – массовый отбор
Показатели массового отбора
в ДЮСШ, СДЮШОР:
1.Физическое развитие.
Метод - антропометрия: длина тела,
стопы, весоростовой индекс, ЖЕЛ, окружность грудной клетки, сила мышц-сгибателей кисти (динамометрия).
Слайд 231 этап – массовый отбор
Показатели массового отбора
в ДЮСШ, СДЮШОР:
2. Двигательные способности и ОФП. Метод – тестирование (бег на
30 м со старта, непрерывный бег 5 мин., скоростной бег на месте 10 с, челночный бег 3x10 м, прыжок в длину с места, подтягивание в висе, бросок мяча 2 кг, прыжок в высоту с места и др.)
Слайд 241 этап – массовый отбор
Показатели массового отбора
в ДЮСШ, СДЮШОР:
3. Функциональные возможности.
4. Темпы прироста спортивных показателей.
5.Специальная физическая подготовленность.
Слайд 252 этап – отбор в УТГ и ГСС
Цель - выявление
спортивно одаренных детей для комплектования УТГ и ГСС. Отбор -
в течение последнего года обучения в ГНП.
Программа отбора:
оценка состояния здоровья;
выполнение контрольно-переводных нормативов;
антропометрические измерения;
выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов;
определение спортивной специализации.
Слайд 262 этап – отбор в УТГ и ГСС
Методы отбора:
педагогическое наблюдение;
контрольные
испытания (тесты);
психологические обследования;
социологические исследования;
медико-биологическое обследование.
Слайд 273 этап - отбор в ЦОП, СДЮШОР и УОР
Цель -
поиск перспективных спортсменов и зачисление их в ЦОП, ДЮСШОР и
УОР.
Программа отбора:
обследование соревновательной деятельности спортсменов;
тестирование.
Слайд 283 этап - отбор в ЦОП, СДЮШОР и УОР
Методы отбора:
педагогическое
наблюдение;
контрольные испытания (тесты);
психологические обследования;
соревновательные и контрольные прикидки;
медико-биологическое обследование.
Слайд 294 этап – отбор кандидатов в сб. команды
Цель - отбор
кандидатов в основные составы сб. команд областей, краев, России.
Показатели отбора:
динамика
спортивно-технических результатов (начало, вершина, спад по годам подготовки);
выполнение элементов техники в экстремальных условиях;
Слайд 304 этап – отбор кандидатов в сб. команды
Показатели отбора:
динамика спортивно-технических
результатов (начало, вершина, спад по годам подготовки);
выполнение элементов техники в
экстремальных условиях;
степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревнований;
Слайд 314 этап – отбор кандидатов в сб. команды
Показатели отбора:
двигательный потенциал;
способности
к перенесению высоких тренировочных нагрузок;
психическая устойчивость спортсмена в соревнованиях.
Основная форма
отбора кандидатов – спортивные соревнования.
Слайд 32Задание к семинару
1. подготовка и защита мультимедийной презентации по теме:
«Спортивная
ориентация и отбор»
(на примере своего вида спорта, этап отбора
любой)
Слайд 33Задание к семинару
В презентации должно быть отражено:
возраст контингента;
прогностически значимые признаки
(физическое развитие, двигательные способности и общая физическая подготовленность, функциональные возможности);
ориентировочные
нормативы оценки физического развития спортсменов;
ориентировочные нормативы оценки физической подготовленности спортсменов;
Слайд 34Задание к семинару
В презентации должно быть отражено:
требования, предъявляемые к занимающимся
данным видом спорта;
степень влияния различных физических качеств на результативность;
комплекс контрольных
испытаний (тестов), который целесообразно применять на этапе отбора.