Слайд 1Музеи мира. Государственный Русский музей
Слайд 2Государственный Русский музей в Петербурге — самый обширный музей русского
искусства в мире. Он был основан Николаем II в 1895
г. и торжественно открылся для посетителей 19 марта 1898 г.
История создания
Слайд 3До 1917 года назывался «Русский Музей Императора Александра III». Император Александр III
(отец Николая II) был страстным коллекционером, сравнить его в этом
отношении можно только с Екатериной II. Гатчинский замок императора буквально превратился в склад бесценных сокровищ. Приобретения Александра уже не помещались в галереях Зимнего, Аничкова и других дворцов — это были картины, предметы искусства, ковры… Собранная Александром III обширная коллекция картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур после его смерти была передана в основанный императором Николаем II Русский музей в память о своём отце.
Слайд 4История Михайловского дворца
Здание построено в стиле ампир. Идея постройки новой
резиденции для князя Михаила Павловича принадлежала его отцу, императору Павлу I. Но Павлу
I не пришлось увидеть воплощение своей идеи, так как в результате дворцового переворота он погиб. Несмотря на это, приказ императора был выполнен. Когда Михаилу исполнился 21 год, император Александр I решил начать строительство дворца.
Карл Росси, Михайловский дворец , 1819—182 5
Слайд 5Филиалы музея. Летний дворец Петра I
Летний дворец был построен в
стиле барокко по проекту Доменико Трезини в 1710-1714 годах. Это
одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.
Летний дворец Петра I
Слайд 6Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме
изображены события античной мифологии. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором
Андреасом Шлютером.
Рельеф «Бой Персея с Медузой». Летний дворец Петра I
Слайд 7Мраморный дворец
Мраморный дворец построен в 1768-1785 гг. по проекту итальянского
архитектора Антонио Ринальди. Строгий внешний облик здания характерен для раннего
классицизма.
Мраморный дворец
Слайд 8Свое название Мраморный дворец получил за богатую отделку мрамором элементов
фасада и интерьера. Это было первое здание в Петербурге, облицованное
естественным камнем. Для отделки дворца всего использовалось 32 сорта мрамора.
Слайд 9Во дворе Мраморного дворца ныне находится конный памятник Александру Третьему
скульптора Паоло Трубецкого.
В 90-е годы XX века дворец стал филиалом
Русского музея.
Слайд 10Инженерный (Михайловский) замок
По одной из легенд, к солдату, держащему караул
у часов в Зимнем дворце, однажды явился необыкновенный юноша, весь
окруженный сиянием, и сказал следующее: «Иди к императору и передай мою волю – дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила». Солдат выполнил поручение, и, если верить преданию, именно так было принято решение о строительстве Михайловского замка.
По официальной версии, такое необычное название новая императорская резиденция получила благодаря храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, размещенного на её территории, а также причудам императора – Павлу I захотелось построить свой дворец в виде средневекового замка.
Баженов, Инженерный (Михайловский) замок
Слайд 11Император так торопился скорее переехать в свой «неприступный замок», что
отдал приказ его строить круглосуточно, без каких-либо перерывов – так,
например, ночью работы велись при свете факелов. Над возведением новой императорской резиденции трудилось более 6 тысяч человек, а строительные материалы привозили со всех остальных строящихся в столице в то время объектов. Однако у судьбы весьма недоброе чувство юмора – Павла I убили в его собственной спальне ровно через 40 дней после его официального переезда в Михайловский замок, построенный специально для его защиты.
Слайд 12При жизни Павла I Михайловский замок напоминал оборонительное средневековое сооружение
не только по архитектурному стилю – его также со всех
сторон окружала вода: реки Фонтанка и Мойка и каналы Вознесенский и Церковный, сейчас засыпанные. Попасть в императорскую резиденцию можно было только через один из охраняемых (как оказалось впоследствии – не так уж тщательно) мостов.
Слайд 13Историки до сих пор ведут споры по поводу происхождения цвета
стен Михайловского замка. По одному из мнений, столь неординарное цветовое
решение продиктовано было тем, что Павел I был магистром Мальтийского ордена – а желто-оранжевый является традиционным цветом для этого религиозного объединения.
В 1991 г. треть помещений замка подарено Государственному Русскому музею, в 1995 г. музею подарен весь замок.
Слайд 14Уникальное строение в стиле барокко расположено в самом центре Санкт-Петербурга.
Его история началась в 1742 году, когда барон Сергей Строганов
купил у портного Неймана недостроенный деревянный дом на Невском проспекте, вблизи Зеленого моста.
Ф. Б. Растрелли , Стро́гановский дворе́ц, 1753—1754 г.
Слайд 15Изначально планировалось на месте старой деревянной постройки возвести большой каменный
дом. Единственной проблемой стал очень маленький участок. Барон Строганов умолял
своего соседа Шестакова – повара императора – продать ему свою часть земли вместе с домом, но тот наотрез отказывался. Не дождавшись положительного ответа, Строганов достроил купленный дом и прожил в нем более 10 лет.
Слайд 16По стечению обстоятельств, пожар на Невском уничтожил большинство построек, в
том числе строгановский дом и постройки участка Шестакова. Тогда всего
за 6 недель на месте сгоревших руин возвысился помпезный каменный дворец. Проектированием Строгановского дворца занялся придворный архитектор Франческо Растрелли. Посмотреть на архитектурный шедевр, состоявший из 50 комнат, приехала сама царица Елизавета Петровна.
Здание является филиалом Русского музея с 1988 г.
Слайд 17Домик Петра I
Первая постройка в Санкт-Петербурге, летнее жилище царя Петра I в
период с 1703 по 1708 гг. Этот небольшой деревянный домик площадью 60 м²
был построен солдатами-плотниками недалеко от Троицкой площади всего за три дня.
Домик Петра I
Слайд 18После постройки Летнего и Зимнего дворца Пётр не жил в
этом домике. Он стоял заброшенным вплоть до 1731 года, когда
вокруг него поставили каменную галерею. Однако она оказалась в деле защиты малоэффективной, что с особенной силой показало наводнение 10 (21) сентября 1777. Тогда Екатерина II велела «оградить домик каменным чехлом на прочном фундаменте с крышей, покрытой кровельным железом», что и было сделано в 1784 году. В 1844 году «футляр» был полностью разобран и заменён по проекту архитектора Р. И. Кузьмина новым — из шестнадцати столбов с арками без штукатурки. В этом виде домик дошёл до наших дней.
Слайд 19Коллекции Русского музея
Наиболее полной является коллекция искусств XVIII — первой половины XIX веков.
Достаточно перечислить только некоторые фамилии, чтобы получить представление о художественном
богатстве музея: Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, П. Федотов, А. Иванов.
Слайд 20Брюллов посетил Помпеи в 1828 г., сделав много набросков для будущей
картины про известное извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и разрушение города Помпеи близ Неаполя. Картина выставлялась
в Риме, получила восторженные отклики критиков и переправлено в Лувр. «Последний день Помпеи» представляет романтизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом.
Слайд 21В 1834 г. картина «Последний день Помпеи» была отправлена в Петербург. А. И.
Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии. Е. А. Баратынский сочинил по
этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!».
К. Брюллов "Последний день Помпеи"
1830-1833
Слайд 22Стихотворный отзыв оставил и А. С. ПушкинВезувий зев открыл — дым
хлынул клубом — пламя Широко развилось, как боевое знамя. Земля
волнуется — с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Под каменным дождём, под воспалённым прахом, Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
Слайд 23Вторая половина XIX века представлена работами художников: Е. Сорокина, А. Саврасова, П.
Чистякова, И.Айвазовского.
А.К. Саврасов. Грачи прилетели (1879).
Слайд 24«Девятый вал» — одна из самых знаменитых картин Ивана Айвазовского, всемирно известного
российского художника-мариниста. Изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают
громадные волны. Самая большая из них — девятый вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.
И. Айвазовский "Девятый вал« 1850
Слайд 25Название Айвазовский взял из народного поверья о том, что во
время шторма одна из волне выделяется своей мощью и размерами.
Кстати, древние греки считали самой гибельной волной третью, римляне - десятую. В представлениях других мореплавателей самым сокрушительным был именно девятый вал.
И. Айвазовский "Девятый вал« 1850.
Фрагмент
Слайд 26Картина пришлась публике по душе. Где бы ее ни выставлял
Айвазовский, выстраивалась очередь. Русские критики писали восторженные отзывы и сравнивали
полотно с «Последним днем Помпеи» Брюллова. Осенью 1850 года картина оказалась на выставке в московском училище живописи, ваяния и зодчества. Иван Шишкин, которому тогда было всего 19 лет, рассказывают, несколько часов провел перед этой работой.
И. Айвазовский "Девятый вал« 1850.
Фрагмент
Слайд 27В музее также представлены картины художников-передвижников: Г. Мясоедова, В. Перова,
А. Боголюбова, К. Маковского, Н. Ге, И. Шишкина, И. Крамского,
В. Максимова, И. Репина, В. Васнецова, В. Сурикова, Н. Абуткова.
И. Шишкин, Рожь, 1878
Слайд 28На картине художника изображен эпизод из земной жизни Христа, описанный
в Евангелии от Иоанна. Оно было любимым Евангелием Ге.
«…Иисус
возмутился духом и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.»
Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г.
Слайд 30Конец XIX-начало XX века представлены художниками И. Левитаном, П. Трубецким,
М. Врубелем, В. Серовым.
Врубель,. Пан. 1899
Слайд 31В конце жизни для Левитана особенно характерным стало обращение к
сумеречным пейзажам, наполненными тишиной, шорохами, лунным светом и тенями. Одной
из лучших работ этого периода является эта картина из собрания Русского музея.
И. Левитан «Сумерки. Луна»
1899
Слайд 32«Мир искусства» (1898-1924) — художественное объединение, сформировавшееся в России в
конце 1890-х годов. Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник А. Н. Бенуа и
театральный деятель С. П. Дягилев. Художники «Мира искусства» считали приоритетным эстетическое начало в искусстве и стремились к модерну и символизму, противясь идеям передвижников. Искусство, по их мнению, должно выражать личность художника.
Дягилев. «Русские сезоны»
Слайд 33В состав объединения входили художники: Бакст, Н. Рерих, Добужинский, Лансере,
Митрохин, Остроумова-Лебедева, Чемберс, Яковлев, Сомов, Ционглинский, Пурвит, Сюннерберг.
Леон Бакст. Эскиз
костюма к балету Нижинского «Послеполуденный отдых фавна» (1912)
Слайд 34В древнерусском отделе широко представлены иконы XII—XV веков (например, Ангел Златые
власы, Богоматерь Умиление, Дмитрий Солунский, Чудо Георгия о змие, Борис
и Глеб и др.), произведения Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова и других мастеров. Всего коллекция Русского музея составляет порядка 5 тысяч икон XII — начала XX века.
Андрей Рублев "Апостол Павел"
Слайд 35Коллекцию искусства второй половины 29-ого века можно увидеть в музее
Людвига
Энди Уорхол. Портрет Петера Людвига. 1980.
Слайд 36Бумага на картоне, Пабло Пикассо. Большие головы. 1969.
Слайд 37Триптих № 14. Автопортрет. Памяти отца. 1987.
Слайд 38В настоящее время в собрание Русского музея входят отделы: русская
и советская живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладного и народного искусства (мебель, фарфор, стекло, резьба, лаки, изделия из металла,
ткани, вышивка, кружево и др.). Коллекция музея насчитывает более 400 тыс. единиц хранения.