Слайд 2Про «интонацию»
В прошлой теме мы поговорили про интонацию, и разобрались,
как с ее помощью композиторы могут передать содержание произведения и
даже «посмотрели» портреты «Трех подружек» и Деда Мороза
Продолжаем «смотреть» другие музыкальные портреты. Конечно, их очень много, поэтому мы выберем несколько самых ярких
Слайд 3Музыкальный портрет-
это портрет характера героя.
В нем неразрывно взаимосвязаны
выразительность и
изобразительная сила
интонаций музыкального языка. Портреты возникают в разной музыке –
инструментальной, вокальной, театральной
Слайд 4П.И. Чайковский
Детский альбом «Мама»
Музыка этого произведения рисует портрет очень
ласковой, доброй, заботливой мамы. Средний регистр, удобный для пения, и
умеренный темп как бы передают ее спокойный тихий голос, поющий для своего ребенка. Композитор использует тип мелодии - «кантилена»
Кантилена - это широкая, свободно льющаяся напевная мелодия, которую хочется пропеть.
Слайд 5П.И. Чайковский
Детский альбом «Баба-Яга»
А вот портрет сказочного персонажа Бабы-Яги
Чайковский рисует совсем другими музыкальными средствами: быстрый темп, восходящие, как
бы обрывочные музыкальные фразы изображают страшную старуху, летящую в своей ступе. В конце музыка затихает и уходит в верхний регистр – Баба-яга исчезает вдали, заметая свой след метлой.
Слайд 6С.С. Прокофьев «Джульетта-девочка»
Произведение, которое мы послушаем – это номер
балета «Ромео и Джульетта». Вы, наверное, знаете, что балет –
театральный жанр, в котором действие спектакля передается с помощью танца. Балерины танцуют в специальной обуви – пуантах.
Слайд 7С.С. Прокофьев «Джульетта-девочка»
Джульетта – главная героиня спектакля: молодая веселая,
озорная девушка. Она готовится к балу в честь ее дня
рождения, ей не терпится надеть красивое платье и отправиться на праздник. Рядом с Джульеттой кормилица-няня, с которой она шутит, играет. И музыка легкая, задорная, быстрая, мажорная. Длинные «бегущие» фразы чередуются с отрывистыми фразами-прыжками. Затем мы видим мечтательную Джульетту и музыка нам рисует эту грань ее характера более плавной, певучей мелодией.
Слайд 8Игорь Стравинский «Пляс Жар-птицы»
Кто такая жар-птица? В какой сказке
появляется этот персонаж? Игорь Стравинский написал целый балет под названием
«Жар-птица». Мы посмотрим ее музыкальный фантастический портрет. Живет она в царстве Кощея и охраняет золотые молодильные яблочки. Иванушка пытается поймать Жар-птицу, она трепещется, вырывается. Музыка сначала волшебная, как бы не живая, затем тревожная. Помогают композитору создать «волшебство» краски симфонического оркестра. Особенно, тембр колокольчиков.
Слайд 9Р. Шуман «Смелый наездник»
Наездник – это тот, кто оседлал лошадь.
Как композитор передает характер этого персонажа? Выберите подходящие средства музыкального
языка, которыми пользуется композитор (из данного списка):
Темп: медленный, быстрый, умеренный
Мелодия: певучая, отрывистая, изящная
Динамика: громкая ( f ), тихая ( p )
Штрихи: легато, стаккато, нон-легато
Ритм: острый (пунктирный), ровный
Слайд 10Задание. сдать, по возможности, до 19 апреля
Запишите в тетрадь названия
прослушанных произведений и их авторов
Запишите подходящие средства музыкального языка в
произведении Р.Шумана «Смелый наездник». Можно оформить в виде таблицы