Слайд 1Начало Реформации в Европе. Обновление христианства
Слайд 2Вы уже знаете, что в XV–XVI веках зародились и быстро
развивались в Европе идеи гуманизма. Люди уже не придавали значения
загробной жизни, их все больше интересовала жизнь земная. А самое главное, теперь они осознали, что от самого человека, а не от высших сил, зависит жизнь, успехи и поражения. Это не могло не повлиять на роль церкви в обществе.
На этом уроке вам предстоит узнать, что такое Реформация, ее предпосылки, познакомиться с одним из первых реформаторов Европы – Ма́ртином Лю́тером, узнать о событиях Крестьянской войны.
Мартин Лютер
Слайд 3Реформа́ция – это движение за переустройство церкви.
Обратите внимание, что слово
пишется с большой буквы, так как обозначает целый период в
жизни людей. Однако зачем понадобилось добиваться переустройства того, что уже давно укоренилось и имело в обществе достаточно значимое влияние?
Слайд 4Предпосылки Реформации
Во-первых, как уже говорилось, человек задумался о своей земной
жизни. Основные идеи католической церкви уже не находили поддержки среди
людей. Ведь они проповедовали мысль о неважности нынешней жизни, это всего лишь подготовка к будущей вечной жизни. В это же время гуманисты в один голос твердили, что жизнь на Земле – это все, что у нас есть, и прожить ее надо хорошо, получая от жизни удовольствие. Наступило время, когда стали цениться знания. Церковь этого боялась, так как думающий и знающий человек мог легко опровергнуть многие утверждения богословов.
Слайд 5Во-вторых, в обществе сформировался новый класс – буржуазия. Это были
люди, которые обеспечивали свою жизнь самостоятельно и были заинтересованы в
накоплении капитала. Им было не выгодно вкладывать огромные средства в содержание епископов и священников, строить пышные и дорогие соборы. Буржуазии была нужна новая религия, простая и понятная каждому, не требующая пышных обрядов. Также они выступали за то, чтобы Библия была переведена на национальные языки европейских государств. Таким образом ее текст станет доступным всем грамотным людям.
Слайд 6В-третьих, обрядовая деятельность церкви. Не всегда у простых людей была
возможность заказывать дорогостоящие обряды в церкви. Было давней традицией платить
деньги, чтобы за твое здоровье или упокой отслужили мессу. С каждым годом этот обряд становился все более дорогим и все менее доступным для большей части населения Европы. Бесплатных обрядов и проявлений религиозных чувств церковь не признавала.
Слайд 7Еще одним немаловажным моментом была массовая продажа индульге́нций – документов,
которые подтверждают, что церковь отпускает человеку совершенные им грехи.
Право выдавать
индульгенции церковь обосновала тем, что заслуги святых и Христа перед Богом создали запас благодати, которой может распоряжаться католическая церковь. К началу XVI века получение индульгенции стало очень простой процедурой. Их можно было купить абсолютно везде. Священники, монахи организовывали торговлю, как в городах, так и в деревнях.
Слайд 8В-четвертых, десяти́на – это налог, который все верующие уплачивали церкви
в размере одной десятой части своих доходов.
Слайд 9Но с течением времени все большее количество денег шло в
казну папства и священников. Это вызывало недовольство простых людей, так
как они видели роскошь, в которой пребывают церковные служители.
Следует помнить еще и о том, что церковь являлась крупнейшим землевладельцем. Ей принадлежало до 1/3 всей обрабатываемой земли.
Слайд 10Таким образом получалось, что существующим положением в католической церкви были недовольны
все слои населения. Правители хотели вернуть контроль над доходами. Дворяне
были заинтересованы в церковных земельных владениях. Горожане выступали против пышной обрядности и богатого убранства. А простым людям и крестьянам не всегда по силам было оплачивать десятинный налог.
Слайд 11Реформация началась в Германии. Именно здесь противоречия между людьми и
церковью достигли того уровня, когда были необходимы перемены. Вспомните: Германия
не была централизованным государством, в отличие от Англии или Франции. Она была разделена на множество земель, каждой из которых правили феодалы. К началу XVI века в городах был заметен рост производства, здесь стали скапливаться большие капиталы. В то же время в деревне все еще крепкой была феодальная зависимость крестьян, которые были недовольны своим положением. Крестьяне даже начинали выступления против феодалов, объединившись в тайный союз «Башмака». И горожане, и крестьяне были недовольны положением церкви. Они стремились лишить ее имущества и сократить количество духовных лиц. Таким образом, страна, в которой скопились многочисленные противоречия между всеми слоями общества, была идеальным местом для начала реформационного движения.
Слайд 12Был необходим человек, который сможет объединить недовольных, предложит новую идею.
Им стал Мартин Лютер. Родился он 1 ноября 1483 года
в Айсле́бене в семье бывшего рудокопа, а затем преуспевающего бюргера. Мартин Лютер окончил университет в Э́рфурте, готовился стать юристом. Однако что-то произошло в его жизни, что заставило молодого человека уйти в монастырь. Уже в 1507 году он стал священником, а в 1512 году получил степень доктора богословия.
Мартин Лютер
Слайд 13Долгое время Лютер преподавал в Ви́ттенберге, имел большую популярность среди
студентов. Размеренная жизнь закончилась 18 октября 1517 года, когда Папа
Лев X издал бу́ллу, в которой говорилось о продаже индульгенций для сбора средств на строительство Собора святого Петра и спасения человеческих душ. В скором времени в окрестностях Виттенберга появился монах Иоганн Те́цель, который ездил с двумя большими ящиками. Один из них был наполнен индульгенциями, а другой – деньгами, вырученными за их продажу.
Слайд 14Мартин Лютер пытался всячески отговорить людей покупать индульгенции, однако его
проповеди не находили отклика. Тогда 31 октября 1517 года в
канун Дня Всех Святых Лютер прикрепил к дверям церкви написанные им 95 тезисов против индульгенций. Он рассчитывал, что, выходя из церкви, люди будут останавливаться и читать их. И его расчет оправдался. Очень быстро его идеи распространились в народе. Тецель пытался их опровергнуть, однако не нашел поддержки.
Слайд 15Что же было в этих тезисах?
Мартин Лютер утверждал, что
покаяние человека за грехи длится в течение всей жизни и
отпустить их может только Бог. Лютер был убежден, что некоторые грехи человек не может даже запомнить, а некоторые совершает неосознанно. Поэтому указать на них может только сам Бог, а не папа римский. Нельзя, заплатив какую-либо сумму денег, за несколько минут избавиться от всех прегрешений. В тезисах ставилась под сомнение действительность индульгенций. Ведь не существовало никаких гарантий, что при покупке документа на самом деле прощаются все грехи. Источником веры признавалась только Библия. И спасения человек мог достигнуть только через веру, а не через проведение пышных обрядов в церкви.
Слайд 16В 1520 году папа Лев X издал буллу об отлучении
Лютера от церкви. Однако священник сжег ее в присутствии своих
студентов, навсегда тем самым порвав с католической церковью.
В 1521 году новый германский император Карл V пригласил Лютера в Вормс, где проходил сейм. Император лично хотел заняться делом Лютера. Реформатор осознавал опасность, которая грозила ему, однако решился ехать. Во время заседания несколько раз Карл V предлагал Лютеру отречься от своего учения. Но тот оставался непреклонен и сказал свою известную фразу: «На том стою и не могу иначе».
Слайд 17Уже через месяц императором был издан Во́рмсский эди́кт, в котором Мартин Лютер
и его последователи объявлялись еретиками. Спас его от верной смерти
Фри́дрих Саксо́нский, укрывший Лютера в своем замке, где тот долгое время жил. Именно в этом замке был сделан перевод Библии на немецкий язык, что сделало ее доступной к пониманию народом.
Идеи Лютера взволновали народ. И хотя он сам выступал за мирное переустройство, предпочитая опираться на князей, его последователи решили прибегнуть к более решительным действиям.
Слайд 18Крестьянская война
В 1524 году началась Крестьянская война, длившаяся до 1525
года.
Причинами войны стали:
· увеличившиеся налоги;
· расширение прав феодала над крестьянами;
· реформационное
движение.
Слайд 19Вдохновителем крестьян на восстание стал То́мас Мю́нцер. Он считал, что, если крестьяне
и ремесленники возьмут власть в свои руки, они смогут восстановить
в мире порядок, который будет соответствовать божественному замыслу. Свои мысли он изложил в «Стате́йном письме», изданном в 1524 году. Его идеи сразу нашли поддержку среди взволнованного Реформацией населения.
Томас Мюнцер
Слайд 20Князья заинтересовались идеей секуляризации церковных земель. Карл V запретил присваивать
церковное имущество и выступил против Реформации. Лютеране выразили ему свой протест.
С тех пор появилось слово протеста́нты – сторонники Реформации.
Слайд 21Протестанты представили императору документ «А́угсбургское вероиспове́дание», в котором изложили свое видение
лютеранства.
Они признавали только два таинства из семи:
· во время службы
главной была проповедь священника,
· церковь отказалась от пышного убранства.
Последователями Лютера и его учения была основана новая церковь, получившая название лютеранская.
После протяженных военных действий между католиками и последователями Реформации, которые не привели ни к чьей победе, был заключен в 1555 году А́угсбургский мир. Согласно ему, католики и протестанты уравнивались в правах. А жители каждой земли исповедовали ту религию, которой придерживался князь.
Слайд 22Таким образом, Реформация только увеличила разногласия между феодалами и закрепила
раздробленность германских земель. Хотя первоначально ставила себе целью объединение государства.
Идеи реформаторов получили распространение по всей Европе и привели к появлению новых религиозных течений и последовавших за ними политических разногласий. Но об этом мы узнаем на следующих уроках.