Слайд 3Цели урока
1. Используя нетрадиционные формы обучения, познакомить учащихся с
географией народных промыслов России, историей их возникновения, художественной ценностью .
2.Воспитывать
художественное видение окружающего мира .
3.Способствовать расширению кругозора .
4 . Воспитывать патриотизм; вести профессиональную ориентацию.
Слайд 4хохлома
Кисть хохломская !
Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости
жизни!
Ты, как душа, у народа красива!
Так, как и люди,
служишь Отчизне!
Резные ложки и ковши
Ты разглядеть их не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Удивительной красы .
Блестят они, как золотые ,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки ,
Здесь же каждый золотой .
Слайд 5происхождение
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ - русский народный художественный промысел; возник в 17
в. Ныне фабрика «Хохломской художник» (с. Семино, Ковернинского р-на) и
производственное художественное объединение «Хохломская роспись» (г. Семенов, Нижегородской обл.). Название происходит от с. Хохлома узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону (Нижегородская обл.). Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным орнаментом .
Слайд 12матрешки
Знаменитые сестрицы –
Все , как солнце , круглолицы ,
И умеют
раскрываться ,
Друг из друга выниматься.
Дуйте в дудки , бейте в
ложки -
В гости к нам пришли матрёшки .
Ложки деревянные ,
Матрёшечки румяные .
Слайд 18Городецкая роспись
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ по дереву - традиционный художественный промысел, получивший
развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле
в окрестностях Городца Нижегородской области.
В роспись городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски — красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба - мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота.
Слайд 25гжель
Нарядная керамическая посуда – кувшины ,кружки ,блюда ,тарелки , игрушки
, покрытые белой эмалью, с росписью белой, синей, коричневой.
Только синяя
краска до 30 оттенков , от светлого голубого ,
до темно - синего .
Гжельские чайники и чашки цветут колдовскими синими цветами .
Расскажите – ка , откуда
появилось это чудо ?
В белом небе словно птицы ,
Всем на загляденье
Голубых цветов поляна –
Дивных рук творенье .
Кто придумал эти краски ,
Словно взятые из сказки ,
Да и сказки не простой ,
Снежно –белой, голубой ?
Слайд 34жостово
Славится узорами среди народных промыслов.
Подносы расписные,
В подмосковном Жостове.
Ярко разукрашена
Лаковая жесть
Розами
и травами, всего не перечесть.
По краям подноса ёлочки, метелочки,
Яркие розочки,
Ленты,
травки, дождичек.
Как красивы наши
Подносы расписные,
Нашими умельцами
Славится Россия.
Слайд 39дымково
Вот игрушки расписные ,
Хохотушки вятские –
Щеголихи слободские ,
Камушки посадские
.
Вот их ручки крендельком ,
Щёки будто яблоки ,
С ними издавна
знаком
Любой народ на ярмарке .
Это игрушки знатные ,
Складные да ладные .
Они повсюду славятся
Они и вам понравятся .
Слайд 46иконопись
Иконы «палехского пошиба» славились особой тонкостью письма с активным
применением золота на одеждах святых и в орнаментах. Писание икон
подразделялось на несколько этапов, каждый из которых выполнялся разными мастерами: один грунтовал доску, второй (знаменщик) наносил контур будущей иконы, третий писал всю композицию, кроме ликов, рук и других обнаженных частей тела — их писал художник-личник. Имена и тексты писал мастер — подписывальщик. И, наконец, заканчивал работу над иконой олифщик.
Слайд 49палех
Изящное и тонкое искусство лаковой миниатюры, уходящее своими корнями в
художественную культуру древней Руси. Изделия Палехских художников из папье-маше: шкатулки,
коробочки, пудреницы, броши, тарелки, ларцы, расписанные темперой в ярком декоративном стиле и затейливо орнаментированные золотом, — расходятся по всему Миру.
Зацветает Палех чудным садом.
Яркий, сладкий, взрывчатый рассвет!
Он никем так чутко не отгадан ,
И с такой любовью не воспет.
Жизнь была бы глуше и суровей,
Красотой и радостью бедней,
Если б в красках, линиях и слове
Мы себя не отдавали ей.
Слайд 53платки
ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЕ НАБИВНЫЕ ПЛАТКИ - шерстяные и полушерстяные платки,
украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский
Посад в 1860-80-х гг.Композиционное и цветовое великолепие павловского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов-набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает подчас нескольких десятков. В декорировке павловских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды.
Слайд 57кружево
ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО - вид русского кружева, плетенного на
коклюшках (деревянных палочках); распространен в Вологодской обл. Промысел существует с
1-й четверти 19 в. Узор в виде непрерывной плавной линии, образованной выплетенной тесьмой, выступает на фоне тонкой ажурной «решетки». В 1968 основано объединение «Снежинка» (мерные кружева, покрывала, салфетки).Вологодское кружево напоминает нам морозные узоры на зимнем окне и чудесную белизну берёзовых рощ .Оно вносит в современный интерьер благородство , возвышенность, сердечную теплоту.
ЕЛЕЦКОЕ КРУЖЕВО - вид русского кружева, которое плетется на коклюшках. Существует с начала 19 в. Центр — г. Елец (ныне Липецкая обл.). Отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона. В 1960 основан Елецкий комбинат художественных изделий .
Слайд 65Народные промыслы края
Есть в нашем районе село,
Столбищи называется оно.
Большое, старинное
И
очень гостеприимное.
Народ работящий в Столбищах жил
Пильщик столбищенский бревна пилил.
По всей
округе известен был,
Он даже до самой Москвы доходил.
И печники здесь славные проживали,
Печку русскую чудную клали.
Матушка-печка теплом согревала,
Да хлеб душистый семье выпекала.
Слайд 66мельница
Были дивные мастера – умельцы,
Строили они ветряные мельницы.
До самого
Питера ветряки возводили,
Их мельницы долго людям служили.
Слайд 69колеса
Ободья и ступицы для колес –
Всё делали дивные мастера .
Чувашам,
татарам , мордвам продавали
На этом труде и семью содержали .
Жили
здесь и плотники –
Великие работники .
Дом поставят – одно загляденье ,
Фронтон и наличники на удивленье .
Слайд 77Народные промыслы
Валенки,валенки, тёплые , мягкие,
Валяли по сто пар за зимний
сезон .
ЗА ЖИЗНЬ ПРИХОДИЛОСЬ ВАЛЯТЬ ОЧЕНЬ МНОГО
А если бы счесть
- не один миллион.
Викторина
Вопросы к викторине:
1. В какой области находится село Палех.
а) Нижегородской
б) Московской
в) Ивановской
2. Почему именно в Центральном районе получили развитие разнообразные народные промыслы?
3. Почему дымковская игрушка получила именно такое название?
4. С чем связано название ярмарки, куда везли дымковские игрушки – «свистунья».
5. Какие два цвета присутствуют в гжельской росписи?
6. Что явилось прообразом русской матрешки?
Заключение
На этом уроке мы с вами узнали о народных промыслах Центральной России; о богатстве культуры нашего народа, увидели, какие одаренные люди жили и живут в нашей великой стране. Не забываем мы о древних русских традициях, они живы и в произведениях народных промыслов, и в литературе, и в музыке, и в танце.
Слайд 79заключение
Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой
русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского
народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.
Для того, чтобы любить, нужно все это видеть и знать.