Слайд 1Народы Сибири: культура, традиции, обычаи
Выполнила Пивоварова М. А.
Слайд 2БРАЧНЫЕ ОБЫЧАИ
КАЛЫМ – цена за невесту, один из видов
компенсации за жену. У лесных юкагиров, чукчей других народов крайнего
Северо - Востока первоначально существовали бескалымные браки. Размер калыма и порядок его уплаты определялись на переговорах при сватовстве. Чаще всего калым выплачивался в виде оленей, медных или железных котлов, тканей, звериных шкур. С развитием товарно-денежных отношений часть калыма могла быть выплачена деньгами. Величина калыма зависела от имущественного положения семей жениха и невесты.
Слайд 3Брачные обычаи
Левират – брачный обычай, по которому вдова была
обязана или имела право выйти замуж за брата своего умершего
мужа. Был распространен у большинства народов Севера. Право на жену умершего старшего брата принадлежало младшему, а не наоборот.Сорорат – брачный обычай, согласно которому вдовец обязан жениться на младшей сестре или племяннице умершей жены.
Слайд 4Жилища
Жилища народов классифицированы на основе разных критериев: по материалам изготовления
– деревянные (из бревен, досок, отесанных столбов, жердей, колотых плах,
ветвей), корьевые (берестяные и из коры иных деревьев – ели, пихты, лиственницы), войлочные, из костей морских животных, земляные, глинобитные, с плетеными стенами, а также крытые оленьими шкурами; по отношению к уровню земли – наземные, подземные (полуземлянки и землянки) и свайные; по планировке – четырехугольные, круглые и многоугольные; по форме – конические, двускатные, односкатные, сферическая, полусферическая, пирамидальные и усеченно-пирамидальные; по конструкции – каркасные (из вертикальных или наклонных столбов, покрытый сверху шкурами, корой, войлоком).
Слайд 5Культ огня
Огонь – главная семейная святыня – широко использовался в
семейных обрядах. Домашний очаг стремились постоянно поддерживать. Во время перекочевок
эвенки перевозили его в котелке. Правила обращения с огнем передавались из поколения в поколение. Огонь очага берегли от осквернения, запрещали бросать в него мусор, шишки («чтобы не залепить бабушке смолой глаза» – эвенки), касаться огня чем-либо острым, лить в него воду. Почитание огня перешло и на предметы, имеющие с ним длительное соприкосновение.
Слайд 6Народные приметы эвенов
Нельзя ходить по огню.
2. Огонь костра нельзя
колоть, резать острыми предметами. Если не соблюдать и противоречить этим
приметам, то огонь потеряет силу своего духа.
3. Свою старую одежду, вещи нельзя выбрасывать и оставлять на земле, а надо уничтожить вещи путем сжигания. Если не соблюдать этих правил, то человек всегда будет слышать плач своих вещей и одежды.
4. Если берешь у куропаток, гусей и уток яйца из гнезда, то обязательно два-три яйца оставляй в гнезде.
5. Остатки добычи нельзя разбрасывать на том месте, где ты ходишь и живешь.
6. В семье нельзя часто ругаться и спорить, потому что огонь вашего очага может обидеться и вы будете несчастны.
Слайд 7Одежда
Одежда народов Севера приспособлена к местным климатическим условиям и образу
жизни. Для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп,
диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток) кожа рыб, у якутов также шкуры коров, лошадей. Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей, у якутов – бобров, у шорцев – овечьим мехом. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре Зимой носили двуслойную или однослойную одежду из оленьих, реже собачьих шкур, летом – выношенные зимние шубы, парки, малицы, а также одежду из ровдуги, ткани.
Слайд 8Ительмены
Современная наука считает ительменов очень древними обитателями Камчатки, не отвечая
в точности на вопрос, когда и откуда они пришли. Поскольку
известно, что коряки и чукчи явились сюда примерно в 1200-1300 гг, видимо, спасаясь от Чингисхана, можно считать, что ительмены появились тут ранее. Анализируя быт, исследователь находит аналогии с древнейшими китайцами. Окончательный вывод: ительмены некогда обитали "за пределами Китая, в степях Монголии, ниже Амура". На это указывают многочисленные совпадения в языке монголов и ительменов, а также физиологическое сходство. Скорей всего ительмены жили некогда в южноуральских степях, и были тюрским племенем, возможно, с монголоидными чертами, как нынешние калмыки, сильно иранизированным (под скифским влиянием). Именно предки ительмен были теми пигмеями, о которых говорит греческая мифология. Отсюда - элементы греческой мифологии у ительменов, отсюда - несколько найденных на Камчатке античных монет.
Слайд 9якуты
Впервые в Якутию русские промышленники проникли в 20-х годах 17
века . Вслед за ними сюда пришли служилые люди и
начали объясачивать местное население, что вызвало сопротивление местной знати, не желавшей терять право на исключительную эксплуатацию сородичей. В 1632 году Бекетов поставил на р. Лена острог. В 1643 году его перенести на новое место в 70 верстах от старого и назвали Якутском. Но постепенно борьба с русскими прекратилась, т.к. якуты убедились в выгодности мирных связей с русским населением. К середине 17 века завершилось, в основном, вхождение Якутска в состав русского государства.
Слайд 10буряты
По антропологическим признакам буряты относятся к центрально-азиатскому типу монголоидной
расы. Древняя религия бурят — шаманство. В 17 в. буряты
составляли несколько племенных групп, крупнейшими среди которых были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры. Сближение бурятских племён между собой было исторически обусловлено близостью их культуры и диалектов, а также объединением племён после их вхождения в состав России. Этот процесс завершился в конце 17—18 вв. Основу хозяйства бурят составляло скотоводство, полукочевое у западных и кочевое у восточных племён; некоторую роль в экономике играли охота и рыболовство.
Слайд 11Спасибо за внимание! :)
Надеюсь, что презентация не показалась скучной, и
каждый узнал что-то новое. Благодарю за просмотр .