Разделы презентаций


Нарушение темпа речи

Содержание

Тахилалия— патологически ускоренный темп речи. Название это произошло от греческого слова tachus, что означает «быстрый», и lalia — речь.при тахилалии произносится в секунду 20 — 30 звуков (при норме 9 — 14 звуков). (по М.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Нарушение темпа речи

Нарушение темпа речи

Слайд 2Тахилалия
— патологически ускоренный темп речи. Название это произошло от греческого

слова tachus, что означает «быстрый», и lalia — речь.
при тахилалии произносится в секунду 20

— 30 звуков (при норме 9 — 14 звуков). (по М. Е. Хватцеву)
Стремительная речь трудна для понимания, даже когда не изменяется звукопроизношение.
От быстроты высказывания происходит повторение слогов или, наоборот, их пропуск, искажение звуков, а иногда слов, которые не замечает ребенок.
Сопровождается быстрыми, подчас беспорядочными движениями рук, ног или всего тела.
Тахилалия— патологически ускоренный темп речи. Название это произошло от греческого слова tachus, что означает «быстрый», и lalia — речь.при тахилалии произносится

Слайд 3Причины. 
возникает у детей нервных, возбудимых, порывистых, неуравновешенных.
центральным звеном в патогенезе

тахилалии является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет

патологического преобладания процессов возбуждения над процессами торможения (М. Е. Хватцев)
наследственная природа тахилалии.
подражание быстрой речи окружающих
неправильные приемы воспитания ребенка, его речи.

Причины. возникает у детей нервных, возбудимых, порывистых, неуравновешенных.центральным звеном в патогенезе тахилалии является расстройство темпа внешней и внутренней

Слайд 4Спотыкание
Необычно быстрая, стремительная речь с частым повторением звуков, слогов или

слов, а также могут возникать и неоправданные паузы, остановки. (напоминает

по внешней картине заикание)
«наскакивания» ничего общего с заиканием не имеют, так как прежде всего они носят несудорожный характер.
СпотыканиеНеобычно быстрая, стремительная речь с частым повторением звуков, слогов или слов, а также могут возникать и неоправданные

Слайд 6Коррекционная работа

комплексный метод.
Направления:
1. Медицинское воздействие (медикаментозное и физиотерапевтическое

укрепление нервной системы).
2. Логопедические занятия (упорядочение темпа речи, воспитание логического

мышления, внимания, нормализация просодической стороны речи: ритма, мелодики, пауз).
3. Специальные виды лечебной физкультуры.
4. Логопедическая ритмика (нормализация темпа и ритма общих движений, общей и речевой моторики).

Продолжительность занятий 9 — 10 мес.
Коррекционная работа комплексный метод. Направления:1. Медицинское воздействие (медикаментозное и физиотерапевтическое укрепление нервной системы).2. Логопедические занятия (упорядочение темпа

Слайд 7проводится обязательно в коллективной форме (коллектив используется как начало, сдерживающее,

дисциплинирующее и снижающее повышенную психомоторную возбудимость).

на протяжении всех занятий дети

приучаются к медленной, спокойной и плавной речи (вначале дети говорят в темпе, даже несколько более медленном, чем нормальный).

«задавать» нужный темп каким-то дополнительным образом: отхлопывать такт в ладоши, отстукивать по столу, дирижировать. Дети могут также произносить фразы под удары в мяч, под прыжки, под метроном. Такие приемы помогают детям сохранять заданный темп во время всего занятия.


проводится обязательно в коллективной форме (коллектив используется как начало, сдерживающее, дисциплинирующее и снижающее повышенную психомоторную возбудимость).на протяжении

Слайд 8На занятиях по музыкальной ритмике дети должны произносить стихи, фразы

под неторопливую музыку, маршировку, разведение рук в стороны и т.

д. Так изо дня в день дошкольников упражняют в замедленной речи.
После того как навык неторопливой речи станет прочным, детей упражняют в нормальном темпе, в выразительной, эмоциональной речи.


На занятиях по музыкальной ритмике дети должны произносить стихи, фразы под неторопливую музыку, маршировку, разведение рук в

Слайд 9Если (часто) нарушена последовательность, логичность мышления, нужно составлять рассказ:
по

плану, подсказывая им последовательность изложения.
логопед начинает каждую фразу, а

все дети по очереди договаривают. При этом все фразы должны быть объединены одной темой.

тахилалия имеет тенденцию к возвращению. Если в течение года сохранится нормальный темп речи, значит, тахилалия исчезла прочно.



Если (часто) нарушена последовательность, логичность мышления, нужно составлять рассказ: по плану, подсказывая им последовательность изложения. логопед начинает

Слайд 10Физиологические итерации
Термин «физиологические итерации» произошел от латинского iteratio — повторение.
дети повторяют

некоторые звуки или слоги. Причем сами они не замечают подобных

явлений
интерации начинают проявляться еще в стадии «агукания», в стадии появления первых самостоятельных слов, в период формирования фразовой речи, т. е. с 2 лет
итерации в детской речи вполне закономерное, естественное явление. Они и называются физиологическими потому, что ничего общего не имеют с патологией, а свойственны раннему периоду развития речи дошкольников.

Физиологические итерацииТермин «физиологические итерации» произошел от латинского iteratio — повторение. дети повторяют некоторые звуки или слоги. Причем сами они

Слайд 11Брадилалия
Брадилалия (от греч. bradus — медленный, lalia — речь) -патологически замедленный темп речи. Некоторые

исследователи употребляют термин «брадифразия».

- речь чрезмерно замедленная, с растягиванием гласных

звуков, с вялой, нечеткой артикуляцией.
- монотонность голоса, недостаточно модулированная речь.
Большинству детей с такой патологией свойственна общая вялость, заторможенность, медлительность. Часто отмечается замедленный темп не только внешней, но и внутренней речи. У детей с брадилалией обычно бывают и нарушения общей моторики, внимания, памяти, мышления.

Причины, как при тахилалии (преобладание торможения над возбуждением)
БрадилалияБрадилалия (от греч. bradus — медленный, lalia — речь) -патологически замедленный темп речи. Некоторые исследователи употребляют термин «брадифразия».- речь чрезмерно замедленная,

Слайд 12Все логопедические занятия проводятся на чуть ускоренной речи.
Сначала логопед дает

образец нормального темпа, произнося легкую для проговаривания фразу.
Затем «задает»

темп отхлопыванием, дирижированием и т. д., и дети повторяют фразу многократно, постепенно ускоряя темп речи и следуя за все убыстряющимися хлопками логопеда.
При этом необходимо следить, чтобы дети не переутомлялись, так как их возможности весьма ограниченны.
На следующем этапе детей упражняют в быстром произнесении (по очереди) заученного стихотворения по строчкам. (Логопед показывает на ребенка, а тот быстро произносит очередную строчку.)
Эмоциональная атмосфера занятия способствует лучшему усвоению навыка, развивает внимание.


Все логопедические занятия проводятся на чуть ускоренной речи.Сначала логопед дает образец нормального темпа, произнося легкую для проговаривания

Слайд 13Затем проводят различного рода инсценировки, рассказывание сказок по ролям. При

этом логопед добивается не только ускоренного темпа речи, но и

ее выразительности.
На последних этапах работы детей упражняют в произнесении скороговорок и закрепляют навыки нормальной речи.

ГЛАВНОЕ — ПРОФИЛАКТИКА, РЕЧЕВАЯ СРЕДА.

Затем проводят различного рода инсценировки, рассказывание сказок по ролям. При этом логопед добивается не только ускоренного темпа

Слайд 14Формы заикания.
По типу судорог, периодически возникающих в различных отделах

периферического речевого аппарата, различают три формы (или вида) заикания: клоническую,

тоническую, смешанную.
Наиболее ранняя и легкая форма заикания — клоническая, при которой повторяются звуки или слоги (к-к-к-кошка, б-б-б-ба-бушка, со-ба-ба-бака).

Со временем она нередко переходит в более тяжелую форму — тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки в начале или середине слова (к...нижка, каранд...аш, зм...ея).

Встречается и смешанный вид заикания: клоно-тонический или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог).


Формы заикания. По типу судорог, периодически возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три формы (или

Слайд 15- воспитание будущего читателя (формирование интереса к детской литературе, желания

и мотивации к чтению),
- воспитание интереса и любви к книгам

(отбор книг, литературных произведений с учётом детских интересов и возраста,
- оформление уголка детской книги в группе, работа с иллюстрациями художественных произведений, работа с детской литературой в семье.



- воспитание будущего читателя (формирование интереса к детской литературе, желания и мотивации к чтению),- воспитание интереса и

Слайд 16
5-й раздел. Развитие речевого общения

1. Стимулирование детей

к составлению и использованию в речи двухсловных предложений: Это ляля.

Вот ляля. Дай мяч. Катя, иди! На кису.
2. Обучение договариванию за взрослым слов и словосочетаний в потешках, упражнениях, стихотворениях.
3. Обучение ответам на вопросы кто это? что это? Формирование умения задавать эти вопросы.
4. Обучение пониманию несложных рассказов взрослого по сюжетной картинке.
5. Обучение слушанию сказок со зрительной опорой на картинку.

5-й раздел. Развитие речевого общения1.    Стимулирование детей к составлению и использованию в речи двухсловных

Слайд 17
6-й раздел. Развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений

1.

Ознакомление с геометрическими фигурами и формами предметов. Обучение

различению объемных форм и плоских фигур.
2. Обучение группировке предметов по цвету, размеру, форме; подбору и сравнению контрастных по величине предметов.
3. Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, мало, один).
4. Обучение ориентировке в строении собственного тела и основных направлениях «от себя».


6-й раздел. Развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений1.    Ознакомление с геометрическими фигурами и

Слайд 187-й раздел. Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса. Художественно-творческая деятельность
1.

Развитие конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками

(2—3 части с горизонтальным и вертикальным разрезами).
2. Развитие мелкой моторики в упражнениях с дидактическими игрушками и пальчиковых гимнастиках.
3. Обучение играм со строительным материалом. Сооружение несложных построек по образцу и представлению.
4. Развитие сенсорного восприятия форм, размеров, цветовых сочетаний, пропорций. Освоение умения отражать простые предметы и явления в лепке, аппликации, рисовании, конструировании.
5. Формирование умения правильно держать кисть, обмакивать ее в краску, промывать и осушать ее. Обучение проведению карандашом и кистью длинных и коротких линий, штрихов, точек. Обучение рисованию предметов с помощью прямых и округлых линий.и двухступенчатых инструкций


7-й раздел. Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса. Художественно-творческая деятельность1.    Развитие конструктивного праксиса в работе

Слайд 19
4-й раздел. Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1.

Обучение пониманию вопросов косвенных падежей: где? куда? откуда? кому?

ого? у кого? чем?

2. Обучение правильному построению двухсловных предложений: Вот ляля. Дай мяч. Катя, иди!

3. Формирование умения отвечать на вопросы кто это? что делает?

4. Развитие умения согласовывать прилагательные и числительное «один» с су-1ествительными в роде и числе в именительном падеже: один жук, синий мяч.


4-й раздел. Формирование и совершенствование грамматического строя речи1.    Обучение пониманию вопросов косвенных падежей: где?

Слайд 20
5-й раздел. Развитие речевого общения

1. Стимулирование детей

к составлению и использованию в речи двухсловных предложений: Это ляля.

Вот ляля. Дай мяч. Катя, иди! На кису.
2. Обучение договариванию за взрослым слов и словосочетаний в потешках, упражнениях, стихотворениях.
3. Обучение ответам на вопросы кто это? что это? Формирование умения задавать эти вопросы.
4. Обучение пониманию несложных рассказов взрослого по сюжетной картинке.
5. Обучение слушанию сказок со зрительной опорой на картинку.

5-й раздел. Развитие речевого общения1.    Стимулирование детей к составлению и использованию в речи двухсловных

Слайд 21Сенсорная Моторная алалия

: алалия:
Это

системное недоразвитие импрессивной речи центрального органического характера Поражение коркового конца слухоречевого анализатора(центр Вернике) и его проводящих путей.

Это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера. Поражение коркового конца речедвигательного анализатора(центр Брока) и его проводящих путей.

Сенсорная       Моторная   алалия :

Слайд 22Сенсорная алалия связана с отсутствием или недоразвитием необходимых связей между

височными областями правого и левого полушарий мозга; либо с локальным

поражением левой височной области


Сенсорная алалия связана с отсутствием или недоразвитием необходимых связей между височными областями правого и левого полушарий мозга;

Слайд 23При моторной алалии не сформированными оказываются проводящие пути между премоторной,

постцентральной областями мозга и височной, причем преимущественно в левом (доминантном

по речи) полушарии.
При моторной алалии не сформированными оказываются проводящие пути между премоторной, постцентральной областями мозга и височной, причем преимущественно

Слайд 24ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ.
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
Восприятие речи сохранно на перцептивном уровне.



СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ
Искажение.

ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ.МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ 	Восприятие речи сохранно на перцептивном уровне.

Слайд 25 ПОНИМАНИЕ РЕЧИ.
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
Относительно сохранно. Соответствует возрасту, возможно без опоры

на зрительное восприятие артикуляции.
СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ
Нарушено. Может незначительно улучшаться при зрительном

восприятии артикуляции говорящего.
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ.МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ	Относительно сохранно. Соответствует возрасту, возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции.СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ	Нарушено. Может незначительно

Слайд 26СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ.
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
Слуховая функция сохранна.
СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ
Слуховая функция нарушена. Имеется

некоторое снижение тонального(физического) слуха.

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ.МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ 	Слуховая функция сохранна.СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ	Слуховая функция нарушена. Имеется некоторое снижение тонального(физического) слуха.

Слайд 27 НАЛИЧИЕ ЭХОЛАЛИЙ.
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
Эхолалии отсутствуют.

СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ
У детей отмечается

повторение чужих слов. Чаще всего вместо ответа на вопрос дети

повторяют сам вопрос.
НАЛИЧИЕ ЭХОЛАЛИЙ.МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ	Эхолалии отсутствуют.  СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ	У детей отмечается повторение чужих слов. Чаще всего вместо ответа

Слайд 28 ПОВТОРЕНИЕ УСЛЫШАННОГО.
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
Затрудняются повторить слово, фразу.
СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ
Повторяют, не понимая

смысла проговоренного слова. Дети не улавливают разницу в грамматических формах

слов.
ПОВТОРЕНИЕ УСЛЫШАННОГО.МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ	Затрудняются повторить слово, фразу.СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ	Повторяют, не понимая смысла проговоренного слова. Дети не улавливают разницу

Слайд 29 КОММУНИКАЦИЯ.
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
Отмечается стремление к языковой коммуникации(вербальной и невербальной), кроме

случаев речевого негативизма.
СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ
Нежелание(и невозможность) вступать в общение.

КОММУНИКАЦИЯ.МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ	Отмечается стремление к языковой коммуникации(вербальной и невербальной), кроме случаев речевого негативизма.СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ	Нежелание(и невозможность) вступать в

Слайд 30 МИМИКО-ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ.
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
Сопровождается словами, звукокомплексами, невербальными вокализациями. Мимико-жестовая речь

активно используется в общении.
СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ
Ребенок не нуждается в мимико-жестовой речи.

МИМИКО-ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ.МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ	Сопровождается словами, звукокомплексами, невербальными вокализациями. Мимико-жестовая речь активно используется в общении.СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ	Ребенок не нуждается

Слайд 31 НАЛИЧИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ СРЕДСТВ.
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
Как компенсаторными средствами выступают: мелодика, звукоподражания,

«звуковые жесты».
СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ
Компенсаторные средства отсутствуют.

НАЛИЧИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ СРЕДСТВ.МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ	Как компенсаторными средствами выступают: мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты».СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ	Компенсаторные средства отсутствуют.

Слайд 32 ДИНАМИКА УЛУЧШЕНИЯ РЕЧИ.
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
Отмечается динамика в овладении речью при

ее спонтанном и направленном формировании.
СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ
Крайне низкий темп при

нормальном формировании речи.
ДИНАМИКА УЛУЧШЕНИЯ РЕЧИ.МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ	Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании. СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ	Крайне

Слайд 33Неврологическая симптоматика алалии
Агнозии ;
Апраксии;
Снижение активности нейродинамических процессов;
Снижение функциональных

возможностей подкорковых структур.

Неврологическая симптоматика алалииАгнозии ;Апраксии; Снижение активности нейродинамических процессов; Снижение функциональных возможностей подкорковых структур.

Слайд 34Агнозия – нарушение процесса распознавания и понимания предназначения предметов или

стимулов обычно в пределах одной сенсорной модальности при сохранности сознания

и функции органов чувств.

Неречевая слуховая агнозия возникает при поражении правой височной доли.
Доминантная слуховая агнозия возникает при поражении левого полушария, проявляется в трудностях понимания речи.

Различают следующие виды зрительной агнозии: предметная агнозия, цветовая агнозия, агнозия на лица, пальцевая агнозия
Агнозия – нарушение процесса распознавания и понимания предназначения предметов или стимулов обычно в пределах одной сенсорной модальности

Слайд 35Виды апраксии
При афферентной (кинестетической) апраксии ребенок не может воспроизводить единичные

артикуляционные позы. В результате отмечаются поиски позы, замены одних поз

другими.
При эфферентной (кинетической) апраксии отмечается несостоятельность в воспроизведении серии движений. Воспроизведению серии поз препятствуют персеверации (застревания).
Виды апраксииПри афферентной (кинестетической) апраксии ребенок не может воспроизводить единичные артикуляционные позы. В результате отмечаются поиски позы,

Слайд 36Характер ЭЭГ исследования при алалии:
отмечаются дисритмический тип;
недостаточная выраженность альфа-ритма

или даже его отсутствие;
гиперсинхронные колебвания био-потенциалов;
снижение реактивности центральной нервной системы;
дисфункция

стволовых регуляторных систем;

Характер ЭЭГ исследования при алалии: отмечаются дисритмический тип;недостаточная выраженность альфа-ритма или даже его отсутствие;гиперсинхронные колебвания био-потенциалов;снижение реактивности

Слайд 37Речевая симптоматика при алалии
Речевой негативизм;
Нарушения понимания речи;
Замена вербальных средств коммуникации

невербальными;
Системное нарушение речи: стойкий аграммтизм, нарушения актуализации в лексике и

нарушения слоговой структуры;
Речевая симптоматика при алалииРечевой негативизм;Нарушения понимания речи;Замена вербальных средств коммуникации невербальными;Системное нарушение речи: стойкий аграммтизм, нарушения актуализации

Слайд 38Уровни понимания речи у неговорящих детей
Нулевой: ребенок не воспринимает речи

окружающих, иногда реагируют на свое имя, реже на интонации запрещения

или поощрения. На этом уровне понимания речи могут находиться дети с сенсорной алалией в тяжелой степени.

Ситуативный: ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов (при сохранном физическом зрении), игрушек, хорошо знакомых ему в быту.

Номинативный: хорошо ориентируется в названии предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках. При этом ребенок не понимает вопросов косвенных падежей (Чем? Кому?).

Уровни понимания речи у неговорящих детейНулевой: ребенок не воспринимает речи окружающих, иногда реагируют на свое имя, реже

Слайд 39Состав активного словаря безречевых алаликов:
Звукоподражания;
Звуковые комплексы;
Квазислова;
Слова лепетного происхождения;
Звуковые жесты;
Простые

общеупотребительные слова

Состав активного словаря безречевых алаликов: Звукоподражания;Звуковые комплексы;Квазислова;Слова лепетного происхождения;Звуковые жесты;Простые общеупотребительные слова

Слайд 40Характеристика нарушений звукослоговой структуры слов:
Частое сочетание алалии с дизартрией.


Недостаточная реализация артикуляционных возможностей;
Недостаточная сформированность операций выбора фонем.
Стойкие

трудности в усвоении коартикуляций.
Стойкость нарушений слоговой структуры слова: элизии, перестановки, персеверации, добавление слогообразующих гласных, сокращение количества слогов.
Характеристика нарушений звукослоговой структуры слов: Частое сочетание алалии с дизартрией. Недостаточная реализация артикуляционных возможностей; Недостаточная сформированность операций

Слайд 41моторная алалия
Возникает вследствие органического поражения или недоразвития клеток коры головного

мозга в заднем отделе II и III лобных извилин левого

полушария.
В зависимости от зоны, которая поражена больше, выделяют 2 нарушения. При 1-ом: нижние отделы постцентральной области левого полушария, где расположен корковый конец кинестетического анализатора. При поражении этой области наступает поражение афферентной системы. Афферентная система обеспечивает беспрерывную сигнальную информацию о положении органов речи.При нарушении афферентной системы наступает кинестетическая апраксия (нарушается целенаправленность движений органов артикуляции).
моторная алалияВозникает вследствие органического поражения или недоразвития клеток коры головного мозга в заднем отделе II и III

Слайд 422-ой вид нарушений возникает при нарушении нижних отделов премоторной области

коры головного мозга.
Страдает эфферентная система, что проявляется в кинетической

апраксии. Ребенок утрачивает способность плавно переключаться от одной артикуляции к другой из-за трудности денервации предыдущих артикуляций. В связи с этим с трудом усваиваются сложные двигательные дифференцировки, не формируется динамический артикуляционный стереотип, а это затрудняет слияние звуков при их проговаривании. Это приводит к персеверациям (повторам), к перестановкам звуков и слогов, к упрощению и искажению структуры слова. Кроме того, алалик не может найти правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе. Возникают трудности комбинирования отдельных элементов речи в единое целое. Главный механизм нарушения, первичный дефект при этом виде алалии – нарушение переключения и комбинирования.
2-ой вид нарушений возникает при нарушении нижних отделов премоторной области коры головного мозга. Страдает эфферентная система, что

Слайд 44общие речевые особенности (речевых) алаликов.
Наличие своеобразной экспрессивной речи (алалик всегда

что-то говорит, но не умеет в нужный момент употребить слова

усвоенные).
Нарушение звукопроизношения характеризуется множеством звуковых замен. Один и тот же звук имеет множество заменителей, что приводит к отсутствию звуковой стабильности звукового состава слова как стереотипа, что ведет к нарушению понимания речи.

общие речевые особенности (речевых) алаликов.Наличие своеобразной экспрессивной речи (алалик всегда что-то говорит, но не умеет в нужный

Слайд 45Несформированность слоговой структуры, которая может проявиться по-разному.
Могут воспроизводить лишь ударный

слог (а это есть упрощение слоговой структуры).
Слоги повторяют отраженно, но

слить их в слово не могут, так как нет последовательности двигательных команд, а сам ребенок это не осуществляет. Кроме того, наблюдается застревание на первом слоге (персеверации), что очень часто напоминает заикание.
Стечение согласных – опускаются согласные или искажаются. Либо вставляется между согласными гласный звук, что тоже ведет к изменению слогового рисунка.


Несформированность слоговой структуры, которая может проявиться по-разному.Могут воспроизводить лишь ударный слог (а это есть упрощение слоговой структуры).Слоги

Слайд 46Нарушение словаря:
нарушение ассоциативных связей. (алалик имеет ситуативный тип мышления

и поэтому ассоциативная связь данного слова существенного идет главным у

детей. Наблюдается изолированность слова.
неполнота значений слова (только в том значении, в котором когда-то его узнал).
приближенность значений прилагательных и глаголов (за словом у алалика нет образа. В результате возникает замены одного слова другим (парафразии). Парафразии могут быть вербальные (замена слова близким по ситуации), литературные (замена близких по звучанию), контаминации (объединение частей 2-х слов в одно слово)).
Нарушение словаря: нарушение ассоциативных связей. (алалик имеет ситуативный тип мышления и поэтому ассоциативная связь данного слова существенного

Слайд 47Дефекты грамматического строя может носить разную степень выраженности, но наиболее

тяжело страдают формы словоизменения. (Самостоятельно у алалика нет возможности правильно

связывать слова. Нарушение согласования и управления наиболее тяжело протекает. Существительные у алалика в активной речи не изменяются. Кроме того разные падежные формы алалик понимает как разные словесные единицы. Чаще всего алалик усваивает слово в определенном падеже и применяет в своей речи в этой форме. Направленно осуществляет построение фразы. Оно связано с нарушением определенного центрального слова в предложении и не определяет связь с другими словами (лексико-синтаксическая связь).
Дефекты грамматического строя может носить разную степень выраженности, но наиболее тяжело страдают формы словоизменения. (Самостоятельно у алалика

Слайд 48фонетический и фонематический слух нарушается как вторичное явление (1 -

нарушения моторики артикуляционного аппарата), который затрудняет операции звукового анализа, что

отражается на понимании речи.
Нарушение понимания речи имеет вторичный характер.
Нарушение темпа речи связано с первичным моторным дефектом. Отмечается скандированность, напряженность речи, а также страдает ритм.
Отмечается малая модулированность речи. В связи с этим говорят о нарушении интонационно-ритмической стороны.
фонетический и фонематический слух нарушается как вторичное явление (1 - нарушения моторики артикуляционного аппарата), который затрудняет операции

Слайд 49Выраженные трудности при заучивании стихотворений. Стихотворение запоминается и передается как

рассказ.
На письме наблюдаются дисграфические ошибки. Усвоение чтения идет с

затруднением..
Выраженные трудности при заучивании стихотворений. Стихотворение запоминается и передается как рассказ. На письме наблюдаются дисграфические ошибки. Усвоение

Слайд 50 Сенсорная алалия


– недоразвитие импрессивной речи.
- при

поражении задних отделов левой верхней височной извилины (центр Верника).
- нарушается фонематический слух, который ведет к нарушению восприятия речи. Это отражается на формировании звукопроизношения. Возникает нарушение звукового анализа, следует нарушение морфологического анализа, следует нарушение лексико-грамматического строя речи. То есть страдают все стороны речи (и экспрессивной), нарушение письма. Нарушение экспрессивной стороны речи является вторичным дефектом
Сенсорная алалия       – недоразвитие импрессивной речи.

Слайд 51Восприятие речи у сенсорных алаликов страдает в разной степени в

зависимости от возможности воспринимать речь сенсорных алаликов разделяют на 3

группы.
1) Дети от полного непонимания речи до понимания отдельных слов.
2) Частичное ограниченное понимание обиходной речи.
Восприятие речи у сенсорных алаликов страдает в разной степени в зависимости от возможности воспринимать речь сенсорных алаликов

Слайд 52Выраженные трудности при заучивании стихотворений. Стихотворение запоминается и передается как

рассказ.
На письме наблюдаются дисграфические ошибки. Усвоение чтения идет с

затруднением..
Выраженные трудности при заучивании стихотворений. Стихотворение запоминается и передается как рассказ. На письме наблюдаются дисграфические ошибки. Усвоение

Слайд 53Выраженные трудности при заучивании стихотворений. Стихотворение запоминается и передается как

рассказ.
На письме наблюдаются дисграфические ошибки. Усвоение чтения идет с

затруднением..
Выраженные трудности при заучивании стихотворений. Стихотворение запоминается и передается как рассказ. На письме наблюдаются дисграфические ошибки. Усвоение

Слайд 54 Система работы при коррекции сенсорной алалии
1. Развитие

моторики рук;
2. Упр. на дифференциацию неречевых звуков;
3. Чтение коротких

детских стихотворений, повторение и заучивание их детьми;
4. Развитие восприятия речи;
5. Накопление словаря;
6. Глобальное чтение;
7. Звукобуквенный и слоговой анализ слов;
8. Письмо;
9. Развитие самостоятельной речи;
10. Коррекция звукопроизношения.


Система работы при коррекции   сенсорной алалии 1. Развитие моторики рук;2. Упр. на дифференциацию неречевых

Слайд 55 Развитие моторики рук
При коррекции сенсорной алалии на первых

уроках уделяем огромное внимание на развитие моторики рук.

Это:
- Логопедический массаж;
- Пальчиковые игры;
- «Сухой бассейн»;
- Лепка;
- Рисование;
- Аппликация;
- Вышивка;
- Вязание;
- Работа с разными материалами.




Развитие моторики рукПри коррекции сенсорной алалии на первых уроках уделяем огромное внимание на развитие моторики

Слайд 56Упражнения на дифференциацию неречевых звуков
Параллельно работе по развитию мелкой моторики

проводим работу по дифференциации неречевых звуков:
- шуршание бумаги;
- звон колокольчика;
-

звуки инструментов, транспорта;
- переливание воды;
- музыкальные инструменты;
- пение птиц.

* Постепенно переходим к звукоподражанию

Упражнения на дифференциацию неречевых звуковПараллельно работе по развитию мелкой моторики проводим работу по дифференциации неречевых звуков:- шуршание

Слайд 57Формирование лексико- грамматической стороны речи
Учим ребёнка воспринимать и понимать речь.
Накопление

словаря происходит медленно, вводим по 1-2 слова с опорой на

иллюстрацию.
Каждая картинка подписывается.
Формируем глобальное чтение. (Хорошо при этом использовать элементы развивающей методики Глема Доммана).
Каждое слово просим многократно повторить.
Употребляем слово в разных ситуациях.
Активно работаем над грамматическими формами: род, число, падеж, склонение, спряжение, согласование, управление, словоизменение, словообразование, употребление в речи предлогов.

Формирование лексико- грамматической стороны речиУчим ребёнка воспринимать и понимать речь.Накопление словаря происходит медленно, вводим по 1-2 слова

Слайд 58Работа со стихотворениями
Логопед читает детские стихи, просит ребёнка повторить.
Идёт разучивание

стихотворения.
Каждая строчка стиха иллюстрируется картинками, фигурками-героями, позже можно вводить схемы.
Привлекается

внимание к органам артикуляционного аппарата.
В начале работа проводится в одном и том же помещении, голосом с одинаковыми тембром, высотой, темпом и интонацией.


Работа со стихотворениямиЛогопед читает детские стихи, просит ребёнка повторить.Идёт разучивание стихотворения.Каждая строчка стиха иллюстрируется картинками, фигурками-героями, позже

Слайд 59Звукобуквенный и слоговой анализ слов, анализ структуры предложения
Звукобуквенный анализ слова

начинаем с выделения конечного звука, затем из начала слова, а

затем из середины слова.
Определяем количество звуков в слове и место звука в слове.
Проводим слоговой анализ слова и ритмический рисунок, используя при этом тактильные ощущения и прохлопывание.
Составляем предложения, проводим анализ их структуры.
Особое внимание на употребление предлогов в предложении (работу начинаем с предлогов «в», «на», «над») и согласование слов в предложении (предложение из слов начальной формы, работа с деформированным предложением).
Всё иллюстрируем картинками, схемами, используем модели.

Звукобуквенный и слоговой  анализ слов, анализ структуры предложенияЗвукобуквенный анализ слова начинаем с выделения конечного звука, затем

Слайд 60Коррекция звукопроизношения
Начинаем работу с постановки сонорных и звонких звуков, затем:

губно-губные, губно-зубные, заднеязычные, переднеязычные, свистящие, шипящие, аффрикаты.
Обязательно обращаем внимание на

артикуляцию звука (учим считывать с губ).
Поставленные звуки сразу автоматизируем и дифференцируем.
Проводим работу по установлению связи звука и буквы.
Учим печатать слово.
Все тексты пересказываем.



Коррекция звукопроизношенияНачинаем работу с постановки сонорных и звонких звуков, затем: губно-губные, губно-зубные, заднеязычные, переднеязычные, свистящие, шипящие, аффрикаты.Обязательно

Слайд 61Система коррекции при моторной

алалии
- Если кинетическая форма моторной алалии, то проводим работу
на

восстановление чувствительности органов речевого аппарата.
- Если кинестетическая форма моторной алалии, то проводим
работу на восстановление переключаемости движений органов
речевого аппарата.
2. Установление невербального общения.
3. Развитие понимания речи.
4. Формирование словарного запаса.
5. Коррекция звукопроизношения.
6. Развитие моторики.
7. Фонематический анализ слов.
8. Развитие самостоятельной речи.
9. Чтение.
10. Письмо.


Система коррекции при моторной         алалии- Если кинетическая форма моторной

Слайд 62Устранение кинетической апраксии
Восстанавливаем чувствительность органов артикуляционного аппарата с помощью логопедического

массажа, медикаментозного лечения, физиотерапевтического воздействия.

Сравниваем ощущения при прикосновении к языку

разными предметами: гладким – шершавым, острым – тупым, мягким – твёрдым, холодным – тёплым, кислым – сладким.


Устранение кинетической апраксииВосстанавливаем чувствительность органов артикуляционного аппарата с помощью логопедического массажа, медикаментозного лечения, физиотерапевтического воздействия.Сравниваем ощущения при

Слайд 63Устранение кинестетической апраксии
Формируем умения переключать артикуляционные движения с помощью

- логопедического массажа;
- пассивной и активной

артикуляционной гимнастики.
Обязательно используем игровые приёмы на всех этапах коррекции алалии.
Не критикуем ребёнка.
Создаём ситуацию успеха.
Сотрудничаем с родителями.
Подключаем к работе психолога.

Устранение кинестетической апраксииФормируем умения переключать артикуляционные движения с помощью   - логопедического массажа;   -

Слайд 64Формирование интереса к речи, желания говорить
Устанавливаем доверительные отношения с ребёнком.
Учим

воспринимать речь.
На данном этапе невербальное общение.
Говорит только

логопед. Ребёнок выполняет просьбы: принеси, покажи, нарисуй, соедини, составь, убери.
Используем иллюстрации, читаем сказки, развиваем моторику.
Вызываем у ребёнка звукоподражание. При этом хорошо использовать «говорящие» игрушки, лексические темы «Животные», «Труд людей».


Формирование интереса к речи, желания говоритьУстанавливаем доверительные отношения с ребёнком.Учим воспринимать речь.На данном этапе невербальное общение.

Слайд 65Формирование словарного запаса
Формируем сначала пассивный словарный запас. Учим понимать слова.

Уточняем значение, читаем сказки, рассказы (хорошо использовать короткие русские народные

сказки, рассказы Осевой, Толстова, Ушинского, Сутеева, стихи Чуковского, Барто, Михалкова). На первых этапах говорит только логопед.
При появлении звуков начинаем вводить слова в речь. Учим слова с опорой на картинку. Повторяем их обязательно в движении (хорошо использовать игры с мячом и задания Нищевой).Обращаем внимание на грамматическое оформление слов.
Составляем предложения, тексты.


Формирование словарного запасаФормируем сначала пассивный словарный запас. Учим понимать слова. Уточняем значение, читаем сказки, рассказы (хорошо использовать

Слайд 66Формирование звукопроизношения
Постановку звуков проводим в следующей последовательности: гласные I ряда:

а, о, у, ы, э; губно-губные; губно-зубные; заднеязычные; переднеязычные;

свистящие; шипящие; аффрикаты; соноры (звуки [м], [н] ставим в последнюю очередь, иначе все звуки будут носить носовой оттенок).
Поставленный звук сразу же автоматизируем в слоге. слове, предложении.
Особое внимание обращаем на дифференциацию звуков и на связь звука с буквой.

Формирование звукопроизношенияПостановку звуков проводим в следующей последовательности: гласные I ряда: а, о, у, ы, э; губно-губные; губно-зубные;

Слайд 67Формирование фонетико –фонематических процессов
Проводим звукобуквенный и слоговой анализ слов.

При моторной алалии работу начинаем

- с выделения звука из начала слова (затем конечный звук, затем из середины слова),
- с анализа односложных слов.
Учим последовательно выделять каждый звук и даём ему характеристику, определяем место звука в слове.
Параллельно с делением слов на слоги формируем умение выделять ударный слог, ставить ударение.
Составляем предложения по ситуации с опорой на картинку и подробно разбираем структуру предложения.

Формирование фонетико –фонематических процессовПроводим звукобуквенный и слоговой анализ слов.   При моторной алалии работу начинаем

Слайд 68Развитие самостоятельной речи
Продолжаем работу по обогащению словарного запаса.

При этом особое внимание уделяем уточнению лексического значения слов.
Совершенствуем грамматический

строй речи, фонетико-фонематические процессы.
Ставим звуки и сразу вводим их в речь. Соотносим звук и букву.
Развиваем моторику рук.
Уточняем, как сформированы временно-простраственные отношения.
Формируем связную речь.
При моторной алалии нельзя рано учить читать и писать. Глобальное чтение также не приемлемо.
Обучение грамоте проводим традиционными способами.


Развитие самостоятельной речиПродолжаем работу по обогащению словарного запаса.   При этом особое внимание уделяем уточнению лексического

Слайд 69Типичные дисграфические ошибки при алалии
Пропуски и перестановки гласных, согласных, слогов;
Разрыв

слова;
Слитное написание слов;
Соединение частей двух слов;
Вставка частей слов в другие

слова;
Замена букв по акустическим свойствам и близких по артикуляции;
Аграмматизмы;
Ошибки орфографического характера;
Лексические замены.


Типичные дисграфические ошибки при алалииПропуски и перестановки гласных, согласных, слогов;Разрыв слова;Слитное написание слов;Соединение частей двух слов;Вставка частей

Слайд 70При сенсорной алалии преобладают акустическая и аграмматическая дисграфии.
При моторной

алалии преобладают артикуляторная, семантическая дисграфии и дисграфия на почве несформированности

языкового анализа и синтеза.
При сенсорной алалии преобладают акустическая и аграмматическая дисграфии.  При моторной алалии преобладают артикуляторная, семантическая дисграфии и

Слайд 71При алалии практически не бывает оптической дисграфии. * Школьники с

алалией испытывают огромные трудности при усвоении орфографических правил, написании изложений

и сочинений. * У детей с алалией, как правило, формируется ровный красивый почерк.
При алалии практически не бывает оптической дисграфии.   * Школьники с алалией испытывают огромные трудности при

Слайд 72Коррекция дисграфических ошибок в письменной речи детей с алалией проводится

по традиционной методике преодоления присутствующего вида дисграфии и дислексии.

Коррекция дисграфических ошибок в письменной речи детей с алалией проводится  по традиционной методике преодоления присутствующего вида

Слайд 73Рекомендации для родителей и

учителей
Не фиксируйте свое внимание на речевом дефекте

ребенка. Никогда  не говорите ему, что он плохо говорит или не говорит вовсе! Хвалите его за любую речевую инициативу, даже за «приборматывание». Чаще используйте подбадривающее выражение «Давай вместе скажем!» Не будьте «подавлены» речевым дефектом ребенка.   Будьте непосредственны и благодушны. Обязательно верьте, что при условии применения комплексной медико-психолого-логопедической терапии и вашего активного участия ребенок успешно компенсируется и станет говорить очень хорошо!
Рекомендации для родителей и         учителей  Не фиксируйте свое

Слайд 74 Список литературы
1.Левина Р. Е. Опыт изучения

неговорящих детей-алаликов. — М., 1951.
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол.

фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
3. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973.
4.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.
5.Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М., 1977.
Домке Е.А., учитель-логопед МОУ «ДСОШ№1», г.Добрянка,2008 Особенности логопедической работы по коррекции алалии.
Список литературы1.Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. — М., 1951.2. Логопедия: Учебник

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика