Слайд 1Наскальная живопись в основном делится на три периода:
Искусство палеолита; Искусство
мезолита;
Искусство неолита.
Республиканский Образовательный Форум, посвященный 100-летию государственности Удмуртии
«МЕТОДИКИ И ПРАКТИКИ
ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УДМУРТИИ»
Исторические личности Удмуртии в становлении государственности
Халтурина Эльвира Анатольевна, учитель истории и обществознания
высшей категории МБОУ СОШ № 10 г. Ижевска
Слайд 2Причины изучения исторической личности.
Каждая личность – это не просто человек
сам по себе и только для себя. Большинство из них,
вошедших в историю, выражали интересы каких-то групп людей, сословий, партий. Чьи интересы, почему именно этих групп людей, в чем и как это проявляется – вот что не всегда попадает в поле зрения учащихся, а без этого личность входит в историю только через имя, а не через деяния. Многие личности не всегда на всю жизнь остаются приверженцами какой-то одной идеи. Одни меняли их через осознание, другие – потому, что их вынуждали это сделать, третьи – чтобы “идти в ногу” с государственной властью. Учащиеся должны выделить и дать свою оценку этой проблеме.
Исторические личности, особенно выдающиеся, попав на страницы новых учебников, публикаций и трудов, часто “преображаются” до неузнаваемости. Раньше Николай II был “кровавым”, теперь стал “великомученником”, святым. По возможности необходимо разобраться в таком разночтении.
Многие учащиеся часто приобретают кумиров без какого-либо учительского воздействия. В результате опроса учащихся 9–11 классов 20 областей России выяснилось, что многие из них готовы брать пример с Бендеры, Гагарина, Мавроди, Лужкова, Дон Жуана, Сталина, Казановы, Пугачевой, Наполеона, Распутина, Березовского, Онегина и Петра I. Нетрудно представить, кто вырастет из подражателей Гитлеру и ему подобных.
Слайд 3Изучение личности является одним из приоритетных направлений деятельности учащихся. Важно
оптимально организовать и методически разнообразить варианты этой работы.
Вариант 1. Личности
изучаются по пятиэтапному алгоритму, выполнение которого позволяет оценить самые сущностные качества личности. Предложенный порядок работы обеспечивает научный подход в изучении личности.
Вариант 2. Учитель, не называя имени деятеля, пробуждает к нему простой человеческий интерес. За тем либо тут же на уроке, либо от занятия к занятию, напоминает о ней все новыми и новыми оценками. Наступает время, когда оценочной информации накапливается столько, что учащиеся узнают о ком идет речь.
Вариант 3. Сравнительный анализ характеристик, качеств однородных в плане деятельности личности, например, руководителя государства, реформаторов, полководцев и т.д. Можно вести сравнение посредством таблицы. Ее заполнение вызывает споры о наличии тех или иных качеств у тех или иных личностей, что неизбежно приводит, при ориентировке учителя, к изучению дополнительных источников, более внимательному прослушиванию лекционных фрагментов.
Вариант 4. Оценка личностей по поведению в экстремальных для Отечества условиях.
Вариант 5. Оценка личностей по отдельным, но ярким штрихам к их портретам, будь-то примерами из быта, увлечений, образованности и т.д
Вариант 6. Определение качеств личностей по умению предвидеть будущее.
Вариант 7. Наращивание информации по основным направлениям жизнедеятельности личности.
Слайд 4Большую роль в изучении личности играют вопросы учителя.
Вопрос репродуктивный – требует
воспроизведения готовых знаний (т.е. через память) без активной мыслительной деятельности.
Эти вопросы начиналько, куда, кем, кому и т.п. Вопросы данного типа при изучении исторической личности чаще используются, для выявления элементарных знаний, в тестах.
Вопрос продуктивно-познавательный – требует, наряду с воспроизведением готовых знаний, поиска обобщений, выводов, выяснения причин, последствий. Начинаются словами почему, в чем, докажите, обобщите, сформулируйте
Вопрос проблемный – содержит кажущееся или реальное противоречие. При нахождении ответа требует размышления, рассуждения, отличается относительной краткостью формулировки. Это вопросы большой творческой направленности.
Проблемная задача – дидактическое средство в виде текста или схемы, содержащее в себе противоречие, вызывающее не воспроизведение готовых знаний, а размышление, рассуждение, содержащее (в отличие от проблемного вопроса) дополнительную вводную информацию. Существуют проблемные задачи по интересующей нас проблеме.
Проблемная ситуация – создание обстановки, в которой у обучаемых возникает интеллектуально-психологическое затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявление личной оценки; противоречия, заложенного в проблемной задаче.
Слайд 5Большое значение при изучении исторической личности имеют уроки-семинары.
Семинар-исследование: заключается в
приобретении, распространении и частичной реализации знаний с компонентами научного исследования.
Семинар-“круглый
стол” – в основу заложено несколько точек зрения, обсуждение которых подводит к приемлемой для всех участников позиций и решению.
Семинар-дискуссия – в основе лежат противоречия спорные проблемы, разнообразие путей их достоверного решения, компетентность участников. Такие уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность учащихся, прививает интерес к предмету. Формирует культуру полемики, умение выслушать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе.
Семинар-“мозговой штурм” – Форма занятия, содержащая целенаправленную ориентировку учащихся на восприятие и коллективное решение сложного вопроса на основе максимального умственного напряжения участников; целеустремленное, активное обдумывание и обсуждении какого-либо вопроса. Состоит из пяти основных частей, содержащих различные виды деятельности.
Слайд 6Роль удмуртской интеллигенции в образовании государственности удмуртского народа.
Вариант 3. Сравнительный
анализ характеристик, качеств однородных в плане деятельности личности, например, руководителя
государства, реформаторов, полководцев и т.д. Можно вести сравнение посредством таблицы. Ее заполнение вызывает споры о наличии тех или иных качеств у тех или иных личностей, что неизбежно приводит, при ориентировке учителя, к изучению дополнительных источников, более внимательному прослушиванию лекционных фрагментов.
Слайд 7Вариант 1. Личности изучаются по пятиэтапному алгоритму, выполнение которого позволяет
оценить самые сущностные качества личности. Предложенный порядок работы обеспечивает научный
подход в изучении личности.
Запоминание фамилии и имени исторического деятеля.
Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности личности.
Усвоение идейно – теоретических (политических, религиозных и т. д.) платформ изучаемой личности.
Выяснение, чьи интересы на том или ином историческом этапе данная личность выражала.
Изучение оценок личности ее современниками и современными историками.
Слайд 8Иван Степанович Михеев (19 июня (1 июля) 1876 г. с. Ошторма-Юмья — 1937, по
другим сведениям, 1941, 1944) — удмуртский писатель, драматург и педагог, методист по удмуртскому
и русскому языкам в школе.
Слайд 9Максим Прокопьевич Прокопьев (1884-1919гг.) - удмуртский поэт, общественный деятель, организатор
I Всероссийского съезда удмуртов, глава Вотского отдела Наркомнаца РСФСР.
Слайд 10Иосиф Алексеевич Наговицын (6 сентября 1888 года (18 сентября 1888), Омутница, Глазовский
уезд, Вятская губерния, Российская империя — 21 ноября 1937 года,
Мисхор, Крымская АССР, РСФСР, СССР) — советский государственный деятель, народный комиссар социального обеспечения РСФСР (1926 — 1937).
Слайд 11Вариант 1. Личности изучаются по пятиэтапному алгоритму, выполнение которого позволяет
оценить самые сущностные качества личности. Предложенный порядок работы обеспечивает научный
подход в изучении личности.
Запоминание фамилии и имени исторического деятеля.
Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности личности.
Усвоение идейно – теоретических (политических, религиозных и т. д.) платформ изучаемой личности.
Выяснение, чьи интересы на том или ином историческом этапе данная личность выражала.
Изучение оценок личности ее современниками и современными историками.
Слайд 12Картина Семёна Виноградова «У истоков автономии Удмуртии» (1980 г.).
К 60-летию
удмуртской государственности по заказу Национального музея художник Семён Виноградов написал
масштабное полотно, восстанавливающее исторический момент: глава Вотского комиссариата Иосиф Наговицын присутствует на обсуждении границ будущей автономии с председателем Совета народных комиссаров Владимиром Лениным и Председателем Всероссийского центрального исполнительного комитета РСФСР Михаилом Калининым.
Слайд 135 января 1921 года Всероссийский Центральный Исполнительный комитет РСФСР своим
декретом определил территориально-административный состав Вотской (Удмуртской) автономной области из 27
волостей Глазовского, 18 – Сарапульского, 14 – Елабужского и 12 – Малмыжского уездов Вятской губернии, городов Глазова и Ижевска.
Слайд 16Трофим Кузьмич Борисов (Трокай Борисов) (1891-1943)
Один из основателей удмуртской государственности,
репрессирован, первый редактор газеты "Гудыри" ("Гром"), врач.
Слайд 17Фильм о жизни и деятельности Т.К. Борисова.
Цель и задачи включения
учебных фильмов в образовательный процесс:
- проиллюстрировать наиболее сложные для понимания
учащимися разделы учебника;
- повысить экономическую, правовую и финансовую грамотность учащихся;
- дать наглядное представление старшеклассникам о становлении и развитии государственности Удмуртии, ее проблемах и противоречиях, механизмы решения которых, актуальны и в настоящее время;
- содействовать пониманию учащимися значения удмуртской интеллигенции в образовании государственности удмуртского народа;
- способствовать освоению юношеством рациональной модели поведения и нравственно ценных установок в политической сфере деятельности;
- воспитать компетентного участника, мотивированного на посильное и созидательное участие в жизни общества.
Слайд 18Вариант 7. Наращивание информации по основным направлениям жизнедеятельности личности. Составление
биографических справок – дело не новое для школьников. Но чаще
всего записи ведутся бессистемно, что затрудняет их запоминание и выделение конкретных сфер деятельности изучаемой личности. Предполагаемый вариант обработки предусматривает накопление и размещение информации по блокам, каждая из которых содержит направление жизнедеятельности личности.
Слайд 19Вопросы:
Вопрос репродуктивный – требует воспроизведения готовых знаний (т.е. через память)
без активной мыслительной деятельности. Эти вопросы начинаются со слов когда,
где, в каком году, сколько, куда, кем, кому и т.п. Вопросы данного типа при изучении исторической личности чаще используются, для выявления элементарных знаний, в тестах.
Вопрос продуктивно-познавательный – требует, наряду с воспроизведением готовых знаний, поиска обобщений, выводов, выяснения причин, последствий. Начинаются словами почему, в чем, докажите, обобщите, сформулируйте.
Вопрос проблемный – содержит кажущееся или реальное противоречие. При нахождении ответа требует размышления, рассуждения, отличается относительной краткостью формулировки. Это вопросы большой творческой направленности.
Слайд 20Семинар-дискуссия – в основе лежат противоречия спорные проблемы, разнообразие путей их
достоверного решения, компетентность участников. Такие уроки способствуют развитию устной речи,
активизируют мыслительную деятельность учащихся, прививает интерес к предмету. Формирует культуру полемики, умение выслушать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе.
Слайд 21Роль удмуртской интеллигенции в образовании государственности удмуртского народа.
Вариант 3. Сравнительный
анализ характеристик, качеств однородных в плане деятельности личности, например, руководителя
государства, реформаторов, полководцев и т.д. Можно вести сравнение посредством таблицы. Ее заполнение вызывает споры о наличии тех или иных качеств у тех или иных личностей, что неизбежно приводит, при ориентировке учителя, к изучению дополнительных источников, более внимательному прослушиванию лекционных фрагментов.
Слайд 22При изучении исторической личности посредством применения перечисленных методик решается ряд
важных задач, на которые направлена деятельность учителя и учащегося в
ходе учебного процесса:
ученики знакомятся с дополнительной справочной и научно-популярной литературой;
позволяет подвести учеников к мысли о правомерности существования различных точек зрения, отойти от однозначных оценок личностей и событий;
указанные методики ориентированы на развитие творческого мышления учащихся:
качество аргументации, умение выделять главное, размышлять, давать оценку событиям и деятельности исторических личностей, сравнивать, рассуждать, доказывать и т.п.; умение ориентироваться в историческом материале, критически оценивать информацию;
закрепляются следующие навыки и умения: запоминание, закрепление и повторение материала, умение делать выводы, развитие зрительной памяти и воображения, строить свои действия по заданному алгоритму. Все это направлено на побуждение учащихся к появлению познавательной активности;
ученики используют накопленные знания, свой социальный опыт;
происходит формирование и определение личностного отношения к историческим личностям и событиям. Это помогает воспитанию у школьников нравственных качеств личности, выработке собственной жизненной позиции;
повышается удельный вес самостоятельной творческой работы учащихся, возрастает интерес к предмету