Слайд 1Национальный исследовательский
Томский политехнический университет
Кафедра экологии и безопасности жизнедеятельности
Учебная дисциплина:
«Медицина катастроф»
Лекция:
Введение в дисциплину. Задачи и основы организация Единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Слайд 3Студенты Национального исследовательского
Томского политехнического университета, успешно прошедшие курс обучения
по учебной дисциплине «Медицина катастроф», должны:
иметь представление:
о современных достижениях служб медицины катастроф экономически развитых государств;
Слайд 5знать:
нормативно-правовую базу системы медицинского обеспечения населения и сил РСЧС (ГО)
в чрезвычайных ситуациях (ЧС) мирного и военного времени;
задачи, организационную
структуру, оснащение и возможности медицинских структурных подразделений, принимающих участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и других аварийно спасательных и других неотложных работ (АСДНР);
поражающие факторы источников ЧС природного, техногенного и военного характера, воздействие их на организм человека;
характеристику и эффект использования табельных и подручных средств для оказания первой медицинской помощи (ПМП) пораженным в ЧС, в т.ч. содержание и последовательность проведения мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
алгоритмы диагностики и оказания ПМП при воздействии на организм человека механических, радиационных, химических, термических, биологических и психогенных поражающих факторов, при неотложных и критических состояниях и внезапных заболеваниях с помощью табельных и подручных средств при ликвидации последствий ЧС и иных ситуациях;
основы гигиены и эпидемиологии;
правила личной гигиены в условиях ликвидации последствий ЧС;
Слайд 7 уметь использовать:
требования нормативных и правовых актов РФ по организации
и функционированию МС ГО и ВСМК в ЧС мирного и
военного времени;
способы диагностики различных поражений организма человека в ЧС;
практические приемы и правила использования средств для оказания первой медицинской помощи (ПМП);
принципы организации медицинского обеспечения населения и сил ГО и РСЧС в ЧС мирного и военного времени.
диагностировать различные поражения в ЧС;
оказывать первую медицинскую помощь пораженным в ЧС, при неотложных состояниях и внезапных заболеваниях;
применять табельные и подручные средства для оказания ПМП;
транспортировать пораженных;
соблюдать правила личной гигиены в условиях ЧС.
Слайд 9 1. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории (акватории)
или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применения современных средств поражения, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Слайд 11 Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной
территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного
природного явления, стихийного или иного бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применения современных средств поражения, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Слайд 13 Чрезвычайная ситуация для здравоохранения - обстановка, сложившаяся на
объекте, в зоне (районе) в результате аварии, катастрофы, опасного природного
явления, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, военных действий, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пораженных (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медико-санитарного обеспечения сил и средств здравоохранения, находящихся за пределами объекта (зоны, района) ЧС, а также особой организации работы медицинских учреждений и формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Слайд 15 Эпидемия - (греч. epidemía, от epí — на,
среди и démos — народ), распространение какой-либо инфекционной болезни человека,
значительно превышающее уровень обычной (спорадической) заболеваемости на данной территории. Обусловлена социальными и биологическими факторами. В основе Э. лежит эпидемический процесс, т. е. непрерывный процесс передачи возбудителя инфекции и непрерывная цепь последовательно развивающихся и взаимосвязанных инфекционных состояний (заболевание, бактерионосительство) в коллективе.
Слайд 17 Эпизоотии (греч. ἐπι — на, среди; ζῷον — животное) — широкомасштабное
распространение инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на
определённой территории, значительно превышающее уровень заболеваемости, обычно регистрируемый на данной территории.
Говоря нестрого, эпизоотия — это «эпидемия у животных».
Слайд 19 Эпифитотии - массовое поражение растений болезнью на территории
одной страны, нескольких стран или континентов.
Слайд 21Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (согласно Положению о
классификации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации 13.09.96, №
1094)
Слайд 23 Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте,
определенной территории (акватории) угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к
разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и нарушению производственного или транспортного процесса, а также наносящее ущерб здоровью людей и (или) окружающей среде
Слайд 25 Катастрофа - внезапное, быстротечное событие, повлекшее за собой
человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и
других материальных ценностей в значительных размерах, а также нанесшее серьезный ущерб окружающей среде.
Слайд 27 Стихийные бедствия - это опасные природные явления или
процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения такого
масштаба, который вызывает катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением или гибелью людей
Слайд 29По виду (характеру) источника ЧС подразделяют на:
биолого-социальные (инфекционная заболеваемость людей,
инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных, поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями,
голод, терроризм);
военные (военные конфликты, войны);
природные (землетрясения, наводнения, ураганы, цунами, оползни, селевые потоки и др.);
техногенные (радиационные, химические, биологические аварии; пожары и взрывы; обрушение сооружений; аварии на очистных сооружениях; затопление, крушение (аварии транспортных средств);
экологические (в атмосфере, биосфере, гидросфере и литосфере).
Слайд 31
2. Определение, задачи и основные принципы построения,
функционирования и организации
Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Слайд 33
Для предупреждения ЧС, обеспечения
безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству, а в
случае их возникновения - для ликвидации последствий на основании постановления Правительства РФ в стране создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС),
В соответствии с Федеральным законом от 21,12,94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.
Слайд 37
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты
населения и территорий от ЧС;
проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС
и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
подготовка населения к действиям в ЧС;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
ликвидация ЧС;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Слайд 39 Принципы построения и
функционирования РСЧС
Слайд 41
защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, иностранные граждане
и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, а
также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности Российской Федерации;
организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организации);
реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации;
согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне (ГО);
соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам,
Слайд 43
РСЧС состоит из
территориальных и функциональных подсистем
и имеет четыре
уровня управления:
федеральный,
территориальный,
местный,
объектовый.
Слайд 45 Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах Российской
Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий
и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.).
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Задачи, которые возлагаются на РСЧС в целом, звенья РСЧС выполняют с учетом особенностей своих территорий.
Слайд 47 Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах Российской Федерации
для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и
состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.).
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Задачи, которые возлагаются на РСЧС в целом, звенья РСЧС выполняют с учетом особенностей своих территорий.
Слайд 49 Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной
власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации (независимо от
форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и территорий от опасностей различного характера (в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий) федеральными органами исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС.
Слайд 51Федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС:
служба медицины катастроф (Минздрав России)3;
служба
охраны общественного порядка (МВД России);
противопожарная служба (МЧС России);
служба защиты сельскохозяйственных
животных и растений (Минсельхозпрод России);
государственная спасательная служба (МЧС России);
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);
служба экологической безопасности (Госкомэкология России);
противопаводковая служба (Минприроды России);
служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);
служба поиска и спасения на море (Минтранс России);
транспортная служба (Минтранс России);
служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);
служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).
Слайд 533. Задачи и состав сил и средств РСЧС, силы и
средства ликвидации
чрезвычайных ситуаций МЧС России
Слайд 55 Основными задачами сил и средств РСЧС являются:
осуществление
мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за стоянием окружающей природной среды
и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;
ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС;
проведение эвакуационных мероприятий из зон ЧС в безопасные районы;
проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий в ЧС;
восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;
поддержание формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, обучение и повышение профессиональной квалификации личного состава;
разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.
Слайд 57К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся:
службы (учреждения)
и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль
за состоянием окружающей природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ их воздействия на здоровье населения;
формирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
ветеринарная служба Минсельхозпрода России;
службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Минсельхозпрода России;
геофизическая служба Российской академии наук;
служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
подразделения Министерства РФ по атомной энергетике;
космические средства наблюдения министерств и ведомств Российской Федерации;
учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.
Слайд 59Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:
военизированные и невоенизированные противопожарные,
поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной
власти;
формирования и учреждения Всероссийской службы медицина катастроф (ВСМК);
формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;
военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
формирования Гражданской обороны Российской Федерации (ГО РФ) территориального, местного и объектового уровней;
специально подготовленные силы и средства войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;
аварийно-технические центры Министерства РФ по атомной энергетике;
службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
восстановительные и пожарные поезда МПС России;
аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
Аварийно-спасательные формирования укомплектовываются с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток.
Слайд 61Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России
Особое место в
ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоянной готовности МЧС
России, которые включают: Центр управления в кризисных ситуациях (Москва);
Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский),
поисково-спасательные службы (ПСС),
Центр специального назначения (Москва);
авиацию МЧС России;
сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО РФ.
Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом РФ.
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативно-правовыми актами РФ и субъектов РФ.
Решениями руководителей организаций на базе служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС.
Слайд 63
4. Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации
последствий чрезвычайных
ситуаций
Слайд 64До возникновения ЧС
организацию мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за
состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов; прогнозирование ЧС;
оценку
риска возникновения ЧС;
организацию государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС;
организацию и проведение государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
участие в лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности и декларировании безопасности промышленных объектов;
планирование и осуществление комплекса превентивных мероприятий, направленных на предупреждение ЧС;
создание и совершенствование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от ЧС;
экономическое регулирование деятельности по снижению риска возникновения ЧС;
создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС.
Слайд 66При возникновении ЧС в зависимости от их характера и масштабов
защита населения может осуществляться по следующим основным направлениям (в комплексе
или отдельно):
локализация ЧС в целях снижения воздействия поражающих факторов ее источника;
ограничение (запрет) доступа в зону ЧС;
рассредоточение и (или) эвакуация из зоны ЧС;
укрытие в защитных сооружениях;
обеспечение средствами индивидуальной защиты;
медицинское (в том числе медицинские мероприятия по защите) и другие виды первоочередного жизнеобеспечения.