Слайд 2План урока
1. Наука в современном обществе
2. Этика науки
3. Потребности современного
образования
Слайд 31. Наука в современном обществе
Наука – творческая деятельность, направленная
на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование
и систематизация новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке.
Понятие «наука» означает также совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли науки (математическая наука, химическая наука).
НАУКА – это система знаний
Слайд 51. Наука в современном обществе
Часть папируса Ахмеса.
Задачи с 49 по
55.
Наука зарождается в древности (Египет, Месопотамия, Китай и т.д.),
но в современном смысле слова ее зарождение относится к 17-18 веку.
Математика в девяти книгах (начало)
Слайд 6Последняя треть XIX в. – происходит ряд открытий в физике:
электромагнитных волн, радиоактивности, развивается статистическая, вероятностная физика, что подрывает классический
принцип механического детерминизма.
Переход к неклассической научной картине мира сопровождался крушением классических представлений о материи, ее строении, свойствах, о пространстве и времени.
Слайд 7Со второй половины XX в. наука слилась с техникой, началась
ИТР (люди овладели энергией атома, стали осваивать космос, появляются ЭВМ,
появляются новые научные дисциплины и технологии).
Изменилось мировоззрение ученых, что позволило говорить о новом, постнеклассическом этапе в развитии научной картины мира.
Слайд 8Науку принято рассматривать:
- как особую систему знаний о природе, обществе
и человеке;
- как особый вид деятельности человека, систему научных исследований,
направленных на получение новых знаний;
- как систему специфических организаций и учреждений.
Слайд 9Основные значимые черты современной науки:
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ (проверенные, обоснованные, систематизированные
знания обо всем, что подвергается исследованию)
БЕЗГРАНИЧНОСТЬ («Наука вечна в
своем источнике, не ограничена в своей деятельности ни временем, ни пространством, неизмерима по своему объему, бесконечна по своей задаче» К.М.Вэр)
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ
Современная наука дифференцируется с каждым днем. В настоящее время насчитывается около 15 тысяч научных дисциплин.
Если в Античности и в Средние века были ученые соединявшие в себе знания по большинству существовавших наук (Аристотель, Авиценна), то теперь это НЕВОЗМОЖНО.
Слайд 10Основные значимые черты современной науки:
СБЛИЖЕНИЕ с насущными потребностями общества.
Слайд 11Функции науки :
Познавательная - назначение которой заключается в познании природы,
человека и общества в целом, а также в рационально-теоретическом постижении
мира, объяснении процессов и явлений, открытии закономерностей и законов, осуществлении прогнозирования и т.д. Данная функция сводится к производству новых научных знаний.
Мировоззренческая -переплетается с познавательной. Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение.
Производственная – внедрение инноваций, новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли. В связи с этим наука превращается в производительную силу, работающую на благо общества, своего рода «цех», в котором разрабатываются и внедряются новые идеи и их воплощения.
Слайд 12Функции науки :
Социальная - связана с достижениями научно-технической революции. В
связи с этим наука превращается в социальную силу. Это проявляется
в ситуациях, когда данные науки используются в разработках программ социального и экономического развития, социальное прогнозирование, управление и развитие (производственная, облегчает жизнь человеку в быту и в производстве)
Прогностическая- осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению
Культурная - наука является своего рода феноменом культуры, важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образования, технологии, методы и форму обучения. Эта функция реализуется через систему образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых.
Слайд 13Научно-технический прогресс (НТП) – единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и
техники.
В 20 веке произошло значительное ускорение развития всех наук.
В начале
века было около 100 тыс. человек профессионально занимавшихся научными исследованиями (ученых), к концу века их число превысило 5 миллионов.
Удвоение научной информации происходит раз в 10-15 лет.
Число специализированных научных журналов достигает тысяч.
Слайд 14Классификации наук:
Предметные: Науки делятся на:
1) Естественные — изучают мир
природы;2)Технические — изучают мир техники;
3) Гуманитарные — изучают мир человека;4)
Социальные — изучают мир общества;
«Удаленность» от практики— Фундаментальные науки: отсутствует прямая ориентация на практику —
Прикладные науки: присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем
Слайд 152. Этика науки
Этика близка по содержанию к добросовестности.
Добросовестность в науке
состоит: - тщательное продумывание и безукоризненное проведение
всех этапов исследования;
«Не навреди!» Гиппократ (460-356 гг. до н.э.)
Доказательность новых научных знаний, их неоднократная проверка;
научная честность и объективность;
отказ от введения в научный оборот непроверенных фактов и данных
уважительное отношение к предшественникам.
Слайд 16Проблема нравственной ответственности ученого
Деятельность современного ученого должна соизмеряться с
принципами гуманизма с нормами общечеловеческой морали.
Наука может быть и
носителем смерти и разрушений
Ученый ответствен за полноценность вырабатываемого им научного "продукта«
Среди областей научного знания, в которых особенно остро и напряженно обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно-этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека, все они довольно близко соприкасаются между собой.
Особо следует относиться к ответственности за клонирование человека
Слайд 173. Потребности современного образования
ОБРАЗОВАНИЕ - целенаправленный процесс воспитания и обучения
в интересах человека, общества, государства.
Это целенаправленность заключается:
в постепенном,
доступном формировании системы научных знаний, а также умений и навыков в познавательной и практической деятельности; - в подготовке образованных и нравственных людей; - в передаче и формировании опыта творческой деятельности; - формировании гражданской ответственности, правосознания, духовности и культуры, патриотизма.
Слайд 18Структура системы образования в РФ
Слайд 19Цель и функции образования
Цель образования - приобщение человека к убеждениям,
идеалам и ценностям господствующей части общества.
Функции образования:
воспитательная
социализации
Экономическая
приобщение к современным
технологиям и другим продуктам культуры.
Слайд 20Потребности современного образования
Особенное значение имеет непрерывность образования на протяжении всей
жизни.
Функции непрерывного образования:
компенсирующая (восполнение пробелов в базовом образовании);
- адаптивная (подготовка и переподготовка в условиях меняющейся ситуации); - развивающая (удовлетворение духовных потребностей личности).
Существенным звеном непрерывного образования является САМООБРАЗОВАНИЕ.
Слайд 21Образование в современном мире отличает многообразие путей получения
Школа
Экстернат
домашнее обучение
Семейное
обучение
дистанционное обучение
курсы самообразования и др.
Слайд 22Общие тенденции в развитии образования
Слайд 23Реформы в области образования.
Обеспечение доступности качественного общего образования
Повышение качества
школьной учебной литературы
Повышение уровня оплаты труда работников образования
Модернизация системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации работников образования
Повышение качества профессионального образования
Расширение общественного участия в управлении образованием
Развитие сети общеобразовательных учреждений
Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений
Слайд 24Домашнее задание
Изучить параграф 9.
Написать эссе:
1. «Наука — это истина помноженная
на сомнение» (Валери).
2. «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования»(Н.Рубакин).
3.
«Всесторонняя образованность населения – главная опора науки».( Н.Н. Моисеев).
4.«Наука является основой всякого прогресса, облегчающего жизнь человечества и уменьшающего его страдания». ( М. Склодовская-Кюри).