Слайд 1
НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ
СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ
Александрович Ю.С.
Кафедра анестезиологии-реаниматологии
и неотложной педиатрии ФП и ДПО СПбГПМУ,
Санкт-Петербург
Слайд 2БАЗИСНАЯ СЛР
КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ:
вентиляции
путем вдувания воздуха в легкие
циркуляции, выполнением закрытого массажа (или
непрямой компрессии) сердца (ЗМС/НКС).
Слайд 3БАЗИСНАЯ СЛР
Методы базисной реанимации, не требуют никакой специальной аппаратуры и
медикаментов и могут быть применены в любых условиях. Используемые для
поддержания проходимости ДП и вентиляции способы базисной СЛР являются НЕИНВАЗИВНЫМИ.
Могут применяться различные варианты ЗМС, включающие стандартный ЗМС, перемежающуюся абдоминальную компрессию, одновременную СЛР с ЗМС и вентиляцией, или активную компрессию-декомпрессию.
Слайд 4РАСШИРЕННАЯ СЛР
Добавление к базисной реанимации ИНВАЗИВНЫХ методик для восстановления эффективного
дыхания и кровообращения.
Вентиляция ручным самонаполняющимся мешком, эндотрахеальная интубация или
крикотиреотомия, эндотрахеальное и в/в введение медикаментов,
экстренное наложение сердечно-легочного шунта
открытый массаж сердца.
Слайд 5МЕХАНИЗМЫ ОСТАНОВКИ СЕРДЦА У ДЕТЕЙ
Слайд 6Последовательность действий при первичной реанимации
С - circulation (кровообращение) -
начать закрытый массаж сердца.
А - airways (воздухоносные пути) - обеспечить
проходимость дыхательных путей,
В - breathing (дыхание) - начать ИВЛ.
Слайд 7СОВРЕМЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Первое –
максимальное упрощение правил проведения первичной
СЛР для максимально раннего начала первичной СЛР
Второе —
обеспечение наиболее ранней электрической дефибрилляции.
Слайд 8Первичная оценка состояния ребенка
Первичный визуальный осмотр выполняется очень быстро, начиная
с момента приближения к пострадавшему. Оцениваются:
наличие ДВИЖЕНИЯ,
наличие ДЫХАНИЯ,
МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС,
ЦВЕТ
КОЖИ.
Слайд 9СОВРЕМЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Отсутствие любого из признаков жизни:
сознания,
болевой
реакции,
движения,
спонтанного дыхания или наличие любого типа патологического дыхания
–
служат основанием для начала СЛР.
Слайд 10Последовательность выполнения приемов первичной реанимации
А. Поддержание проходимости воздушных путей
Запрокидывание головы
Подъем
подбородка
Выведение нижней челюсти
Эпигастральные толчки
В. Проведение искусственного дыхания
ИВЛ методом «рот в
рот»
С. Поддержание кровообращения
Закрытый массаж сердца
Слайд 11Наиболее частые причины нарушения проходимости дыхательных путей
Язык - наиболее
частая причина обструкции дыхательных путей пострадавшего в бессознательном состоянии.
Слайд 12Наиболее частые причины нарушения проходимости дыхательных путей
Отек гортани или ларингоспазм
(сжатие голосовых связок), термический ожог.
Инородное тело - наиболее частая
причина обструкции (закупорки) дыхательных путей у детей.
Инфекция - пленки при дифтерии, гнойники.
Слайд 13ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОХОДИМОСТИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ
Восстановительное положение
Слайд 14Обеспечение проходимости дыхательных путей младенца
Запрокиньте голову и поднимите подбородок младенца
Слайд 15Обеспечение проходимости дыхательных путей ребенка
Запрокиньте голову и поднимите подбородок ребенка
Слайд 16ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОХОДИМОСТИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ
Выведение нижней челюсти
Слайд 18Обструкция дыхательных путей
инородным телом
Слайд 19Обструкция дыхательных путей
инородным телом (ребенок в сознании ) прием Геймлиха
1. Встать за спиной пострадавшего, обхватив его руками.
2.
Сжать одну руку в кулак и той стороной, где большой палец, положить ее на живот пострадавшего на уровне между пупком и реберными дугами (в эпигастральную область живота).
3. Ладонь другой руки кладется поверх кулака, быстрым толчком вверх кулак вдавливается в живот. Руки при этом нужно резко согнуть в локтях, но грудную клетку пострадавшего не сдавливать.
4. При необходимости прием повторить несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся.
Слайд 20ОБСТРУКЦИЯ ДП ИНОРОДНЫМ ТЕЛОМ
Ребенок без сознания прием Геймлиха
Эпигастральные толчки
Положить
пострадавшего на спину. Сядьте верхом на бедра пострадавшего, лицом к
голове.
Положив одну руку на другу, поместите основание ладони нижней руки между пупком и реберными дугами (в эпигастральную область живота). Используя вес своего тела, энергично надавите на живот пострадавшего в направлении вверх к диафрагме.
Голова пострадавшего не должна быть повернута в сторону.
Повторите несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся.
Слайд 21Обструкция дыхательных путей инородным телом прием Геймлиха
Младенец - толчки
в грудь
Расположите три пальца ниже воображаемой линии, проходящей между
сосками младенца.
Поднимите безымянный палец так, чтобы средний и указательный пальцы оказались на грудине на расстоянии одного пальца ниже воображаемой линии, проходящей между сосками.
Произведите серию из 5 быстрых толчков в грудину на глубину примерно 2 см.
Продолжайте проведение похлопываний по спине и толчков в грудину до тех пор, пока:
Инородное тело не будет извлечено.
Младенец не начнет плакать, дышать или усиленно кашлять.
Младенец не потеряет сознание.
Слайд 22Обструкция дыхательных путей инородным телом прием Геймлиха
Младенец –
шлепки
по спине
Положить ребенка на свою руку лицом на ладонь,
чтобы ножки располагались по разные стороны вашего предплечья и ось тела была наклонена вниз. Производите похлопывания ладонью между лопаток, пока инородное тело не очутится у вас в ладони
Слайд 23ПРИЕМ ГЕЙМЛИХА У ДЕТЕЙ ДО ГОДА
а - перекладывание на правую
руку;
б - похлопывание;
в - перекладывание на левую руку;
г . нажатие на грудную клетку.
Слайд 24Обследуйте ротовую полость на наличие инородного тела
Большим пальцем прижмите
язык к нижней челюсти и слегка выдвиньте ее.
Только в
том случае, если вы видите инородное тело во рту, постарайтесь извлечь его одним движением согнутого пальца.
Будьте аккуратны и не протолкните инородное тело глубже в горло.
Слайд 25Когда следует прекратить проведение толчков в живот, грудину или похлопываний
по спине
если инородное тело вышло или если пострадавший начинает дышать
или кашлять.
Убедитесь, что посторонний предмет извлечен из ДП.
Посмотрите, дышит ли пострадавший свободно, возможно, что он все еще испытывает затруднения с дыханием.
Так как толчки в живот и грудину могут вызывать повреждения внутренних органов, пострадавшего необходимо доставить в стационар, даже если у него, на первый взгляд, нет осложнений.
Слайд 26ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЫХАНИЯ
Параллельно с поддержкой проходимости ДП, необходимо оценить эффективность
дыхания.
Для этого наблюдайте за экскурсией (движением) грудной клетки при дыхании,
старайтесь выслушать дыхательные шумы у рта и носа ребенка; старайтесь ощутить движение воздуха при выдохе ребенка.
Для заключения о наличии или отсутствии дыхания, наблюдайте, слушайте и ощущайте дыхание не более 10-15 секунд.
Слайд 27ИСКУССТВЕННАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ ЛЕГКИХ
Задачей ИВЛ является ритмичное нагнетание воздуха в легкие
в достаточном объеме, выдох при этом осуществляется за счет эластичности
легких и грудной клетки, т. е. пассивно.
Наиболее доступен и распространен в условиях догоспитальной реанимации простой способ искусственного дыхания "рот в рот".
При этом в легкие пациента можно вдувать двойную "физиологическую норму" - до 1200 мл воздуха (взрослым). Вдуваемый воздух вполне пригоден для ИВЛ, так как содержит 16% кислорода (при 21% в атмосферном воздухе).
Слайд 28ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ
Сделайте 2 эффективных вдоха «рот в рот», зажав нос
ребенка
Осуществляющий ИВЛ реанимирующий располагается сбоку от пациента, одной рукой сжимает
его нос и надавливает на его лоб, а другой открывает его рот. Рот больного во избежание инфицирования, необходимо прикрыть марлей или бинтом, после чего реанимирующий делает глубокий вдох, плотно прижимается губами ко рту пациента и делает выдох, затем отнимает губы от его рта и отводит свою голову в сторону.
Слайд 30Лицевые дыхательные маски
Маска должна закрывать рот и нос ребенка и
плотно прилегать к лицу от переносицы (не накладываясь на глаза)
до подбородка (не выступая за него). Для эффективной вентиляции под положительным давлением через маску необходима герметичность ее прилегания к коже лица.
Слайд 31Техника постановки орофарингеального воздуховода
Слайд 32Самонаполняющиеся дыхательные мешки
Самонаполняющиеся дыхательные мешки (например, мешки фирмы Амбу –
Automatic Manual Breathing Unit) для вентиляции бывают разных размеров: для
детей и взрослых.
Дыхательные мешки для вентиляции новорожденных, младенцев и маленьких детей должны иметь минимальный объем 450 мл.
Эффективную вентиляцию младенцев можно проводить и педиатрическими, и большими (для взрослых) дыхательными мешками.
При использовании мешков больших размеров, следует контролировать силу сжатия мешка, следя за тем, чтобы дыхательный объем был достаточен для наполнения легких, но не чрезмерен.
Видимое расширение (экскурсия) грудной клетки при вдохе указывает на достаточное наполнение легких.
Слайд 33Техника выполнения чрезкожной крикотиреотомии (у детей до 8 лет)
Слайд 34СОСУДИСТЫЙ ДОСТУП
Если периферические вены видны или контурируются, следует предпринять попытку
катетеризации периферической вены.
У младенцев и маленьких детей катетеризация периферических
вен может быть затруднена и внутрикостный доступ является разумной альтернативой в экстренной ситуации, связанной с нарушением кровообращения.
Если к моменту необходимости проведения реанимации, венозный катетер уже установлен следует использовать его для медикаментозной и инфузионной терапии.
Слайд 35ВНУТРИСЕРДЕЧНЫЕ ИНЪЕКЦИИ ПРИ СЛР У ДЕТЕЙ НЕ РЕКОМЕНДУЮТСЯ
необходимость прерывания СЛР
опасность
повреждения коронарных артерий
опасность тампонады сердца
опасность пневмоторакса
нет очевидных преимуществ перед в/в
и в/костным доступом
Слайд 36Правило для обеспечения сосудистого доступа при СЛР
Если венозный доступ не
налажен за три попытки или в течение 90 секунд, у
детей до 6 лет должен быть использован внутрикостный доступ.
Эндотрахеальное введение жирорастворимых лекарств для реанимации, включая адреналин, показано, если сосудистый доступ не удается наладить в течение 3-5 минут.
Любой внутрисосудистый путь введения препаратов предпочтительнее эндотрахеального.
Слайд 37ВНУТРИКОСТНЫЙ ДОСТУП
Игла вводится в переднюю поверхность большеберцовой кости, обеспечивая доступ
к не спадающимся венозным сплетениям костного мозга. Внутрикостный сосудистый доступ
обычно достигается за 30-60 секунд.
Слайд 38ЗАКРЫТЫЙ МАССАЖ СЕРДЦА
Резкое надавливание на грудину ведет к сжиманию сердца
между позвоночником и грудиной, уменьшению его объема и выбросу крови
в аорту и легочную артерию, т. е. является искусственной систолой.
В момент прекращения давления грудная клетка расправляется, сердце принимает объем, соответствующий диастоле, и кровь из полых и легочных вен поступает в предсердия и желудочки сердца.
Ритмичное чередование сжатий и расслаблений в какой-то мере заменяет работу сердца, т. е. выполняется один из видов искусственного кровообращения.
Слайд 40ЗАКРЫТЫЙ МАССАЖ СЕРДЦА РЕБЕНКУ
При проведении надавливаний плечи спасателя должны находиться
над его ладонями.
Производите надавливания плавно по вертикальной прямой, постоянно удерживая
руки на грудине.
Не делайте раскачивающих движений во время проведения процедуры. Это снижает эффективность надавливаний и напрасно расходует ваши силы.
Прежде чем начинать следующее надавливание, дайте грудной клетке подняться в исходное положение.
Слайд 41ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВОДИМОГО МАССАЖА
Сужение ранее расширенных зрачков
Исчезновение бледности и уменьшение цианоза
Пульсация
крупных артерий (прежде всего сонной) соответственно частоте массажа
Появление самостоятельных дыхательных
движений.
Слайд 42ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ СЛР
Слайд 44АЛГОРИТМ РАСШИРЕННОЙ СЛР У ДЕТЕЙ
Слайд 45Постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. N
950 г. Москва
"Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в
том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека"
Слайд 46ПРЕКРАЩЕНИЕ РЕАНИМАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (Постановление №950)
2. Реанимационные мероприятия направлены на восстановление
жизненно важных функций, в том числе искусственное поддержание функций дыхания
и кровообращения человека, и выполняются медицинским работником (врачом или фельдшером), а в случае их отсутствия - лицами, прошедшими обучение по проведению сердечно-легочной реанимации.
3. Реанимационные мероприятия прекращаются при признании их абсолютно бесперспективными, а именно:
при констатации смерти человека на основании смерти головного мозга;
при неэффективности реанимационных мероприятий, направленных на восстановление жизненно важных функций, в течение 30 минут;
при отсутствии у новорожденного сердцебиения по истечении 10 минут с начала проведения реанимационных мероприятий в полном объеме (искусственной вентиляции легких, массажа сердца, введения лекарственных препаратов).
Слайд 47Признаки эффективности СЛР
Возобновление пульсации сонной артерии (также проверяйте наличие пульсации
во время массажа)
Налицо реакция зрачков на свет.
Улучшение цвета
кожи.
Попытки самопроизвольных дыхательных движений.
Самопроизвольные движения конечностей.
Слайд 48Особенности проведения сердечно-легочной реанимации у детей различного возраста (2010)