Слайд 1
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСИЛИУМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Н.Я. Семаго
М.М. Семаго
Слайд 2Организация деятельности ПМПК в г. Москве
ЦЕНТРАЛЬНАЯ (ГОРОДСКАЯ) ПМПК
«НАДЕЖДА»
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ (ОКРУЖНАЯ) ПМПК
(ПМПК
РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА)
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ПМПк)
Слайд 3нормативно-правовая база деятельности системы ПМПК
Приказ Минобрнауки РФ от 24 марта
2009 г. № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Письмо
Минобрнауки РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения
Закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (№ 16 от 28.04.2010)
«Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы»
Утвержден Министерством просвещения РСФСР 8 июля 1980 года и Министерством здравоохранения РСФСР 28 июля 1980 года
Слайд 4УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПк
Шаговая доступность образовательного учреждения, реализующего (интегрированное)
инклюзивное образование
Наличие вариативных форм интеграции (инклюзии) внутри ОУ
Обязательное заключение договоров
с родителями об образовании ребенка с ОВЗ
Разумный баланс между обеспечением прав «особого» ребенка и других детей, находящихся вместе с ним в ОУ (группе, классе)
Слайд 5
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ
Первостепенный учет интересов ребенка
Междисциплинарность и взаимодополняемость специалистов
Профессиональная компетентность
Единые
принципы анализа состояния ребенка
Коллегиальность в принятии решений
Партнерские отношения с родителями
Слайд 6Внутренние задачи команды специалистов
Повышение профессиональной компетенции каждого за счет расширения
знаний в смежных областях
Формирование единой (с методологической точки зрения) системы
анализа состояния ребенка на основе профессиональных моделей анализа (логопеда, врача, психолога…)
Определение наиболее удобной для всех специалистов «рабочей» типологии вариантов отклоняющегося развития
Понимание «видения» ребенка другим специалистом
Выработка «единого языка» и технологий междисциплинарного взаимодействия
Умение работать в команде
Формирование толерантности к мнению другого
Слайд 7 ДОУ, СОШ (СКОУ)
ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР
ДИСПЕТЧЕРСКИЙ
ПРИЕМ
ПМПК РЕСУРСНОГО
ЦЕНТРА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
ТИП СОШ, СКОУ
УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ
ПМПк
ОУ
Реализация образовательного маршрута, отслеживание динамики развития, обучения и социализации ребенка
Слайд 8Задачи деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (ПМПк ОУ)
Уточнение стратегии и
определение тактики и технологий (режимные моменты оказания помощи, необходимость проведения
организационных мероприятий способствующих адаптации включенного ребенка в образовательном учреждении;
Динамическая оценка эффективности мероприятий;
Изменение образовательной траектории ребенка в ОУ;
Выделение детей, не проходивших ПМПК и не имеющих статуса «включенный», но нуждающихся в специализированных условиях и помощи различных специалистов;
Координация взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям.
Слайд 9Задачи, выходящие за рамки компетенции ПМПк ОУ
Сиюминутные проблемы обучения (кратковременное
ухудшение усвоения программы обучения: навыков письма, чтения, поведения), которые вызывают
тревогу у педагога, но, в связи со своей незначительной продолжительностью, не являются задачей консилиума в целом и психолога, в частности;
Кратковременные проблемы поведения, связанные, в первую очередь, с временными ситуацией в семье, с начинающимся заболеванием ребенка (а не с постоянным его болезненным состоянием, «отклоняющимся» психическим статусом, которые, естественно, являются задачей углубленного обследования всеми специалистами);
Разработку программ, воспитательных мер в рамках учебно-воспитательного процесса, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику и другим участникам образовательного процесса.
Слайд 10 Этапы консилиумной деятельности
Предварительный этап: анализ актуальных ресурсов
специалистов ОУ, анализ рекомендаций и условий включения ребенка , в
том числе анализ документов и определение последовательности «прохождения» специалистов;
Первый этап: обследование ребенка профильными специалистами (в том числе и психологом). Составление индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума;
Второй этап: Коллегиальное обсуждение специалистами полученных результатов обследования. Координация и согласованность взаимодействия специалистов. Определение тактики сопровождения ребенка в инклюзивном пространстве ОУ;
Третий этап: реализация решений консилиума ОУ силами специалистов ОУ (внеурочная коррекционно-развивающая работа, включение абилитационной помощи в процесс обучения и воспитания и т.п.)
Завершающий этап: Динамическое/итоговое обследование ребенка (оценка состояния ребенка после окончания цикла сопровождения, учебного года, ступени образования).
Слайд 11Виды консилиумной деятельности
и решаемые задачи
ПЛАНОВЫЙ КОНСИЛИУМ
Уточнение стратегии и определение
тактики психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
выработку согласованных решений по
определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута и дополнительных программ развивающей или коррекционной и абилитационной работы;
динамическую оценку состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
ВНЕПЛАНОВЫЙ КОНСИЛИУМ
решение вопроса о принятии необходимых экстренных мер по выявившимся обстоятельствам;
изменение направления ранее проводимой коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности;
решение вопроса об изменении образовательного маршрута (в рамках деятельности данного ОУ, либо иного типа учебного заведения (повторное прохождение ПМПК).