Слайд 1
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ и ИВАЛИДНОСТЬЮ НА УРОВНЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ольга Николаевна Степакова
специалист
отдела дошкольного образования
Департамент образования
мэрии города Новосибирска
Слайд 2Актуальность
Изменения социально-экономической ситуации в стране
Новые законодательные акты в сфере образования
Личностные
потребности и интересы населения
Неравномерность психического развития в детской популяции
Слайд 3 МОНИТОРИНГ ДОУ г. Новосибирска
Отсутствие единого подхода в определении целей и
задач работы по сопровождению детей с ОВЗ
Отсутствие единой системы повышения
квалификации педагогических работников участвующих в образовательной деятельности
Несформированность единой системы взаимовоздействия при оказании профессиональной помощи на разных уровнях образования
Отсутствие необходимого количества специалистов в ДОУ
Отсутствие методического сопровождения по работе ПМПк ДОУ
Отсутствие условий для обучающихся с ОВЗ
Отсутствие межведомственного взаимовоздействия
Слайд 4Существующие подходы к организации
коррекционной деятельности не в полной мере
сориентированы
на процесс обновления дошкольного образования
педагоги ДОУ испытывают трудности в проектировании адаптированных
основных образовательных программ
педагоги ДОУ испытывают трудности в определении целевых ориентиров и планируемых результатов для детей с ОВЗ
педагоги ДОУ испытывают трудности в сопровождении детей с ОВЗ
педагоги ДОУ испытывают трудности в проектировании парциальных программ в работе с детьми ОВЗ
педагоги ДОУ испытывают трудности в проектировании адаптированных образовательных программ
Слайд 6 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 № 273-ФЗ
«ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ст.5 – право каждого человека на образование
ст.8 – предоставление психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ
ст.34 – предоставление обучающимся условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение психолого-медико-педагогической коррекции
ст.42 – оказание психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении общеобразовательных программ, развитии социальной адаптации
ст.79 – организация получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ)
Слайд 7статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 10ФГОС ДО (п.3.2.7)
Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в группах комбинированной
направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 11Коррекционная работа и/или инклюзивное образование, не связанное с ОВЗ детей
При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна
учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида
Слайд 13ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ЦЕЛЯХ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ОВЗ
Слайд 14АЛГОРИТМ
ВНЕДРЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 16ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ШАГ № 2
Издание приказа об открытие групп комбинированной
и компенсирующей направленности
Постановка задачи перед Педагогическим Советом по работе с
детьми ОВЗ (формирование ПМПк ДОУ)
Определение необходимых изменений в образовательных целях ДОУ
Выбор варианта функционирования групп комбинированной и компенсирующей направленности
Определение изменений в локальных документов ДОУ
Определение необходимых изменений в технологиях обучения и воспитания
Определение необходимого ресурсного обеспечения и изменений условий образовательной деятельности
Формирование групп комбинированной и компенсирующей направленности, проектирование изменений в образовательной деятельности и постановка перед ними задач
Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольной организацией (все специалисты)
Формирование организационного механизма контроля процессов модернизации ДОУ
Слайд 17ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ШАГ № 3
(проектирование АООП)
Слайд 18Статья 2. Основные понятия
Примерная основная образовательная программа-учебно-методическая документация (примерный учебный
план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов,
курсов, дисциплин(модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
Слайд 20СТАТЬЯ 12. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Разрабатываются и утверждаются организацией в соответствии с
ФГОС ДО с учетом ПОП ДО
ФГОС дошкольного образования
п.2.5. Организация может
разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продлённого дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп. При круглосуточном пребывании детей в Группе реализация программы осуществляется не более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорий детей
Слайд 21СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку
и планируемые
результаты освоения программы
Пояснительная записка должна раскрывать:
цели и задачи реализации Программы;
принципы
и подходы к формированию Программы;
значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста;
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, детей с ОВЗ
Слайд 22Содержательный раздел
Программы должен включать
а) описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями
развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учётом
используемых вариативных
примерных основных образовательных программ
дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
Слайд 23Содержание коррекционной работы
и/или инклюзивного образования включается в Программу,
если
планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья
Данный раздел должен
содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития
Слайд 24Организационный раздел
должен содержать
Описание материально-технического
обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами
и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим
дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Слайд 25Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
может быть представлена в виде
ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных
участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы
Слайд 27
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Профессиональное образование педагогов, специалистов ДОУ
(выявление образовательных потребностей
педагогического состава с целью внесения изменений в план
повышения квалификации педагогов дошкольной организации)
Обеспечение условий для непрерывного профессионального развития педагогических работников ДОУ
Обновление должностных инструкций в соответствии с функционированием специализированных групп
Дополнительное образование педагогов, специалистов
Слайд 28Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников
должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в
Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования», утверждённом приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638), с изменениями внесёнными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный № 21240)
Слайд 29МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КООРДИНАЦИЯ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК В ОБЛАСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
СОЗДАНИЕ
ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ В РАБОТЕ ПМПк ДОУ и ТПМПК
Слайд 30ПМПк дошкольного образовательного учреждения создается в соответствии с «Методическими рекомендациями
по психолого-педагогическому сопровождению детей в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации
образования» (письмо Минобразования России от 27.03.2000 №27/901 -6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»)
Слайд 31Примерный перечень
документов ПМПк ДОУ
Положение о ПМПк дошкольного образовательного учреждения
Приказ
руководителя дошкольного образовательного учреждения о создании ПМПк
Приказ руководителя ДОУ о
составе комиссии ПМПк на учебный год
Договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ
Согласие от родителей на обследование (коррекционную работу) с ребенком
Журнал записи детей на ПМПк
Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк
Коллегиальное заключение ПМПк
АОП (индивидуальный образовательный маршрут)
Журнал консультаций и обращений родителей (законных представителей)
Годовой план работы комиссии ПМПк
Протоколы заседаний ПМПк
Слайд 32ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Сайт регионального ресурсного центра «Семья и дети» НГПУ:
www.deti.nspu.ru
Сайт: firo.ru
Сайт: reestrspo.ru
Сайт http://deafsign.ulcraft.com/ (нарушение слуха и зрения)
Сайт:
htpp//www. inclusive-edu.ru (нарушение слуха)
Сайт: http://conf.7ya.ru/ (нарушение интеллекта)
Сайт: http://www.autism.ru/ (РАС)
Сайт: http://аутизм.su/
Сайт: https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/reportazh/slepogluhie-deti-kak-ih-uchat-zhit (комплексные нарушения)
Слайд 33ДОСТУПНОСТЬ, КАЧЕСТВО И ПОЛНОТА СПЕКТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЕМ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ, ЧТО ПРИВЕДЕТ К СОЗДАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ