Слайд 2 Носкова Людмила Петровна родилась 18 июля 1933 года в
городе Куйбышеве Новосибирской области в многодетной семье.
Выпускница отделения сурдопедагогики МГПИ
им. Ленина (ныне МПГУ). Закончила в 1956 году. Сурдопедагог, доктор педагогических наук, профессор.
После окончания института работала учителем-дефектологом в школах для глухих детей. Участвовала в экспериментальном обучении глухих детей под руководством профессора С.А. Зыкова.
Занималась проблемами формирования словесной речи глухих школьников, в частности, вопросом овладения грамматическим строем языка неслышащими детьми.
Слайд 3Основные научные труды и публикации
Из опыта работы по обучению грамматическому
строю языка в средних классах школы для глухих. // Специальная
школа, 1966, № 4.
С.А. Зыков. Методика обучения глухих детей языку. /Под ред. Л.П. Носковой. - М., Просвещение, 1977
Дошкольное воспитание детей с недостатками слуха. // Дети с нарушением слуха и системы их обучения, 1978, № 4.
Теоретические основы обучения языку глухих детей дошкольного возраста. // Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. / Под ред. Л.П. Носковой. - М., Просвещение, 1982.
Слайд 4Проблемы обучения глухих дошкольников чтению. // Дефектология, 1983, № 4.
Основные
направления работы по речевому развитию глухих детей старшего дошкольного возраста.
// Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта. / Под ред. Л.П. Носковой. - М., Просвещение, 1990.
Характеристика деятельности учителя-дефектолога в дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха. // Дошкольное воспитание аномальных детей. / Под ред. Л.П. Носковой. - М., Просвещение, 1990.
Развитие речи детей с нарушениями слуха. // Дошкольное воспитание аномальных детей. / Под ред. Л.П. Носковой. - М., Просвещение, 1990.
Слайд 5В этом пособии раскрываются современные научно обоснованные подходы к организации,
отбору содержания, способам коррекционно-развивающего обучения словесной речи глухих и слабослышащих
детей дошкольного возраста.
Слайд 6
Главный смысл всего представленного в методике материала заключается в доказательстве,
что сопутствующее глухоте и тяжелой тугоухости глубокое недоразвитие или полное
отсутствие речи могут быть успешно скорректированы при квалифицированном подходе к обучению детей.
Слайд 7Людмила Петровна разработала методическую литературу по всем основным направлениям дошкольного
воспитания глухих, а затем и слабослышащих дошкольников, были сделаны масса
методических рекомендаций для родителей.
Слайд 8В процессе теоретической и опытно-экспериментальной разработки системы обучения языку неслышащих
детей дошкольного и школьного возрастов были сформулированы единые принципы формирования
языковых умений в условиях специального обучения . Это нашло отражение в многочисленных публикациях, включая действующие программы для школы и дошкольных учреждений, методические и учебные пособия, а также в докторской диссертации на тему «Педагогические и лингвистические основы обучения глухих детей языку».
Слайд 9Людмила Петровна, совместно с коллегами, раскрывала последовательность формирования речи как средства
общения и познания окружающего мира, использование разных форм словесной речи (устной, письменной,
при необходимости дактильной) в
зависимости от этапа обучения.
Слайд 10Выявление глухих детей старшего дошкольного возраста обусловило проблему подготовки их
к обучению в школе. Необходимость компенсации утерянного для начала коррекционной
работы времени, сокращенные сроки подготовки к школе, необходимость обеспечения речевого развития определили создание Программы воспитания и обучения в дошкольных группах при школах для глухих (1981г.)
Слайд 11Дальнейшая разработка содержания и методов обучения глухих и слабослышащих дошкольников
связана с созданием программ воспитания и обучения глухих и слабослышащих
дошкольников, разработанных под руководством Л. П. Носковой (1983, 1991). В них отражен деятельностный подход к воспитанию детей, усилена направленность на личностное и социальное развитие, реализованы в большей степени преемственные связи между дошкольным и школьным этапами обучения.