Разделы презентаций


Новые информационные технологии

Содержание

Лекция № 2.1. Основные классы естественно-языковых систем.Классификация естественно-языковых систем

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Новые информационные технологии
Харламов
Александр Александрович
© 2012 МГЛУ
Ин. яз. им.

М. Тореза

Новые информационные технологииХарламов Александр Александрович © 2012 МГЛУИн. яз. им. М. Тореза

Слайд 2Лекция № 2.1. Основные классы естественно-языковых систем.
Классификация естественно-языковых систем

Лекция № 2.1. Основные классы естественно-языковых систем.Классификация естественно-языковых систем

Слайд 3 Обработка знаний человеком
Основные классы естественно-языковых систем
Лингвистический процессор

Демонстрация систем
Новые информационные технологии
3

Обработка знаний человеком Основные классы естественно-языковых систем Лингвистический процессор Демонстрация системНовые информационные технологии3

Слайд 4Основные классы естественно-языковых систем Основные классы систем общения с

ЭВМ, включающие в свой состав естественно-языковые системы
4

Основные классы естественно-языковых систем    Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав

Слайд 5Основные классы естественно-языковых систем 2.1. Основные классы естественно-языковых систем 2.2. Функциональные

компоненты естественно-языковых систем 2.3. Сравнительная характеристика основных классов естественно-языковых систем
4

Основные классы естественно-языковых систем  2.1. Основные классы естественно-языковых систем  2.2. Функциональные компоненты естественно-языковых систем

Слайд 6Основные классы естественно-языковых систем - Наряду с реальным миром компьютеры и

Сеть составляют виртуальный мир человека - Необходимо преодолеть языковой барьер в

общении человека с машиной - Обучение ЭВМ естественному языку – задача, связанная с проникновением в законы мышления и языка

5

Основные классы естественно-языковых систем  - Наряду с реальным миром компьютеры и Сеть составляют виртуальный мир человека

Слайд 7Основные классы естественно-языковых систем - В первую очередь это связано с

моделированием языкового поведения человека, т.е. с построением функциональной модели естественного

языка и выяснением условий ее функционирования - Естественный язык служит человеку для выражения своих мыслей и для понимания мыслей других людей - Первому виду языковой деятельности соответствует синтез ЕЯ текстов, второму – понимание ЕЯ текстов

6

Основные классы естественно-языковых систем  - В первую очередь это связано с моделированием языкового поведения человека, т.е.

Слайд 8Основные классы естественно-языковых систем - В исследованиях по искусственному интеллекту сформировалось

направление, получившее название «обработка естественного языка» - Задачей этого направления

является исследование методов и разработка систем, обеспечивающих реализацию процесса общения с компьютерными системами на естественном языке

7

Основные классы естественно-языковых систем  - В исследованиях по искусственному интеллекту сформировалось направление, получившее название «обработка естественного

Слайд 9Основные классы естественно-языковых систем - Сложность создания средств естественно-языкового общения, предназначенных

для общения пользователей с ЭВМ, обусловлена в значительной степени отсутствием

единой теории языкового общения, охватывающей все аспекты взаимодействия коммуникантов

8

Основные классы естественно-языковых систем  - Сложность создания средств естественно-языкового общения, предназначенных для общения пользователей с ЭВМ,

Слайд 10Основные классы естественно-языковых систем - Проблематика естественно-языкового общения, находится на стыке

многих наук: лингвистики, психологии, нейрофизиологии, логики и философии - Эти науки

исследуют отдельные аспекты процесса общения - Научное направление «Искусственный интеллект» и в рамках этого направления дисциплина нейроинформатика, моделирует все или, по крайней мере, основные аспекты естественно-языкового общения

9

Основные классы естественно-языковых систем  - Проблематика естественно-языкового общения, находится на стыке многих наук: лингвистики, психологии, нейрофизиологии,

Слайд 11Основные классы естественно-языковых систем: - средства, обеспечивающие ЕЯ интерфейс к базам

данных - средства ЕЯ поиска в текстах и обработки текстовой информации

- средства распознавания речи - средства голосового ввода, управления и сбора данных - средства понимания речи и текстов - средства синтеза речи и текстов - компоненты искусственно-интеллектуальных систем - онтологии и тезаурусы - речевые базы и базы текстов

10

Основные классы естественно-языковых систем: - средства, обеспечивающие ЕЯ интерфейс к базам данных - средства ЕЯ поиска в

Слайд 12Основные классы естественно-языковых систем Средства, обеспечивающие ЕЯ интерфейс к базам данных

(имеющих четкую заранее известную структуру) преобразуют естественно-языковые запросы пользователя в запросы

к базам данных

11

Основные классы естественно-языковых систем  Средства, обеспечивающие ЕЯ интерфейс к базам данных (имеющих четкую заранее известную структуру)

Слайд 13Основные классы естественно-языковых систем Средства естественно-языкового поиска в текстах и обработки

текстовой информации (информационно-поисковые системы) осуществляют по запросам пользователей поиск и фильтрацию

текстовой информации в неструктурированных текстах, оформленных в соответствии с правилами грамматики естественного языка

12

Основные классы естественно-языковых систем  Средства естественно-языкового поиска в текстах и обработки текстовой информации (информационно-поисковые системы) осуществляют

Слайд 14Основные классы естественно-языковых систем Средства распознавания речи распознают голосовую (речевую) информацию

и преобразуют ее в последовательность символов
13

Основные классы естественно-языковых систем  Средства распознавания речи  распознают голосовую (речевую) информацию и преобразуют ее в

Слайд 15Основные классы естественно-языковых систем Средства голосового ввода, управления и сбора данных

предназначены для ввода голосовых команд, управляющих работой некоторой системы (например

бытовой техникой)

14

Основные классы естественно-языковых систем  Средства голосового ввода, управления и сбора данных  предназначены для ввода голосовых

Слайд 16Основные классы естественно-языковых систем Системы типа «Речь-текст» предназначены для распознавания слитной

речи (например для диктовки деловой корреспонденции)
14

Основные классы естественно-языковых систем  Системы типа «Речь-текст»  предназначены для распознавания слитной речи (например для диктовки

Слайд 17Основные классы естественно-языковых систем Средства понимания речи и текстов восстанавливают смысловую

структуру текста, или речевого сообщения его содержащего
15

Основные классы естественно-языковых систем  Средства понимания речи и текстов восстанавливают смысловую структуру текста, или речевого сообщения

Слайд 18Основные классы естественно-языковых систем Средства синтеза речи и текстов осуществляют формирование

корректного текста по его смысловой структуре, и синтез речи по

тексту. Сюда же можно отнести средства клонирования голоса

16

Основные классы естественно-языковых систем  Средства синтеза речи и текстов  осуществляют формирование корректного текста по его

Слайд 19Основные классы естественно-языковых систем Компоненты искусственно-интеллектуальных систем предназначены для использования в

искусственно-интеллектуальных приложениях, в которые необходимо добавить возможности распознавания и синтеза

речи, а также – анализа текстов

17

Основные классы естественно-языковых систем  Компоненты искусственно-интеллектуальных систем  предназначены для использования в искусственно-интеллектуальных приложениях, в которые

Слайд 20Основные классы естественно-языковых систем Онтологии и тезаурусы используются в качестве источников

знаний верхних уровней в системах распознавания речи и анализа текстов
18

Основные классы естественно-языковых систем  Онтологии и тезаурусы  используются в качестве источников знаний верхних уровней в

Слайд 21Основные классы естественно-языковых систем Речевые базы и базы текстов служат для

обучения систем распознавания речи и анализа текстов, соответственно
19

Основные классы естественно-языковых систем  Речевые базы и базы текстов  служат для обучения систем распознавания речи

Слайд 22Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав

ЕЯ-системы - Интеллектуальные вопросно-ответные системы, в том числе:

- Информационно-поисковые системы - Системы общения с базами данных - Экспертные системы - Диалоговые системы решения задач - Интеллектуальные хранилища и цифровые библиотеки

20

Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав ЕЯ-системы   - Интеллектуальные вопросно-ответные системы,

Слайд 23Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав

ЕЯ-системы - Системы обработки связных текстов (речи), в том числе: -

Системы реферирования ЕЯ информации - Системы сравнения (классификации) ЕЯ информации - Системы кластеризаци ЕЯ информации

21

Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав ЕЯ-системы   - Системы обработки связных

Слайд 24Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав

ЕЯ-системы - Системы распознавания речи, в том числе: - Средства голосового

ввода, управления - Системы распознавания слитной речи

22

Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав ЕЯ-системы   - Системы распознавания речи,

Слайд 25Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав

ЕЯ-системы - Системы синтеза речи, текста - Средства синтеза видеоряда по

тексту - Системы понимания речи (текстов) - Системы машинного перевода - Интегральные роботы

23

Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав ЕЯ-системы   - Системы синтеза речи,

Слайд 26Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав

ЕЯ-системы (по степени их интеллектуализации) Интеллектуальность приложений на основе ЕЯ-систем

определяется функциональными возможностями включенных в них ЕЯ-систем, и в первую очередь, использованием верхних уровней представления лингвистической информации – семантики и прагматики

24

Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав ЕЯ-системы (по степени их интеллектуализации)

Слайд 27Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав

ЕЯ-системы Интеллектуальные вопросно-ответные системы - ЕЯ-системы происходят от информационно-поисковых систем и

систем машинного перевода - Они осуществляют перевод ЕЯ-высказываний, относящихся к узким и заранее фиксированным предметным областям, в формальное представление, а также обратный перевод

25

Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав ЕЯ-системы  Интеллектуальные вопросно-ответные системы  -

Слайд 28Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав

ЕЯ-системы Системы общения с базами данных - Обеспечение доступа к информации,

хранящейся в БД, широкому классу неподготовленных пользователей - Выполнение перевода запросов конечных пользователей с ЕЯ на формализованные языки запросов к БД

26

Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав ЕЯ-системы  Системы общения с базами данных

Слайд 29Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав

ЕЯ-системы Диалоговые системы решения задач - Функции интеллектуального монитора, обеспечивающего

решение заранее определенных классов задач - Основным направлением практического использования диалоговых систем является реализация ЕЯ-общения с экспертными системами, call-центры

27

Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав ЕЯ-системы  Диалоговые системы решения задач

Слайд 30Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав

ЕЯ-системы Интеллектуальные хранилища и цифровые библиотеки - Специальные средства адаптации к

пользователю - Аналитические средства для увеличения возможностей пользователя: автоматическое реферирование текста, автоматическое сравнение и классификация текстов

28

Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав ЕЯ-системы  Интеллектуальные хранилища и цифровые библиотеки

Слайд 31Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав

ЕЯ-системы Системы обработки связных текстов - Возрастание объема хранимой в ЭВМ

текстовой информации - Необходимость извлечения из нее разнообразных сведений

29

Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав ЕЯ-системы  Системы обработки связных текстов

Слайд 32Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав

ЕЯ-системы Системы контекстного машинного перевода - Понимание смысла всего текста в

целом (в отличие от анализа семантики отдельного предложения в системах фразового перевода) - Синтезируется текст на выходном языке на основе смысловой схемы, полученной в результате анализа текста на входном языке

30

Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав ЕЯ-системы  Системы контекстного машинного перевода

Слайд 33Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав

ЕЯ-системы Интегральные роботы - Включают средства ЕЯ-общения (в том числе -

диалога) - Содержат подсистемы распознавания образов, навигации и управления движением - Используют модель мира

31

Основные классы систем общения с ЭВМ, включающие в свой состав ЕЯ-системы  Интегральные роботы  - Включают

Слайд 34 Функциональные компоненты естественно-языковых систем
34

Функциональные компоненты естественно-языковых систем 34

Слайд 35Функциональные компоненты естественно-языковых систем:
32
- Ведение диалога – прагматика постановки задачи -

Модель мира – семантика постановки задачи – внутреннее представление знаний

о мире
- Понимание - преобразование поступающих от пользователя высказываний на естественном языке в высказывания на языке внутреннего представления
Функциональные компоненты естественно-языковых систем:32 - Ведение диалога – прагматика постановки задачи - Модель мира – семантика постановки

Слайд 36Функциональные компоненты естественно-языковых систем:
33
- Обработка высказываний -

формирование или определение заданий на решение задач на данном шаге

диалога - Генерация - формирование выходных высказываний на естественном языке
Функциональные компоненты естественно-языковых систем:33   - Обработка высказываний - формирование или определение заданий на решение задач

Слайд 374
Диалог человека и машины
Существует два типа таких систем
Системы первого

типа ведут человека, следуя четкому порядку заполнения определенных форм. Примером

такой системы может стать заказ билетов. В каждом из состояний система настраивается на распознавание заранее приготовленных атрибутов, допуская варианты возврата к предыдущему шагу или выходу из системы
В системах второго типа человеку отводится роль собеседника, который может сам проявлять интерес к разным аспектам информации, задавая любые вопросы.
4Диалог человека и машины Существует два типа таких системСистемы первого типа ведут человека, следуя четкому порядку заполнения

Слайд 383
Общая блок-схема ориентированной
на задачу системы речевого диалога
Диалог человека и

машины

3Общая блок-схема ориентированной на задачу системы речевого диалогаДиалог человека и машины

Слайд 39
прагматический
семантический
синтаксический
лексический
морфологический
акустико-фонетический
Уровни представления лингвистической и экстралингвистической информации
(снизу вверх)
35

прагматическийсемантическийсинтаксическийлексическийморфологическийакустико-фонетическийУровни представления лингвистической и экстралингвистической информации(снизу вверх)35

Слайд 40Сравнительная характеристика основных классов естественно-языковых систем
36

Сравнительная характеристика основных классов естественно-языковых систем36

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика