Слайд 1Новые смыслы урока
в условиях модернизации образования
Слайд 2Современный урок – основа эффективного и качественного образования
Урок – это
зеркало общей и педагогической культуры учителя.
В.А.Сухомлинский
Слайд 3система образования XX века прошла три этапа:
I – школа
– знаний (конец 1950-х начало 1960-х) наука развивалась интенсивно, а
возможности школы оставались прежние.
II – школа – умений (1970-е – 1980 г.г.) знания, умения, навыки (ЗУН) вот знамя новаторов того времени. объём знаний продолжал расти, приобретенные умения и навыки быстро устаревали, оставались невостребованными обществом.
III – 1990 – е годы XX века, возникла идея адаптивной школы, накапливавшей и передающей опыт эмоциональной, творческой деятельности личности учащихся на базе применения алгоритма действия и модулирования знаний.
Слайд 4Традиционный урок
реалия сегодняшнего дня
более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать
уроки в традиционной форме
Слайд 5Критерии эффективности современного урока
Обучение через открытие
Самоопределение обучаемого к выполнению
той или иной образовательной деятельности.
Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками
зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Развитие личности
Слайд 6Критерии эффективности современного урока
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее
субъектом
Демократичность , открытость
Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в
образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося на уроке
Слайд 7Цель урока трансформируется в педагогические задачи:
1. Информационная: Что и чему
будем учиться?
2. Операционная: Как и каким образом будем учиться?
3. Мотивационная: Зачем нам это надо?
4. Коммуникативная: С кем и где?
Слайд 8
Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру
организационный этап
проверки
домашнего задания
актуализации субъектного опыта учащихся
изучения новых
знаний и способов деятельности
первичной проверки понимания изученного
закрепления изученного
применения изученного
обобщения и систематизации
контроля и самоконтроля
коррекции
информации о домашнем задании
подведения итогов занятия
рефлексии
Слайд 9Основные этапы современного урока
Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической)
готовностью учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания.
Проверка знаний и
умений учащихся для подготовки к новой теме.
Постановка цели занятия перед учащимися.
Формирование новых знаний.
Закрепление полученных знаний.
Домашнее задание.
Слайд 10ТИПЫ
СОВРЕМЕННЫХ УРОКОВ
900igr.net
Слайд 11Тип урока – понятие, связанное с варьированием структуры урока, его
содержательных элементов.
В дидактике наиболее разработанными являются следующие классификации:
по
“месту урока” в системе уроков по учебной теме (С.В. Иванов);
по признаку основной дидактической цели (Б.П. Есипов);
по способу проведения урока (И.Н. Казанцев).
Слайд 12По дидактической цели и дидактическим задачам
различают:
Урок обычный, на
котором решается лишь одна дидактическая задача (изучение нового материала, или
закрепление изученного, или контроль);
Урок комбинированный (смешанный), где последовательно решаются несколько дидактических задач;
Урок синтетический, на котором несколько дидактических задач решаются одновременно.
Слайд 13Структура комбинированного урока:
Слайд 14Большое распространение получили следующие образовательные технологии:
технология проектного обучения;
модульная технология;
технология проблемного
обучения.
Слайд 16О проекте
Проект – целенаправленное управление изменением, фиксированное во времени
Проектирование и
творчество
Проектирование и управление
Проектирование и развитие
Слайд 17Структура проектной деятельности
Ориентация на получение результата!
1.Описание (фиксация) результата
2. Фиксация срока
достижения результата
3. Предварительное планирование действий по достижению результата
4. Программирование (планирование
по времени отдельных действий)
5. Выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией
6. Получение продукта проектной деятельности
Слайд 18Основные принципы учебного проектирования
Опора на интерес детей, а также ранее
усвоенный материал;
Возможно большая самостоятельность учащихся;
Творческая направленность;
Практическая осуществимость проекта;
Связь с потребностями
общества.
Слайд 19Этапы проектной деятельности
Выбор направлений сбора сведений
Начинается со знакомства и рекламы
темы (уже выбранной учителем)
Выполняется в школе на одном из уроков
или во время классного часа
Учитель предлагает детям заманчивую россыпь направлений знакомства с темой – на любой вкус
Дети выбирают направление или по аналогии предлагают своё, или откладывают свой выбор на завтра
Результат: выбранные детьми направления сбора сведений (подтемы)
Слайд 20Этапы проектной деятельности
Сбор сведений (поиск информации)
Проводится в основном дома (возможно,
в школе во внеурочное время)
Проводится при активном участии родителей
По возможности сведения собираются из наблюдений на экскурсиях (на природу, на предприятия, в музеи и т.д.)
По времени занимает 1-2 недели
Результат: найденные сведения
Слайд 21Выполнение проекта
Деятельность учащихся по реализации выбранной идеи:
Исследования;
Изготовление конечного продукта.
Слайд 22Этапы проектной деятельности
Представление результатов
Проводится при активном участии родителей в школе
во внеурочное время
Проводятся мероприятия, представляются поделки и экспозиции, защищаются (представляются)
исследовательские проекты
Все мероприятия, презентации и защиты фотографируются
Результат: завершённые проекты, заполненные несколько страниц альбома истории жизни класса
Проектная деятельность развивает все универсальные учебные действия !
Слайд 23Суть технологии.
Стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам ,решению этих проблем,
умение практически применять полученные знания.
Дает возможность результативного проектирования учебного процесса.
Слайд 25Сущность такого обучения состоит в следующем: учащийся самостоятельно или руководствуясь
наставлениями учителя работает с модулем и достигает целей, поставленных перед
обучением, в процессе познавательной и учебной деятельности.
Слайд 26
Модуль состоит из плана действий, направленного на достижение цели,
информационного банка и методического руководства, помогающего достичь дидактических целей.
В
связи с этим модуль выступает в качестве средства модульного обучения.
Слайд 27модульное обучение
ставит перед собой такие задачи:
- для учащегося темп работы
должен быть комфортным, поэтому следует учитывать его возможности и способности;
-
содержание обучения должно обладать гибкостью;
- виды и формы работы должны быть интегрированными;
- первостепенная задача -- формирование у обучаемых умения заниматься самообразованием, которое позволит достичь в конечном итоге высоких результатов.
Слайд 28вывод
технология модульного обучения должна опираться на такие методологические принципы:
личностный,
системный и
деятельностный подходы
Слайд 29Модульное обучение и его принципы
Модуль -- своеобразная программа обучения, индивидуализированная
по своей сути, темпу учебной и познавательной деятельности, методам обучения,
уровню самостоятельной деятельности учащихся. Поэтому технология модульного обучения дает возможность школьнику с известной долей самостоятельности изучать предложенную ему индивидуализированную программу.
Слайд 31Технология проблемного
обучения предполагает
Урок объяснения нового материала
Урок «открытия» знаний
Слайд 32цель
ФОРМИРОВАТЬ
ЗНАНИЯ и
познавательную
самодеятельность
РАЗВИВАТЬ
ИНТЕЛЛЕКТ
И
ТВОРЧЕСКИЕ
СПОСОБНОСТИ
воспитывать
АКТИВНУЮ
ЛИЧНОСТЬ
Слайд 33средства
Проблемные
вопросы
Проблемные задачи
Проблемные задания
наглядность
речь
Слайд 34Структура проблемного занятия
1 вариант
1.
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗВЕСТНЫХ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ
3. НАХОЖДЕНИЕ НОВОГО
ПРИНЦИПА ДЕЙСТВИЯ
4. РЕАЛИЗАЦИЯ НАЙДЕННОГО ПРИНЦИПА
5. ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ РЕШЕНИЯ
(по М.И. Махмутову)
2 ВАРИАНТ
1. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
(постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного)
2. ПОИСК РЕШЕНИЯ
(осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки)
3. ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ
(применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком)
4. ТВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ «ОТКРЫТЫХ» ЗНАНИЙ
(по Е.Л. Мельниковой)
Слайд 35Как искать решение учебной проблемы.
Подвести учеников к
выдвижению и проверке
своих
гипотез
Подвести учеников к
новому знанию
Слайд 36Нетрадиционные формы уроков
Урок-"Эврика«
Урок-аукцион
Урок-деловая игра
Игра-обобщение
Уроки-творчества
Урок-творческий отчет
Урок-"общественный смотр знаний«
Урок-лабиринт
Урок взаимообучения учащихся
Урок-экскурсия
Урок-заочная
экскурсия
Урок-консультации
Интегрированный урок
Слайд 37Работа в группах
деловая игра «Педагогический театр»
1. Инсценировать один из этапов
урока (по типу) с применением элементов современных технологий
2. Выделить характерные
признаки
типа урока. Обосновать ответ
Слайд 38Деловая игра
Направлена на создание условной ситуации из области профессиональной деятельности,
имитацию действий, может носить соревновательный характер.
Слайд 39Методические рекомендации по подготовке и проведению современного урока
Слайд 401 Выбор типа урока
Знание каждым учителем типологии уроков и только
обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или
иного класса, темы, раздела
Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянно одном и том же наборе структурных частей)
Цель определяет тип урока: цель урока → тип урока → структура урока → расход времени на различных этапах урока
Слайд 412 Знание возможностей детей
Безусловный учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных
возможностей учащихся разных возрастов, классов, групп; учет особенностей, интересов, склонностей,
запросов учащихся
Слабое знание личности школьника и классных коллективов и, как следствие этого, - уроки-близнецы в разных классах, невозможность опереться на особенности учащихся, найти оптимальный для конкретного ребенка или группы детей вариант методики обучения
Необходима диагностика детей: сколько в классе визуалов, аудиалов и кинестиков, сколько левополушарных, правополушарных и со смешанным восприятием, как дети делятся по темпераменту, кто лидер и кто аутсайдер…
Слайд 423. Тема урока
Стремление к поиску и по возможности формулирование кроме
темы еще и так называемого «имени» урока в виде яркого
афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.п., эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока
Традиционный подход к называнию темы урока в соответствии с текстом государственных программ
Например, вместо темы «Татаро-монгольское нашествие» - «О, русская земля! Ты уже за холмом!»
Слайд 434. Продумывание целей урока
Комплексное планирование задач по трем группам:
Педагогические цели:
обучения, воспитания, развития и социализации личности – это цели развития
ребенка (главные цели).
Цели развития образовательного процесса: диагностические, познавательные, исследовательские.
Цели саморазвития учителя (профессионального и личностного)
Недооценка специального продумывания задач урока; неполнота их планирования
Слайд 445. Отбор содержания
Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного
усвоения, то есть главного, существенного, и отработка на уроке именно
этого материала.
Перегруженность содержания учебного материала. Главный принцип отбора содержания: чем больший объем знаний дать детям – тем, якобы, лучше.
Способы выделения главного: акценты голосом, цветом, графическими средствами; использование опорных конспектов, денотатных графов, кластеров; выдвижение требований перед учащимися в виде плакатов («Что надо знать», «Что надо уметь» к какому-то уроку)
Слайд 457. Межпредметные связи
Опора на межпредметные связи с целью их использования
для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о
мире и с целью развития эрудиции школьников, а при необходимости и специальное осуществление учителем межпредметной координации учебного материала.
Игнорирование межпредметных связей и как следствие – межпредметной координации учебного материала, полагая, что целостная мировоззренческая картина мира возникает в головах детей сама собой, автоматически.
Выполнение этого требования возможно только при условии существенного развития эрудиции учителя.
Интегрированные уроки – это всего лишь шоу!
Слайд 468. Выбор методов обучения
Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения
методов обучения, исходя из знания системной классификации методов обучения, сильных
и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса.
Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка – стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия.
Необходимо изучать дидактику!
Методы обучения сами по себе не могут быть ни активными, ни пассивными: теми или другими их делает учитель.
Следует говорить: «методы активного или пассивного обучения», но не «активные или пассивные методы».
Слайд 479. Технологии развивающего обучения
Знание разных технологий развивающего обучения (Занкова, Эльконина-Давыдова,
Фаизова, Ильясова, Кушнира, Эрдниева, Монтессори, Штайнера, Френе и др.) и
их дифференцированное применение к разным классам или группам учащихся.
Отсутствие опоры на какие-то технологии развивающего обучения или же использование какой-то одной из них (якобы универсальной) по отношению ко всем учащимся.
Технологии развивающего обучения необходимо использовать не только в 1-4-х, но и в 5-11-х классах!
Слайд 48вопросы анкеты «Стиль учителя»
1. Если класс не приведен в порядок
1) моя реакция зависит от ситуации
2) я не обращаю на это внимание
3) не могу начать урок
2. Я считаю своим долгом сделать замечание , если ребенок нарушает порядок в общественном месте
1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да
3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
1) предлагает простор для творчеств
2)Не вмешивается в мою работу
3)Дает четкие указания
4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
1) в зависимости от ситуации
2) предпочитаю импровизацию
3) всегда
5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне
1) предпочитаю выяснить отношения
2) игнорирую этот факт
3) плачу ему той же монетой
Слайд 49вопросы анкеты «Стиль учителя»
6. Если ученик высказывает точку зрения, которую
я не могу принять
1) я пытаюсь принять его точку
зрения
2) перевожу разговор на другую тему
3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку
7.По- моему в школьном коллективе важнее всего
1) работать творчески
2) отсутствие конфликтов
3) трудовая дисциплина
8 Я считаю , что учитель может повысить голос на ученика
1) нет , это недопустимо
2) затрудняюсь ответить
3) если ученик этого заслуживает
9. Непредвиденные ситуации на уроках
1) можно эффективно использовать
2) лучше игнорировать
3) только мешают учебному процессу
10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией
1) нет
2) когда как
3) не знаю
Слайд 50· Если у Вас больше 1 , то это говорит
о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно
принимать решения, прислушивается к их мнению , поощряет самостоятельность суждений , учитывает не только успеваемость , но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия :побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении , доброжелательный настрой , способствующий эффективности обучения
· преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя . Такой педагог уходит от принятия решений , передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы , в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка , чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
· преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права , как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно., значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.
Слайд 51Рефлексия
каждый палец –
это какая то позиция, по которой необходимо
высказать свое мнение.
большой –для меня это важно и интересно …
указательный- я получил конкретные рекомендации…
средний- мне было трудно ( не понравилось)…
безымянный –моя оценка психологической атмосферы…
мизинец- для меня было недостаточно…