Разделы презентаций


Новые теории психического развития

Содержание

Жизненные задачи это сознательно принимаемые цели, которые индивид ставит себе в определенные моменты жизни. Проблемы перехода (в том числе и возрастного) изучаются и в подходах, исследующих «жизненные задачи» (N. Cantor, J.F.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Новые теории психического развития
Задачи развития

Новые теории психического развитияЗадачи развития

Слайд 2Жизненные задачи это сознательно принимаемые цели, которые индивид ставит себе

в определенные моменты жизни.
Проблемы перехода (в том числе и

возрастного) изучаются и в подходах, исследующих «жизненные задачи» (N. Cantor, J.F. Kihlstrom, S. Zirkel, N. Cantor).
Важные, аффективно переживаемые, личностно значимые интересы (concerns), которые определяют усилия личности по самореализации; они определяют надежды и мечты индивида, связанные с его личной историей и тем, как он смотрит на окружающий его мир. Понимание жизненных задач индивида существенным образом продвигает исследователя в трактовке его действий и поступков.
Жизненные задачи это сознательно принимаемые цели, которые индивид ставит себе в определенные моменты жизни. Проблемы перехода (в

Слайд 3Термин «жизненные задачи» (life tasks) связан с другими понятиями, которые,

также в настоящее время активно обсуждаются в западной психологии личности.

Так, этот термин можно сопоставить с понятиями цели (goals), личного плана (personal plans); все эти целеобразующие конструкты могут осознаваться индивидом на разных уровнях абстракции (от плана успешно справиться с семестровой контрольной до задач построения собственной жизни на большую перспективу). В большом числе исследований последних лет эти конструкты полагаются значимыми для более глубокого понимания индивидуальных личностных характеристик (Watterman, W. Meeus, J. Marcia и др.)
Термин «жизненные задачи» (life tasks) связан с другими понятиями, которые, также в настоящее время активно обсуждаются в

Слайд 4«Жизненные задачи» в литературе определяются как находящиеся на среднем уровне

абстракции. Они подлежат (потенциально) достаточно легкой вербализации индивидом, хотя подчас

реально существующая жизненная задача может и не осознаваться.
«Жизненные задачи» в литературе определяются как находящиеся на среднем уровне абстракции. Они подлежат (потенциально) достаточно легкой вербализации

Слайд 5жизненная ситуация меняется и, по гипотезе, может трансформировать жизненную задачу.

Примером такого рода ситуаций может служить начало студенческой жизни.

При

изменении жизненной ситуации жизненные задачи осознаются самим индивидом с большей легкостью.
Во время перехода люди в большей степени склонны осознанно относиться к себе и своему месту в мире, склонны пересматривать свои жизненные задачи.
жизненная ситуация меняется и, по гипотезе, может трансформировать жизненную задачу. Примером такого рода ситуаций может служить начало

Слайд 6При этом некоторые жизненные задачи могут быть вневременными, а иные,

например достижение независимости, - в большей степени связанными с определенным

возрастом и, следовательно, с определенными возрастными переходами. Во время возрастного перехода характерные для возраста в целом жизненные задачи переплетаются с индивидуальными, создавая структуры, определяющие поведение индивида в изменяющихся условиях.
При этом некоторые жизненные задачи могут быть вневременными, а иные, например достижение независимости, - в большей степени

Слайд 7Переход к студенческой жизни,
связан и с объективным обособлением от семьи.

Исходное отношение к ситуации перехода может быть различным, и это

различие определяет субъективную и объективную успешность происходящей трансформации.
придание глубокого смысла самому факту начала самостоятельной жизни, постановка задачи приобретения независимости в самом широком смысле этого слова, т. е. понимание ситуации перехода как переломной для всего хода личной истории, приводит к более продуктивному проживанию критического периода.
Если же жизненные задачи, которые ставит перед собой личность в момент перехода, сужены до сугубо конкретных и практических (например, научиться самостоятельно распоряжаться своим бюджетом) - успешность перехода снижается (ниже оказывается академическая успешность, удовлетворенность социальными контактами и т.д.). Однако благополучный переход в ситуации постановки широких жизненных задач сопряжен с высоким уровнем тревожности относительно успеха в достижении поставленных целей.
Переход к студенческой жизни,связан и с объективным обособлением от семьи. Исходное отношение к ситуации перехода может быть

Слайд 8Если во время проживания индивидом критического периода осуществить мониторинг его

эмоциональных состояний, оказывается, что в случае постановки более глобальных задач

эмоциональный статус индивида выше, чем при конъюнктурно-ситуационном отношении к переходу.
Если во время проживания индивидом критического периода осуществить мониторинг его эмоциональных состояний, оказывается, что в случае постановки

Слайд 9Работы данного направления представляются весьма эвристичными,
поскольку в них прослеживаются внутренние

характеристики личности в ситуации постановки и решения жизненных задач, т.

е. в ситуации, которая потенциально может стать критической. Единственная серьезная трудность, которую можно обнаружить при этом подходе - его неприменимость к более ранним возрастам (неслучайно все экспериментальные исследования выполнены на возрастах не ниже подросткового).
Само понимание жизненной задачи (личного проекта, цели, плана) как осознаваемого самим субъектом и, более того, вербализуемого им, представляется серьезным ограничением.
Работы данного направления представляются весьма эвристичными,поскольку в них прослеживаются внутренние характеристики личности в ситуации постановки и решения

Слайд 10акцентируется момент эмоционально-аффективного переживания ситуации перехода, и в этом смысле

оно представляется проливающим новый свет на ситуацию перехода.
Введенный Л.С.

Выготским термин «переживание» лишь в малой степени оказался разработанным. Ясно, однако, что разговор об акте развития вообще и о ситуации возрастного кризиса вне обсуждения проблем эмоционального подъема (независимо от его модальности), видимо, недостаточен.
акцентируется момент эмоционально-аффективного переживания ситуации перехода, и в этом смысле оно представляется проливающим новый свет на ситуацию

Слайд 11П. Хейманс предлагает следующее определение: developmental task
особый период, в течение

которого индивид имеет возможность доказать окружающим его людям, что он/она

действительно может выполнять некоторые действия (или обладает некоторой способностью). Реализация этой способности предполагает целесообразное и подконтрольное индивиду (а не случайное) использование его личных или общественных средств (ресурсов, условий). Если окружающие индивида люди (жюри) убедятся, что индивид действительно обладает некоторой способностью, ему предоставляется право действовать самостоятельно так, как будто он действительно приобрел данную способность.
П. Хейманс предлагает следующее определение: developmental taskособый период, в течение которого индивид имеет возможность доказать окружающим его

Слайд 12В задаче развития ребенок может быть успешен или, напротив, потерпеть

неудачу. Следовательно, существуют критерии успешности задачи развития. В роли жюри

могут выступать окружающие - взрослые или сверстники - и сам индивид, что характерно для более старших возрастов.
Решение задачи развития связано с принятием на себя ответственности за новое положение в социуме.
Помощь ребенку в развитии - педагогическая (воспитательная) задача.
Задача развития - механизм связи индивида и социального окружения.
В задаче развития ребенок может быть успешен или, напротив, потерпеть неудачу. Следовательно, существуют критерии успешности задачи развития.

Слайд 13Задача развития может быть решена, если окружающая ребенка среда организована

как сценарий развития, т.е. последовательность развертывания задачи развития во времени.

Задача развития может быть решена, если окружающая ребенка среда организована как сценарий развития, т.е. последовательность развертывания задачи

Слайд 14Вначале ребенок и взрослый имеют общее смысловое поле, которое может

и не осознаваться ребенком.
«Старт» задачи развития предполагает обнаружение этого исходного

смыслового поля. Обнаруживая свое исходное состояние, ребенок начинает видеть во взрослом своеобразного помощника в развитии. У ребенка возникает особое эмоциональное состояние, способствующее решению задачи развития. Этому помогает и организация ритуала перехода (например, праздник 1 сентября). Ребенок причисляет себя к новой возрастной когорте. Окружающие ребенка люди также начинают воспринимать его как изменившегося, повзрослевшего.
Вначале ребенок и взрослый имеют общее смысловое поле, которое может и не осознаваться ребенком.«Старт» задачи развития предполагает

Слайд 15Взаимодействие ребенка и взрослого, обеспечивающее решение задачи развития, имеет некоторые

важные характеристики.
действия ребенка и взрослого реципрокны: в начале задачи развития

преобладают действия взрослого, затем они убывают с одновременным ростом действий ребенка. Также можно утверждать, что чем чаще выполняются действия по решению задачи, тем меньше продолжительность этих действий.
по мере решения задачи развития уменьшается число зависимых от взрослого действий ребенка и растет число независимых.
на протяжении периода обучения постепенно исчезают действия, присущие этапу до задачи развития (соответствующие предшествующему уровню развития), их сменяют совместные с взрослым действия. Затем на смену им приходят новые самостоятельные действия индивида - действия, соответствующие новому уровню развития. Проще говоря, сначала индивид действует сам, но по-старому, потом - вместе с взрослым, но по-новому и, наконец, сам - по-новому.
Взаимодействие ребенка и взрослого, обеспечивающее решение задачи развития, имеет некоторые важные характеристики. действия ребенка и взрослого реципрокны:

Слайд 16Incantation (англ.) — набор определенных слов или действий, сопровождающих магический

ритуал; заклинание.
Человечество выработало определенные техники (медитации, депривации сна, ритмические движения,

прием сильнодействующих препаратов и т.п.), которые дают возможность снизить некоторым образом чувство реальности у индивида, расшатать его прежде устойчивые представления о мире и самом себе, подготовить индивида к изменению этих представлений. Посредством некоторых «магических» действий можно определенным образом создать ситуации, если и не обеспечивающие изменения, то подготавливающие их.
П. Хейманс полагает, что при выполнении задачи развития происходит сходная работа. Посредством некоторого «волшебного слова» старая структура мировидения перестает быть единственно возможной, индивид подготавливается к переходу в новое состояние.
Incantation (англ.) — набор определенных слов или действий, сопровождающих магический ритуал; заклинание.Человечество выработало определенные техники (медитации, депривации

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика