Слайд 1
НПЦ Детской психоневрологии
Аутизм и аутистические расстройства в практике детского невролога
и педиатра
Коровина Н.Ю.
Саратов
Октябрь 2014
Слайд 2Психические расстройства в практике детского невролога
расстройства речевого развития
расстройства когнитивного развития
нарушения поведения
синдром гиперактивности
Чаще встречаются у
детей с неврологическим анамнезом, в том числе — последствиями перинатального поражения головного мозга
Слайд 3Задержка психического развития
понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению
с принятыми возрастными нормами.
ЗПР начинаются в раннем детском возрасте
без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением, без ремиссий и рецидивов, и тенденцией к прогрессивному нивелированию по мере взросления ребенка.
Слайд 4РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
это группа комплексных нарушений психического развития, характеризующихся отсутствием
способности к социальному взаимодействию, общению, стереотипностью поведения.
Для больных характерны
фобии, возбуждение, нарушения пищевого поведения и другие неспецифические симптомы
ВОЗ, 2012
Слайд 5Как дети с зпр и РАС попадают к детскому неврологу
Выявляются
неврологом во время диспансерных осмотров
Родители предпочитают обращаться к неврологу вместо
психиатра
Часто сочетают патологию психической сферы и нервной системы
Слайд 6Сложности неврологической курации детей с РАС
Невролог не имеет возможности поставить
F диагноз
Невролог не обладает специфическими знаниями по подбору психокоррегирующей терапии
Невролог
не может оформить инвалидность ребенку с изолированной психиатрической патологией
Невролог не может дать рекомендаций по обучению ребенка с расстройствами психической сферы
Слайд 7Области развития
Речь
Мелкая моторика
Познавательная деятельность
Формирование навыков
Коммуникация
Крупная моторика
Capute A., Accardo P: Developmental
disabilities in Infancy and Childhood, 2nd ed. Baltimore, Paul H.
Brooks Publishing Co. 1996
Слайд 8Варианты развития
Задержанное (developmental delay) – значимое отставание в одной или
более областях развития
Диссоциативное (developmental dissociation) – имеется выраженное несоответствие между
уровнями развития разных областей
Отклоняющееся (developmental deviance) –непоследовательное, скачкообразное формирование навыков в одной или более областях развития
Capute A., Accardo P: Developmental disabilities in Infancy and Childhood, 2nd ed. Baltimore, Paul H. Brooks Publishing Co. 1996
Слайд 9наиболее быстро распространяющееся (или все чаще диагностируемое?) заболевание в мире
Самые
распространенные заболевания детского возраста:
сахарный диабет
бронхиальная астма
пароксизмальные состояния (в
том числе, эпилепсия)
аутизм
Слайд 10РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ АУТИЗМА В ДЕТСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ 2013 ГОД
Слайд 11Борьба с аутизмом - что можно сделать?
Раннее выявление
и реабилитация
больных аутизмом
и помощь их семьям
Медико-биологические и статистические исследоания
Распространение информации
Слайд 12Прогнозы и перспективы
При ранней диагностике заболевания в 10% случаев удается
добиться полного восстановления социального функционирования
У 70% больных, страдающих от расстройств
аутистического спектра, отмечается «стабильное посттерапевтическое улучшение»
В большинстве случаев пациенты с аутистическими расстройствами являются обучаемыми по коррекционным и общеобразовательным программам.
Слайд 13Возможные причины увеличения заболеваемости
В настоящее время точная причина аутизма остается
неопределенной
Улучшение диагностики, повышение уровня информационной осведомленности среди родителей и педиатров,
появление специализированных медицинских, социальных и психолого-педагогических служб
Гипердиагностика («модный диагноз» )
Генетическая предрасположенность и воздействие экологических факторов.
Слайд 14диагностика
Ученые не пришли к однозначному мнению являются ли РАС результатом
мультигенного сочетания или возникают на фоне редкой точковой мутации.
Изучается феномен
частого сочетания других заболеваний, сопровождающихся нарушениями психологического развития с РАС: синдром Ангельмана, Х-фрагильной хромосомы, синдром Смита-Лемли-Опица (нарушение метаболизма холестерола, синдром Ретта (тип ассоциированный с геном Mecp2), синдром Прадера-Вилли.
Слайд 15РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА АУТИЗМА
В группу риска развития аутизма попадают дети, проявившие
неспособность развить до 18 месяцев навыки в следующих трех ключевых
действиях:
Указательный жест
Управление взглядом
Игра «понарошку»
Слайд 16Алгоритм оценки психического развития
Сравнение с популяционными нормативами
Оценка варианта развития
Диагностический поиск
причины
Определение тактики ведения и лечения
Слайд 17обследования детей
с ЗПР и РАС
ЭЭГ
МРТ головного мозга
Консультация сурдолога
Консультация офтальмолога
Анализ
крови на гормоны щитовидной железы
Исследование кариотипа
Молекулярно-генетическое исследование на синдром Мартина-Белла
Консультация
генетика
Слайд 18РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА АУТИЗМА
M-CHAT. Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей
раннего возраста
(The Modified Checklist for Autism in Toddlers (M-CHAT);
Robins, Fein, & Barton, 1999)
Слайд 19Постановка диагноза.
Программа диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule – ADOS-2)
Социальный
опросник по коммуникациям (Social Communicational Questioner – SCQ)
Детская шкала рейтинга
аутизма (Childhood Autism Rating Scale – CARS)
Слайд 20от 0 до 3 месяцев
мы можем отмечать вялость, отсутствие
«симптома оживления», не узнавание матери и отсутствие реакции на голос
матери.
малышу могут с трудом даваться целенаправленные движения, когда нужно повернуться, чтобы посмотреть на мать. Или ему может быть трудно синхронизировать свои движения с движениями взрослого.
Слайд 21с 2 до 5 месяцев
малыш часто не способен сформировать полноценные
связи между своими эмоциями, ощущениями и моторикой
мы можем заметить отсутствие
интереса или мимолетное проявление радости и устойчивого интереса
в этот период так же может появится «погружение в себя», самоизоляция.
Слайд 224-10 месяцев
отсутствие взаимодействия или краткие ответные реакции, практически без инициативы
часто
в этот период появляется непредсказуемое, беспорядочное или импульсивное поведение
не отвечает
на материнскую улыбку или другие мимические проявления
Слайд 23
10-18 месяцам
неспособность инициировать и поддержать последовательные действия, социальное взаимодействие
не формируется
игра, или полное отсутствие различных предметов для игр или нетипичный
выбор (Например, ребенок засыпает с железной машинкой в руках или использует для игр различные предметы не предназначенные для игр предметы: молоток, столовые приборы и т.д.)
часто появляются навязчивые повторяющиеся движения и стереотипное поведение
Слайд 2418-30 МЕСЯЦЕВ
отсутствие слов или их механическое повторение. Даже у детей
с прекрасными способностями к восприятию и пониманию слова возникаю проблемы
с участием в длинных цепочках эмоциональных и социальных контактов
дети часто не откликаются на имя и называют себя в 3 лице дефекты в использовании речевых оборотов для коммуникации (речь может использоваться стеретипно, шаблонно). Затруднения в проявлении инициативы или поддерживании разговора
могут появиться эхолалии и другие формы повторений увиденного или услышанного
явно выражены отставания формирования навыков самообслуживание, часто страх горшка
Слайд 2530-42 месяца
дети с риском развития расстройств аутистического спектра редко осваивают
в полной мере ранее описанные навыки, они редко переходят к
творческому использованию слов и символов
одни научатся говорить, повторяя одни и те же слова или воспроизводить заученные тексты
другие могут научиться использовать картинки и иные визуальные символы или научиться печатать, для осуществления взаимодействия
Слайд 26Лечение РАС – мультидисциплинарный подход
Невролог
Педиатр
Психолог
Психиатр
Логопед
дефектолог
Слайд 27Нарушения познавательной деятельности
Слайд 29Возможные пути помощи
Социализация в группы (детские сады, школы, кружки) хорошо
влияет на развитие ребенка, позволяет создать безопасный стереотип, в рамках
которого возможно усвоение новых знаний, контакты с окружающими
Сенсорная интеграция позволяет выровнять пороги чувствительности, снизить тревогу при контакте с новыми стимулами, позволяет ребенку выйти «из его капсулы»
Развитие игровой деятельности. На основе развития данного взаимодействия происходит эмоциональное развитие ребенка, которое и становится будущей основой дальнейшего психологического и умственного развития