Слайд 1
О работе воспитателя в группе для детей с ОНР
Слайд 2Термин «общее недоразвитие речи»
применяется к патологии речи у детей
с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование
всех компонентов речевой системы:
лексики, грамматики и фонетики
(ЕЕ. Левина).
Слайд 3Воспитателю необходимо
способствовать тому, чтобы дети с ОНР имели возможность
развивать речь вне занятий,
и стимулировать собственную речевую активность детей,
организуя в ДОУ развивающую речевую среду.
Слайд 4Воспитатель должен помнить:
только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по
исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребенка;
при исправлении
ошибки не следует повторять ее - нужно предложить ребенку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.
Слайд 5Приёмы работы с детьми
Возможность обогащать словарь детей дает повседневное
общение воспитателя с детьми.
Необходимо задавать детям вопросы: что ты
делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь кукле? Какое тебе купили платье? Чем ты моешь руки? Чем вытираешь?
И т.д.
Воспитатель поручает кому-нибудь из детей объяснить ребенку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими.
Слайд 6Развитию речи способствуют и игры
сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью:
дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени
действующих лиц;
воспитатель должен вводить в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются потешками, диалогами, звукоподражаниями;
на занятиях по формированию связной речи хорошо использовать различные графические схемы, помогающие выстраивать фразы (подобный игровой прием можно использовать в дидактических играх)
Слайд 7Игра «Магазин».
Ее цель - закреплять названия предметов одежды, учить
использовать в речи простое предложение с прямым дополнением. Воспитатель исполняет
роль продавца, дети - покупателей. Используются карточки с изображением детей и действий
Девочка Мальчик Купить
Дети выбирают покупку, подходят к воспитателю и составляют фразу, опираясь на символические изображения
Я покупаю рубашку
Я покупаю юбку
В конце игры воспитатель предлагает детям рассмотреть покупки каждого, выкладывая на фланелеграфе «записи» детей.
Слайд 8Рациональное использование
всех моментов повседневной жизни ребенка помогает воспитателю реализовывать
задачи развития речи,
не увеличивая при этом учебную нагрузку.
Слайд 9Примерный режим дня средней группы
в сочетании
с задачами
по
развитию речи, которые решает воспитатель.
Слайд 10Прием детей.
Воспитатель встречает детей,
беседует с родителями (в зависимости от
погодных условий прием детей может проходить на улице),
организует раздевание
и умывание,
проводит утреннюю гимнастику,
следит за работой дежурных по столовой.
Слайд 11Раздевание, одевание
В течение дня дети снимают и надевают верхнюю одежду
не менее пяти раз (особенно много времени на это уходит
зимой).
В помещении дети переодеваются на музыкальные и физкультурные занятия, а также готовясь ко сну.
Часть этого времени можно посвятить
уточнению и расширению словарного запаса
по теме «Одежда»: воспитатель привлекает
внимание детей к названиям предметов одежды,
обогащая словарь прилагательными и глаголами.
Слайд 12Словарь
Существительные: куртка, пальто, платье, брюки, свитер, майка, трусы, колготы, носки,
рейтузы, фартук, юбка, блузка, рубашка, шорты, шуба, шарф, варежки, шапка,
перчатки, рукава, пояс, пуговицы, воротник, карманы.
Глаголы: надевать, снимать, вешать, завязывать, заправить, расстегнуть, развязать, чистить, стирать, гладить, полоскать, сушить, убирать, вязать, пришивать.
Прилагательные: красивая, удобная, теплая, легкая, мягкая, новая, чистая, старая, нарядная, праздничная, холодная, кожаная, вязаная, шерстяная, меховая.
Слайд 13Подготовка к завтраку, завтрак
(к обеду, обед; к полднику, полдник; к
ужину, ужин)
Воспитатель приглашает детей к столу,
учит правильно сидеть за
столом,
пользоваться приборами,
совершенствует навыки самообслуживания.
Во время еды уточняет названия блюд,
обращает внимание детей на аромат и вкус еды,
на способы ее приготовления.
Слайд 14Словарь
Существительные: суп, щи, борщ, салат, омлет, компот, кисель, пюре, каша,
солянка, чай, кофе, молоко, сок. масло, колбаса, яйцо и т.д.
Прилагательные: аппетитный, ароматный, вкусный, горячий, теплый, соленый, сладкий, душистый, сочный, овощной, молочная, рисовая, гречневая.
Глаголы: варить, жарить, чистить, резать, наливать, намазать, кипятить.
Слайд 15Словарная работа
Существительные: глубокая тарелка, ложка, вилка, нож, мелкая тарелка, чайная
ложка, чашка, блюдце, стакан, кастрюля, сковорода, миска, половник.
Глаголы: мыть,
ставить, резать, разбить, подать, принести, поставить, держать, беречь, уронить, сушить, вытирать.
Прилагательные: стеклянная, пластмассовая, деревянная, металлическая, глиняная, чистая, грязная, блестящая, хрупкая,
мелкая, глубокая, красивая, расписная, прозрачная.
Слайд 16Игры, подготовка к занятиям, занятия
Воспитатель следит за тем, чтобы дети,
вышедшие из-за стола, были заняты играми,
которые не требуют длительного времени.
Готовится к занятиям вместе с детьми. Привлекает детей к подготовке оборудования для занятия (расставить баночки для воды, раздать краски, кисточки, бумагу и т.д.).
Проводятся по подгруппам,
чередуются с занятиями логопеда.
Слайд 17Подготовка к прогулке, прогулка
Отбирает с детьми игрушки для прогулки, организуя
одевание, продолжает формировать соответствующие навыки.
В группах для детей с ОНР
занятия по ознакомлению с художественной литературой в теплое время года рекомендуется проводить на прогулке.
В период изучения лексических тем целесообразно время прогулки использовать для проведения экскурсий на аналогичные темы: «Осень», «Растения», «Насекомые», «Транспорт» и т.д.
Готовясь к прогулке, воспитатель подбирает игры с речевым сопровождением, в них дети быстро заучивают короткие стихи, охотно проговаривают их хором.
При выборе подвижной игры необходимо учитывать лексическую тему, изучаемую в этот период, - например, при изучении темы «Домашние животные» проводятся игры «Лохматый пес», «Кот и мыши»;
при изучении темы «Дикие животные» - игры «Зайка», «Лиса и гуси», «У медведя во бору».
На прогулке наблюдает за играми детей.
Слайд 18Подготовка ко сну, сон.
Постепенный подъем, игры.
Воспитатель организует раздевание
и укладывание детей спать,
может предложить детям прослушать сказку или
рассказ
(содержание прочитанного
соответствует изучаемой
лексической теме).
Воспитатель организует одевание детей
и привлекает их к уборке постелей,
Слайд 19Словарная работа
Существительные: подушка, матрац, одеяло, простыня, наволочка, пододеяльник, кровать, постель,
покрывало.
Глаголы: застелить, расстелить, встряхнуть, разгладить, расправить, заправить, укрыть, накрыть, подложить,
развесить, просушить, постирать.
Прилагательные: грязный, чистый, отглаженный, ровный, ситцевый, шерстяной, цветной, белый, теплый, мягкий, аккуратный, пушистый, сухой, мокрый, влажный.
Слайд 20Самостоятельная игровая деятельность
Воспитатель организует игры (строительные, ролевые, сюжетные),
индивидуальные или
подгрупповые занятия
по заданию логопеда,
создает ситуации, стимулирующие развитие
самостоятельной
речевой деятельности у детей.
Слайд 21Уход домой.
Воспитатель беседует с родителями, раздает им
тетради с заданиями логопеда, объясняет их суть, при необходимости привлекая
детей: предлагает им выполнить то или другое упражнение.
В беседах с родителями дает советы по организации речевого общения с ребенком и разъясняет требования, предъявляемые к его речи.
Слайд 22Положительно влияют на развитие речи ребенка правильная, хорошо интонированная речь
взрослого, привязанная к определенной ситуации общения и предметно-практической деятельности, доступной
ребенку:
специально организованная взрослым последовательность обмена репликами, когда вопрос, заданный ребенку, содержит подсказку правильного ответа, модель его построения, необходимые для этого лексические единицы в правильной грамматической форме;
корректная форма предъявления ребенку замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок, речевое общение, ориентированное на практическое взаимодействие взрослого с ребенком во время основных режимных моментов, прогулок, игр.