Разделы презентаций


О.А. Клиценко

Содержание

Аспирантура - основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ВВЕДЕНИЕ
В МЕТОДОЛОГИЮ
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
О.А. Клиценко

ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮНАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙО.А. Клиценко

Слайд 2Аспирантура - основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров

Аспирантура - основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров

Слайд 3Наука
Система знаний
Деятельность
Социальный институт
Культурно-исторический феномен
Особая технология мышления

Наука Система знанийДеятельностьСоциальный институтКультурно-исторический феноменОсобая технология мышления

Слайд 4Научно-исследовательская деятельность
Производство особых знаний для общества
Циклический процесс
генерации гипотез
и

их последующего
подтверждения или опровержения

Научно-исследовательская  деятельностьПроизводство особых знаний для обществаЦиклический процесс генерации гипотез и их последующего подтверждения или опровержения

Слайд 5Научно-исследовательская деятельность
Факты
Метод
Теория

Научно-исследовательская  деятельностьФакты        МетодТеория

Слайд 6Научные знания
Универсальны
Выходят за рамки узкопрактических интересов
Высоко и узко специализированы (терминология,

методы)
Всеобщи
Необходимы
Системны
Воспроизводимы, проверяемы
Динамичны
Принципиально открыты
Корректируемы

Научные знанияУниверсальныВыходят за рамки узкопрактических интересовВысоко и узко специализированы (терминология, методы)ВсеобщиНеобходимыСистемныВоспроизводимы, проверяемыДинамичныПринципиально открытыКорректируемы

Слайд 7Виды исследования
Теоретическое
Эмпирическое
Прикладное

Виды исследования ТеоретическоеЭмпирическоеПрикладное

Слайд 8Гипотеза – (hypothesis – основание, догадка) – научное утверждение, которое:
Имеет

статус предположения возможного, вероятного.

В случае подтверждения это будет новое знание

(явление, свойство, закономерность).

3. Должно продвинуть научное познание:
решить проблему или задачу;
прояснить ситуацию;
внести порядок в структуру данных;
предложить методологические процедуры и т.п.

Гипотеза – (hypothesis – основание, догадка) – научное утверждение, которое:Имеет статус предположения возможного, вероятного.В случае подтверждения это

Слайд 9Классификация гипотез
По виду познавательного действия

По месту в структуре исследовательской работе


Классификация гипотезПо виду познавательного действияПо месту в структуре исследовательской работе

Слайд 10По виду познавательного действия
Интерпретационная – что это?
Описательная – каков этот

объект?
Систематизирующая – упорядоченность в описании, классификации, типологии, эмпирическом обобщении.
Объяснительная –

почему?
Экстраполяционная – в какой степени это имеет значение для другого места, времени и объекта.
Методологическая – как это лучше изучать.

По виду познавательного действияИнтерпретационная – что это?Описательная – каков этот объект?Систематизирующая – упорядоченность в описании, классификации, типологии,

Слайд 11По месту в структуре исследовательской работе
Предварительная
Промежуточная
Окончательная
Основная и вспомогательная
Базисная и подчиненная

По месту в структуре исследовательской работеПредварительнаяПромежуточнаяОкончательнаяОсновная и вспомогательнаяБазисная и подчиненная

Слайд 12Роль гипотез
Новация, ответ на практически значимый вопрос
Предсказания новых эффектов
Логическое следствие
Фундаментальная

идея
Теория

Роль гипотезНовация, ответ на практически значимый вопросПредсказания новых эффектовЛогическое следствиеФундаментальная идеяТеория

Слайд 13Требования к гипотезам
Логические
Содержательно-теоретические
Эвристические

Требования к гипотезамЛогическиеСодержательно-теоретическиеЭвристические

Слайд 14Логические требования к гипотезам
Непротиворечивость
Независимость, самостоятельность

Логические требования к гипотезамНепротиворечивостьНезависимость, самостоятельность

Слайд 15Содержательно-теоретические требования к гипотезам
Принципиальная проверяемость, разрешимость
Содержательная связность, согласованность (когерентность)
Преемственность
Истинность
Корректность

Содержательно-теоретические требования к гипотезамПринципиальная проверяемость, разрешимостьСодержательная связность, согласованность (когерентность)ПреемственностьИстинностьКорректность

Слайд 16Эвристические требования к гипотезам
Оценка альтернативных гипотез по преимуществам
Фиксация позитивных свойств
Общность применения
Фундаментальность

идей – качественный скачок

Эвристические требования к гипотезамОценка альтернативных гипотез по преимуществамФиксация позитивных свойствОбщность примененияФундаментальность идей – качественный скачок

Слайд 17Стадии работы над гипотезой
Обнаружение проблемы
Выдвижение гипотезы, гипотез – рабочей, поисковой,

черновой.
Разработка гипотезы – исследовательский проект - процесс исследования
Проверка гипотезы –

принятие или опровержение.
Стадии работы над гипотезойОбнаружение проблемыВыдвижение гипотезы, гипотез – рабочей, поисковой, черновой.Разработка гипотезы – исследовательский проект - процесс

Слайд 18Формулировка проблемы – анализ проблемной ситуации
установить реальное наличие данной проблемы:


а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему;
б)

есть ли учет и статистика по этому показателю,
в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю;
2) вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит предмету
3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов
4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска;
5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми — экспертами. В роли экспертов обычно выступают специалисты — ученые или опытные практики.
В научном исследовании:
Проблема – знания о незнании.
Мост от неизвестного к известному.
Формулировка проблемы – анализ проблемной ситуацииустановить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно

Слайд 19Характеристики проблем
1) Сущность или содержание. При определении проблемы следует установить,

с чем все сравнивается и на каком основании. Следует ответить

на вопрос: почему мы считаем, что это так? По сравнению с какими стандартами?
2) Организационное и физическое нахождение.
3) Владение проблемой. Является ли проблема «открытой» (знакомой всем) или «закрытой» (то есть известной группе лиц)? Какие люди (управленцы, специалисты, пациенты и т. д.) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении?
Характеристики проблем1) Сущность или содержание. При определении проблемы следует установить, с чем все сравнивается и на каком

Слайд 20Характеристики проблем
4) Абсолютная и относительная величина. Насколько важна проблема в

абсолютных величинах? Насколько она важна в относительном выражении? Как она

влияет социум, в котором она обнаружена, и на людей, которые владеют ею? Насколько она важна для общества в целом? Что может получить общество от ее решения?
5) Временные рамки. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется?
Характеристики проблем4) Абсолютная и относительная величина. Насколько важна проблема в абсолютных величинах? Насколько она важна в относительном

Слайд 21Логические нормы правильной постановки вопросов (формулировки задач)
1. Вопрос должен быть

корректно поставлен. Каверзные, провокационные и неопределенные вопросы недопустимы – логическая

непротиворечивость.
2. Вопрос должен быть простым, т.е. кратким, ясным, четким. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание, усложняют ответ на них, а порой и лишают возможности дать правильный ответ. Сложные вопросы лучше разбивать на несколько простых.
3. В сложных разделительных вопросах необходимо перечислять все члены деления (альтернативы) – логическая полнота.
4. Поскольку вопрос не есть суждение, не следует приписывать ему истинностные характеристики суждения.
Логические нормы правильной постановки вопросов (формулировки задач)1. Вопрос должен быть корректно поставлен. Каверзные, провокационные и неопределенные вопросы

Слайд 22Гипотеза
Гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере,

быть совместимой со всеми фактами, которых она касается.
Из многих

противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число.
Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть возможно более тесной.
При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов.
Невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами.

Гипотеза Гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она

Слайд 23Диссертация – «информационный продукт»

Диссертация –  «информационный продукт»

Слайд 24Информация
НЕ ВЕЩЕСТВО И НЕ ЭНЕРГИЯ...

ИнформацияНЕ ВЕЩЕСТВО И НЕ ЭНЕРГИЯ...

Слайд 25Объект
Среда
Взаимодействие
Вещественное, энергетическое, финансовое, кадровое – симметричные - законы сохранения выполняются
Взаимодействие
Не

симметричное - законы сохранения не выполняются

ОбъектСредаВзаимодействиеВещественное, энергетическое, финансовое, кадровое – симметричные - законы сохранения выполняютсяВзаимодействиеНе симметричное - законы сохранения не выполняются

Слайд 26Любое взаимодействие между объектами,
в процессе которого один приобретает некоторую

субстанцию,
а другой ее не теряет - информационное взаимодействие.
Передаваемая

субстанция - ИНФОРМАЦИЯ

Информация не может существовать вне взаимодействия объектов .
Информация не теряется ни одним из них в процессе этого взаимодействия.

Любое взаимодействие между объектами, в процессе которого один приобретает некоторую субстанцию, а другой ее не теряет -

Слайд 27Атрибутивность информации
Информация – это система неоднородностей вне зависимости от присутствия

наблюдателя.
Информация - фундаментальный атрибут мира наряду с пространством и энергией.
Эволюция

информации проявляется в изменении количества и качества неоднородностей.
Высшие формы жизни приобрели способность фильтровать информацию, выделять только полезные, важные, целесообразные потоки оперативной информации.
Наше сознание неоднородности воспринимает, как образ объекта.
Флюктуация – это отклонение от некоторого среднего значения, следовательно, это неоднородность, т.е. информация.
Атрибутивность информацииИнформация – это система неоднородностей вне зависимости от присутствия наблюдателя.Информация - фундаментальный атрибут мира наряду с

Слайд 28Оперативность и функциональность информации
Реплика (отпечаток) атрибутивной информации, перенесенная на

другие носители - оперативная информация.
С появлением наблюдателя

(пользователя) оперативная информация стала подразделяться на полезную и бесполезную.
Полезная оперативная информация, функционирующую в человеческой системе - функциональная.
Количество оперативной информации всегда меньше, чем атрибутивной - фильтрация.
Главной особенностью живого является накопление и размножение оперативной информации, которая не исчезает с гибелью индивидуума, а наследуется потомками.
Оперативность и функциональность информации Реплика (отпечаток) атрибутивной информации, перенесенная на другие носители - оперативная информация.  С

Слайд 29Информация - все то, что уменьшает степень неопределенности наших знаний

об объекте, явлении, процессе.
Информация - отраженное разнообразие.
Носитель информации

- сигнал конкретной физической природы.
Информация - все то, что уменьшает степень неопределенности наших знаний об объекте, явлении, процессе. Информация - отраженное

Слайд 30У сигнала:
та или иная конкретная физическая природа;
всегда

требуется материальный носитель информации.
На любом материальном носителе информация проявляется,

как чередование уплотнений, пятен, полос, слоев, неровностей, намагниченности, наличия зарядов и т.д.

Передатчик  носитель  приемник

У сигнала: та или иная конкретная физическая природа; всегда требуется материальный носитель информации. На любом материальном носителе

Слайд 31Принятие информационных кодов вызывает изменение состояния объекта, соответствующее тем симметричным

взаимодействиям (обмен веществом и энергией), которые обусловили процесс переноса информационных

кодов.
Возникшие при этом новые параметры состояния объекта можно абстрагировать от причин их вызвавших и назвать полученными данными.
Именно эти данные будут в дальнейшем участвовать в информационных процессах инициированных в объекте приемом извне этой группы информационных кодов.
Данные - функциональные значения информационных кодов для действий аппарата их интерпретации, абстрагированные от природы симметричных взаимодействий лежащих в основе переноса этих кодов.
Принятие информационных кодов вызывает изменение состояния объекта, соответствующее тем симметричным взаимодействиям (обмен веществом и энергией), которые обусловили

Слайд 32При определенном уровне развития объектов им становятся присущи свойства информационного

моделирования своих взаимодействий с внешней средой, которое используется для выбора

наиболее целесообразного для них поведения. Правомерно говорить о наличии внутри объекта информационной модели внешней среды и его взаимодействия с ней.
Информационная модель внешней среды объекта это структурированная совокупность трех компонент: 1) воспринятой объектом информации, запомненной в виде данных; 2) информационных шаблонов действий объекта; 3) методов сопоставления первых двух компонент в соответствии с комплексом целей объекта.
Конкретные реализации этой модели у разных объектов могут иметь различную элементную базу, но концептуально они строятся и действуют по общим принципам общности свойств информационных процессов в природе.
При определенном уровне развития объектов им становятся присущи свойства информационного моделирования своих взаимодействий с внешней средой, которое

Слайд 33Гипотезы → Выводы
Информация
Итого:

Гипотезы → Выводы Информация Итого:

Слайд 34Диссертация ???
Статья ???
Отчет ???
Результат работы над гипотезами

Диссертация ???Статья ???Отчет ???Результат работы над гипотезами

Слайд 35Проблема Цель

Критерии

Ресурсы

Материально-вещественные
Люди
Финансы
Информация
Время


Проблема      Цель     Критерии

Слайд 36Суть современной научной информации – обеспечение воспроизводства результатов
Рене Декарт (1596-1650)
Готфрид

Лейбниц (1646-1716)
Анри Пуанкаре (1854-1912)

Суть современной научной информации – обеспечение воспроизводства результатовРене Декарт (1596-1650)Готфрид Лейбниц (1646-1716) Анри Пуанкаре (1854-1912)

Слайд 37Актуальность: для кого?
Диссертация ???
2. Новизна: в чем?
3. Научное обоснование

и представление выводов: что и как?
!!! Квалификационная работа
На основе диссертационного

исследования
Актуальность: для кого?Диссертация ??? 2. Новизна: в чем?3. Научное обоснование и представление выводов: что и как?!!! Квалификационная

Слайд 38Область, сфера деятельности (Совет, специальность, паспорт специальности).
Проблема, проблемная ситуация:
обнаружение дефицита;
актуальность

(обоснование потребности в удовлетворении);
описание проблемной ситуации;
формулировка сути проблемы в специальных

терминах.
3. Объект (фрагмент действительности, существующий независимо от исследователя).
4. Предмет исследования – свойства, стороны объекта, рассматриваемые в определенных условиях.

Этапы научного исследования

Область, сфера деятельности (Совет, специальность, паспорт специальности).Проблема, проблемная ситуация:обнаружение дефицита;актуальность (обоснование потребности в удовлетворении);описание проблемной ситуации;формулировка сути

Слайд 39Гипотезы (I) исследования (общие).
Цели, задачи, возможные результаты.
Формулировка темы.
Процесс исследования.
Осмысление результатов,

обоснование выводов.
Оформление работы.

Этапы научного исследования.

Гипотезы (I) исследования (общие).Цели, задачи, возможные результаты.Формулировка темы.Процесс исследования.Осмысление результатов, обоснование выводов.Оформление работы.Этапы научного исследования.

Слайд 40Процесс исследования
1. Замысел, идея (из проблемы, целей, задач, предмета)

(II):
есть эффект - нет эффекта;
выше – ниже;
связь есть – связи

нет;
причина – следствие.

2. Гипотезы исследования (конкретные, детальные предположения на основе как известных, так и новых теорий ) (III):
какие группы наблюдений как формируются;
что предполагаем об отдельных параметрах;
что предполагаем о соотношениях.

3. Выбор методов и методик исследования (целесообразность, возможность).
Процесс исследования 1. Замысел, идея (из проблемы, целей, задач, предмета) (II):есть эффект - нет эффекта;выше – ниже;связь

Слайд 41Процесс исследования
4. Информация:
состав, структура;
способ фиксации;

точность измерений;
правила кодирования;
объем выборок, размеры групп.

5.

Сбор данных.

6. Анализ.

7. Интерпретация результатов (возможен возврат до уровня предмета исследования).

Процесс исследования 4. Информация: состав, структура; способ фиксации;  точность измерений;  правила кодирования; объем выборок, размеры

Слайд 42Итог защиты – «признать выводы обоснованными»
Диссертация – представление исследовательского процесса: Актуальность

проблемы → цель → задачи →информация →анализ →выводы

Итог защиты – «признать выводы обоснованными»Диссертация – представление исследовательского процесса:  Актуальность проблемы → цель → задачи

Слайд 43Цель, задачи
Обоснование
Выводы, практические рекомендации
Научная новизна

Цель,  задачиОбоснованиеВыводы, практические рекомендацииНаучная новизна

Слайд 44Требования к информации
К структуре массива (зависимые и независимые переменные);
По

типам данных (max количественных);
К правилам кодирования;
К точности измерений;
По

способам фиксации сведений;
Независимые и связные выборки;
Объем выборок, размеры групп, допустимость пропусков
Требования к информацииК структуре массива (зависимые и независимые переменные); По типам данных (max количественных);К правилам кодирования; К

Слайд 45Гипотезы - задачи
Интерпретационная – что это?
Описательная – каков этот объект?
Систематизирующая

– упорядоченность в описании, классификации, типологии, эмпирическом обобщении.
Объяснительная – почему?
Экстраполяционная

– в какой степени это имеет значение для другого места, времени и объекта.
Методологическая – как это лучше изучать.

Гипотезы - задачиИнтерпретационная – что это?Описательная – каков этот объект?Систематизирующая – упорядоченность в описании, классификации, типологии, эмпирическом

Слайд 46Виды клинических задач
Диагностика состояний. Верификация!!!!!!
Качество диагностических методик: специфичность, чувствительность.
2. Возникновение,

течение болезни.
3. Этиология и патогенез. Возможности измерений.
4. Прогнозирование состояний. ЧТО??????
Факт

(риск или шанс), уровень, величину…
5. Оценка методов профилактики, лечения, реабилитации.
Виды клинических задачДиагностика состояний. Верификация!!!!!!Качество диагностических методик: специфичность, чувствительность.2. Возникновение, течение болезни.3. Этиология и патогенез. Возможности измерений.4.

Слайд 47Массивы данных
Состав;
Структура;
Типы данных – правила фиксации, способы кодирования.

Дизайн:
Тип исследования.
Конкретные

группы: суть, размер, способ формирования.


Массивы данныхСостав;Структура; Типы данных – правила фиксации, способы кодирования.Дизайн:Тип исследования.Конкретные группы: суть, размер, способ формирования.

Слайд 48Четкое понимание различий между лечебно-диагностическим процессом и исследовательской работой.
Необходимая и

достаточная информационная база, а не официальная История болезни.
Иметь название темы,

цели, задач, допускающих варианты конечного результата

Важно

Четкое понимание различий между лечебно-диагностическим процессом и исследовательской работой.Необходимая и достаточная информационная база, а не официальная История

Слайд 49Благодарю
за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика