Разделы презентаций


Об историко-археологических исследованиях Николая и Юрия Рерихов в ареале

Содержание

Николай Константинович Рерих (1874—1947)Выдающийся русский художник, учёный, педагог, философ и общественный деятель, автор первого Международного договора о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта Н. К. Рерих и его сын...

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Об историко-археологических исследованиях Николая и Юрия Рерихов в ареале Великого

Шёлкового Пути
А. А. Бондаренко, В. Л. Мельников
Форум в Сиане. Китайская

Народная Республика. Май 2018 года
Об историко-археологических исследованиях Николая и Юрия Рерихов в ареале Великого Шёлкового ПутиА. А. Бондаренко, В. Л. МельниковФорум

Слайд 2Николай Константинович Рерих (1874—1947)
Выдающийся русский художник, учёный, педагог, философ и общественный

деятель, автор первого Международного договора о защите культурных ценностей в

случае вооружённого конфликта Н. К. Рерих и его сын...
Николай Константинович Рерих (1874—1947)Выдающийся русский художник, учёный, педагог, философ и общественный деятель, автор первого Международного договора о

Слайд 3Юрий Николаевич Рерих (1902—1960)
…востоковед и лингвист, автор трудов по индологии, тибетологии

и монголоведению Ю. Н. Рерих хорошо известны как организаторы двух

уникальных экспедиций в Азию 1923-1928 и 1934-1935 годов и...
Юрий Николаевич Рерих (1902—1960)…востоковед и лингвист, автор трудов по индологии, тибетологии и монголоведению Ю. Н. Рерих хорошо

Слайд 4Первая страница буклета Гималайского исследовательского института «Урусвати», основанного Н. К.

и Е. И. Рерихами. Его бессменным директором был Ю. Н.

Рерих.

…Гималайского исследовательского института «Урусвати» на севере Индии.

Николай и Юрий Рерихи во время первой экспедиции в Азию в одеждах тибетских лам.

Первая страница буклета Гималайского исследовательского института «Урусвати», основанного Н. К. и Е. И. Рерихами. Его бессменным директором

Слайд 5Среди масштабных научных задач по изучению Востока главной они считали

составление «Общей истории Востока» от ближневосточного Средиземноморья до тихоокеанских берегов

Китая. При этом ими особо выделялось изучение Средней Азии, её кочевых и оседлых народов, а также необходимость изучения психологии народов и факторов притяжения древних центров великих цивилизаций в ареале Великого Шёлкового Пути.

Обложка первого тома труда Ю. Н. Рериха «История Средней Азии», изданного спустя более полувека после создания.

Среди масштабных научных задач по изучению Востока главной они считали составление «Общей истории Востока» от ближневосточного Средиземноморья

Слайд 6Карты маршрутов экспедиций Н. К. Рериха в Азию. Слева – маршрут

в 1925‒1928 годах, справа – в 1934‒1935 годах.

Карты маршрутов экспедиций Н. К. Рериха в Азию. Слева – маршрут в 1925‒1928 годах, справа – в

Слайд 7О первой экспедиции Н. К. Рерих писал в своей книге

«Сердце Азии» (1929):

«Основной маршрут экспедиции выразился в следующем обширном круге

по серединной части Азии.
Дарджилинг, монастыри Сиккима, Бенарес, Сарнат, Северный Пенджаб, Равалпинди, Кашмир, Ладак, Каракорум, Хотан, Яркенд, Кашгар, Аксу, Кучар, Карашар, Токсун, Турфанские области, Урумчи, Тянь-Шань, Козеунь, Зайсан, Иртыш, Новониколаевск, Бийск, Алтай, Ойротия, Верхнеудинск, Бурятия, Троицкосавск, Алтын-Булак, Урга, Юм-Бейсе, Анси-Джау, Шибочен, Нанынань, Шарагольчи, Цайдам, Нейджи, хребет Марко Поло, Кокушили, Дунгбуре, Нагчу, Шендза-Дзонг, Сага-Дзонг, Тингри-Дзонг, Шекар-Дзонг, Кампа-Дзонг, Сепола, Ган-ток, Дарджилинг.
Следуя по горным перевалам перейденным, мы получаем следующий лист 35 перевалов, от 14 000 до 21 000 футов.
Соджи-Ла, Кардонг-Ла, Караул-Даван, Сассер, Даб-занг, Каракорум, Сугет, Санджу,Урту-Кашкариин-Дабап, Улан-Дабан, Чахариин-Дабан, Хенту, Нейджи-Ла, Кукушили, Дунгбуре, Тангла, Кам-Ронг-Ла, Тазанг-Ла, Ламси, Наптра-Ла, Тамакер, Шенца, Ланце-Нагри, Цаг-Ла, Лам-Линг, Понг-Чен-Ла, Доичен-Ла, Санг-Мо-Ла, Киегонг-Ла, Цуг-Чунг-Ла, Чжя-Ла, Уранг-Ла, Шару-Ла, Гулунг-Ла, Сепо-Ла».

Обложки русского и английского изданий книги Николая Рериха «Сердце Азии».

О первой экспедиции Н. К. Рерих писал в своей книге «Сердце Азии» (1929):«Основной маршрут экспедиции выразился в

Слайд 8Основными целями и задачами экспедиций являлись,
во-первых, создание художественной и

историко-этнографической панорамы Центральной Азии, её земель и народов,
во-вторых, изучение

возможностей новых археологических изысканий и подготовка путей для будущих экспедиций в этом регионе,
в-третьих, изучение языков и диалектов Центральной Азии,
в-четвёртых, собирание комплексной коллекции предметов, характеризующих и иллюстрирующих духовную культуру региона.
Среди важных задач экспедиции было также 
изучение современного состояния культуры и быта народов Центральной Азии, и
обнаружение следов предыдущих экспедиций (Альберт фон  Лекок, Аурел Стейн, Поль Пеллио, Свен Гедин, Пётр Козлов и др.).
установление прямых контактов с религиозными деятелями региона.
Ключевым побудительным мотивом к проведению указанной экспедиции было сознание того, что «в горах скрыта забытая цивилизация, которая хранит древнюю мудрость и культуру» и именно там, по выражению Юрия Рериха «зашедшая в тупик наука может найти своё обновление».

Основными целями и задачами экспедиций являлись, во-первых, создание художественной и историко-этнографической панорамы Центральной Азии, её земель и

Слайд 9I. Создание художественной и историко-этнографической панорамы Центральной Азии
Произведения Николая Рериха

1920-1940-х годов
Китай
Тибет
Алтай
Туркестан
Киргизия
Монголия
Индия

I. Создание художественной и историко-этнографической панорамы Центральной АзииПроизведения Николая Рериха 1920-1940-х годовКитайТибетАлтайТуркестанКиргизияМонголияИндия

Слайд 10II. Изучение возможностей новых археологических изысканий и подготовка путей для

будущих экспедиций
Примеры археологических и этнографических памятников, зафиксированных Ю. Н. Рерихом

в Тибете в 1928 году.
II. Изучение возможностей новых археологических изысканий и подготовка путей для будущих экспедицийПримеры археологических и этнографических памятников, зафиксированных

Слайд 11Во время экспедиций были осмотрены различные типы археологических объектов, которые

исследователи разделили на три основных группы:
1) погребения (каменные могилы, курганные

могильники);
2) мегалитические памятники (менгиры, кромлехи, ряды менгиров);
3) предметы в «зверином стиле», находимые в могильниках, а также бытующие в современном обиходе кочевников.
В отдельную группу были выделены памятники, относящиеся к буддийскому периоду.

Главные издания отчётных материалов первой экспедиции в Азию, подготовленные Николаем и Юрием Рерихами в 1929-1933 годах

Во время экспедиций были осмотрены различные типы археологических объектов, которые исследователи разделили на три основных группы:1) погребения

Слайд 12Рерихи высоко оценивал значение археологических материалов из Китая для понимания

общих исторических процессов, проходивших на просторах Евразии в целом, и

в ареале Великого Шёлкового Пути в частности.

Иллюстрации из книги: Roerich G. Animal style among the nomad tribes of Northern Tibet. – Prague: Seminarium Kondakovianum, 1930. – 41 p. = Звериный стиль у кочевников Северного Тибета. – С. 26-41: V ил.

Рерихи высоко оценивал значение археологических материалов из Китая для понимания общих исторических процессов, проходивших на просторах Евразии

Слайд 13Карта района Великого Шёлкового Пути, составленная Юрием Рерихом.

Издана в его

книге: Roerich G. Animal style among the nomad tribes of

Northern Tibet. – Prague: Seminarium Kondakovianum, 1930. – 41 p. = Звериный стиль у кочевников Северного Тибета. – С. 26-41: V ил. – Рецензии: Pelliot P. // T’oung Pao. – 1932. – Vol. 29. – P. 235; Salmony A. // J. of the Royal Asiatic Soc. – 1937. – Jan. – P. 135.

Карта района Великого Шёлкового Пути, составленная Юрием Рерихом.Издана в его книге: Roerich G. Animal style among the

Слайд 14III. Изучение языков и диалектов Центральной Азии
Примеры лингвистических трудов Ю. Н.

Рериха, изданных в Индии и России в XX веке

III. Изучение языков и диалектов Центральной АзииПримеры лингвистических трудов Ю. Н. Рериха, изданных в Индии и России

Слайд 15Из китайских пословиц, записанных Н. К. Рерихом в Китае:
«Кто говорят,

те не знают. Кто знает, тот не говорит» (Лист дневника

«Сказано», 1 января 1942).

«Древние китайцы сохранили прекрасный гимн Матери Солнца, называя её Владычицей Востока»

(Н. К. Рерих. Ладакх. 1925).

Н. К. Рерих. Матерь Мира. 1924

Из китайских пословиц, записанных Н. К. Рерихом в Китае:«Кто говорят, те не знают. Кто знает, тот не

Слайд 16«В древних китайских сторожевых башнях были находимы среди манускриптов словари

и биографии знаменитых женщин» (Н. К. Рерих. Ладакх. 1925)

Н. К. Рерих.

Огни победы. 1930-1940-е

Из китайских пословиц, записанных Н. К. Рерихом в Китае:
«Кто из колодца наблюдает небо, тот немного увидит»;
«Когда люди в дружбе, даже вода сладка»
(Лист дневника «Сказано», 1 января 1942).

«В древних китайских сторожевых башнях были находимы среди манускриптов словари и биографии знаменитых женщин» (Н. К. Рерих.

Слайд 17IV. Собирание комплексной коллекции предметов, характеризующих и иллюстрирующих духовную культуру

региона
Николай и Юрий Рерихи в залах Музея Николая Рериха в

Нью-Йорке

Каталог первой выставки в Нью-Йорке по материалам Центральноазиатской экспедиции (слева) и титульный лист брошюры о результатах экспедиции, изданной в Париже.

IV. Собирание комплексной коллекции предметов, характеризующих и иллюстрирующих духовную культуру регионаНиколай и Юрий Рерихи в залах Музея

Слайд 18V. Изучение современного состояния культуры и быта народов ареала Великого Шёлкового

Пути
Фотосъёмка экспедиций Николая Рериха 1920-1930-х годов
Собрание Музея Николая Рериха в

Нью-Йорке
V. Изучение современного состояния культуры и быта народов ареала Великого Шёлкового ПутиФотосъёмка экспедиций Николая Рериха 1920-1930-х годовСобрание

Слайд 19Н. К. Рерих писал: «Образуется новый Афганистан, возникает новый Китай,

осознаёт себя Монголия, примет великое служение Тибет. Ничто не останавливается.

Уходит не исполнивший свою миссию, приходит к сроку другой. Всё движется» (Такла-Макан – Карашар. 21 марта 1926 года // Алтай – Гималаи. Дневник экспедиции).

Н. К. Рерих. Такла-Макан. Горная сюита. 1925

Н. К. Рерих писал: «Образуется новый Афганистан, возникает новый Китай, осознаёт себя Монголия, примет великое служение Тибет.

Слайд 20VI. Обнаружение следов предыдущих экспедиций
Встреча экспедиций Петра Козлова и

Николая Рериха в Улан-Баторе в 1926 году

VI. Обнаружение следов предыдущих экспедиций Встреча экспедиций Петра Козлова и Николая Рериха в Улан-Баторе в 1926 году

Слайд 21VII. Установление прямых контактов с религиозными деятелями региона
Религии Азии на

полотнах Николая Рериха
Христиане-несториане
Ислам
Даосизм
Конфуцианство
Дзен-буддизм
Буддизм
Иудаизм
Православные христиане
Бурханизм
Зороастризм
Пантеизм

VII. Установление прямых контактов с религиозными деятелями региона Религии Азии на полотнах Николая РерихаХристиане-несторианеИсламДаосизмКонфуцианствоДзен-буддизмБуддизмИудаизмПравославные христианеБурханизмЗороастризмПантеизм

Слайд 22Здания и плантации в «Урусвати» (Наггар, Индия)
Деятельность Гималайского исследовательского института

«Урусвати», основанного на севере Индии в 1928 году, изначально была

соотнесена «с новыми принципами развития науки и с новой главой в истории человеческого самопознания». В статье «Вершина современной науки» (1930) Юрий Рерих утверждает: «Постижение основных путей развития человечества – это шаг к пониманию собственной личности. Обращаясь к прошлому, мы раскрываем для себя настоящее. Поэтому археология и связанные с ней науки имеют огромное значение для современных исследований». Рерихи стремились к «новому типу научного исследования, основанному на археологическом поиске и погружении в естественные науки, который уникально продуктивен и практически не приносит напрасных издержек» и при котором «научные исследования Запада базируются на культуре Востока».
Здания и плантации в «Урусвати» (Наггар, Индия)Деятельность Гималайского исследовательского института «Урусвати», основанного на севере Индии в 1928

Слайд 23При первом посещении Китая Николай Рерих был вместе со своей

супругой Еленой Ивановной Рерих, в девичестве Шапошниковой. В листе дневника

«Сорок лет» (10 ноября 1941), посвящённом сорокалетнему юбилею свадьбы, Н. К. Рерих записал: «И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское».

Елена Ивановна Рерих на фотографиях 1903 и 1930-х годов

При первом посещении Китая Николай Рерих был вместе со своей супругой Еленой Ивановной Рерих, в девичестве Шапошниковой.

Слайд 24Юный Юрий Рерих писал своему отцу на Кавказ: «К нам

приходили шарманщики и китаец, который продавал шёлк» (18 июня 1913).
Елена

Ивановна Рерих с сыновьями и гувернанткой. Россия. 1912-1913 годы.

Произведения Н. К. Рериха, посвящённые Кавказу

Юный Юрий Рерих писал своему отцу на Кавказ: «К нам приходили шарманщики и китаец, который продавал шёлк»

Слайд 25Первое прикосновение к памятникам Великого Шёлкового Пути состоялось у Рерихов

на Кавказе в 1913–1915 годах.
Крепость Рим-гора в современной Карачаево-Черкесской республики

России. Фото М. Х. Узденова.
Первое прикосновение к памятникам Великого Шёлкового Пути состоялось у Рерихов на Кавказе в 1913–1915 годах.Крепость Рим-гора в

Слайд 26К наследию Великого Шёлкового Пути Николай Рерих прикоснулся ещё в годы

учёбы в Санкт-Петербургском университете.
Николай Рерих на последних курсах Санкт-Петербургского университета.

1896-1998. Собрание СПбГМИСР

В архиве художника сохранилось толкование старых слов русского языка, многие из которых появились в результате торговых обменов Древней Руси с регионами Великого Шёлкового Пути.


ЭЛЕМЕНТЫ ОДЕЖДЫ И ТКАНИ

Тафья – шапочка. Кафтан – становой и турской. Терлик – кафтан. Ферезь – длинное одеяние. Аламы – наплечья. Платно – длинный кафтан. Приволока – плащ. Бендь – связь. Кутаз – кисть. Бязь – бумажная ткань. Гривна – на шее. Деманид – алмаз.

«Запона золота съ травами, съ яхонты червчаты».

Алтабас – по золотой земле с серебряными узорами. Емурлук – верхняя от дождя одежда. Зарбаф - золотая ткань с шёлковыми узорами. Зуфь – шерстяная ткань. Ровдуга – козлиная выделанная шкура. Ичеготы – сафьяновые сапоги. Каличи – башмаки. Кежа – пеньковая ткань. Кишень – карман. Кошуля – простая овчинная шуба. Кучма – шапка меховая. Паволока – ткань шёлковая. Уледи – портки. Тасма – опояска. Торок – гайтан. Фофудья – драгоценная, восточная ткань. Чюга – узкий кафтан. Шеболтас – ветхая, поношенная одежда. Шида - шёлк (шиденый). Фарауз – атласная ткань.

(Автограф Н. К. Рериха. 1910-е. Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи (Москва). Фонд 44. Опись 1. Дело 46. Лист 26).

К наследию Великого Шёлкового Пути Николай Рерих прикоснулся ещё в годы учёбы в Санкт-Петербургском университете.Николай Рерих на

Слайд 27Маршруты Великого Шёлкового Пути Рерихи изучали с 1913 по 1957

годы на Кавказе, в Европе, в Передней и Центральной Азии, включая

Индию, Монголию и Китай.

Рериховские экспедиции расширили культурно-историческую картину мира, введя в неё кочевой мир Азии. Одной из важнейших страниц в историко-археологических изысканиях Николая и Юрия Рерихов в Центральной Азии стали их исследования в Китае и в ареале Великого Шёлкового Пути.

Маршруты Великого Шёлкового Пути Рерихи изучали с 1913 по 1957 годы на Кавказе, в Европе, в Передней

Слайд 28Н. К. Рерих: «Хочется, чтобы Китай оправдал наши ожидания. Ведь

при выдаче паспорта говорилось о содействии всех губернаторов, о встречи

делегации от Пекинского университета... Китайский чиновник говорит… о развалинах императорского дворца в 12 днях от Хотана, откуда и до сих пор добывают древности. Мы понимаем, что это должно быть Аксу. Скоро вступаем на старую "шёлковую" дорогу. Первое место, где могут быть древности. Ведь эти места, так же как и Хотан, упоминаются в литературе за 3-4 века до нашей эры. В островах пустыни, в оазисах, укрепились последние толпы перед переселением в неизвестные края» (Лех - Каракорум - Хотан. 10 октября 1925 года // Алтай – Гималаи. Дневник экспедиции).
Н. К. Рерих: «Хочется, чтобы Китай оправдал наши ожидания. Ведь при выдаче паспорта говорилось о содействии всех

Слайд 29Н. К. Рерих: «От Санджу до Пиалмы все следовали по

той же «шёлковой» дороге. И не потому только «шёлковой», что

по ней шли караваны с шёлком, но и сама она «шёлковая» и отливает всеми комбинациями радуги песка. Молочная пустыня с тончайшим рисунком песчаных волн. Ветер несёт жемчужную пыль. И она на ваших глазах ткёт новое кружево по лицу земли. Стоят старинные верстовые башни, большая часть их полуразрушена. Сзади звенят бубенцы».

(Лех - Каракорум - Хотан. 12 октября 1925 года // Алтай – Гималаи. Дневник экспедиции).

Н. К. Рерих. Китайские башни. 1935-1945

Н. К. Рерих: «От Санджу до Пиалмы все следовали по той же «шёлковой» дороге. И не потому

Слайд 30Н. К. Рерих : «В современном оазисе Хотан живёт около

150000 человек, в том числе и большая колония китайских чиновников

с семьями, торговцы и солдаты. Город состоит из двух частей: Конешара, или Древнего города, где живут мусульмане, и Янгишара, или Нового города, называемого также Ханьчьен. Последний является китайским городом и обнесён стеной, возведённой в 1883 году. На протяжении всей своей истории Хотан был важным торговым центром на древнем шелковом пути, а искусство хотанских ремесленников славится и поныне. Хотанские шелка, ковры, войлок, шерсть, меха и нефрит пользуются огромным спросом и высоко котируются в Центральной Азии, Индии и далёком Китае. До революции 1917 года значительная торговля этими товарами велась также и с Россией через пограничный пост Иркештам. Производство хотанского шёлка определяет состояние экономики страны; хотанские шёлковые изделия продаются на всех рынках Китайского Туркестана. Несколько лет назад они в значительных количествах поставлялись в Русский Туркестан. Помимо шёлковых изделий Хотан производит также хлопчатобумажные ткани, экспортируемые в больших количествах» (Хотан. 1925 год // Алтай – Гималаи. Дневник экспедиции)
Н. К. Рерих : «В современном оазисе Хотан живёт около 150000 человек, в том числе и большая

Слайд 31Ю. Н. Рерих писал: «Зажиточные монголы носят зимой шёлковые халаты

с подкладкой из овчин китайской выделки» (Монголия // По тропам Срединной

Азии. Дневник экспедиции).
Ю. Н. Рерих писал: «Зажиточные монголы носят зимой шёлковые халаты с подкладкой из овчин китайской выделки»

Слайд 32Ю. Н. Рерих писал: «Тибетцы большие любители одежды, дорогостоящих китайских

шелков, парчи ярких расцветок и драгоценностей. Во время новогодних празднеств

можно видеть толпы нарядно одетых людей, шествующих по улицам, но в повседневной жизни большинство тибетцев одеты серо, в лохмотья или грязные одежды из серой домотканой материи» (От Сага дзонга к Сиккиму // По тропам Срединной Азии. Дневник экспедиции).

Произведения С. Н. Рериха, посвящённые тибетцам, одетым в китайские шелка. 1920-1930-е.

Ю. Н. Рерих писал: «Тибетцы большие любители одежды, дорогостоящих китайских шелков, парчи ярких расцветок и драгоценностей. Во

Слайд 33Н. К. Рерих: «…Вот и знамя бывшей экспедиции ‒ "Майтрейя".

С тех пор под разными углами встречались мы с этим

понятием. Уже далёк тибетский художник, писавший это знамя. Уже нет ламы Малонова, украсившего знамя китайскими шелками, и знамя видело немало. Участвовало и склонило на нашу сторону диких голоков. Удивило и смягчило тибетского губернатора. Било по лбу хотанского амбаня и далеко пестрело красками при сооружении субургана в Шарагольчах. Теперь оно в Гималайском институте, выросшем из экспедиции. Пусть оно охраняет все целебные травы гималайские, в которых так много лучших решений» (Меч Гессар-хана. Кейланг. 1931 // Твердыня Пламенная. 1933).

Н. К. Рерих с тханкой Шамбалы. Монголия. 1927

Н. К. Рерих: «…Вот и знамя бывшей экспедиции ‒

Слайд 34Таким образом, Рерихи посещали Китай дважды. И прожили в разных его

районах около двух лет
Снято в Китае в 1934 году.
Собрание СПбГМИСР

Таким образом, Рерихи посещали Китай дважды. И прожили в разных его районах около двух летСнято в Китае

Слайд 35Николай Константинович Рерих (1874—1947)
Китай в творческом наследии Николая Рериха – это

произведения литературы и искусства.

Николай Константинович Рерих (1874—1947)Китай в творческом наследии Николая Рериха – это произведения литературы и искусства.

Слайд 36Николай Рерих творил «… по Завету мудрого китайского художника –

«увидеть долго, но сделать быстро»…».
Он говорил: «От прошлого, от

древней цивилизации Китая можно провести мост лишь к будущему новому осознанию в международном понимании истинной эволюции».

Картина Н. К. Рериха «Героика Китая» (1937)

Николай Рерих творил «… по Завету мудрого китайского художника – «увидеть долго, но сделать быстро»…».

Слайд 37В книге «Шамбала» (1930) Н. К. Рерих отмечал: «…Китайцы на

новый год зажигают огни перед изображением Гесэр-хана ‒ Владыки Мира»

(Искусство Тибета. Листы дневника экспедиции. Шекар Дзонг. 1928 год).

Картины Н. К. Рериха, посвящённые образу Гесэр-хана и его памятным местам

В книге «Шамбала» (1930) Н. К. Рерих отмечал: «…Китайцы на новый год зажигают огни перед изображением Гесэр-хана

Слайд 38Н. К. Рерих: «На моей картине, которая находится в Пекине,

есть надпись: "Друг Китая". Уменьшилась ли моя дружба после того,

как мы видели весь танец смерти Синьцзяна? Нисколько. Именно дружба к молодому Китаю дала мне право записать случаи стольких ужасов. Лицемерный враг закрыл бы глаза на ужас действительности, но друг должен указать всё то, что оскорбляет свежий непредубеждённый глаз. В раскрытии этих язв лежит залог удачи будущего Китая. От прошлого, от древней цивилизации Китая можно провести мост лишь к будущему новому осознанию в международном понимании истинной эволюции. Всё настоящее скроется во мраке как запятнанная страница истории. Губернаторы и амбани современного Китая станут как страшные гримасы паноптикума, нужные человечеству так же, как отрубание рук и ног водяному богу. Желаю, искренно желаю Китаю скорей скинуть всё убожество и скорее смыть грязь, наросшую под шёлком внешнего наряда. Желаю успеха всему молодому, понимающему ужас лицемерия и невежества» (2 июня 1926 года // Алтай – Гималаи. Дневник экспедиции)

Друг Китая

Н. К. Рерих. Развалины китайской крепости 1926

Н. К. Рерих: «На моей картине, которая находится в Пекине, есть надпись:

Слайд 39Николай Рерих. 1911-1914
Китай в творческом наследии Николая Рериха – это

и люди, которые сотрудничали с ним в Китае или в

связи с ним.
Николай Рерих. 1911-1914Китай в творческом наследии Николая Рериха – это и люди, которые сотрудничали с ним в

Слайд 40Ю. Н. Рерих писал доктору Кэну 18 марта 1936 года:

«Уважаемый

д-р Кэн!
Большое спасибо за интересное письмо о втором образце A[gropyron]

mongolicum. Мы ждали этих новостей и заинтересованы в дальнейших сведениях о Ваших исследованиях трав Внутренней Монголии.
Проф[ессор] Рерих был рад слышать, что Academia Sinica получила его картины. Удивительно, что Академия не уведомила о получении дара. Несколько лет назад проф[ессор] Рерих преподнес одну из своих картин Историческому музею в Пекине и получил в ответ очень приятное письмо с благодарностью от руководства музея.
Мы будем рады вступить в обмен ботаническими материалами с Вашим институтом. Здесь для нас представляют интерес аутентичные образцы из Сычуани и Восточного Тибета. В обмен мы можем послать образцы в виде гербариев и семена.
С самыми лучшими пожеланиями от проф[ессора] Рериха и меня.
Искренне Ваш».
(Архив Музея Рерихов в Москве)

Доктор Кэн из «Academia Sinica»

Ю. Н. Рерих в Китае. 1934-1935.

Ю. Н. Рерих писал доктору Кэну 18 марта 1936 года:«Уважаемый д-р Кэн!Большое спасибо за интересное письмо о

Слайд 41Граница Китая у Курула в произведениях Н. К. Рериха.
«Если бы знал…

китайский пограничный офицер Шин Ло, как мы были тронуты его

сердечным приёмом. Заброшенный в далёкие горы, лишённый всяких сношений, этот офицер своим содействием и любезностью напомнил черты лучшего Китая. Нам это так важно, ведь едем в Китай с искренней дружбой и с открытым сердцем. И встретились и простились с Шин Ло очень сердечно» (Н. К. Рерих. Лех – Каракорум – Хотан. 3 октября 1925 года // Алтай – Гималаи. Дневник экспедиции).
Граница Китая у Курула в произведениях Н. К. Рериха.«Если бы знал… китайский пограничный офицер Шин Ло, как

Слайд 42
«По Сиккиму с нами был Святослав [Рерих] и Лама Лобзанг

Мингюр Дордже, известный знаток тибетской литературы, учитель большинства европейских тибетологов

современности. <…> В дальнейшем пути с нами шёл в качестве китайского переводчика семидесятилетний офицер китайской армии Сайкен-Хо и калмыцкий лама Лобзанг»

(Н. К. Рерих. Сердце Азии. 1929 год).

Карандашный портрет китайца, выполненный С. Н. Рерихом в 1920-е годы. Собрание Музея Николая Рериха в Нью-Йорке

«По Сиккиму с нами был Святослав [Рерих] и Лама Лобзанг Мингюр Дордже, известный знаток тибетской литературы, учитель

Слайд 43Американский меценат Чарльз Ричард Крэн (1858—1939)
«Очень ценно отметить, что Крэн чувствовал

Русь не узко, не предвзято книжно, но широко, во всей

её азийской мощи и красоте. Крэн понимал и Китай, и не случайно он был почётным советником Китайского правительства… Доктор Бернард Рид может изучать древнюю восточную медицину благодаря доброй воле Крэна. Наконец, в самом глухом углу Монголии мы встречаем китайского учёного, который работал благодаря той же доброй помощи. А ведь среди путешествий мы могли только случайно встретиться с этими благими знаками» (Н. К. Рерих. Чарльз Крэн. 1939 год // Листы дневника).

Картина С. Н. Рериха из собрания Чарльза Ричарда Крэна, посвящённая жителям нагорного Китая.

Американский меценат Чарльз Ричард Крэн (1858—1939)«Очень ценно отметить, что Крэн чувствовал Русь не узко, не предвзято книжно,

Слайд 44Шведский путешественник Свен Андерс Гедин (1865—1952), изучавший в 1927‒1935 годах Китай,

Монголию, Западный Тибет и Восточный Туркестан.
«Вчера пекинские научные организации

чествовали Свена Гедина в его семидесятилетие. Такое признание со стороны Китая и других участвовавших стран ‒ прекрасно. Именно этими путями взаимопонимания и признания куётся широко сотрудничество целых стран. Во всей жизни Свена Гедина, во всей его устремлённости и неутомимости звучит зовущее чудесное слово: “Вперёд”» (Н. К. Рерих. Вперёд. 19 марта 1935 год. Пекин // Нерушимое).
Шведский путешественник Свен Андерс Гедин (1865—1952), изучавший в 1927‒1935 годах Китай, Монголию, Западный Тибет и Восточный Туркестан.

Слайд 45Директор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов Алексей Анатольевич Бондаренко (справа)

с российским искусствоведом, членом-корреспондентом Российской Академии художеств, доктором искусствоведения Евгением

Палладиевичем Маточкиным (1942—2013), первым поднявшим тему «Николай Рерих и Китай» в 1994 году.
Директор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов Алексей Анатольевич Бондаренко (справа) с российским искусствоведом, членом-корреспондентом Российской Академии художеств,

Слайд 46Необходимо обнаружить наследие семьи Рерихов в Китае. Николай Рерих оставлял свои

картины в Пекине и Нанкине. Рерихи переписывались с китайскими учёными.
Наследие Рерихов

носит всемирный характер. Предметы их наследия выявлены на всех (кроме Антарктиды) континентах. Этим определяются исследовательские интересы Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов, преломляющиеся в изданиях, экспозициях, лекциях и экспедициях на базе учреждения.
Необходимо обнаружить наследие семьи Рерихов в Китае. Николай Рерих оставлял свои картины в Пекине и Нанкине. Рерихи

Слайд 47Необходимы международные издания на китайском языке, посвящённые славной семье великих

русских учёных Рерихов
Издательская сфера деятельности аккумулирует творческие и организационные ресурсы

партнёров из Израиля, Китая, Латвии, Италии, Испании, США и других стран.
Необходимы международные издания на китайском языке, посвящённые славной семье великих русских учёных Рерихов   Издательская сфера

Слайд 48«14 января [1935 года] «Пекинская Хроника» сообщила, что комиссия о

восстановлении старинных сокровищ в Пекине, которая была образована на прошлой

неделе, сейчас планирует поправление всех художественных памятников в старинной столице. Понимаем, что комиссия предполагает настоящие реставрационные работы через два месяца, когда получатся средства. Средства обещаны министерством финансов и министерством железных дорог и должны поступать регулярно, начиная с текущего месяца.
Такому сведению надо от души порадоваться. Когда мы слышали недавно о готовности китайского правительства ратифицировать наш Пакт по сохранению культурных ценностей, мы так же порадовались. Китай, обладающий таким несметным множеством художественных сокровищ, конечно, будет одним из первых в действительном признании Пакта и в проведении его в жизнь у себя. Культура Китая сложила такие необыкновенно изысканные формы и пластические и философские, что, конечно, наследники таких сокровищ одни из первых должны примкнуть к государствам, уже ратифицировавшим наш Пакт. Совершенно правильно, что реставрационные средства пойдут из министерств финансов и путей сообщения. Ведь памятники древности во всём их очаровании будут лучшими устоями государств. Ради красоты их усилится движение на путях, ради них министр финансов найдёт особо убедительные определения в своих заключениях. Ведь, без преувеличения, сокровища культуры являются оплотом народа. Всё строительство, всё просвещение, всё духовное вдохновление, вся радость и спасение нарождаются на основах культурных ценностей! Сперва опознаем и сбережём культуру, а затем и сами банкноты страны станут привлекательными. По бесчисленным путям сообщения устремится творчество во всём его благородном разнообразии».

В статье «Ценность Прекрасного», написанной в Пекине 16 января 1935 года, Николай Константинович Рерих писал:

«14 января [1935 года] «Пекинская Хроника» сообщила, что комиссия о восстановлении старинных сокровищ в Пекине, которая была

Слайд 49Рериховское наследие локализовано по всем актуальным вариантам маршрутов Шёлкового Пути.

Рерихи высказывались по поводу многих народов, культурных дефиниций и памятников

в его ареале.
Рериховское наследие локализовано по всем актуальным вариантам маршрутов Шёлкового Пути. Рерихи высказывались по поводу многих народов, культурных

Слайд 50СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!!!
http://roerich.spb.ru
Особая благодарность Гвидо Трепша (Нью-Йорк).
Доклад А. А.

Бондаренко и В. Л. Мельникова «Об историко-археологических исследованиях Николая и

Юрия Рерихов в ареале Великого Шёлкового Пути»

Форум в Сиане. Китайская Народная Республика. Май 2018 года

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!!! http://roerich.spb.ru  Особая благодарность Гвидо Трепша (Нью-Йорк).Доклад А. А. Бондаренко и В.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика