Слайд 1
Объекты учета. Учет материально-производственных запасов.
Учет поступления товара
СОЛОНИНИНА АННА ВЛАДИМИРОВНА
зав.
кафедрой управления и экономики фармации,
доктор фарм. наук, профессор
Слайд 2План лекции
4
Учет поступления
товара
5
Товарные группы
3
Материально-производственные запасы
2
Классификация хозяйственных средств
Объекты
учета
1
Слайд 3Объекты учёта
Объектом учёта является деятельность организации. Можно выделить объекты, составляющие
деятельность организации (хозяйственные процессы и их результаты) и объекты, её
обеспечивающие (хозяйственные средства).
Хозяйственные средства – это материальные и нематериальные ресурсы, которыми владеет организация.
Хозяйственные средства организации группируют по двум признакам:
по составу и размещению;
по источникам образования и целевому назначению.
Слайд 4Классификация хозяйственных средств по составу и размещению
Внеоборотные
Оборотные
Материально-производственные запасы
Денежные средства
Краткосрочные финансовые
вложения
Дебиторская задолженность
Нематериальные активы
Основные средства
Слайд 5Классификация хозяйственных средств по источникам образования
Собственные
Заемные
кредиты, займы
обязательства (кредиторская задолженность)
уставный
капитал
резервный капитал
нераспределенная прибыль
Слайд 6Учет материально-производственных запасов
Виды материально-производственных запасов
Предназначенные для продажи (товар)
Используемые в качестве
сырья и материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения
работ, оказания услуг)
Используемые для управленческих нужд организации
Слайд 7МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ (Утверждены
Приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 119н
организации разрабатывают
внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации учета и контроля за использованием материально-производственных запасов.
В указанных документах могут устанавливаться:
формы первичных документов по приему, отпуску (расходованию) и перемещению материально-производственных запасов и порядок их оформления (составления), а также правила документооборота;
перечень должностных лиц подразделений, которым доверено получение и отпуск материально-производственных запасов;
порядок осуществления контроля за обеспечением экономного и рационального расходования (использования) материально-производственных запасов в производстве, в обращении, правильным ведением учета, достоверностью отчетов об их расходовании и т.п.
Слайд 8Учетные группы материально-производственных запасов
ТОВАР
Инвентарь и хозяйственные принадлежности
Строительные материалы, автозапчасти и
др.
Вспомогательные материалы
Сырье
ТАРА
Слайд 9Методология учета материально-производственных запасов установлена Положением по бухгалтерскому учету 5/01
«Учет материально-производственных запасов», утвержденным приказом МФ РФ от 09.06.2001 №
44н
Материально-производственные запасы принимаются к учету по фактической себестоимости
Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (акцизы)
Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством (изготовлением) таких запасов.
Слайд 10Товар
Товар- часть материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических
или физических лиц и предназначенных для продажи (в т.ч. ЛП,
изготовленные в аптеке):
Лекарственные препараты (для медицинского применения)
медицинские изделия
дезинфицирующие средства
предметы и средства личной гигиены
посуда для медицинских целей
предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет
очковая оптика и средства ухода за ней
минеральные воды
продукты лечебного, детского и диетического питания
биологически активные добавки
парфюмерные и косметические средства
медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни
(ФЗ от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств)
Слайд 11ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБРАЩЕНИЮ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПОДЛЕЖИТ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ
Перечень видов деятельности,
на которые требуются лицензии (ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ)
производство
лекарственных средств
оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений
деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности
фармацевтическая деятельность
;
Слайд 12
деятельность, включающая в себя оптовую торговлю ЛС, их хранение, перевозку
и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку,
изготовление лекарственных препаратов
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -
Федеральный закон
«Об обращении ЛС»
от 12.04.2010 № 61-ФЗ
Слайд 13ПЕРЕЧЕНЬ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ, ОКАЗЫВАЕМЫХ УСЛУГ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СФЕРЕ
ОБРАЩЕНИЯ ЛС ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ
Оптовая торговля ЛС для медицинского применения
Хранение
ЛС для медицинского применения
Хранение ЛП для медицинского применения
Перевозка ЛС для медицинского применения
Перевозка ЛП для медицинского применения
Розничная торговля ЛП для медицинского применения
Отпуск ЛП для медицинского применения
Изготовление ЛП для медицинского применения
Слайд 14Принципы учета товаров
1. Организация учета по каждому материально-ответственному лицу или
бригаде.
2. Выбор схемы учета товаров, наиболее целесообразной в условиях работы
данной организации:
а) индивидуальная (попредметная) – фиксируется движение каждой единицы товаров;
б) натурально-стоимостная – фиксируется движение товаров по отдельным наименованиям в натуральном и денежном измерителях;
в) стоимостная – фиксируется общий объем товарной массы.
3. Единство оценки товаров при их оприходовании и выбытии
4. Отчетность материально-ответственных лиц о движении и запасах товаров в установленные сроки
5. Периодическая проверка фактического наличия товаров путем проведения инвентаризации
Слайд 15Движение товара
Движение товаров складывается из двух основных хозяйственных операций- поступления
и расхода,
что можно описать формулой товарно-материального баланса: Он +
П = Р+ Ок , где
Он- остаток товара на начало отчетного периода
П – поступление товара за отчетный период
Р- расход товара за отчетный период
Ок- остаток товара на конец отчетного периода (начало следующего отчетного периода)
Слайд 16Приход товара
Процесс снабжения аптечной организации товарами состоит из следующих хозяйственных
операций, оформляемых документально:
анализ и определение спроса на товары, реализуемые аптечными
организациями, выбор поставщика и оформление договорных отношений
доставка товаров и их приемка
оплата товаров и транспортных расходов по их доставке.
В фармацевтической практике наибольшее распространение получило взаимодействие аптечных организаций с поставщиками на условиях договора купли-продажи
Слайд 17Поступление товара
Закуп лекарственных препаратов для последующей продажи допускается только у
поставщиков, имеющих соответствующую лицензию:
Организации оптовой торговли ЛС (лицензия на
фармацевтическую деятельность /с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами»)
Производители ЛС (лицензия на производство ЛС) (производство ЛС- деятельность по производству ЛС организациями - производителями ЛС на одной стадии, нескольких или всех стадиях технологического процесса, а также по хранению и реализации произведенных ЛС (ФЗ № 61-ФЗ «Об обращении ЛС»).
У аптечной организации должны быть копии лицензий на фармацевтическую деятельность (производство ЛС) с указанием видов работ
Слайд 18ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ ЛС
Оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный
с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской
деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ФЗ от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах гос. регулирования торговой деятельности в РФ»)
Оптовая торговля ЛС осуществляется производителями ЛС и организациями оптовой торговли ЛС по правилам оптовой торговли ЛС (ФЗ «Об обращении ЛС»)
Правила оптовой торговли ЛС утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 28 декабря 2010 г. N 1222н «Об утверждении правил оптовой торговли ЛС для медицинского применения»
Слайд 19Порядок приемки товаров
В зависимости от удаленности поставщика различают доставку груза
одногороднюю и иногороднюю.
Одногородняя доставка осуществляется, как правило, автомобильным транспортом
Иногородняя
– различными видами транспорта: железнодорожным, морским, автомобильным, авиа.
При доставке товаров железнодорожным или авиатранспортом в качестве сопроводительного документа выступает:
грузовая квитанция (железнодорожная накладная) или
накладная на перевозку груза в универсальном контейнере.
Слайд 20 Поставщик должен предоставить аптечной организации вместе с товаром следующие
сопроводительные документы:
товарную накладную (форма № ТОРГ-12) или при доставке товаров
автомобильным транспортом – товарно-транспортную накладную (товарный документ), содержащая сведения об обязательном подтверждении соответствия товара в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 (с изм.) № 55.
счет-фактуру (для учета налога на добавленную стоимость – налоговый документ);
счет (основание для оплаты поступивших товаров – расчетный документ);
протокол согласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (Распоряжение Правительства РФ от 02.10.2017 г. N 2323-р)
Слайд 21ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ В СОПРОВОДИТЕЛЬНОМ ДОКУМЕНТЕ НА ТОВАР
(Правила оптовой торговли ЛС
- Приказ Минздравсоцразвития России от 28.12.2010 № 1222н)
НА
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ОФОРМЛЯЕТСЯ СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ, СОДЕРЖАЩИЙ ИНФОРМАЦИЮ:
о дате оформления сопроводительного документа;
о наименовании ЛС (МНН ЛС и ТН ЛП), сроке годности и номере серии;
о производителе ЛС с указанием наименования и местонахождения производителя;
о количестве упаковок;
о поставщике (ИНН, полное наименование поставщика, его местонахождение);
о покупателе (ИНН, полное наименование покупателя, его местонахождение);
о должностном лице, составившем сопроводительный документ (должность, Ф.И.О.).
Документ заверяется подписью должностного лица, составившего сопроводительный документ, печатью организации или информационным штрих-кодом и печатью организации.
Слайд 22Приемка товара
Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят:
от места приемки (на складе поставщика, на железнодорожной, водной станции,
в аэропорту, в аптечной организации) и состояния товаров (упакованы в тарные места или нет)
В этой связи различают два вида приемки:
предварительная - это по количеству мест и массе брутто
окончательная (приемочный контроль) – по количеству товарных единиц (упаковок) и качеству
Слайд 23Предварительная приемка товара
Приемка товаров, упакованных в тарные места и находящихся
в ненарушенной таре, осуществляется, как правило, на первом этапе по
количеству мест и массе брутто материально ответственным лицом (имеющим доверенность на право получения товара).
Факт предварительной приемки подтверждается указанием в сопроводительном документе:
количества мест
подписью материально ответственного лица
печатью аптечной организации (с отметкой – «принято по количеству мест без пересчета количества единиц и без проверки качества)
Слайд 24Окончательная приемка товара
Окончательная приемка товаров (приемочный контроль) по числу товарных
единиц (упаковок) и качеству в аптечной организации должна осуществляться комиссией.
Состав приемной комиссии утверждается приказом (распоряжением) руководителя аптечной организации:
материально ответственные лица
представители общественности (не должны включаться лица, осуществляющие учет, хранение, приемку и отпуск материальных ценностей)
Представителю, уполномоченному для участия в приемке продукции по количеству и качеству, выдается надлежаще оформленное и заверенное печатью организации разовое удостоверение за подписью руководителя организации или его заместителя.
Удостоверение выдается на право участия в приемке конкретной партии товаров.
Выдача удостоверения на какой-либо период (декаду, месяц и др.) не допускается.
Слайд 25Сроки приемки
Окончательная приемка товаров осуществляется в сроки, указанные в договоре
поставки. Если договором поставки срок приемки товаров или иные условия
не предусмотрены, то покупателем (получателем) может применяться порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 (с изм.) № П-6, и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 (с изм.) № П-7, но только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки (постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.10.1997 № 18).
При этом ядовитые и сильнодействующие вещества, наркотические средства, психотропные вещества, термолабильные лекарственные препараты необходимо немедленно размещать в местах хранения в соответствии с установленными требованиями.
Слайд 26Документальное подтверждение приемки товара
При проведении погрузочно-разгрузочных работ при приемке или
отгрузке лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из
аптечных организаций, должна быть обеспечена защита поступающих лекарственных препаратов от атмосферных осадков, воздействия низких и высоких температур.
Если фактическое количество и качество товаров соответствует указанному в сопроводительных документах, то оформляется документ унифицированной формы
«Акт о приемке товаров» (форма № ТОРГ-1)
либо «Штамп приемки» (форма АП-1) (на обороте товарной накладной), в котором указывается:
сумма принятых товаров, дата приемки
подпись материально ответственного лица.
Не подлежат приемке лекарственные препараты и другие товары, разрешенные к реализации из аптечных организаций, не соответствующие требованиям к качеству, стандартам и без документов (информации), удостоверяющих их качество.
Слайд 27В случае обнаружения расхождений при приемке товара:
1) приемку необходимо
приостановить
2) о выявленных расхождениях сообщить поставщику
3) при неявке представителя
поставщика по вызову получателя (покупателя) в установленный срок и в случаях, когда вызов представителя поставщика не является обязательным (согласно договору поставки), приемка товаров может быть продолжена приемной комиссией в прежнем составе с участием представителя другой организации или представителя общественности аптечной организации. Материально ответственные и подчиненные им лица, а также лица, осуществляющие учет, хранение, приемку и отпуск материальных ценностей, в качестве представителей общественности аптечной организации привлекаться не должны. Для участия в приемке товара представитель должен иметь разовое удостоверение.
4)выявленные при приемке товаров расхождения оформляются «Актом об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей» (форма № ТОРГ-2), который является основанием для предъявления претензий поставщику
5) если во время поступления товаров документы поставщика отсутствуют, приемная комиссия составляет «Акт о приемке товаров, поступивших без счета поставщика» (форма № ТОРГ- 4)
6) Оформить претензию поставщику
Слайд 28Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке
товарно-материальных ценностей
составляется:
на лекарственные препараты (лекарственные средства) в поврежденной упаковке
не
имеющие необходимой сопроводительной документации
забракованные при приемке
не соответствующие заказу
недоброкачественные, фальсифицированные ЛП, с истекшим сроком годности
Эти препараты должны быть соответствующим образом промаркированы и помещены в специально выделенную зону (карантинную) отдельно от других лекарственных препаратов до их идентификации, возврата поставщику или уничтожения в установленном порядке
Слайд 29Документальное оформление поступившего товара
Учет первичных документов по приходу товаров материально
ответственные лица ведут:
"Журнал поступления товаров" (произвольной формы), в котором указываются:
поставщик, название, дата и номер приходного документа, дата поступления товаров, сроки оплаты и др.
«Журнал регистрации результатов приемочного контроля», где нужно указать выявленные несоответствия при приемке товара с указанием наименования ЛП, серии и срока годности, количества, причины несоответствия, ФИО ответственного и подпись
Принятые товары регистрируются (приходуются) в день окончания их приемки по фактическому количеству и сумме.
В сумме (денежном измерителе) в ценах поступления (оптовых) и (или) в розничных ценах учет товаров осуществляется материально ответственным лицом в приходной части «Товарного отчета» (форма № ТОРГ-29)
По фактическому количеству – в соответствующих журналах
Слайд 30ФЗ от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении
ЛС»
Статья 58.1. ПРЕДМЕТНО-КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ УЧЕТ ЛС ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ
Перечень ЛС для
медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету (ПКУ), утвержден приказом Минздрава России от 22 апреля 2014 г. N 183н "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету»:
I. ЛС- фармацевтические субстанции и ЛП, содержащие наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры (их соли, изомеры, стереоизомеры) и включенные в списки II, III, IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681в сочетании с фармакологически неактивными веществами, а также ЛП, содержащие наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры в сочетании с фармакологически активными веществами (по списку)
II. ЛС- фармацевтические субстанции и ЛП, содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества (их соли, изомеры, простые и сложные эфиры, смеси и растворы независимо от концентрации), внесенные в списки сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 964* (далее - сильнодействующие и ядовитые вещества), в сочетании с фармакологически неактивными веществами, а также ЛП, содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества в сочетании с фармакологически активными веществами (при условии включения их в перечень отдельной позицией) (по списку)
III. Комбинированные ЛП, содержащие кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, другие фармакологические активные вещества* (по списку):
IV. Иные ЛС, подлежащие предметно-количественному учету (по списку):
Слайд 31ПРЕДМЕТНО-КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ УЧЕТ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения
ведут:
производители лекарственных средств,
организации оптовой торговли лекарственными средствами,
аптечные
организации,
индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность,
медицинские организации, осуществляющие обращение лекарственных средств для медицинского применения,
путем регистрации любых связанных с их обращением операций, при которых изменяется их количество и (или) состояние, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (далее - специальные журналы).
Слайд 32Некоторые лекарственные средства
(подлежащие ПКУ, с ограниченным сроком годности, ИЛП) учитываются
в количественном выражении
Журнал регистрации операций, связанных с оборотом НС и
ПВ» ( правила ведения и форма утв. ПП № 644 от от 04.11 2006 г.)
«Журнал регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» -предметно-количественный учет прекурсоров (правила ведения и форма утв. ПП № 419 от 9 июня 2010 г)
«Журнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения» (правила ведения и форма утв. Приказ Минздрава России № 378н от 17 июня 2013 г. )
«Журнал учета движения ИЛП» (иммунобиологические ЛП) (регл. Пост. Гл. сан. Врача РФ №19 от 17.02.2016)
«Журнал учета ЛП с ограниченным сроком годности» – на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией.
В помещениях для хранения лекарственных средств оформляются также стеллажные карты, предназначенные для идентификации хранящихся лекарственных средств, с указанием наименования, формы выпуска и дозировки, номера серии, срока годности, производителя лекарственных средств.
Слайд 34Прочие приходные товарные операции
Оприходование
излишков
товаров,
выявленных при
инвентаризации
Дооценка товара
Дооценка в
результате
деления
вторичной упаковки
Акт результатов
инвентаризации
Акт на перевод
в товар
Журнал учета
фасовочных работ
Справка
о
дооценке по
фасовочным
работам
Перевод
в товар тары,
вспомогательных
материалов
Акт о переоценке
товаров
Товарный отчет