Слайд 2« Знаки препинания служат нотами при чтении»
А.П.Чехов
Слайд 3
Составить и записать ключевое слово для определения темы урока
1.
« Мне неважно, что обо мне говорят за моей спиной
,пока обо мне говорят неправду»(возьмите предлог, который указывает на предмет, на который направлено действие)
2. «Лучше глупцом быть вместе со всеми, чем мудрецом в одиночку» ( возьмите предлог, который указывает на место и имеет пространственное значение)
3.« Жить- это бороться, бороться- это жить» ( найдите слово с лексическим значением « сражаться» и возьмите 1 букву
4. «Лень- наибольшая помеха к развитию наших способностей» (у подлежащего возьмите корень)
5.« Есть памятники искусства, свидетельствующие о творческой гениальности их создателей» (у действительного причастия возьмите окончание)
Слайд 4
Осложненное простое предложение. Предложения с обособленными и уточняющими членами
предложения
Слайд 5Цель урока:
Обобщить и систематизировать знания и навыки по теме «Простое
осложненное предложение. Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения»;
показать
особенности стилистического использования изученных синтаксических конструкций в речи.
Слайд 6Знать: правила обособлений определений и приложений, обстоятельств, уточняющих членов предложения.
Уметь:
правильно расставлять знаки препинания, выделять графически обособленные члены предложения
Слайд 7СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ, ЧТО…
-ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВЫДЕЛЯЕМЫЙ ПО СМЫСЛУ И ИНТОНАЦИЕЙ,
НАЗЫВАЕТСЯ ОБОСОБЛЕННЫМ?
-НА ПИСЬМЕ ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ, РЕЖЕ ТИРЕ?
-ОБОСОБЛЯЮТСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ,
ПРИЛОЖЕНИЯ, СТОЯЩИЕ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО?
- ЛЮБОЕ СОГЛАСОВАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТОЯЩЕЕ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА, ОБОСОБЛЯЕТСЯ?
- ВСЕГДА ОБОСОБЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ЛИЧНОМУ МЕСТОИМЕНИЮ?
Слайд 8
Обособление - смысловое и интонационное выделение членов предложения с целью
придания им известной смысловой и синтаксической самостоятельности в предложении.
Обособленными называются
второстепенные члены предложения, выделенные по смыслу и интонации. На письме такое выделение обозначается при помощи запятых.
Слайд 9Употребление обособленных синтаксических конструкций придает речи выразительность, динамичность, служит эффективным
средством экономной передачи информации.
Напоминаем, что в русском языке выделяют обособленные
второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения (обособленные определения и приложения; обособленные обстоятельства, обособленные дополнения) и обособленные уточняющие члены предложения.
Слайд 10Группы обособленных членов:
1.Обособленные второстепенные члены:
1)обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным
оборотом, а также существительные с производными предлогами(«несмотря на…», «невзирая на…»);
Например:
Уходя, гасите свет.
Только понимая болезнь, мы можем избавиться от нее.
Несмотря на жару, вода в реке была холодной.
2) а)обособленные согласованные определения, выраженные причастным оборотом;
Например: Солнце, выглянувшее из-за туч, осветило степь.
б)обособленные согласованные определения, выраженные прилагательным с зависимым словом;
Например: На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели.
Слайд 11 в)обособленные согласованные определения, выраженные однородными определениями;
Например: Ночь,
облачная и туманная, окутала землю.
3)обособленные несогласованные определения;
Например: Доктор, с лекарствами
в руке, вбежал в спальню.
4)обособленные приложения;
Например: Лоцман, бравый старик ,ждал нас у причала
Слайд 12Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями
Слайд 132.Уточняющие и поясняющие обособленные члены
Уточнение - это ограничение объема понятия,
т.е переход от более широкого понятия к более узкому.
Например: На
востоке, за волнистой линией холмов, разрастался
Темно-золотой свет луны, готовый взойти.
3.Сравнительные обороты
Сравнительный оборот-это не содержащая сказуемого конструкция, которая обозначает то, с чем сравнивается, сопоставляется называемый в предложении предмет, признак или действие.
Например: Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.
Слайд 14Индивидуальное задание:
НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ ДОПУЩЕНЫ ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ, ИСПРАВЬТЕ
ИХ, ОБЪЯСНИТЕ, В ЧЕМ ОШИБКА
1) ИЗМУЧЕННЫЙ И ПРОДРОГШИЙ, Я ЕДВА
ДОБРАЛСЯ ДОМОЙ.
2) ИЗУМЛЕННЫЙ, ПРОХОЖИЙ О ЧЁМ-ТО СПРОСИЛ.
3) МАРТОВСКАЯ НОЧЬ, ОБЛАЧНАЯ И ТУМАННАЯ, ОКУТАЛА ЗЕМЛЮ.
4) ЗА СИНИМИ МОРЯМИ ЗАБЫТЫЙ, ОН УГАСАЛ ОДИН.
5) НА ЛЕСТНИЦЕ ПОКАЗАЛСЯ ПАРЕНЬ ЗАСПАННЫЙ И НЕДОУМЕВАЮЩИЙ В КРАСНОЙ РУБАШКЕ, ВЫПУЩЕННОЙ ИЗ-ПОД ЖИЛЕТА.
Слайд 15
Найдите обособленные члены предложения и расставьте знаки препинания
1. Ты
будешь в команде капитана Миронова доброго и честного человека. (А.Пушкин)
2. Мартовская ночь облачная и туманная окутала землю. (И.Тургенев)
3. Сгорбленный запыленный с фуражкой на затылке он действительно походил на большой мешок. (И.Тургенев)
4. Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы... (А.Пушкин)
Слайд 16
Дополните предложения:
1ВАРИАНТ:ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ:
НА БЕРЕГУ РАСТУТ ИВЫ…
2ВАРИАНТ:ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ С ЗАВИСИМЫМИ
СЛОВАМИ:
ВЫСОКО В НЕБЕ ЗАЖГЛИСЬ ЗВЁЗДЫ…
3ВАРИАНТ: РАСПРОСТРАНЁННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ:
ЛЕВ ТОЛСТОЙ…СОЗДАЛ
ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
4ВАРИАНТ:ОПРЕДЕЛЕНИЕ С ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМ ОТТЕНКОМ ПРИЧИНЫ ИЛИ УСТУПКИ:
ВЗВОЛНОВАННЫЙ ЭТОЙ ВЕСТЬЮ…
Слайд 17ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: СОСТАВИТЬ 5-6 ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО КАРТИНЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБОСОБЛЕННЫХ
ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Слайд 18Рефлексия(подведение итогов урока)