Слайд 1Образование и его особенности. Целостный педагогический процесс
Лекция 2.
Слайд 2Вопросы:
1. Общая характеристика образования.
2. Целостный педагогический процесс.
Слайд 3ВОПРОС 1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 4Понятие «Образование»
единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым
благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства,
а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
(ФЗ № 273)
Слайд 5Другие подходы
образование – это процесс целостного единства обучения, воспитания, развития,
саморазвития личности;
образование – это социокультурный институт, способствующий экономическому, социальному, культурному
функционированию и совершенствованию общества посредством специально организуемой целенаправленной социализации отдельных индивидов;
образование – это результат, т.е. уровень общей культуры и образованности подрастающего поколения, степень освоения духовного и материального потенциала, накопленного человеческой цивилизацией.
Слайд 7Структура системы образования включает в себя:
Слайд 8Образование подразделяется на:
общее образование,
профессиональное образование,
дополнительное образование и
профессиональное
обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей
жизни (непрерывное образование).
Слайд 9
Уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее
образование;
4) среднее общее образование.
Слайд 10
Уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3)
высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров
высшей квалификации.
Слайд 11Дополнительное образование
Включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей
и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Слайд 12Система образования создает условия для:
непрерывного образования посредством реализации основных образовательных
программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения
нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Слайд 13Стандарт от анг. standart (норма, образец, мерило)
Под
стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной
нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С.Леднев).
Слайд 14Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2)
преемственность основных образовательных программ;
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня
образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Слайд 15Содержание образования
Это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения
поставленной цели согласно выбранным направлениям.
Слайд 16ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 17СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 18Содержание образования определяется основными образовательными программами
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию
и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической,
религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
Слайд 19Изменение образовательной парадигмы
От обучения на всю жизнь к обучению
через всю жизнь
Слайд 20Концепция непрерывного образования предусматривает:
более рациональное распределение периодов обучения и
трудовой деятельности человека на протяжении всей его жизни;
подразделение обучения
на фазы первоначального, или базового, и последующего, или послебазового, образования;
приобретение необходимых человеку умений, навыков, знаний, качеств, ценностных ориентаций по мере возникновения потребности в них. (Андрагогика)
Слайд 21Основные постулаты
Болонского процесса
Введение двухуровневой (многоуровневой) системы высшего образования
Введение системы
академических кредитов
Академическая мобильность
Обеспечение качества
Признание степеней
Слайд 22Современные тенденции образования
Слайд 23ВОПРОС 2.
ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Слайд 24История развития образования
Стихийно протекавшие в рамках педагогической профессии дифференциация
и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к
явному противопоставлению обучения и воспитание: учитель учит, а воспитатель воспитывает
Слайд 25Идеи единства обучения и воспитания
Слайд 26Прогрессивные идеи К. Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах
его последователей
Слайд 29Целостный педагогический процесс
Слайд 30Функции педагогического процесса
Слайд 32СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Содержание
Учитель
Учащийся
Результат
Цель
Слайд 33Цель педагогического процесса
Задача
Задача
Задача
Слайд 34Педагогическая задача порождается педагогической ситуацией
Слайд 35Развитие педагогического процесса
Слайд 36Компоненты педагогического процесса
Содержательный компонент
отражает смысл, вкладываемый
как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу
Слайд 37Компоненты педагогического процесса
Деятельностный компонент
отражает взаимодействие педагогов и воспитуемых,
их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат.
Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим
Слайд 38Компоненты педагогического процесса
Результативный компонент
отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью