Слайд 1Общая характеристика медицины России XIX века. Теоретическая медицина.
Слайд 2План лекции:
1. Реформы медицинского образования.
2. Становление экспериментальной физиологии. Учение И.М.
Сеченова о рефлекторной деятельности.
3. Научные достижения И.И.Мечникова в области иммунологии
и микробиологии.
4. Развитие медицинских направлений: общая патология (патологическая анатомия и патологическая физиология), микробиология.
5. И.П. Павлов и его значение в медицине.
Слайд 3Высшие учебные заведения в начале XIX века
Медико-хирургические академии.
Подготовка лекарей преимущественно на военную службу.
Медицинские факультеты университетов.
Подготовка
интеллектуальной элиты медицинского сословия.
Слайд 4Медико-хирургические академии
Значительный перевес клинических дисциплин над теоретическими.
В учебные программы академий
был включен объемный курс собственно клинической и прежде всего хирургической
подготовки.
Продолжительность клинического обучения – 2 года.
Слайд 5Медицинские факультеты
Теоретическая подготовка вдвое больше клинической.
Диплом университета не давал возможности
осуществлять лечение. Была необходима дополнительная клиническая стажировка.
Слайд 6Реформа просвещения 1803 -1804 г.г.
Создание в России сети университетов.
Принятие
новых университетских уставов: организация на медицинских факультетов клинической базы для
обучения студентов внутренней медицине, хирургии и акушерству.
Слайд 7Становление клинического преподавания в Московском университете
Первый этап (1804-1811):
- открытие
трех клинических институтов, начало клинического преподавания в ограниченном объеме;
-
продолжительность занятий у постели больного – 1 час в неделю;
- пассивная роль студентов, которые специально не обучались навыкам работы с больными.
Слайд 8Становление клинического преподавания в Московском университете
С 1809 годы занимал должность
ординарного профессора патологии, терапии и клиники.
Был директором Клинического института.
М.Я.Мудров (1776-1831)
Слайд 9Становление клинического преподавания в Московском университете
Второй этап (1816—1832):
ликвидация содержательного
разрыва между лекционными курсами и занятиями в клинике;
обучение методам и
приемам диагностики, в т.ч. ведения истории болезни (внедрено М.Я.Мудровым);
изучение наиболее распространенных болезней на сравнительно небольшом числе больных.
существенное увеличение объема клинического обучения (занятия в клинике 2-4 раза в нед., посещение утренних и вечерних обходов, дежурство студентов в клинике).
Слайд 10Общий устав Импеpатоpских Российских университетов (1835)
1) целевая установка деятельности
мед. факультетов – подготовка врачей-интернистов;
2) был разработан и подготовлен
к внедрению первый единый учебный план;
3) законодательно закреплялась курсовая система обучения: строгое распределение всех дисциплин факультета по полугодиям;
4) естественнонаучная направленность врачебного образования;
5) устанавливался 5-летний срок обучения, продолжительность клинических занятий возросла до 2-х лет.
Слайд 11Кризис деятельности медико-хирургических академий
Крайне низкий уровень абитуриентов, которые были привлечены
возможностью получения дворянства.
Резкое снижение эффективности обучения: вступительные, этапные и выпускные
экзамены превратились в профанацию.
Слайд 13Управление медицинским образованием в конце 30-х годов
Министерству народного просвещения подчинялись
медицинские факультеты Московского, Казанского, Харьковского и Дерптского университетов.
Министерство
внутренних дел курировало Московскую и Виленскую медико-хирургические академии.
Военное министерство курировало Петербургскую медико-хирургическую академию.
Слайд 14Реформы медицинского образования 40-60-х г.г.
Фактическая ликвидация системы медико-хирургических академий (Московская
и Виленская академии стали клиническими базами соответствующих университетов. Петербургская медико-хирургическая
академия была переориентирована на подготовку кадров для нужд армии и флота).
Был осуществлен кардинальный пересмотр учебных планов университетов: этапность клинического образования.
Слайд 15Реформы медицинского образования 40-60-х г.г.
Этапы клинической подготовки:
пропедевтическая клиника;
факультетская клиника;
госпитальная клиника.
Слайд 16Этапы клинической подготовки
Пропедевтическая клиника: ознакомление студентов с основными клиническими признаками
болезней, обучение правилам и приемам их выявления, отработка практических навыков
обследования пациентов.
Факультетская клиника:
лекционные и палатные разборы отдельных клинических случаев, формирование обратного алгоритма мышления: «от встреченной клинической картины к диагнозу».
Слайд 17Выдающийся врач-терапевт, основатель московской клинической школы.
Г.А.Захарьин (1829-1898)
Слайд 18Этапы клинической подготовки
Госпитальная клиника: приобретение собственного врачебного опыта путем ежедневной
самостоятельной работы с группой однородных больных
Слайд 19Становление экспериментальной физиологии
И.М.Сеченов (1829-1905)
Слайд 20Деятельность И.М.Сеченова
В 1850 г. окончил Главное инженерное училище.
В 1856 г.
с отличием закончил медицинский факультет московского университета.
1856-1860 обучался за
границей (Берлин, Вена, Лейпциг, Гейдельберг, Париж и т.д.).
1860 г. «Материалы для будущей физиологии алкогольного отравления»
Слайд 21Профессор Венского университета, выдающийся исследователь физиологии кровообращения.
К.Людвиг (1816-1895)
Слайд 22Деятельность И.М.Сеченова
Организовал в Медико-хирургической академии первую физиологическую лабораторию.
Слайд 24Направления исследований И.М.Сеченова
Физиология нервной системы. Рефлекс - основной анатомо-физиологический механизм
всех видов деятельности организма.
Химизм дыхания.
Физиологические основы психической деятельности:
Сеченов первым показал, что психику можно изучать объективными методами. Доказал большое значение фактора воздействия внешней среды на формирование и функционирование психики.
Слайд 25«Сеченовское торможение»
Доказал, что нервная деятельность состоит из двух процессов –
возбуждения и торможения.
«Задерживающие центры» - особые нервные механизмы, оказывающие
тормозящее влияние на непроизвольные движения.
Слайд 26Начало деятельности И.И.Мечникова
1864 - с отличием окончил Харьковский университет
(естественное отделение физико-математического факультета).
Получил государственную стипендию для ведения научно-исследовательской работы
в лабораториях Западной Европы.
1867 – защитил магистерскую диссертацию в Петербургском университете.
1868 – защитил докторскую диссертацию в в Петербургском университете.
И.И.Мечников (1845-1916)
Слайд 27Периодизация научной деятельности И.И. Мечникова
1862-1882 г.г. – зоология, сравнительная и
эволюционная эмбриология: примере развития головоногого моллюска Sepiolа показал существование зародышевых
листков.
С 1883 г. до конца жизни – сравнительная и эволюционная патология, микробиология: создал фагоцитарную теорию иммунитета (Нобелевская премия в 1908 г).
Слайд 29Основные положения фагоцитарной теории
Возникновение и развитие инфекционного заболевания – результат
взаимодействия микро и макроорганизма.
Воспаление - активная защитная реакция организма против
внедряющегося в него болезненного начала, выработанная представителями животного мира в процессе их исторического развития.
Механизмом невосприимчивости к инфекционным заболеваниям (иммунитета) является фагоцитоз. Фагоцитоз — процесс, при котором специально предназначенные для этого клетки крови и тканей организма (фагоциты) захватывают и переваривают твёрдые частицы.
Слайд 31Развитие медицинских направлений
Общая патология — это учение о наиболее
общих закономерностях патологических процессов, о главных их чертах, которые лежат
в основе любой болезни независимо от вызвавшей ее причины, индивидуальных особенностей организма, специфических условий окружающей среды, методов исследования (клинических, морфологических, функциональных) и т.п.
Слайд 32Общая патология
Структурный подход: патологическая анатомия. Изучает изменения, возникающие в клетках
и тканях организма, органах и системах органов в результате патологических
процессов и болезней.
Функциональный подход:
патологическая физиология. Изучает особенности и характер динамического изменения физиологических функций при различных патологических состояниях организма.
Слайд 33Патологическая анатомия
1849 г. – создание первой в России кафедры пат.
анатомии (Мос. университет).
Ее возглавил А.И. Полунин.
Сторонник
гуморальной патологии Рокитанского.
1870-1880 руководил кафедрой общей патологии.
Полунин А.И. (1820-1888)
Слайд 34Общая патология
А. Б. Фохт (1848-1930) один из основоположников клинико-экспериментального направления в
патологии.
Заведующий кафедрой общей патологии Мос. университета.
Организовал и возглавил Институт общей
и экспериментальной патологии при Мос. университете.
Слайд 35Патологическая физиология
Основоположник первой отечественной школы патофизиологов.
Ввел в общую патологию идеи
нервизма.
«Лекции по общей патологии (патологической физиологии)» .
Ему принадлежат фундаментальные исследования
по обмену веществ (учение об авитаминозе) и газообмену (учение о гипоксии), пищеварению и деятельности желез внутренней секреции.
В.В.Пашутин (1845-1901)
Слайд 36Микробиология
С 1892 г. начал читать в Мос. университете первый в
России систематический курс бактериологии для студентов и врачей .
В 1895
г. организовал Бактериологический институт.
Разработал теорию, согласно которой возбудителем скарлатины является стрептококк.
Впервые в России успешно применил сывороточное лечение дифтерии.
Г.Н.Габричевский (1860-1907)
Слайд 38Микробиология
В 1886 г. в Одессе открыл первую в России бактериологическую
станцию, которая через 10 лет переросла в Бактериологический институт.
В 1898
г. открыл явление бактерилиозиса (разрушение бактерий в иммунном организме при воздействии ряда физических и химических факторов).
Докторская диссертация «Этиология холеры с точки зрения экспериментальной патологии».
Н.Ф.Гамалея (1859-1949)
Слайд 39И.П. Павлов и его значение в медицине
Закончил рязанское духовное
училище и духовную семинарию.
В 1875 г. закончил естественное отделение физико-математического
факультета Петерб. ун-та.
В 1879 г. закончил Медико-хирургическую академию.
Возглавлял лабораторию физиологии клиники Боткина.
В 1883 г. защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».
И.П.Павлов (1849-1946)
Слайд 41Деятельность И.П.Павлова
Существенно усовершенствовал методы экспериментальной работы с животными.
Разработал метод
хронического эксперимента (наблюдение за деятельностью внутренних органов, не нарушая их
функций и общего состояния животного).
Слайд 42Мнимое кормление
Впервые удалось экспериментально доказать, что работа желудка зависит от
нервной системы и управляется ею.
Организм – это целостная, комплексная
система, находящаяся в необходимых взаимосвязях с окружающей средой.
Вывод: лечить необходимо не один больной орган, а систему органов, весь организм человека.
Слайд 45Учение о высшей нервной деятельности
Безусловные рефлексы - наследственно передаваемые
(врожденные) реакции организма, присущие всему виду на определённые воздействия внешней
или внутренней среды.
Проходят через продолговатый или спинной мозг.
Условные рефлексы -приобретенные рефлексы, свойственные отдельному индивиду (особи).
Возникают в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков.
Условные рефлексы формируются на базе безусловных при участии высших отделов мозга.
С их помощью животное адаптируется к новым условиям среды.
У человека есть вторая сигнальная система.