Разделы презентаций


Общая характеристика медицины России XIX века. Теоретическая медицина

Содержание

План лекции:1. Реформы медицинского образования.2. Становление экспериментальной физиологии. Учение И.М. Сеченова о рефлекторной деятельности.3. Научные достижения И.И.Мечникова в области иммунологии и микробиологии.4. Развитие медицинских направлений: общая патология (патологическая анатомия и патологическая

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Общая характеристика медицины России XIX века. Теоретическая медицина.

Общая характеристика медицины России XIX века. Теоретическая медицина.

Слайд 2План лекции:
1. Реформы медицинского образования.
2. Становление экспериментальной физиологии. Учение И.М.

Сеченова о рефлекторной деятельности.
3. Научные достижения И.И.Мечникова в области иммунологии

и микробиологии.
4. Развитие медицинских направлений: общая патология (патологическая анатомия и патологическая физиология), микробиология.
5. И.П. Павлов и его значение в медицине.
План лекции:1. Реформы медицинского образования.2. Становление экспериментальной физиологии. Учение И.М. Сеченова о рефлекторной деятельности.3. Научные достижения И.И.Мечникова

Слайд 3Высшие учебные заведения в начале XIX века
Медико-хирургические академии.

Подготовка лекарей преимущественно на военную службу.
Медицинские факультеты университетов.
Подготовка

интеллектуальной элиты медицинского сословия.
Высшие учебные заведения в начале XIX века Медико-хирургические академии.  Подготовка лекарей преимущественно на военную службу.Медицинские факультеты

Слайд 4Медико-хирургические академии
Значительный перевес клинических дисциплин над теоретическими.
В учебные программы академий

был включен объемный курс собственно клинической и прежде всего хирургической

подготовки.
Продолжительность клинического обучения – 2 года.
Медико-хирургические академииЗначительный перевес клинических дисциплин над теоретическими.В учебные программы академий был включен объемный курс собственно клинической и

Слайд 5Медицинские факультеты
Теоретическая подготовка вдвое больше клинической.
Диплом университета не давал возможности

осуществлять лечение. Была необходима дополнительная клиническая стажировка.

Медицинские факультетыТеоретическая подготовка вдвое больше клинической.Диплом университета не давал возможности осуществлять лечение. Была необходима дополнительная клиническая стажировка.

Слайд 6Реформа просвещения 1803 -1804 г.г.
Создание в России сети университетов.
Принятие

новых университетских уставов: организация на медицинских факультетов клинической базы для

обучения студентов внутренней медицине, хирургии и акушерству.
Реформа просвещения 1803 -1804 г.г. Создание в России сети университетов.Принятие новых университетских уставов: организация на медицинских факультетов

Слайд 7Становление клинического преподавания в Московском университете
Первый этап (1804-1811):
- открытие

трех клинических институтов, начало клинического преподавания в ограниченном объеме;
-

продолжительность занятий у постели больного – 1 час в неделю;
- пассивная роль студентов, которые специально не обучались навыкам работы с больными.
Становление клинического преподавания в Московском университетеПервый этап (1804-1811): - открытие трех клинических институтов, начало клинического преподавания в

Слайд 8Становление клинического преподавания в Московском университете
С 1809 годы занимал должность

ординарного профессора патологии, терапии и клиники.
Был директором Клинического института.


М.Я.Мудров (1776-1831)

Становление клинического преподавания в Московском университетеС 1809 годы занимал должность ординарного профессора патологии, терапии и клиники. Был

Слайд 9Становление клинического преподавания в Московском университете
Второй этап (1816—1832):
ликвидация содержательного

разрыва между лекционными курсами и занятиями в клинике;
обучение методам и

приемам диагностики, в т.ч. ведения истории болезни (внедрено М.Я.Мудровым);
изучение наиболее распространенных болезней на сравнительно небольшом числе больных.
существенное увеличение объема клинического обучения (занятия в клинике 2-4 раза в нед., посещение утренних и вечерних обходов, дежурство студентов в клинике).
Становление клинического преподавания в Московском университетеВторой этап (1816—1832): ликвидация содержательного разрыва между лекционными курсами и занятиями в

Слайд 10Общий устав Импеpатоpских Российских университетов (1835)
1) целевая установка деятельности

мед. факультетов – подготовка врачей-интернистов;
2) был разработан и подготовлен

к внедрению первый единый учебный план;
3) законодательно закреплялась курсовая система обучения: строгое распределение всех дисциплин факультета по полугодиям;
4) естественнонаучная направленность врачебного образования;
5) устанавливался 5-летний срок обучения, продолжительность клинических занятий возросла до 2-х лет.
Общий устав Импеpатоpских Российских университетов (1835) 1) целевая установка деятельности мед. факультетов – подготовка врачей-интернистов; 2) был

Слайд 11Кризис деятельности медико-хирургических академий
Крайне низкий уровень абитуриентов, которые были привлечены

возможностью получения дворянства.
Резкое снижение эффективности обучения: вступительные, этапные и выпускные

экзамены превратились в профанацию.
Кризис деятельности медико-хирургических академийКрайне низкий уровень абитуриентов, которые были привлечены возможностью получения дворянства.Резкое снижение эффективности обучения: вступительные,

Слайд 13Управление медицинским образованием в конце 30-х годов
Министерству народного просвещения подчинялись

медицинские факультеты Московского, Казанского, Харьковского и Дерптского университетов.
Министерство

внутренних дел курировало Московскую и Виленскую медико-хирургические академии.
Военное министерство курировало Петербургскую медико-хирургическую академию.

Управление медицинским образованием в конце 30-х годовМинистерству народного просвещения подчинялись  медицинские факультеты Московского, Казанского, Харьковского и

Слайд 14Реформы медицинского образования 40-60-х г.г.
Фактическая ликвидация системы медико-хирургических академий (Московская

и Виленская академии стали клиническими базами соответствующих университетов. Петербургская медико-хирургическая

академия была переориентирована на подготовку кадров для нужд армии и флота).
Был осуществлен кардинальный пересмотр учебных планов университетов: этапность клинического образования.

Реформы медицинского образования 40-60-х г.г.Фактическая ликвидация системы медико-хирургических академий (Московская и Виленская академии стали клиническими базами соответствующих

Слайд 15Реформы медицинского образования 40-60-х г.г.
Этапы клинической подготовки:
пропедевтическая клиника;
факультетская клиника;
госпитальная клиника.



Реформы медицинского образования 40-60-х г.г.Этапы клинической подготовки:пропедевтическая клиника;факультетская клиника;госпитальная клиника.

Слайд 16Этапы клинической подготовки
Пропедевтическая клиника: ознакомление студентов с основными клиническими признаками

болезней, обучение правилам и приемам их выявления, отработка практических навыков

обследования пациентов.

Факультетская клиника:
лекционные и палатные разборы отдельных клинических случаев, формирование обратного алгоритма мышления: «от встреченной клинической картины к диагнозу».

Этапы клинической подготовкиПропедевтическая клиника: ознакомление студентов с основными клиническими признаками болезней, обучение правилам и приемам их выявления,

Слайд 17Выдающийся врач-терапевт, основатель московской клинической школы.
Г.А.Захарьин (1829-1898)

Выдающийся врач-терапевт, основатель московской клинической школы. Г.А.Захарьин (1829-1898)

Слайд 18Этапы клинической подготовки
Госпитальная клиника: приобретение собственного врачебного опыта путем ежедневной

самостоятельной работы с группой однородных больных

Этапы клинической подготовкиГоспитальная клиника: приобретение собственного врачебного опыта путем ежедневной самостоятельной работы с группой однородных больных

Слайд 19Становление экспериментальной физиологии
И.М.Сеченов (1829-1905)

Становление экспериментальной физиологииИ.М.Сеченов (1829-1905)

Слайд 20Деятельность И.М.Сеченова
В 1850 г. окончил Главное инженерное училище.
В 1856 г.

с отличием закончил медицинский факультет московского университета.
1856-1860 обучался за

границей (Берлин, Вена, Лейпциг, Гейдельберг, Париж и т.д.).
1860 г. «Материалы для будущей физиологии алкогольного отравления»
Деятельность И.М.СеченоваВ 1850 г. окончил Главное инженерное училище.В 1856 г. с отличием закончил медицинский факультет московского университета.

Слайд 21Профессор Венского университета, выдающийся исследователь физиологии кровообращения.
К.Людвиг (1816-1895)

Профессор Венского университета, выдающийся исследователь физиологии кровообращения. К.Людвиг (1816-1895)

Слайд 22Деятельность И.М.Сеченова
Организовал в Медико-хирургической академии первую физиологическую лабораторию.

Деятельность И.М.СеченоваОрганизовал в Медико-хирургической академии первую физиологическую лабораторию.

Слайд 24Направления исследований И.М.Сеченова
Физиология нервной системы. Рефлекс - основной анатомо-физиологический механизм

всех видов деятельности организма.
Химизм дыхания.
Физиологические основы психической деятельности:

Сеченов первым показал, что психику можно изучать объективными методами. Доказал большое значение фактора воздействия внешней среды на формирование и функционирование психики.
Направления исследований И.М.СеченоваФизиология нервной системы. Рефлекс - основной анатомо-физиологический механизм всех видов деятельности организма. Химизм дыхания.Физиологические основы

Слайд 25«Сеченовское торможение»
Доказал, что нервная деятельность состоит из двух процессов –

возбуждения и торможения.
«Задерживающие центры» - особые нервные механизмы, оказывающие

тормозящее влияние на непроизвольные движения.
«Сеченовское торможение»Доказал, что нервная деятельность состоит из двух процессов – возбуждения и торможения. «Задерживающие центры» - особые

Слайд 26Начало деятельности И.И.Мечникова
1864 - с отличием окончил Харьковский университет

(естественное отделение физико-математического факультета).
Получил государственную стипендию для ведения научно-исследовательской работы

в лабораториях Западной Европы.
1867 – защитил магистерскую диссертацию в Петербургском университете.
1868 – защитил докторскую диссертацию в в Петербургском университете.

И.И.Мечников (1845-1916)

Начало деятельности И.И.Мечникова 1864 - с отличием окончил Харьковский университет (естественное отделение физико-математического факультета).Получил государственную стипендию для

Слайд 27Периодизация научной деятельности И.И. Мечникова
1862-1882 г.г. – зоология, сравнительная и

эволюционная эмбриология: примере развития головоногого моллюска Sepiolа показал существование зародышевых

листков.


С 1883 г. до конца жизни – сравнительная и эволюционная патология, микробиология: создал фагоцитарную теорию иммунитета (Нобелевская премия в 1908 г).

Периодизация научной деятельности И.И. Мечникова1862-1882 г.г. – зоология, сравнительная и эволюционная эмбриология: примере развития головоногого моллюска Sepiolа

Слайд 29Основные положения фагоцитарной теории
Возникновение и развитие инфекционного заболевания – результат

взаимодействия микро и макроорганизма.
Воспаление - активная защитная реакция организма против

внедряющегося в него болезненного начала, выработанная представителями животного мира в процессе их исторического развития.
Механизмом невосприимчивости к инфекционным заболеваниям (иммунитета) является фагоцитоз. Фагоцитоз — процесс, при котором специально предназначенные для этого клетки крови и тканей организма (фагоциты) захватывают и переваривают твёрдые частицы. 
Основные положения фагоцитарной теорииВозникновение и развитие инфекционного заболевания – результат взаимодействия микро и макроорганизма.Воспаление - активная защитная

Слайд 31Развитие медицинских направлений
Общая патология — это учение о наиболее

общих закономерностях патологических процессов, о главных их чертах, которые лежат

в основе любой болезни независимо от вызвавшей ее причины, индивидуальных особенностей организма, специфических условий окружающей среды, методов исследования (клинических, морфологических, функциональных) и т.п.
Развитие медицинских направлений Общая патология — это учение о наиболее общих закономерностях патологических процессов, о главных их

Слайд 32Общая патология
Структурный подход: патологическая анатомия. Изучает изменения, возникающие в клетках

и тканях организма, органах и системах органов в результате патологических

процессов и болезней.

Функциональный подход:
патологическая физиология. Изучает особенности и характер динамического изменения физиологических функций при различных патологических состояниях организма.

Общая патологияСтруктурный подход: патологическая анатомия. Изучает изменения, возникающие в клетках и тканях организма, органах и системах органов

Слайд 33Патологическая анатомия
1849 г. – создание первой в России кафедры пат.

анатомии (Мос. университет).
Ее возглавил А.И. Полунин.
Сторонник

гуморальной патологии Рокитанского.
1870-1880 руководил кафедрой общей патологии.

Полунин А.И. (1820-1888)

Патологическая анатомия1849 г. – создание первой в России кафедры пат. анатомии (Мос. университет). Ее возглавил А.И. Полунин.

Слайд 34Общая патология
А. Б. Фохт (1848-1930) один из основоположников клинико-экспериментального направления в

патологии.
Заведующий кафедрой общей патологии Мос. университета.
Организовал и возглавил Институт общей

и экспериментальной патологии при Мос. университете.
Общая патологияА. Б. Фохт (1848-1930) один из основоположников клинико-экспериментального направления в патологии.Заведующий кафедрой общей патологии Мос. университета.Организовал и

Слайд 35Патологическая физиология
Основоположник первой отечественной школы патофизиологов.
Ввел в общую патологию идеи

нервизма.
«Лекции по общей патологии (патологической физиологии)» .
Ему принадлежат фундаментальные исследования

по обмену веществ (учение об авитаминозе) и газообмену (учение о гипоксии), пищеварению и деятельности желез внутренней секреции.

В.В.Пашутин (1845-1901)

Патологическая физиологияОсновоположник первой отечественной школы патофизиологов.Ввел в общую патологию идеи нервизма.«Лекции по общей патологии (патологической физиологии)» .Ему

Слайд 36Микробиология
С 1892 г. начал читать в Мос. университете первый в

России систематический курс бактериологии для студентов и врачей .
В 1895

г. организовал Бактериологический институт.
Разработал теорию, согласно которой возбудителем скарлатины является стрептококк.
Впервые в России успешно применил сывороточное лечение дифтерии.

Г.Н.Габричевский (1860-1907)

МикробиологияС 1892 г. начал читать в Мос. университете первый в России систематический курс бактериологии для студентов и

Слайд 37Микробиология

Микробиология

Слайд 38Микробиология
В 1886 г. в Одессе открыл первую в России бактериологическую

станцию, которая через 10 лет переросла в Бактериологический институт.
В 1898

г. открыл явление бактерилиозиса (разрушение бактерий в иммунном организме при воздействии ряда физических и химических факторов).
Докторская диссертация «Этиология холеры с точки зрения экспериментальной патологии».

Н.Ф.Гамалея (1859-1949)

МикробиологияВ 1886 г. в Одессе открыл первую в России бактериологическую станцию, которая через 10 лет переросла в

Слайд 39И.П. Павлов и его значение в медицине
Закончил рязанское духовное

училище и духовную семинарию.
В 1875 г. закончил естественное отделение физико-математического

факультета Петерб. ун-та.
В 1879 г. закончил Медико-хирургическую академию.
Возглавлял лабораторию физиологии клиники Боткина.
В 1883 г. защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».

И.П.Павлов (1849-1946)

И.П. Павлов и его значение в медицине Закончил рязанское духовное училище и духовную семинарию.В 1875 г. закончил

Слайд 41Деятельность И.П.Павлова
Существенно усовершенствовал методы экспериментальной работы с животными.
Разработал метод

хронического эксперимента (наблюдение за деятельностью внутренних органов, не нарушая их

функций и общего состояния животного).

Деятельность И.П.ПавловаСущественно усовершенствовал методы экспериментальной работы с животными. Разработал метод хронического эксперимента (наблюдение за деятельностью внутренних органов,

Слайд 42Мнимое кормление
Впервые удалось экспериментально доказать, что работа желудка зависит от

нервной системы и управляется ею.
Организм – это целостная, комплексная

система, находящаяся в необходимых взаимосвязях с окружающей средой.
Вывод: лечить необходимо не один больной орган, а систему органов, весь организм человека.
Мнимое кормлениеВпервые удалось экспериментально доказать, что работа желудка зависит от нервной системы и управляется ею. Организм –

Слайд 45Учение о высшей нервной деятельности
Безусловные рефлексы - наследственно передаваемые

(врожденные) реакции организма, присущие всему виду на определённые воздействия внешней

или внутренней среды.
Проходят через продолговатый или спинной мозг.

Условные рефлексы -приобретенные рефлексы, свойственные отдельному индивиду (особи).
Возникают в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков.
Условные рефлексы формируются на базе безусловных при участии высших отделов мозга.
С их помощью животное адаптируется к новым условиям среды.
У человека есть вторая сигнальная система.

Учение о высшей нервной деятельности Безусловные рефлексы - наследственно передаваемые (врожденные) реакции организма, присущие всему виду на

Слайд 46Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика