понятию. Сущностная природа предмета своей субстанцией имеет понятие. Это возможно
лишь постольку, поскольку вообще субстанцией бытия является сознание. Признание сознания субстанцией бытия и стало основанием понимания реального мира как формы проявления мирового сознания… Ведь так как мир есть проявление сознания, то, исследуя его формы, то есть реальный мир, мы исследуем само сознание.Но сознание – не только субстанция, оно и субъект; оно активно в своей сущности, т. е. оно есть Дух… субстанция по существу есть субъект и это выражено в представлении, которое провозглашает абсолютное духом… Лишь духовное есть то, что действительно
Кроме этого, активность сознания определяется волей, и реализуется в стремлении познать мир. Духовная сущность – есть некоторый вечный закон, имеющий свое основание не в воле «этого» индивида, а есть в себе и для себя, абсолютная чистая воля всех, имеющая форму непосредственного бытия… Эта воля не есть также заповедь, только долженствующая быть, а она есть и имеет значимость; это есть всеобщее «я» категории, которое непосредственно есть действительность, и мир есть только эта действительность.
(Гегель. Феноменология духа. – Спб.: Наука, 1992. – С.12-13).

