Слайд 1 ОБЩЕСТВО
КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
Слайд 2Детерминизм и интедерминизм в объяснении социальной динамики.
2. Источник и движущие
силы социального развития.
3. Социальный прогресс и основные подходы к определению
его сущности.
4. Проблема линейной/нелинейной направленности социального развития: формационный и цивилизационный подходы к анализу истории.
Слайд 3ОБЩЕСТВО
это сложная динамическая
саморазвивающаяся система
Процесс поступательного развития общества, в котором
проявляется деятельность многих поколений людей,
называют историческим процессом или историей.
Слайд 4СУЩЕСТВУЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Провиденциализм исходит из того,
что логика истории “задана”, “определена» каким-то до и вне человека
существующим духовным началом; жизнь людей выступает лишь средством существования некоего срытого целого.
Индетерминизм основное внимание уделяет произвольности выбора, отрицанию необходимости и обусловленности социальных явлений;
отрицает закономерный характер истории.
Волюнтаризм, отрицая закономерный характер истории, определяющую роль в истории отводит свободной воле людей.
Признание закономерного характера развития общественной жизни является ядром социального детерминизма.
Слайд 5
1) ДИНАМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ.
Все происходящее в мире совершается в силу необходимости,
действия неприкасаемых законов, т.е. неизбежно; люди – заложники слепой необходимости,
которая предписывает ход истории независимо от их желаний и воли.
2) СТАТИСТИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ.
Человеческая история представляются игрой случая, флуктуацией, отклонением от нормы. В математике, квантовой физике, статистической физике случайное событие – то, которое не зависит от другого события, не зависит от необходимости.
3) СИСТЕМНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ.
В бытии материи «заложены» организационные свойства, которые сообщают процессам развития всех материальных систем характер направленности и избирательности, обеспечивают самооупорядочивание процессов движениям направлении взаимообусловленности закономерной динамической связи и появления таких принципиально новых качеств, которые сохраняют преемственность с предыдущими.
Слайд 6
Законы общественного развития, как и законы природы, носят объективный характер,
т.е. они возникают, действуют и сходят с исторической арены независимо
от воли и сознания людей.
Однако законы общественного развития реализуются только через деятельность людей. И там, где людей нет или они есть, но ведут себя пассивно, никакие социологические законы реализоваться не могут.
Слайд 7
Движущей силой развития общества является деятельность всех его участников:
это
и различные социальные общности (класс, нация и т.п.), и индивиды,
и выдающиеся личности.
Слайд 8
До уровня СУБЪЕКТА ИСТОРИИ поднимаются
только те и только тогда,
кто и когда,
во-первых, осознает свое место в обществе,
во-вторых, руководствуется общезначимыми целями,
в-третьих, участвует в борьбе за их осуществление.
Слайд 9
Побудительной силой к социальному действию,
прежде всего, выступает материальный интерес
(осознанная потребность).
Слайд 10Соответственно, основой существования и развития общества является материальное производство, а
законы, регулирующие его движение, полагаются как основные в историческом процессе.
Слайд 11
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС
– это процесс направленного поступательного и необратимого развития
общественной жизни в целом или отдельных ее сторон.
Слайд 12
В ПОНИМАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
СЕГОДНЯ РАЗЛИЧАЮТ ДВА ПОДХОДА:
СУММАТИВНЫЙ
СУБСТАНЦИОННЫЙ
Слайд 13
СУММАТИВНЫЙ ПОДХОД
рассматривает прогресс как простую совокупность несводимых друг к
другу и независимо друг от друга изменений в различных сферах
жизни общества.
Причем в каждой сфере жизни существует своя система ценностей:
в экономической сфере – уровень развития производительных сил;
в политической сфере – степень демократизации общества;
в социальной сфере – степень защищенности и согласованности
интересов самых различных социальных общностей;
в духовной сфере – высокий статус нравственных ценностей.
Слайд 14
СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
рассматривает прогресс как поступательное восходящее развитие общества
в целом.
В роли критерия полагается только человек, его положение в
социальной деятельности, с учетом тех возможностей, которые ему предоставляет общество для его индивидуального развития.
Слайд 15
ФОРМАЦИОННЫЙ
И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ
ПОДХОДЫ
К АНАЛИЗУ ИСТОРИИ
Слайд 16
ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД
унитарно-стадиальный,
поскольку представляет всемирную историю в виде последовательно сменяющих друг
друга общественно-экономических формаций
Слайд 17
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ
– это исторический тип общества, в основе которого
лежит тот или иной способ материального производства, определяемый совокупностью производственных
отношений, соответствующих уровню и характеру развития производительных сил.
Слайд 23Черты формационного подхода к изучению истории
ЗАКОНОМЕРНЫЙ (в его основе лежат
законы развития и смены формаций)
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ (определяющими в конечном счёте полагает
экономические факторы)
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ (большинство или все народы в своём развитии проходят через выделенные формации)
СТАДИАЛЬНЫЙ (каждая формация – стадия в историческом развитии человечества)
ПРОГРЕССИВНЫЙ (каждая последующая формация выше, сложнее, развитее предшествующей)
Слайд 25
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
– это культурно-исторический тип общества, атрибутами которого являются государственность,
власть закона или правовое регулирование общественных отношений, производящее хозяйство, поселения
городского типа, отделение физического и умственного труда, письменность.
Слайд 26Сущность цивилизационного подхода
История не единый и однонаправленный процесс, он
распадается на множество независимых, изолированных, равноценных по значимости путей развития
цивилизаций
Уникальность, своеобразие исторического пути различных обществ, существовавших в прошлом и существующих в современном мире
Многообразие факторов, определяющих своеобразие этого исторического пути
Условие познания истории – изучение неповторимости истории каждого народа
Слайд 27ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ЭТАПЫ
ТРАДИЦИОННОЕ
ОБЩЕСТВО
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ
ОБЩЕСТВО
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ
ОБЩЕСТВО
Слайд 28
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
–
это новое состояние общества, как воплощение линейного прогресса,
экономического роста, дальнейшей технизации труда, вследствие чего сокращается необходимое рабочее
время, растет благополучие и т.д.
В 60-70 годы ХХ века появляются синонимичные понятия – «технотронное», «информационное», «телекоммуникационное» общество.
В широком смысле постиндустриальное общество – это общество высоких технологий, прежде всего, информационных.
Слайд 29_______________________ИТОГ________________________
Общество это сложная динамическая саморазвивающаяся система.
Человеческая история носит закономерный характер,
т.е. развивается по определенным законам. Законы общественного развития реализуются только
через деятельность людей. И там, где людей нет или они есть, но ведут себя пассивно, никакие социальные законы реализоваться не могут.
Существует два подхода к пониманию сущности и критериев социального прогресса. Суммативный подход в качестве критерия утверждает совокупность признаков, выделенных из основных сфер жизни общества. Субстанциональный подход в качестве главного критерия полагает человека, меру его свободы.
Линейная/нелинейная направленность истории определена в рамках формационного и цивилизационного подходов.