Разделы презентаций


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Содержание

Программа курсаТема 1. Человек и обществоТема 2. Сфера духовной культурыТема 3. ЭкономикаТема 4. Социальная сфераТема 5. Сфера политики и социального управленияТема 6. Право

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Слайд 2Программа курса
Тема 1. Человек и общество
Тема 2. Сфера духовной культуры
Тема

3. Экономика
Тема 4. Социальная сфера
Тема 5. Сфера политики и социального

управления
Тема 6. Право
Программа курсаТема 1. Человек и обществоТема 2. Сфера духовной культурыТема 3. ЭкономикаТема 4. Социальная сфераТема 5. Сфера

Слайд 3Тема 5. Сфера политики и социального управления
Панькова Наталья Михайловна
к.ф.н., ст.

преподаватель кафедры
истории и философии науки и техники
Института социально-гуманитарных

технологий
Томского политехнического университета
Тема 5.  Сфера политики и социального управленияПанькова Наталья Михайловнак.ф.н., ст. преподаватель кафедры истории и философии науки

Слайд 45.1 Власть. Роль политики в жизни общества
5.2 Понятие и признаки

государства
5.3 Разделение властей
5.4 Формы государства
5.5 Политический режим. Демократия
5.6 Местное самоуправление
5.7

Участие граждан в политической жизни
5.8 Выборы, референдум
5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни
5.10 Гражданское общество и правовое государство

Вопросы:

5.1 Власть. Роль политики в жизни общества5.2 Понятие и признаки государства5.3 Разделение властей5.4 Формы государства5.5 Политический режим.

Слайд 55.6 Местное самоуправление
В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах

- местное самоуправление (МСУ) в городских и сельских поселениях. 
Местное самоуправление -

это форма власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно совершенно самостоятельно в пределах своих полномочий.
Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.
5.6 Местное самоуправлениеВ гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах - местное самоуправление (МСУ) в городских и

Слайд 6Самоуправляющиеся территориальные единицы (село, район, город) обычно называют муниципальными образованиями.

Они могут объединять несколько поселений, часть населения, составлять иные населенные

территории.
Структура органов МСУ определяется населением самостоятельно. Они управляют муниципальной собственностью, работают с местным бюджетом, устанавливают местные налоги, осуществляют охрану общественного порядка и т.д.
К органам МСУ относятся выборные органы, образуемые в соответствии с уставом. Уставом города может быть предусмотрена должность главы города - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению МСУ на территории города.

Самоуправляющиеся территориальные единицы (село, район, город) обычно называют муниципальными образованиями. Они могут объединять несколько поселений, часть населения,

Слайд 7Функции (основные направления деятельности) органов местного самоуправления Российской Федерации:
Обеспечение участия

населения в решении местных дел (развитие муниципальной демократии, создание условий

для поддержки инициатив и социальной самостоятельности граждан).
Управление муниципальной собственностью (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов).
Обеспечение развития соответствующей территории (утверждение программы ее развития).
Охрана общественного порядка (обеспечение режима законности на данной территории).
Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ.
Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

Функции (основные направления деятельности) органов местного самоуправления  Российской Федерации:Обеспечение участия населения в решении местных дел (развитие

Слайд 8Осуществляя данные функции, местное самоуправление как публичная власть территориальных сообществ

оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества.
Экономическую основу

МСУ составляет городская собственность, местные финансы.
Органы МСУ могут в интересах населения устанавливать условия использования земель и определенный порядок приватизации городской собственности населением.
Осуществляя данные функции, местное самоуправление как публичная власть территориальных сообществ оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и развитие

Слайд 9В основе организации и функционирования местного самоуправления лежат следующие принципы:
самостоятельность

решения населением всех вопросов местного значения;
организационное обособление местного самоуправления в

системе управления обществом и государством;
многообразие форм осуществления местного самоуправления;
соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.
В основе организации и функционирования местного самоуправления лежат следующие принципы:самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения;организационное обособление

Слайд 10Местное самоуправление осуществляется через различные виды и институты прямого волеизъявления

населения:
непосредственно(на выборах, референдумах, сходках, т. е. общих собраниях жителей),
а также

через создаваемые местные органы(представительные (совет, земство, дума, муниципальный комитет) и органы администрации во главе с мэром, старостой, главой администрации).

Местное самоуправление осуществляется через различные виды и институты прямого волеизъявления населения:непосредственно(на выборах, референдумах, сходках, т. е. общих

Слайд 11Органы местного самоуправления призваны решать, с одной стороны, задачи, схожие

с государственным управлением, с другой - добровольных общественных организаций. Тем

самым местное самоуправление, не входя в систему органов государственной власти, выступает связующим звеном между гражданским обществом и государством.
Развитие местного самоуправления является противовесом центральной власти и гарантом существования в обществе плюрализма. Оно открывает широкую дорогу для участия граждан в политическом процессе. Доступность органов местного самоуправления для гражданина предоставляет ему возможность играть активную политическую роль.
Таким образом, местное самоуправление придает гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства.
Органы местного самоуправления призваны решать, с одной стороны, задачи, схожие с государственным управлением, с другой - добровольных

Слайд 125.7 Участие граждан в политической жизни
Политическое участие - совокупность действий, посредством

которых рядовые члены (граждане, группы людей, общественные организации и т.п.)

любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты её деятельности, на политику государства.
В демократических странах возможности политического участия шире.
В недемократических странах эти возможности часто ограничиваются и подавляются.
5.7 Участие граждан  в политической жизниПолитическое участие - совокупность действий, посредством которых рядовые члены (граждане, группы людей,

Слайд 13Формы (уровни) политического участия:
реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие

от политической системы, от ее институтов или их представителей, не

связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике. Пример - недовольство граждан страны в связи с отказом государства повысить пенсии;
деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня, референдумах и т.д. Эта форма политического участия предполагает лишь периодическое проявление активности - в дни выборов;

Формы (уровни)  политического участия:реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов

Слайд 14участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций:

партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и др. В

данном случае граждане регулярно принимают участие в деятельности политических партий, движений;
выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации;
профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность. Эта форма политического участия касается профессиональных политиков.
участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений

Слайд 15В любом обществе в большей или меньшей степени имеет место

политическая пассивность. Она может выражаться в уклонении от любых общественных

и государственных дел.
Крайней формой политической пассивности выступает абсентеизм - проявление равнодушного отношения людей к политической жизни общества.
В таком случае человек не интересуется политикой даже на уровне малой группы.
Рост абсентеизма может свидетельствовать о кризисе системы политических отношений.
Политическая апатия является результатом неспособности или невозможности индивида влиять на ход политических событий, политический процесс.
В любом обществе в большей или меньшей степени имеет место политическая пассивность. Она может выражаться в уклонении

Слайд 16Основные способы политического участия:
митинг - собрание граждан в заранее оговоренном

месте с политическими лозунгами, плакатами и т.д.;
пикетирование - собрание граждан

у зданий органов государственной власти с политическими требованиями. Особо выделяется одиночное пикетирование;
шествие - передвижение граждан по заранее определённому маршруту с политическими лозунгами и т.п. В целях обеспечения безопасности о шествиях, митингах, пикетированиях (за исключением одиночных) их организационный комитет должен уведомить местные органы власти;
обращение граждан в органы государственной власти. На любое обращение гражданина орган власти должен дать ответ в течение 30 дней;
участие в голосовании. Это прямой способ политического участия, при котором жители непосредственно определяют судьбу своей страны.

Основные способы  политического участия:митинг - собрание граждан в заранее оговоренном месте с политическими лозунгами, плакатами и

Слайд 175.8 Выборы, референдум
В современных демократических государствах граждане имеют право на

участие в управлении государством.
Контроль за формированием и деятельностью законодательных,

исполнительных органов власти, органов местного самоуправления гражданам позволяет осуществлять участие в выборах или голосование.
Выборы - процесс избрания путем голосования депутатов, должностных лиц, членов организации.
Выборы обеспечивают систематическое обновление и подотчетность власти, тем самым защищая общество от застоя, злоупотреблений, опасности диктатуры.
5.8 Выборы, референдумВ современных демократических государствах граждане имеют право на участие в управлении государством. Контроль за формированием

Слайд 18Стадии процесса выборов в РФ
Выборы – процесс, имеющий свою

логику развития. Он может быть разделен на ряд последовательных этапов:
Подготовительная

стадия,
выдвижение кандидатов,
предвыборная агитация,
голосование и
подведение итогов выборов.
Стадии процесса выборов в РФ Выборы – процесс, имеющий свою логику развития. Он может быть разделен на

Слайд 19Базовые принципы демократических выборов :
Альтернативность кандидатов. Наличие нескольких равноправных кандидатов.
Тайное

голосование. Участники голосуют анонимно. Никто не вправе контролировать волеизъявление голосующего.
Объективность

информации. Объективное информирование избирателей средствами массовой информации о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве Российской Федерации о выборах, о кандидатах, избирательных объединениях.
Всеобщность. Каждый гражданин, достигший 18 лет, независимо от своего социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства, может принимать участие в выборах в качестве избирателя (исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т. е. не способными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права).
Равенство голосов всех граждан. Каждый избиратель имеет лишь один голос.
Базовые принципы  демократических выборов :Альтернативность кандидатов. Наличие нескольких равноправных кандидатов.Тайное голосование. Участники голосуют анонимно. Никто не

Слайд 20Избирательное право
Избирательные права граждан - это конституционное право избирать и быть

избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного

самоуправления.
Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина.
Право избирать и быть избранным зафиксировано в Конституции РФ.
Избирательное право может быть:
активное (право избирать);
пассивное (право быть избранным).
Избирательное правоИзбирательные права граждан - это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в

Слайд 21Принципы избирательного права в России:
всеобщее право;
равное право;
прямое право;
тайное голосование.
 Участие в

выборах является добровольным.
Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина

РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Принципы избирательного права  в России:всеобщее право;равное право;прямое право;тайное голосование. Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе

Слайд 22Референдум
Специфическую форму избирательной активности граждан представляет собой референдум.
Первый в истории

референдум был проведен в 1439 г. в Швейцарии.
Референдум - это особый

тип всенародного голосования, объектом которого является не тот или иной кандидат, а какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны.
РеферендумСпецифическую форму избирательной активности граждан представляет собой референдум. Первый в истории референдум был проведен в 1439 г. в

Слайд 23Различие между выборами и референдумом заключается в том, что выборы

- это механизм представительной демократии, т. е. избиратели определяют, какие кандидаты

будут представлять их интересы в законодательном собрании или органах исполнительной власти;
референдум же - механизм прямой демократии, т. е. избиратели сами принимают решение по определенному вопросу, вынесенному на голосование.
Конституции многих современных государств предусматривают проведение референдума.
Различие между выборами и референдумом заключается в том, что выборы - это механизм представительной демократии, т. е. избиратели

Слайд 24Основные вопросы, выносимые на общенациональный референдум:
принятие конституции страны и поправок

к ней;
изменение формы государственного устройства или формы правления;
принятие новых законов

либо отмена старых;
вступление страны в международную организацию или сообщество (например, вопрос о вступлении стран Европы в Евросоюз решался в этих странах при помощи референдума);
присоединение к международному соглашению и т. д.

Основные вопросы, выносимые на общенациональный референдум:принятие конституции страны и поправок к ней;изменение формы государственного устройства или формы

Слайд 25Избирательные округа при подготовке к референдуму не создаются, а принятым

является решение, за которое проголосовало большинство граждан.
В случае, если

по предложенному вопросу не сформировалось большинство, через некоторое время он опять выносится на обсуждение.
Пример: Референдум о статусе Крыма - общекрымский референдум - всеобщее голосование по вопросу о будущем статусе и государственной принадлежности полуострова, проведённое 16 марта 2014 года местными властями на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя.

Избирательные округа при подготовке к референдуму не создаются, а принятым является решение, за которое проголосовало большинство граждан.

Слайд 26На референдум были вынесены два вопроса: вхождение Крыма в состав

России в качестве субъекта федерации или восстановление Конституции Республики Крым

1992 года при сохранении Крыма в составе Украины.
Возможность отрицательно ответить на оба вопроса и сохранить статус-кво (Конституцию Автономной Республики Крым 1998 года) организаторами референдума не предусматривалась.
Согласно официальным результатам, в АРК 96,77 % проголосовавших поддержало присоединение Крыма к России при явке 83,1 %,
в Севастополе за присоединение к России проголосовало 95,6 % избирателей при явке 89,5 %.

На референдум были вынесены два вопроса: вхождение Крыма в состав России в качестве субъекта федерации или восстановление

Слайд 27Недостатки референдума:
Референдум как способ принятия важного политического решения имеет много недостатков:
велико

число не участвующего в референдуме населения;
решение выносится незначительным большинством голосов;
не

учитываются нюансы принимаемого решения;
так как общественное мнение подвержено резким колебаниям, результаты референдума вскоре после его проведения могут уже не отвечать настроениям общества;
участники референдума лишены возможности вносить изменения в текст бюллетеня и должны только подтвердить или отвергнуть уже сформулированные решения.
Недостатки референдума:Референдум как способ принятия важного политического решения имеет много недостатков:велико число не участвующего в референдуме населения;решение выносится

Слайд 28Плебисцит - это процесс выявления мнения избирателей путем голосования.
В основном

форма плебисцита используется как опрос населения о принадлежности территории, на

которой этот народ проживает, тому или иному государству.
Также плебисцит может применяться как форма референдума по вопросу доверия главе государства и проводимой им политике.
Плебисцит - это процесс выявления мнения избирателей путем голосования. В основном форма плебисцита используется как опрос населения о

Слайд 29Например, после роспуска законодательного собрания во Франции в 1851 г.

плебисцит узаконил власть Луи Бонапарта, а в следующем, 1852 г., плебисцит

восстановил монархию.
На референдуме 1934 г. в Германии 90 % избирателей согласились передать А. Гитлеру функции президента.
В странах с авторитарными режимами референдум и плебисцит представляют «удобные» для правящего режима формы политического участия, так как заменяют институты политического представительства, а необходимый результат обеспечивается пропагандистскими кампаниями и репрессивными мерами.
Например, после роспуска законодательного собрания во Франции в 1851 г. плебисцит узаконил власть Луи Бонапарта, а в следующем,

Слайд 305.9 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни
Политическая

партия – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных

слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении).
Объединять членов партии могут самые разные цели и идеи (социальные, конфессиональные, национальные, территориальные и др.), но любая политическая партия оформляет эти властно значимые групповые требования и предъявляет их государственным институтам.

5.9 Политические партии и движения,  их роль в общественной жизниПолитическая партия – это организованная группа единомышленников,

Слайд 31Политическая партия – это политический институт, чьей задачей является отражение

и представление разнообразных политических и общественных интересов.
Партия является звеном

связи государства и граждан, действующим на всех этапах политического процесса.

Политическая партия – это политический институт, чьей задачей является отражение и представление разнообразных политических и общественных интересов.

Слайд 32Отличия политической партии как политического института:
Можно выделить основные признаки партий:
1.

система членства - система учёта членов. Это может осуществляться через

реестры, базы данных. При вступлении в партию человек даёт согласие на обработку персональных данных партии. В России есть требование к минимальной численности партии - не менее 500 членов. Один и тот же человек не может состоять в нескольких партиях;
2. наличие местных отделений (партийных ячеек). В России установлен минимум таких ячеек - не менее чем в половине субъектов федерации;

Отличия политической партии как политического института:Можно выделить основные признаки партий:1. система членства - система учёта членов. Это

Слайд 33наличие программы - документа, в котором описываются политические требования партии,

её идеология;
наличие устава - документа, регламентирующего внутрипартийную жизнь (например, порядок

вступления в партию, уплаты членских взносов и т.п.);
наличие органов управления. Они могут быть представлены в разных формах - руководитель, лидер партии, управляющий совет и т.п. В России установлено требование - уставом партии должен быть предусмотрен демократический порядок переизбрания этих органов управления.
наличие программы - документа, в котором описываются политические требования партии, её идеология;наличие устава - документа, регламентирующего внутрипартийную

Слайд 34Типологии политических партий
Политических партий в мире много. Отличаются они друг

от друга множеством признаков.
Поэтому можно выделить целый ряд их

классификаций по разным основаниям:
по отношению к закону:
легальные (соответствующие закону)
нелегальные (незаконные);
Типологии политических партийПолитических партий в мире много. Отличаются они друг от друга множеством признаков. Поэтому можно выделить

Слайд 35по отношению к власти:
правящие (имеют большинство в парламенте и определяют

политику страны - в каждый момент времени правящей может быть

только одна партия в стране)
оппозиционные (в той или иной степени критикуют политику правящей партии);
по системе членства:
кадровые (имеют систему отбора членов; членом этой партии стать просто так нельзя - необходимо соответствовать критериям, прописанным в уставе партии)
массовые (членом этих партий могут стать любые граждане страны, кроме несовершеннолетних и недееспособных);

по отношению к власти:правящие (имеют большинство в парламенте и определяют политику страны - в каждый момент времени

Слайд 36по методам политической борьбы:
реакционные (выступают за движение назад, возвращение к

прошлому),
консервативные (выступают за сохранение нынешних принципов жизни),
реформаторские (выступают за плавные

изменения - т.е. реформы)
революционные (их основной метод - быстрые изменения, свержение власти).
по методам политической борьбы:реакционные (выступают за движение назад, возвращение к прошлому),консервативные (выступают за сохранение нынешних принципов жизни),реформаторские

Слайд 37по типу идеологии:
либеральные партии, нацеленные на минимизацию государственного вмешательства в

жизнь общества, свободу экономической и политической жизни;
демократические партии, выступающие за

утверждение и развитие народовластия;
социал-демократические партии, нацеленные на участие государства в жизни общества и государственное регулирование экономики при сохранении основных свобод;
по типу идеологии:либеральные партии, нацеленные на минимизацию государственного вмешательства в жизнь общества, свободу экономической и политической жизни;демократические

Слайд 38коммунистические партии, выступающие за огосударствление экономики на основе общественной собственности,

полное равенство, контроль государства над социальной и политической жизнью;
националистические партии,

которые строят свою деятельность на основе идей о господстве той или иной нации в жизни страны;
клерикальные партии, нацеленные на усиление влияния церкви и религиозных идей;
«зеленые» партии, нацеленные на защиту окружающей среды;
фашистские партии, идеология которых строится на идеях подавления личности, ликвидации свободы.
коммунистические партии, выступающие за огосударствление экономики на основе общественной собственности, полное равенство, контроль государства над социальной и

Слайд 39по месту в политическом спектре:
левые партии (обычно к этой группе

относят социалистические и коммунистические партии), выступающие за проведение реформ, государственное

регулирование экономики и вытеснение частного сектора, за социальную защиту трудящихся и радикально-революционные методы осуществления преобразований;
центристские партии;
правые партии (как правило, к ним относят либеральные и консервативные партии), выступающие за идею сильного государства, стабильность социальной жизни, охрану частной собственности.
по месту в политическом спектре:левые партии (обычно к этой группе относят социалистические и коммунистические партии), выступающие за

Слайд 40Функции партии
Внешние функции партии:
борьба за завоевание политической власти;
реализация партийной программы;
выражение

интересов отдельных социальных групп и слоев;
обеспечение связи граждан с государственными

структурами;
замену стихийных форм политической активности граждан формализованными, контролируемыми формами;
отбор и подготовку политических лидеров разного масштаба;
участие с их помощью в политическом управлении;
подготовку и участие в избирательной кампании;
осуществление политической социализации граждан.
Функции партииВнешние функции партии:борьба за завоевание политической власти;реализация партийной программы;выражение интересов отдельных социальных групп и слоев;обеспечение связи

Слайд 41Внутренние функции:
набор новых членов партии;
пополнение партийной кассы;
оптимизация отношений между лидерами

(партийной элитой) и рядовыми членами партии и др.

Внутренние функции:набор новых членов партии;пополнение партийной кассы;оптимизация отношений между лидерами (партийной элитой) и рядовыми членами партии и

Слайд 42Партийная система
Партийная система - совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и

исполнительных структур власти.
Типы: однопартийные, двухпартийные и многопартийные. 
Партии могут приходить к

власти демократическим путем, а также в ходе революций или военных переворотов.
В Бутане, Омане, Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии деятельность политических партий официально запрещена.
Партийная системаПартийная система - совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.Типы: однопартийные, двухпартийные и многопартийные. Партии

Слайд 43Однопартийная система
В условиях однопартийной системы в обществе функционирует только одна

политическая партия, власть которой закреплена в законодательстве и является неоспоримой.


Однопартийная система характерна для авторитарных и тоталитарных режимов, искореняющих идеологический и политический плюрализм.
При этом часто руководящая роль единственной партии получает конституционное закрепление.
Однопартийная системаВ условиях однопартийной системы в обществе функционирует только одна политическая партия, власть которой закреплена в законодательстве

Слайд 44Вариацией однопартийной системы является так называемая «искусственная многопартийность», при которой

наряду с главной политической силой существует множество мелких политических партий,

связанных с национальными и социальными общностями.
Однако политическая жизнь государства полностью зависит от господствующей партии, которая осуществляет реальную власть и контролирует политическую активность остальных партий.
Классическим примером страны с однопартийной системой является СССР,
в современном мире - Куба, Индия, КНР, КНДР.
Вариацией однопартийной системы является так называемая «искусственная многопартийность», при которой наряду с главной политической силой существует множество

Слайд 45Двухпартийная (бинарная) система
В условиях двухпартийной системы существуют две сильные партии,

которые периодически приходят к власти, сменяя друг друга в результате

выборов. При этом в стране могут существовать и другие партии, но они не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти и оказывать заметное влияние на политическую жизнь.
Двухпартийная система характерна для экономически развитых стран, обычно она базируется на мажоритарной избирательной системе.
Примеры стран с двухпартийной системой в современном мире: США (республиканская и демократическая партии, Великобритания (партии лейбористов и консерваторов).
Двухпартийная (бинарная) системаВ условиях двухпартийной системы существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти, сменяя друг

Слайд 46Многопартийная система
При многопартийной системе в обществе существует конкуренция между несколькими

влиятельными партиями, которые борются за власть и собирают значительное количество

голосов на выборах, но при этом ни одна из них не имеет явного преимущества перед другими.
В такой ситуации различные политические силы вынуждены искать компромисс, вступать в политические объединения и союзы - партийные блоки и многопартийные коалиции, которые и приходят к власти.
Многопартийная системаПри многопартийной системе в обществе существует конкуренция между несколькими влиятельными партиями, которые борются за власть и

Слайд 47Многопартийность характерна для развитых демократических государств с большой долей среднего

класса в социальной структуре.
Многопартийная система обычно формируется на основе

пропорциональной избирательной системы.
Примеры стран с многопартийной политической системой: Франция, Италия, Испания, Дания, Швеция, Германия, Израиль и др.
Особую разновидность составляет система фиксированного законом числа партий (в Нигерии и Индонезии). 

Партии Германии:
ХДС/ХСС: Христианско-демократический союз / Христианско-социальный союз
СДПГ: Социал-демократическая партия Германии
Левые: Левая партия
Зеленые: "Союз-90"/ "зеленые"
СвДП: Свободная демократическая партия
АдГ: Партия "Альтернатива для Германии"

Многопартийность характерна для развитых демократических государств с большой долей среднего класса в социальной структуре. Многопартийная система обычно

Слайд 48Политические (социально-политические, общественно-политические) движения - добровольные формирования, возникающие в результате свободного

и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.


Они стремятся не к достижению власти, а к влиянию на власть.

Направления:
за сохранение и развитие демократии и прав человека;
антивоенные, антиядерные;
за землю и социальные права крестьян;
за новый экономический порядок (антиглобализм);
неприсоединения;
экологические;
против расовой и национальной дискриминации;
женские, молодежные, студенческие.

Политические (социально-политические, общественно-политические) движения - добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе

Слайд 495.10 Гражданское общество и правовое государство
Гражданское общество - это относительно самостоятельная

от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений,

включающая в себя различные формы объединений людей с целью удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей. 
5.10 Гражданское общество  и правовое государствоГражданское общество - это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных,

Слайд 50Примером проявления деятельности гражданского общества является родительский комитет школы -

независимая структура, которая контролирует деятельность учебного заведения, влияет на принимаемые

директором решения с учётом мнения учащихся и родителей.
Другим примером можно считать независимый союз экологов.
Граждане-члены этой организации участвуют в митингах, разрабатывают и предлагают законопроекты должностным лицам государства в области защиты природы и экологии.
Власть, принимая решения, вынуждена учитывать мнение независимых общественных (некоммерческих) организаций, которые и составляют основу гражданского общества.
Примером проявления деятельности гражданского общества является родительский комитет школы - независимая структура, которая контролирует деятельность учебного заведения,

Слайд 51Условия появления гражданского общества
Гражданское общество сложилось далеко не сразу, да

и не во всех государствах оно представлено в настоящее время.

Для его появления необходимы условия:
гарантии частной собственности как на личное имущество, так и на средства производства. Граждане никогда не будут критиковать действия государственной власти, зная о том, что они пользуются его имуществом;
гарантии индивидуальной свободы и самостоятельности личности. Это важнейшее условие, ибо если не будет свободы - не будет и самостоятельного проявления гражданами общественной инициативы;
Условия появления гражданского обществаГражданское общество сложилось далеко не сразу, да и не во всех государствах оно представлено

Слайд 52демократический политический режим. Авторитаризм и тоталитаризм не допускают свободы;
высокий уровень

правосознания граждан. Только такой уровень позволит гражданам грамотно заявлять о

своей позиции тем, от кого прямо зависит политика государства;
народный суверенитет (верховенство народа в политике). Для формирования гражданского общества необходимо, чтобы народ чувствовал возможности влиять на политику, например, через референдум или выборы;
демократический политический режим. Авторитаризм и тоталитаризм не допускают свободы;высокий уровень правосознания граждан. Только такой уровень позволит гражданам

Слайд 53верховенство и полновластие народа;
справедливость законов и обязательность их исполнения всеми

без различия статусов;
свобода слова и формирования общественного мнения.
Особенность гражданского общества

- в преобладании горизонтальных связей между людьми.
Эти связи предполагают конкуренцию и солидарность людей без выделения привилегий, различий статусов и т.п.
Это не властные отношения, которые подразумевают господство одного над другим - т.е. вертикальные связи. Именно горизонтальные связи являются базой для развития свободы и частной инициативы людей.

верховенство и полновластие народа;справедливость законов и обязательность их исполнения всеми без различия статусов;свобода слова и формирования общественного

Слайд 54Функции гражданского общества:
защищает человека от возможного произвола государства и носителей

власти;
способствует формированию демократии, правового государства;
контролирует политику государства и решения властных

органов, не допуская несправедливых решений;
помогает воспитанию и социализации граждан;
защищает интересы людей.
Функции гражданского общества:защищает человека от возможного произвола государства и носителей власти;способствует формированию демократии, правового государства;контролирует политику государства

Слайд 55Правовое государство
Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти,

при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают

право и находятся в одинаковом отношении к нему.
Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.
Правовое государствоПравовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности,

Слайд 56Принципы правового государства:
создание законодательной системы, соответствующей объективности права;
закрепление в законодательстве

широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение

реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств;
разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закрепленными полномочиями;
верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты;
Принципы правового государства:создание законодательной системы, соответствующей объективности права;закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав

Слайд 57при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации.


Понятие «правовое государство» предусматривает не столько подчинение государственной власти надконституционным

нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства.
Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.
В правовом государстве четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые правом.
при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации. Понятие «правовое государство» предусматривает не столько подчинение

Слайд 58Общие требования, которым должно отвечать правовое государство:
соответствие законодательства важнейшим интересам

всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономического развития и морально-психологической

ситуации в обществе;
ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;
строгое соответствие текущего законодательства конституционному;
практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;
диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства;
Общие требования, которым должно отвечать правовое государство:соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономического

Слайд 59наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;
учет общественного

мнения;
наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между

субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;
высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.
наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;учет общественного мнения;наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и

Слайд 60Правовое государство обеспечивает:
верховенство права и закона;
максимальную гарантию прав и свобод

человека;
равенство всех перед законом и судом.
Эффективное функционирование правового государства предполагает

наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество.
Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом.
Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. 
Правовое государство обеспечивает:верховенство права и закона;максимальную гарантию прав и свобод человека;равенство всех перед законом и судом.Эффективное функционирование

Слайд 62Задание для самостоятельной работы:

Задание для самостоятельной работы:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика