Слайд 1Общие вопросы логопсихологии
Слайд 2Логопсихология
Отрасль специальной психологии, которая изучает закономерности психического развития людей,
имеющих первичную речевую патологию, а так же определением механизмов их
социальной адаптации и разработкой системы психологической помощи этим людям
Слайд 3Предмет логопсихологии
Психические особенности лиц с нарушением речи первичного характера и
методы психологической помощи им
Слайд 4Задачи логопсихологии
Изучение механизмов взаимодействия психических и речевых процессов
Оценка психического
развития человека с речевой патологией
Изучение психологических особенностей лиц с различными
речевыми патологиями
Разработка методов дифференциальной диагностике, позволяющих выделить первичное недоразвитие речи среди сходных состояний
Совершенствование методов психологической профилактики и коррекции психических нарушений лиц с речевой патологией
Слайд 5Принципы логопсихологии (общие со специальной психологией)
принцип личностно-ориентированного подхода
принцип единства
коррекции и развития
принцип единства диагностики и коррекции
принцип взаимосвязи коррекции и
компенсации
принцип активного привлечения ближайшего социального окружения
принцип оптимистического подхода к коррекционной работе
Слайд 6Принципы логопсихологии (общие с логопедией)
принцип взаимосвязи речи с другими
сторонами психического развития (Р.Е. Левина), который нацеливает на изучение речевых
нарушений с позиции системного, целостного подхода;
принцип коммуникативности, определяющий ведущую роль общения в развитии личности ребёнка;
принцип деятельностного подхода, подчёркивающий значимость различных видов детской деятельности в процессе становления коммуникативных умений и навыков;
онтогенетический принцип, который предполагает учет при коррекционном воздействии онтогенетической последовательности формирования психических новообразований (форм и функций речи, видов деятельности и пр.).
Слайд 7Принципы логопсихологии (специфические)
принцип логопсиходиагностики, который нацеливает на изучение особенностей речи
во взаимосвязи с нарушениями познавательной сферы, личностно-коммуникативными нарушениями, а также
позитивными аспектами развития логопата («внутренней картиной здоровья»);
принцип опосредования общепедагогических, логопедических и психологических методов при преодолении речевых нарушений, который определяет междисциплинарное взаимодействие как наиболее продуктивный подход в коррекции речевых нарушений.
Слайд 8Связи логопсихологии с другими науками
Слайд 9Речь
деятельность, в которой человек пользуется языком в целях
общения с другими людьми
Слайд 10Речь
речь как деятельность, речь как процесс;
речь как продукт речевой деятельности;
речь
как ораторский жанр.
Слайд 11Речь – как процесс
физиологические основы речи, речевой деятельности;
механизмы речи
по ее видам: механизм говорения, или устной речи, механизм аудирования
— восприятия устной речи и ее понимания, письма как выражения мысли в графическом коде и чтения как восприятия чужой речи, зафиксированной в графическом коде;
кодовые переходы — насколько это доступно;
взаимосвязь мышления и речи;
реализация функций языка в речи;
взаимодействие языков в речевой деятельности билингва;
процесс овладения речью у ребенка, речевое развитие человека на различных возрастных этапах;
формирование «языкового чутья» (интуиции) на разных возрастных этапах и др.
Слайд 12Речь – как продукт речевой деятельности
структуры текста, его компоненты,
внутритекстовые связи;
стили речи;
речевые жанры;
использование языковых средств (лексических, грамматических и пр.)
в пространстве текста;
использование стилистических фигур, тропов, фразеологии, средств звукописи, ритмики и пр.(то, что изучает поэтика);
языковая норма и ее нарушения (ошибки) в области словоупотребления, грамматики, орфоэпии, сочетаемости (валентности) слов и пр., а также способы редактирования, совершенствования текста;
средства устной выразительности речи (интонации, паузы, логические ударения, тембр голоса, невербальные средства устной речи; графические средства в речи письменной; знаки препинания, правила и традиции их употребления, шрифтовые выделения, расположение текста на странице, дополнительные знаки — символы (математические, графические и пр.); средства записи звучащей речи — фонограммы и пр.;
средства длительного хранения записей устной и письменной речи, дешифровка текстов на забытых, мертвых языках и пр.
Слайд 13Характеристики (стороны) речи
Фонетическая
Лексико-грамматическая
Интонационная
Темпо-ритмическая
Слайд 14Язык
- знаковая система произвольной природы, посредством которой осуществляется
человеческое общение на различных уровнях коммуникации и трансляции, включая операции мышления, приобретение,
хранение, преобразование и передачу сообщений (сигналов, информации, знаний) и связанные процессы.
- универсальное средство объективации действительности как в индивидуальном, так и в общественном сознании, выступая в качестве первичной, наиболее естественной основы репрезентации мира
Слайд 16Уровни языка
Фонемный
Морфемный
Лексический
Синтаксический
Слайд 18Нарушения речи
расстройства, речевая патология, отклонение от принятой в данной
языковой среде речевой нормы в результате нарушения анатомо-функциональных механизмов всех
видов или компонентов речи, полностью или частично препятствующих речевому общению, имеющих стойкий характер и не поддающихся общепедагогическому воздействию.
Слайд 19Не нарушения речи
Онтогенетические особенности
Особенности иностранного языка и диалектической нормы
Выраженное
незнание языка
Слайд 20Речевые нарушения характеризуются тем, что
не соответствуют возрасту ребенка;
возникнув, самостоятельно
не исчезают, а закрепляются;
возникновение неправильной речи может отражаться
на дальнейшем развитии ребенка;
требуют того или иного логопедического вмешательства в зависимости от их характера;
Слайд 21Недоразвитие речи
нарушение формирования всех сторон речи
Слайд 22Задержка речевого развития
запаздывание освоения устной речи по сравнению с
возрастной нормой:
звуков, свойственных раннему детскому возрасту;
запаса слов;
построения грамматической
конструкции;
построения фраз;
развитие связной речи.
Слайд 23Распад речи
распад речевых навыков после периода нормального функционирования, связанный
с органическими заболеваниями