Слайд 1ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Старкова Д.А., 2017
Слайд 2План лекции
1. Роль произношения
2. Гос. заказ и требования стандарта
3. Особенности
английского произношения
4. Основные термины
5. Трудности в обучении произношению
6. Подходы к
обучению фонетике иностранного языка
7. Обучение интонации
8. Этапы формирования фонетических навыков
9. Фонетический материал
10. Упражнения на формирование слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков
11. Система оценивания уровня сформированности фонетических навыков
Слайд 31. Роль произношения
Произношение является базовой характеристикой речи, основой для
развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения
Корректное произношение предполагает…
Сформированность
слухо-произносительных навыков является условием …
Анализаторы: речемоторный, …
Слайд 41. Роль произношения
Внутреннее проговаривание
Межъязыковая интерференция
Формирование навыков устной речи
Начальный этап
(младшая школа)
Слайд 52. Гос. заказ и требования стандарта
Примерная программа
Планируемые результаты
Языковые средства
и навыки оперирования ими
Фонетическая сторона речи
Слайд 62. Гос. заказ и требования стандарта
Выпускник начальной школы научится:
различать
на слух и адекватно произносить все звуки английского языка, соблюдая
нормы произношения звуков;
соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;
- различать коммуникативные типы предложений по интонации;
- корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико‑интонационных особенностей.
Слайд 72. Гос. заказ и требования стандарта
Выпускник начальной школы получит возможность
научиться:
- распознавать связующее r в речи и уметь его использовать;
-
соблюдать интонацию перечисления;
- соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах);
- читать изучаемые слова по транскрипции.
Слайд 82. Гос. заказ и требования стандарта
ООО:
адекватное произношение и различение на
слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах
и фразах;
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
Слайд 92. Гос. заказ и требования стандарта
СПОО:
фонологическая компетенция –
знание правил
произношения и умении правильно понимать услышанное, а также правильно произносить
слова и фразы, включая темп речи» и интонационные модели
Слайд 103 Особенности английского произношения
Букв –
26
Звуков –
44
Гласных букв –
6
Гласных звуков –
20
Согласных букв –
20
Согласных звуков –
24
Слайд 113 Особенности английского произношения
Слайд 123 Особенности английского произношения
Близкие к русскому языку фонемы
[e], [eɪ],
[au], [p], [b], [g], [ʃ], [s], [z], [m] и др.
Общие свойства, но отличающиеся существенными признаками:
[a:], [æ], [ɪ], [i:], [ʤ], [ʧ], [d], [l], [ʒ] и др.
Нет аналогов:
[ə], [θ], [ð], [r], [w], [ŋ], [h], [ɔː], [u:], [əu] …
Слайд 133 Особенности английского произношения
2 основных типа интонации
Первый тип –падение
голоса к концу предложения
Второй тип –падение голоса, но не
до конца предложения, т.к. в конце наблюдается его повышение
Слайд 144 основные термины
Фонетика –
область лингвистики, занимающаяся изучением звукового состава
Звук
(фон) –
единица звукового уровня языка, выделяемая в речевом потоке
или как конкретная реализация фонемы в речи
Фонема –
минимальная единица звукового строя языка, не имеющая самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов)
Аллофон –
вариант фонемы в конкретном речевом контексте
Слайд 154 основные термины
Синтагма –
Комбинация знаков, предполагающая протяженность линейную и
необратимую
Интонация –
последовательные изменения высоты тона, ритм и темп
речи, общий тембр звучания, отражающие смысловую и эмоционально-волевую сторону высказывания
Интонема –
единица интонации, совокупность интонационных признаков, передающих коммуникативный тип высказывания, смысловую важность сингам, членение на тему и рему
Слайд 164 основные термины
Слухо-произносительные навыки –
аудитивные (по узнаванию и различению
отдельных фонем, синтагм, предложений) и собственно произносительные (умение правильно артикулировать
звуки и соединять их)
Ритмико-интонационные навыки –
знания ударения и интонаций, как
логических, так и экспрессивных
Слайд 174 основные термины
Фонетический слух –
способность правильно воспринимать и воспроизводить
несмыслоразличительные фонетические свойства речи
Фонематический слух –
способность воспринимать и
воспроизводить смыслоразличительные
свойства фонем
Слайд 184 основные термины
Интонационный слух –
способность различать интонационную структуру фразы
и соотносить ее с интонационным инвариантом
Апроксимация –
упрощенное произношение
Аспирация
–
Придыхание (аспираты)
Слайд 194 основные термины
Ассимиляция –
уподобление артикуляции одного звука артикуляции другого
[ ət ðə ] At the desk - За партой
[ iz ðə ] Is this
a pencil? - Это карандаш?
Палатализация –
Смягчение «кон-конь, был-бил»
Слайд 205 Трудности в обучении произношению
фонемы, не имеющие аналогов
фонемы, имеющие сходство,
т.к. больше вероятности интерференции
некоторые звуки легко воспринимаются, но трудно произносятся
(is this a pen?)
развитие фонематического слуха
Слайд 215 Трудности в обучении произношению
He wants to buy a (sheep/ship).
Those
(heels/hills) are very high.
Look at those (cheeks/chicks).
Речевой слух –
совокупность фонетического, фонематического и интонационного слуха
Слайд 225 Трудности в обучении произношению
Полный и неполный стиль произношения
учитель должен:
1)
сам иметь правильное произношение
2) владеть теоретическими знаниями в области фонетики
ИЯ и родного языка
3) уметь слушать и слышать
4) владеть отрицательным фонетическим материалом, т.к. понимать причину наиболее типичных ошибок
5) владеть методикой обучения произношению
Слайд 236 Подходы к обучению фонетике
(Гальскова Н.Д.)
Имитативный и аналитико-имитативный
(Грузинская И.А., Колосов
К.М,)
Артикуляторный подход
Акустический подход
Дифференцированный подход
Слайд 247 Обучение интонации
Интонация порождается на уровне замысла и определяется коммуникативными
намерениями говорящего
Важен контекст, жизненный опыт, отношение…
Интонационный слух – уровень
фразы – наименьшая единица восприятия информации
Слайд 257 Обучение интонации
Учитель должен:
1) предусматривать взаимодействие рецепции и репродукции
2) произносить
предложения в несколько замедленном темпе
3) включать в упражнения вербальные и
невербальные опоры
4) допускать двукратное предъявление учебного материала;
5) проводить упражнения на фразах,
диалогических единствах и смысловых кусках
Слайд 267 Обучение интонации
обучающиеся должны научиться:
- различать физические свойства и воспринимаемые
качества интонации
- соотносить интонацию со смысловым содержанием речи
- различать коммуникативные
типы предложений
- дифференцировать интонационные особенности иностранного языка
- соотносить интонацию с контекстом и ситуацией
-владеть интонационным слухом
- пользоваться вероятностным прогнозированием на уровне фраз и текста
Слайд 278 Этапы формирования фонетических навыков
Презентация
Тренировка
Применение
Слайд 288 Этапы формирования фонетических навыков
1.Восприятие - создание правильного звукового (слухового)
образа.
2.Дифференциация – осмысление, различение признаков звука.
3.Имитация – закрепление речедвигательных образов
речевой единицы.
4.Изолированная репродукция - закрепление артикуляции на основе использования произносительного явления.
5.Комбинирование - переключение внимания с одного фонетического явления
Слайд 299 Фонетический материал
Фонетические упражнения
Скороговорки
Игры на имитацию (пчела, змея, дуновение
ветра, лягушка, кашель)
Песни
Стихи
Фонетическая зарядка
Слайд 3010 Упражнения
(Гальскова)
Подготовительные упражнения в рецепции:
- прослушать слова или фразы и
поднять руку
- найти в словарном ряду
- подчеркните слова или фразы
в предложениях
- Отметьте значком
- Напишите транскрипцию
- Прочитайте предложение и отметьте в нем синтагмы
- Прослушайте фразу и определите интонацию
- Прослушайте и отстучите ритм
Слайд 3110 Упражнения
Упражнения в воспроизведении и видоизменении языкового материала:
- прочтите вслух
текст с фонетическими пометками
- повторите за учителем
- выучить наизусть
- сгруппировать
слова из текста по различным признакам (по долготе и краткости)
- составьте слова/ предложения с помощью разрезанной азбуки с указанными звуками
- прочитайте столбики с краткими и долгими гласными
- припомните слова, содержащие данный звук
Слайд 3210 Упражнения
- Расставьте в предложениях ударение
- Напишите слуховой диктант
- Прочитайте
выразительно стихотворение
- прослушайте и повторите
- Замените в предложении логически выделенное
слово другим, близким по значению
- выразите просьбу, соблюдая интонацию
- прослушайте 2-3 фразы и назовите ситуацию, к которой они относятся
- прослушайте текст и повторите его по принципе снежного кома
Слайд 33TECHPACK FOR TEACHING PHONETICS
ASSOCIATING
Acronymic associations
Students give their association with a
certain word (e.g. travelling). Each association should begin with one
of the letters of the given word.
e.g.
Ttransport, tour, ticketRrailway, roadAairport, aeroplaneVvehicle, vocationEemotions Llorry, luggageLlakeIimpressions, interesting placesNnatureGguide, going out
Слайд 34TECHPACK FOR TEACHING PHONETICS
LISTING
Sound-based listing
Students write a list of
words with a certain sound (e.g. sound ai).
e.g. tie
mind
high
etc.
Слайд 35TECHPACK FOR TEACHING PHONETICS
CHAINING
Back/backward chaining
The teacher gets the students to
imitate him/her to build-up a sentence beginning with the last
word of the sentence.
e.g.
T:cinema.Cl: cinema.T: to the cinema.Cl:to the cinema.T:going to the cinema.Cl:going to the cinema.T:I’m going to the cinema.Cl:I’m going to the cinema.
Слайд 36TECHPACK FOR TEACHING PHONETICS
Front/forward chaining
The teacher gets the students to
imitate him/her to build-up a sentence beginning with the first
word of the sentence.
e.g.
T:WhereCl: WhereT:Where areCl:Where areT:Where are youCl:Where are youT:Where are you going?Cl:Where are you going?
Слайд 37TECHPACK FOR TEACHING PHONETICS
REPETITION
Pass and repeat
Teacher says the sentence he
wants students to practise several times with the same intonation
or stress. Students are to imitate him/her exactly. The object mentioned in the sentence (e.g. an umbrella, pencils, etc.) can be brought into the classroom to give context. Having repeated the sentence each student passes this object to the next student.
e.g. T (passing a pencil): This pencil is red.
S1 (passing a pencil): This pencil is red.
S2 (passing a pencil): This pencil is red.
or
T (passing an umbrella): It didn’t rain, so I needn’t have taken my umbrella.
S1 (passing an umbrella): It didn’t rain, so I needn’t have taken my umbrella.
S2 (passing an umbrella): It didn’t rain, so I needn’t have taken my umbrella.
Etc.
Слайд 38TECHPACK FOR TEACHING PHONETICS
CHANTING
Repeat and memorize
Students repeat the chant after
or with the tape and memorize it.
e.g.
I found a cow!
How?
I
found a bear!
Where?
I found a hen!
When?
Слайд 39TECHPACK FOR TEACHING PHONETICS
Following the rhythm
Students are to complete the
dialogue using the same rhythmic pattern.
e.g.
A:Dinner's ready. Come and get
it.
B:What's for dinner?
A:Chicken curry.
B:What's for pudding?
A:_________________(apple crumble / strawberry tart / lemon pie)
Слайд 40TECHPACK FOR TEACHING PHONETICS
CLAPPING
Clapping the rhythm
Variation 1.
Students clap the stressed
syllables / rhythm while pronouncing the sentence.
e.g.
'Mom is 'cooking 'dinner.
(Stressed syllables are clapped louder)
'Tom is always late.
Tom is 'always late.
Слайд 41TECHPACK FOR TEACHING PHONETICS
DRAMATISING
Imposed intonationOh!
Somebody has lost $100. (surprisingly)
Students
pronounce one and the same phrase with different intonation.
e.g.
Reacting to
unusual statements
Students work in pairs or small groups. Students say unusual or surprising statements to each other and react on them using the phrases from the box to show their surprise.
e.g.
What! Really! No! Are you joking? Come on … Gosh! You're joking! Don't be silly! How dreadful!Are you sure? No way!I can't believe that! Oh, that's terrible!A: My cat's got ten kittens.
B: What? Ten? Are you joking?
C: I can't believe that!
Слайд 42TECHPACK FOR TEACHING PHONETICS
LANGUAGE GAMES
Bingo
Students have small cards with different
numbers / letters / sounds on them. They are asked
to listen and circle the ones they hear. When they are all circled, student shouts BINGO to be the winner. After that the game can be played again.
e.g.
Alphabet game
Students are to change the numbers with the letters from the alphabet.
e.g.
1192038514Key: kitchen
1292051812021185Key: literature
Слайд 43TECHPACK FOR TEACHING PHONETICS
CATEGORISING
“Odd one out”
Students are to cross
out the word, which does not suit and explain their
choice.
e.g.
Buy, cry, play, why;
Noise, boy, toy, on;
etc.
S1: play is odd one because it is pronounced differently.
Слайд 4411 Система оценивания уровня сформированности навыков
при выполнении речевых упражнений в
аудировании, говорении и чтении вслух
Фонетические и фонологические ошибки