Разделы презентаций


Обучение и воспитание детей с синдромом Дауна

Содержание

История изучения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Обучение и воспитание детей с синдромом Дауна
Войлокова Е.Ф.
к.п.н., доцент


кафедры олигофренопедагогики
РГПУ им. А.И. Герцена

Обучение и воспитание детей с синдромом ДаунаВойлокова Е.Ф. к.п.н., доцент кафедры олигофренопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена

Слайд 3История изучения

История изучения

Слайд 4
Этот синдром впервые был описан английским врачом Лэнгдоном Дауном (John

Langdon Haydon Down, 1828–1896). 
1866 году в работе «Наблюдения по этнической классификации умственно

отсталых людей» («Observations on an ethnic classification of idiots») он описал морфологические характеристики людей с отклонениями в умственном развитии. Такой ребенок внешне отличается от других детей: у него косой разрез глаз, маленькая голова, плоское лицо, неправильный прикус, короткие руки и ноги. У него нарушена координация движений и плохой мышечный тонус.
Этот синдром впервые был описан английским врачом Лэнгдоном Дауном (John Langdon Haydon Down, 1828–1896). 1866 году в работе «Наблюдения

Слайд 5Кроме подробного перечисления внешних черт, доктор Даун также отметил, что у детей часты

пороки сердца и эндокринной системы, и что дети с отклонениями обучаемы.
Даун указал на важность артикуляционной

гимнастики для развития их речи, а также на склонность детей к подражанию, что может способствовать их обучению. 
Лэнгдон Даун верно установил, что данный синдром является врождённым, но ошибочно связывал его с  туберкулёзом родителей.
В 1887 году Даун издал более полную монографию «Психические заболевания детей и подростков» («On some of the mental afflictions of childhood and youth»). Позднее этот синдром умственной отсталости был назван именем доктора Дауна.
Кроме подробного перечисления внешних черт, доктор Даун также отметил, что у детей часты пороки сердца и эндокринной системы, и что дети с отклонениями обучаемы.

Слайд 6Этиология синдрома Дауна
Лэнгдон Даун
Современные исследования
ошибочно полагал, что умственное отклонение

ребёнка связано с туберкулёзом родителей
Сегодня известно, что риск рождения ребёнка

с синдромом Дауна зависит от возраста матери. С годами количество генетических ошибок растёт, и увеличивается риск родить больного ребёнка. Для женщин в возрасте до 25 лет вероятность рождения больного ребенка равна 1/1400, до 30 — 1/1000, в 35 лет риск возрастает до 1/350, в 42 года — до 1/60, а в 49 лет — до 1/12.
Как ни странно, немаловажен и возраст бабушки по материнской линии. Чем старше была бабушка, когда рожала дочь, тем выше вероятность, что та родит ей внука или внучку с синдромом Дауна
Этиология синдрома ДаунаЛэнгдон Даун Современные исследованияошибочно полагал, что умственное отклонение ребёнка связано с туберкулёзом родителейСегодня известно, что

Слайд 7Этиология синдрома Дауна
Лэнгдон Даун
Современные исследования
привёл также удивительный пример одного

из наблюдавшихся у него пациентов, который с монголоидным лицом и другими характерными нарушениями скелета

тем не менее обладал поразительной памятью, наизусть читал врачу огромные отрывки из фундаментального труда известного британского историка Эдварда Гиббона (Edward Gibbon, 1737–1794) «Закат и падение Римской империи».

мы бы отметили на этом примере, что в отличие от болезни Альцгеймера патология при синдроме Дауна не касается извилины морского конька, или гиппокампа (hippocampus), расположенного в глубине височных долей мозга и являющейся основной структурой лимбической системы. Повреждение же гиппокампа у человека нарушает память на события, близкие к моменту повреждения, запоминание, обработку новой информации, различие пространственных сигналов.

Этиология синдрома ДаунаЛэнгдон Даун Современные исследованияпривёл также удивительный пример одного из наблюдавшихся у него пациентов, который с монголоидным лицом и другими

Слайд 8Современные представления о синдроме Дауна

Современные представления о синдроме Дауна

Слайд 9Этиология и патогенез
Больные с этим синдромом имеют серьезный дефект генетического

аппарата - вместо 46 хромосом у них 47, за счет

третьей лишней 21-й хромосомы (в 95% случаев) - так называемая трисомия 21.
Возникает такой дефект случайно, вследствие нерасхождения хромосом в одной из половых клеток матери (90% случаев) или, реже, отца. Такие "неправильные" клетки накапливаются со временем, именно поэтому встречаемость синдрома Дауна имеет прямую зависимость от возраста матери.
Позднее выяснилось, что синдром Дауна может возникать и при наличии нормального числа хромосом 21-й пары, то есть двух. Но при этом происходит дупликация, или удвоение, участка одной из хромосом, в результате чего возникает аномальный фрагмент хромосомы с неопределённым числом неизвестных генов. Только после завершения работ по расшифровке генома человека картина стала постепенно проясняться.

Этиология и патогенезБольные с этим синдромом имеют серьезный дефект генетического аппарата - вместо 46 хромосом у них

Слайд 10Ребенка с синдромом Дауна невозможно не узнать

Ребенка с синдромом Дауна невозможно не узнать

Слайд 11Статистика
Это самое распространенное генетическое нарушение. Риск рождения ребенка с таким

нарушением возрастает в зависимости от возраста матери.
Так, если возраст будущей

матери - 21 год, то риск рождения больного ребенка составляет 1:1507.  В 29 лет - риск 1:1018.  В 36 лет - риск 1:307. В 40 лет - 1:112. В 43 года - 1:49.  В 49 лет - риск родить больного ребенка составляет 1:8.
Однако, несмотря на то, что наибольший риск рождения ребенка с синдромом Дауна имеют беременные старше 43 лет, следует помнить, что число женщин, рожающих в этом возрасте, невелико, и поэтому абсолютное большинство детей с этим заболеванием имеют молодых матерей.
Соотношение больных мальчиков и девочек среди новорожденных состав­ляет 1:1.

СтатистикаЭто самое распространенное генетическое нарушение. Риск рождения ребенка с таким нарушением возрастает в зависимости от возраста матери.Так,

Слайд 12Диагностика и прогноз
Диагноз ставится сразу после рождения малыша, по характерным

внешним признакам - плоское лицо, монголоидный разрез глаз, короткий нос,

плоская переносица, косоглазие, низко посаженные уши, поперечная ладонная складка и др. Выраженное снижение интеллекта отмечается у 80% больных.
Признаки синдрома заметны уже при рождении и позднее проявляются более четко.

Помимо умственной отсталости, у детей с синдромом Дауна намного чаще, чем у их здоровых сверстников, встречаются врожденные пороки сердца, лейкемия, эпилепсия, нарушение функции щитовидной железы, снижение зрения и слуха, они очень подвержены инфекционным заболеваниям.
Если в начале 20-го века такие больные доживали только до 9-ти лет, то сейчас продолжительность их жизни приближается к 50-ти годам. Часто после 40 лет у пациентов с синдромом Дауна развивается болезнь Альцгеймера (тяжелая форма слабоумия).

Диагностика и прогнозДиагноз ставится сразу после рождения малыша, по характерным внешним признакам - плоское лицо, монголоидный разрез

Слайд 13Современные методы пренатальной диагностики
Очевидно, что синдром Дауна - это серьезная

медицинская и социальная проблема. Так как хромосомные и генетические заболевания

остаются неизлечимыми, единственно возможный способ предотвратить рождение больного ребенка - провести своевременную пренатальную (т.е. внутриутробную) диагностику. Сегодня во всех развитых странах мира приняты программы массового обследования беременных с целью раннего выявления синдрома Дауна у плода (тройной тест и др.).
В частном медицинском центре MedServis пренатальная диагностика проводится с использованием компьютерной программы PRISCA. На основании данных лабораторных тестов – определения альфа-фетопротеина, хорионического гонадотропина человека, свободного эстриола в крови беременной женщины, и некоторых других показателей, производится расчет степени риска аномалий развития плода.

Современные методы пренатальной диагностикиОчевидно, что синдром Дауна - это серьезная медицинская и социальная проблема. Так как хромосомные

Слайд 14Диагностика
Диагноз синдрома Дауна устанавливают на основании сочетания нескольких симптомов. Следующие

10 признаков наиболее важны для установления диагноза, наличие 4-5 из

них достоверно указывает на синдром Дауна:
• уплощение профиля лица (90%);
• отсутствие сосательного рефлекса (85%);
• мышечная гипотония (80%);
• монголоидный разрез глазных щелей (80%);
• избыток кожи на шее (80%);
• разболтанность суставов (80%);
• диспластичный таз (70%);
• диспластичные (деформированные) ушные раковины (60%);
• клинодактилия мизинца (60%);
• четырехпальцевая сгибательная складка (поперечная линия) ладони (45%).
ДиагностикаДиагноз синдрома Дауна устанавливают на основании сочетания нескольких симптомов. Следующие 10 признаков наиболее важны для установления диагноза,

Слайд 15Характерные внешние признаки синдрома Дауна

Характерные внешние признаки синдрома Дауна

Слайд 17 Дети разного возраста с характерными чертами синдрома Дауна (брахицефалия, круглое

лицо, макроглоссия и открытый рот, эпикант, гипертелоризм, широкая переносица, «карпий

рот», косоглазие)
 Дети разного возраста с характерными чертами синдрома Дауна (брахицефалия, круглое лицо, макроглоссия и открытый рот, эпикант, гипертелоризм,

Слайд 19Клиническая картина
Большое значение для диагностики имеет динамика физического и умственного

развития ребенка - при синдроме Дауна оно задерживается. Рост взрослых

больных на 20 см ниже среднего. Задержка умственного развития может достигать уровня имбецильности без специальных методов обучения. Дети с синдромом Дауна ласковые, внимательные, послушные, терпеливые при обучении. Коэффициент умственного развития (IQ) у разных детей может составлять от 25 до 75.
Реакция детей с синдромом Дауна на воздействия окружающей среды часто патологическая в связи со слабым клеточным и гуморальным иммунитетом, снижением репарации ДНК, недостаточной выработкой пищеварительных ферментов, ограниченными компенсаторными возможностями всех систем. По этой причине дети с синдромом Дауна часто болеют пневмониями, тяжело переносят детские инфекции. У них отмечается недостаток массы тела, выражен гиповитаминоз.
Клиническая картинаБольшое значение для диагностики имеет динамика физического и умственного развития ребенка - при синдроме Дауна оно

Слайд 20Клиническая картина
Врожденные пороки внутренних органов, сниженная приспособляемость детей с синдромом

Дауна часто приводят к смерти в первые 5 лет. Следствием

измененного иммунитета и недостаточности репарационных систем (для поврежденной ДНК) являются лейкозы, часто возникающие у больных с синдромом Дауна.
Дифференциальная диагностика проводится с врожденным гипотиреозом, другими формами хромосомных аномалий. Цитогенетическое обследование детей показано не только при подозрении на синдром Дауна, но и при клинически установленном диагнозе, поскольку цитогенетическая характеристика пациента необходима для прогноза здоровья будущих детей у родителей и их родственников.
Клиническая картинаВрожденные пороки внутренних органов, сниженная приспособляемость детей с синдромом Дауна часто приводят к смерти в первые

Слайд 21Деонтологические проблемы
Этические проблемы при синдроме Дауна многоплановы. Несмотря на повышение

риска рождения ребенка с синдромом Дауна и другими хромосомными синдромами,

врач должен избегать прямых рекомендаций по ограничению деторождения у женщин старшей возрастной группы, так как риск по возрасту остается достаточно низким, особенно с учетом возможностей пренатальной диагностики.
Неудовлетворенность у родителей часто вызывает форма сообщения врачом о диагнозе синдрома Дауна у ребенка. Диагностировать синдром Дауна по фенотипическим признакам обычно можно сразу после родоразрешения. Врач, пытающийся отказаться от установления диагноза до исследования кариотипа, может потерять уважение родственников ребенка.
Важно сообщить родителям как можно скорее после рождения ребенка, по крайней мере, о подозрениях, но не следует полностью информировать родителей ребенка о диагнозе. Нужно дать достаточно сведений, отвечая на непосредственные вопросы, и поддерживать контакт с родителями до того дня, когда станет возможным более детальное обсуждение. Немедленная информация должна включать объяснение этиологии синдрома для исключения взаимных обвинений супругов и описание исследований и процедур, необходимых для того, чтобы полностью оценить здоровье ребенка.
Деонтологические проблемыЭтические проблемы при синдроме Дауна многоплановы. Несмотря на повышение риска рождения ребенка с синдромом Дауна и

Слайд 22Деонтологические проблемы
Полное обсуждение диагноза нужно провести, как только родильница более

или менее оправится от стресса родоразрешения, обычно в 1-е сутки

после родов. К этому времени у матерей возникает множество вопросов, на которые необходимо отвечать точно и определенно. Важно приложить все усилия, чтобы на этой встрече присутствовали оба родителя. Ребенок становится предметом непосредственного обсуждения. В этот период еще рано нагружать родителей всей информацией о заболевании, так как новые и сложные понятия требуют времени для осмысления.

Деонтологические проблемыПолное обсуждение диагноза нужно провести, как только родильница более или менее оправится от стресса родоразрешения, обычно

Слайд 23Деонтологические проблемы
Не пытайтесь давать прогнозы. Бесполезно пытаться точно предвидеть будущее

любого ребенка. Древние мифы вроде: «По крайней мере, он будет

всегда любить и наслаждаться музыкой» - непростительны. Нужно представить картину, написанную широкими мазками, и отметить, что способности каждого ребенка развиваются индивидуально.
85% детей с синдромом Дауна, рожденных в России (в Москве и Санкт-Петербурге - 30%), родители оставляют на попечение государства. Родители (а часто и педиатры) не знают, что при правильном обучении такие дети могут стать полноценными членами семьи.

Деонтологические проблемыНе пытайтесь давать прогнозы. Бесполезно пытаться точно предвидеть будущее любого ребенка. Древние мифы вроде: «По крайней

Слайд 24Направления помощи детям с синдромом Дауна
Лечебная помощь детям с синдромом

Дауна многопланова и неспецифична. Врожденные пороки сердца устраняются оперативно.
Постоянно проводится

общеукрепляющее лечение. Питание должно быть полноценным. Необходимы внимательный уход за больным ребенком, защита от действия вредных факторов окружающей среды (простуда, инфекции). Большие успехи в сохранении жизни детей с синдромом Дауна и их развитии обеспечивают специальные методы обучения, укрепления физического здоровья с раннего детства, некоторые формы лекарственной терапии, направленные на улучшение функций ЦНС.
Многие больные с трисомией 21 теперь способны вести самостоятельную жизнь, овладевают несложными профессиями, создают семьи.
Средняя продолжительность жизни таких больных в промышленно развитых странах составляет 50-60 лет.
Направления помощи детям с синдромом ДаунаЛечебная помощь детям с синдромом Дауна многопланова и неспецифична. Врожденные пороки сердца

Слайд 25Направления помощи детям с синдромом Дауна
Если ребенку установлен диагноз «синдром

Дауна», есть основания предполагать возможность возникновения в дальнейшем нарушения слуховой

и зрительной функций. Это следует учитывать при разработке коррекционных психолого-педагогических мероприятий.
Для выявления сложного дефекта у детей с синдромом Дауна необходимы обязательное периодическое комплексное медицинское обслуживание, включающее
оториноларингологическое,
аудиометрическое,
офтальмологическое обследование с исследованием глазного дна,
регулярные повторные экспериментально-психологические исследования.
Проведение таких исследований позволяет обнаружить все дефекты функций у ребенка, что необходимо для оказания своевременной и адекватной медицинской, психологической и педагогической помощи.
Направления помощи детям с синдромом Дауна	Если ребенку установлен диагноз «синдром Дауна», есть основания предполагать возможность возникновения в

Слайд 26Психолого-педагогическая характеристика
Дети – дауны эмоциональны. Они испытывают гнев, страх, радость,

грусть. У некоторых детей появляются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная

аккуратность, недоброжелательность. Но большинство из них ласковы, дружелюбны, уравновешенны, любят слушать музыку, им присуще чувство ритма. Благодаря тому, что эти дети эмоциональны, контактны, им можно помочь, если с ними настойчиво и доброжелательно заниматься.
Родителей такого ребенка интересует, следует ли учить его грамоте и счету. Принять правильное решение нелегко. Не все глубоко умственно отсталые могут научиться читать, писать, считать. Во многих случаях ребенок усваивает элементы грамоты, но эти занятия имеют чисто формальный характер.  Овладев техникой чтения, ребенок-даун часто не понимает содержания прочитанного. Письмо нередко сводится к механическому копированию письменных знаков. Многие из детей не в состоянии овладеть счетом, они зазубривают таблицу умножения, не понимая смысла этих действий.
Следует помнить, что для приобретения этих формальных знаний затрачивается очень много времени и усилий, которые могли бы с гораздо большей пользой быть потрачены на что-то другое, нужное и полезное. И родители, и педагоги не всегда достаточно правильно понимают задачи обучения детей с синдромом Дауна.
Психолого-педагогическая характеристикаДети – дауны эмоциональны. Они испытывают гнев, страх, радость, грусть. У некоторых детей появляются эпилептоидные черты

Слайд 27Психолого-педагогическая характеристика
Поведение детей с болезнью Дауна в основном характеризуется послушанием,

легкой подчиняемостью, добродушием, ласковостью.
В эмоциях преобладает положительный тонус. Это

хорошая основа для воспитательной работы. Ребенок, как правило, не сопротивляется указаниям взрослых и выполняет их в меру своих возможностей.
Детям с болезнью Дауна доступны некоторые виды элементарной ручной деятельности.
У них сохранено восприятие пространственных отношений и цветоразличие. Многие из них соотносят предметы по форме и величине.
Все это может служить основой для обучения детей с болезнью Дауна простейшим видам игровой и учебной деятельности. Практика семейного воспитания таких детей также доказывает их обучаемость и воспитуемость.

Психолого-педагогическая характеристикаПоведение детей с болезнью Дауна в основном характеризуется послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, ласковостью. В эмоциях преобладает

Слайд 28Методики раннего обучения

Методики раннего обучения

Слайд 29Факторы, затрудняющие обучение детей с синдромом Дауна
Дети с синдромом Дауна

испытывают трудности в обучении, которое может быть вызвано следующими проблемами: 1)

отставание в моторном развитии: тонкой и общей моторики; 2) возможные проблемы со слухом и зрением; 3) проблемы с развитием речи; 4) слабая кратковременная слуховая память; 5) более короткий период концентрации; 6) трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков; 7) трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать; 8) трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.); 9) трудности с выполнением невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.); 10) повышенная утомляемость и неустойчивость внимания.
Факторы, затрудняющие обучение детей с синдромом ДаунаДети с синдромом Дауна испытывают трудности в обучении, которое может быть

Слайд 30Развитие речи
Общие черты отставания в развитии речи детей с синдромом

Дауна:  - меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям; - пробелы

в освоении грамматических конструкций; - способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила; - трудности в понимании заданий.
Наиболее известна методика обучения детей с синдромом Дауна речи – методика Ромены Августовой, которая изложена в ее книге «Говори! Ты это можешь».
Развитие речиОбщие черты отставания в развитии речи детей с синдромом Дауна:  - меньший словарный запас, приводящий к

Слайд 31Программы помощи «Даунсайд Ап»
Центр Ранней помощи Благотворительного фонда «Даунсайд Ап»

оказывает профессиональную педагогическую помощь детям с синдромом Дауна с момента

рождения до 7 лет. Работа охватывает все аспекты развития, поведения, социальной адаптации детей и способствует их подготовке к самостоятельному существованию, успешному взаимодействию со сверстниками, посещению детских садов и школ. В Центре действуют следующие программы: - домашние визиты; - адаптационные группы; - группы поддерживающего обучения; - индивидуальные занятия-консультации в центре: • индивидуальные занятия-консультации по развитию двигательной сферы; • индивидуальные занятия-консультации по развитию социально-эмоциональной сферы; • индивидуальные логопедические занятия-консультации; • индивидуальные занятия-консультации по развитию познавательной деятельности; - консультирование иногородних семей; - психологическая поддержка семей; - информационная поддержка семей. Подробнее с этими программами можно познакомиться на сайте Благотворительного фонда Даунсайд Ап в рубрике «Родителям» – «Программы помощи семьям» (http://downsideup.org/ru/programmy-pomoschi).
Программы помощи «Даунсайд Ап»Центр Ранней помощи Благотворительного фонда «Даунсайд Ап» оказывает профессиональную педагогическую помощь детям с синдромом

Слайд 32Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и

точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате

скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. На первых этапах развития мелкой моторики ребенок с синдромом Дауна вместо движения кистью использует движения плечом и предплечьем. Постепенно у него формируется стабильность запястья, он учится удерживать ладонь в положении нужном для выполнения действия. При сниженном тонусе ребенку проще стабилизировать запястье, положив кисть на твердую поверхность большим пальцем вверх. При этом работают большой, указательный и средний пальцы, а ребро ладони и мизинец обеспечивают стабильность, затем постепенно развивается умение вращать запястьем в разных плоскостях. Формирование захвата проходит следующие ступени: - ладонный захват; - щепоть,  - пинцетный захват и их промежуточные формы. У детей с синдромом Дауна последовательность захвата сохраняется, однако имеет свои особенности: возможно длительное «застревание» на ладонных формах захвата, может наблюдаться захват без участия большого пальца, пинцетный захват может производиться большим и средним пальцами, сила захвата снижена.
Развитие мелкой моторики	Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и

Слайд 33Развитие мелкой моторики
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития

мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы:  - пальчиковые игры; -

игры с мелкими предметами; - лепка и рисование; - массаж пальчиков. 
Наиболее простые и эффективные игры для развития мелкой моторики: 1. Массаж ладошек Массаж ладоней очень полезен для развития тактильных ощущений и мелкой моторики.  2. Ладушки Игра «ладушки-ладушки» также хорошо способствует развитию мелкой моторики. 3. Разрывание бумаги Это упражнение подходит для детей с 7 месяцев. Дайте ребенку бумагу разного цвета, пускай рвет ее на части, но при этом лучше не оставлять его одного и следить, чтобы он не совал бумагу в рот.  4. Перелистывание страниц Это упражнение подходит для детей с 1 года. Давайте ребенку книги со страницами разной толщины и красивыми четкими картинками, чтобы, листая страницы и изучая картинки, у ребенка формировался захват и мелкая моторика рук.
Развитие мелкой моторикиСуществует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие

Слайд 34Развитие мелкой моторики
5. Бусы, пуговицы Игры с бусинами или пуговицами, которые

ребенок может нанизывать на нитку, сортировать по размерам или складывать

в баночку (коробку) очень полезны для развития мелкой моторики.  6. Вкладыши Очень полезны для развития мелкой моторики игры с разнообразными вкладышами как деревянными, так и пластмассовыми. Это могут быть как покупные игрушки, так и самодельные, из которых можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. 7. Крупы (горох), банки с крупами (горохом) Крупу (горох) можно насыпать в миску или баночки. Ребенок будет опускать руки в миску или банку, трогать крупу (горох) руками. Можно дать ему несколько банок, чтобы он пересыпал крупу из одной в другую. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения. 8. Рисование на песке Песок можно насыпать на поднос. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур (линий, прямоугольника, круга), постепенно усложняя задание. 9. Завинчивание крышек Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание, открывание и закрывание крышек банок, бутылок и пузырьков развивает ловкость пальцев. Предложите малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной и интересной.
Развитие мелкой моторики5. Бусы, пуговицы Игры с бусинами или пуговицами, которые ребенок может нанизывать на нитку, сортировать

Слайд 35Развитие мелкой моторики
10. Застегивание, расстегивание и шнуровка
Застегивать, расстегивать пуговицы

и молнию, шнуровать ботинки ребенок учится с того момента, когда

начинает ходить. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть ребенок сам это делает. Это не только развивает движения рук, но и приучает его к самостоятельности. Помимо этого можно купить ребенку или сделать самостоятельно игрушки со шнуровкой, пуговицами и молнией. 11. Лепка Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки используется разный материал: пластилин, глина, соленое тесто. Если собираетесь печь, дайте часть теста ребенку, пускай он его мнет и раскатывает. Лепка хорошо помогает развивать гибкость пальцев, способствует формированию захвата и развитию мышц кистей рук. 12. Рисование и раскрашивание Рисование, обводка контура картинок и их раскрашивание очень полезно для развития мелкой моторики. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях, поэтому желательно повесить малышу на стену специальную доску, чтобы он рисовал. 13. Собирание мозаик и пазлов Для детей от 1 года до 3 лет можно покупать пазлы и мозаики с крупными частями, которые помимо мелкой моторики способствуют развитию воображения и координации движений.  14. Вырезание Купите малышу детские ножницы с тупыми концами, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его вырезать картинки и приклеивайте их, делать снежинки и т.п. Это поможем развить мелкую моторику, воображение и творческое мышление. Подробнее с играми и занятиями для развития мелкой моторикой у детей с синдромом Дауна можно узнать из разных источников: книг и сайтов, посвященных дефектологии, проблемам общего развития детей и развития у них мелкой моторики, например, на «Сайте об особых детях» в рубрике «Про синдром Дауна» (http://www.kidsunity.org/2007/10/31/pro-sindrom-dauna.html).
Развитие мелкой моторики10. Застегивание, расстегивание и шнуровка Застегивать, расстегивать пуговицы и молнию, шнуровать ботинки ребенок учится с

Слайд 36Двигательные навыки и навыки самообслуживаия
Жизнь – это движение, поэтому основным

акцентом в разработке системы воспитания ребенка с синдромом Дауна является

развитие у него двигательных функций. Когда-то этот метод предложил голландский физиотерапевт Петер Лаутеслагер. Он считал, что необычным детям социальная среда нужна в первую очередь.
Врач предложил применять свой метод на детях с синдромом Дауна с раннего возраста: с 3 месяцев жизни до 3-4 лет. Причем в процесс развития моторики и коммуникативных навыков у ребенка должны быть вовлечены взрослые (родители, бабушки, дедушки).
Кроме того, данный метод обучает навыкам самообслуживания, дети с синдромом Дауна знакомятся с бытом, учатся ухаживать за собой и за домом. Это развивает у ребенка самостоятельность и независимость, концентрирует внимание, развивает моторику. Малыши с синдромом Дауна с раннего возраста получают возможность развиваться как личность.

Двигательные навыки и навыки самообслуживаияЖизнь – это движение, поэтому основным акцентом в разработке системы воспитания ребенка с

Слайд 37Методика «Маленькие ступеньки»
Методика разработана в австралийском университете Маккуэри. Она применяется

во многих странах мира.
Программа охватывает следующие области развития:
общую моторику;
речь;
двигательную активность;
навыки

тонкой моторики, самообслуживания, социальные навыки ребенка.
Методика обучения позволяет формировать какой-либо навык, умение, знание поэтапно. В нее же включено тестирование малышей.

Методика «Маленькие ступеньки»	Методика разработана в австралийском университете Маккуэри. Она применяется во многих странах мира.	Программа охватывает следующие области

Слайд 38Методика Портаж
Метод рассчитан на развитие не только малышей с синдромом

Дауна, но и других детей-инвалидов.
Основной акцент делается на семью. Ее

регулярно посещает специалист, который занимается с ребенком и с родителями. Он обучает их наблюдению за малышом, чтобы вовремя поощряли успехи и планировали совместно с ребенком новые цели.
По этой методике семье помогает целая команда, состоящая из руководителей проекта, специалистов, владеющих методикой, и специально подготовленных волонтеров из числа студентов, будущих медиков, психологов и педагогов.
У детей с синдромом Дауна при использовании данной методики развивается двигательная активность, речь, навыки самообслуживания.

Методика ПортажМетод рассчитан на развитие не только малышей с синдромом Дауна, но и других детей-инвалидов.Основной акцент делается

Слайд 39Методика «Нумикон»
«Нумикон» – специально разработанная методика для обучения детей с

синдромом Дауна основам математики.
В ее основу положена игровая деятельность.

В набор для занятий входят обычные предметы для обучения, но в ярком раскрашенном виде: цветные панельки, карточки, штырьки и т.д.
Яркие краски, которыми расписаны цифры, привлекают внимание ребенка и улучшают его восприятие: он может сам трогать цифры, складывать и вычитать их. Осязаемая и наглядная математика – самый успешный метод обучения ребенка с синдромом Дауна.
Методика «Нумикон»«Нумикон» – специально разработанная методика для обучения детей с синдромом Дауна основам математики. В ее основу

Слайд 40Лекотека
Еще один метод обучения детей с синдромом Дауна называется лекотека

– «хранилище игрушек». Методика разработана шведскими учеными. Она включает в

себя развитие не только детей, но и взрослых.
Родители должны быть также посвящены в педагогические тонкости данной методики. И если сначала развивающие игры с детьми проводят педагоги, то после эстафету могут подхватить близкие и родители. Поэтому и проводятся для взрослых групповые тренинги.
Лекотеку могут посещать дети с синдромом Дауна с раннего возраста до 7 лет.
ЛекотекаЕще один метод обучения детей с синдромом Дауна называется лекотека – «хранилище игрушек». Методика разработана шведскими учеными.

Слайд 41Лекотека
Лекотека – это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи

родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Эта

одна из форм дошкольного образования, которая подразумевает бесплатные индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом и психологом.
Деятельность лекотеки направлена на поддержку усилий родителей по развитию личности ребенка, налаживание эффективного общения ребенка с другими членами семьи, формирование предпосылок к обучению, гармонизацию родительско-детских отношений.
Игра – основной метод лекотеки с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре. В игре дети приобретают навыки общих движений, мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Основной целью лекотеки является развитие речи, математических навыков, психологическая помощь детям, имеющим проблемы в общении со сверстниками.
С основными формами работы лекотеки, методами их работы, литературой и др. можно познакомиться на сайтах лекотек, таких как «Российская лекотека» (http://www.lekoteka.ru/), кабинет лекотеки психолога-педагога Л.Е. Ершовой (http://vlekoteke.ru/) и др.
ЛекотекаЛекотека – это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и

Слайд 42Педагогика Марии Монтессори
Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения

и самостоятельное выполнение упражнений.  Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к

ребенку. Малыш сам выбивает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме.
Основная особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей Монтессори-среды, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальнее способности.  Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику.
Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности. Одна из наиболее значительных работ Марии Монтессори называется «Дети – другие». 
Педагогика Марии МонтессориОсновные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений.  Методика Монтессори основана

Слайд 43Педагогика Марии Монтессори
Основные принципы и положения методики Монтессори состоят в

следующем: • обучение в форме игры, самостоятельная работа над упражнениями; • внимательный

и индивидуальный подход к каждому ребенку; • каждый ребенок развивается по индивидуальному графику, самостоятельно подбирает себе дидактические игрушки и регулирует продолжительность занятий; • создание специальной развивающей среды Монтессори, где дети могут и хотят проявлять свою индивидуальность; • роль педагога по методике Монтессори не обучать, а руководить самостоятельной деятельностью ребенка; • ребенку дают возможность самостоятельно найти и исправить свои ошибки; • материалы и методика Монтессори помогает развивать память, внимание, творческое и логическое мышление, воображение, речь и моторику; • коллективные Монтессори-игры и занятия помогают освоить навыки общения, бытовой деятельности, развивают самостоятельность детей; Главное в системе Монтессори – это не материалы и пособия, а сам ребенок неповторимый и уникальный. Подробнее с системой Монтессори можно познакомиться на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, и Монтессори-центров, таких как «Умные детки – сайт для заботливых пап и мам» в рубрике «Раннее развитие детей» – «Методика Марии Монтессори» (http://www.umnyedetki.ru/metodiki/montessori.html), Московская Монтессори школа (http://www.mosmontessori.ru/), «Детский развивающий центр Созведие. Методика Монтессори» (http://www.center-sozvezdie.ru/) и др.
Педагогика Марии Монтессори	Основные принципы и положения методики Монтессори состоят в следующем: • обучение в форме игры, самостоятельная

Слайд 44Метод Глена Домана
Метод Домана – серия восстанавливающих и обучающих

методик для детей с задержками развития и для детей с

полноценным развитием, разработанных Гленом Доманом и основанным им Институтом развития человеческого потенциала (The Institutes for the Achievement of Human Potential, IAHP). По мнению Домана начинать занятия по развитию своего малыша нужно с момента его рождения, тогда он будет хорошо развиваться и физически, и умственно. Глен Доман предлагает родителям, которые используют его метод раннего развития, в первый же месяц жизни малыша начинать активно заниматься с ним. Развитие математических и лингвистических способностей ребенка, по мнению Глена Домана, нужно начинать с 1 года. В этом возрасте малыш наиболее восприимчив.  Подробнее о методе Глена Домана можно узнать на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, таких как «Методика Домана» (http://www.glen-doman.ru/), «Игротека. Детские развивающие игры-флеш» в рубрике «Раннее развитие детей по методике Глена Домана» (http://www.diagora.ru/article_glen-doman.php), а также купить книги и карточки методики Глена Домана. Наиболее известные книги Домана «Как научить ребенка читать» и «Гармоничное развитие ребенка».
Метод Глена Домана 	Метод Домана – серия восстанавливающих и обучающих методик для детей с задержками развития и

Слайд 45Метод Сесиль Лупан
Основной принцип методики Сесиль Лупан – обучение должно

приносить радость и малышу, и родителям. Учиться детям должно быть

легко и интересно. Основная идея методики заключается в том, что дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса. Чрезмерная опека может заглушить творчество, а навязчивая родительская помощь станет восприниматься как нарушение границ личностного пространства. «Не старайтесь добиваться эффективности любой ценой. Не нужно считать, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с малышом, «с максимальной пользой». Необходимо по чаще предоставлять ребенка самому себе и позволять ему самостоятельно заниматься делами», – считает Лупан. Основные принципы согласно методике Сесиль Лупан: • если вы замечаете, что ваш ребенок стремится освоить новое, помогите ему; • не ограничивайте горизонт вашего ребенка; • обучение – это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет; • не надо проверять своего ребенка; • любознательность поддерживается быстротой и новизной. Подробнее о методе Глена Домана можно узнать на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, таких как «Раннее развитие детей» в рубрике «Методика Сесиль Лупан» (http://www.razumniki.ru/lupan.html), «Умные детки – сайт для заботливых пап и мам» в рубрике «Раннее развитие детей» – «Методика Сесиль Лупан» (http://www.umnyedetki.ru/metodiki/lupan.html) и др.
Метод Сесиль Лупан	Основной принцип методики Сесиль Лупан – обучение должно приносить радость и малышу, и родителям. Учиться

Слайд 46Методика Никитиных
Педагогами Еленой и Борисом Никитиными были разработаны несколько методик

раннего развития детей, среди которых наиболее распространены занятия со специальными

развивающими кубиками. Основными принципами методики Никитиных являются: 1) свобода творчества ребенка в занятиях. Дети не должны специально заниматься, делать уроки и зарядку. Они занимаются по желанию, сколько им нужно; 2) одежда должна быт легкой, обстановка в доме – спортивной, т.е. наряду с мебелью и другими предметами быта в квартире должны быть спортивные снаряды и тренажеры, нужно регулярно закаливать ребенка. Только так его физическое самочувствие позволит с большой охотой развивать уже его интеллект; 3) родители должны наблюдать за жизнью детей, обращать внимание на их успехи, совместно участвовать в играх. Они не должны препятствовать развитию ребенка и создавать благоприятные условия для их развития. Условия развития ребенка должны быть несколько опережающими. К примеру, ребенок только научился говорить, в его игрушках уже должны присутствовать буквы и цифры.
Методика Никитиных	Педагогами Еленой и Борисом Никитиными были разработаны несколько методик раннего развития детей, среди которых наиболее распространены

Слайд 47Методика Никитиных
Главная особенность развивающих игр Никитиных то, что в них

удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к

сложному с важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно. Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется – «Интеллектуальные игры». Наиболее популярные из них – развивающие игры «Сложи квадрат», «Сложи узор» и «Узелки». Прежде чем приступать к выполнению упражнений вместе с детьми, педагоги Никитины рекомендуют придерживаться ряда правил: • подбирать задания для ребенка необходимо, исходя из принципа от простого к сложному и давая в самом начале занятий наиболее легкие задания; • заставлять выполнять упражнения не нужно, ребенку должно быть интересно самому. Если интерес отсутствует, необходимо подождать пока он проявится или же способствовать этому; • не нужно очень часто выполнять с ребенком упражнения, избыток их приведет к длительной потере интереса к такой игре. Подробнее о методе Глена Домана можно узнать на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, таких как «Раннее развитие детей» в рубрике «Методика Сесиль Лупан» (http://www.razumniki.ru/nikitiny.html), «Умные детки – сайт для заботливых пап и мам» в рубрике «Раннее развитие детей» – «Методика Сесиль Лупан» (http://www.umnyedetki.ru/metodiki/nikitin.html), «Сеть магазинов игрушек» в рубрике «Развивающие игры и методика Никитина» (http://www.toyshops.ru/index.php/nikitin) и др.
Методика Никитиных	Главная особенность развивающих игр Никитиных то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения

Слайд 48Методика Николая Зайцева
Методика Зайцева, а точнее, метод обучения чтению Николая

Зайцева основан на использовании • специальных кубиков, так называемых «Кубиков Зайцева», •

таблиц, разработанных автором методики; • и аудиозаписей с пропевками столбиков и строчек таблиц под музыкальное сопровождение. Методика Зайцева обучения чтению является очень популярной, она отлично подходит для раннего развития детей, и, кроме того, она нравится самим детям. Ведь все, что от них требуется – это играть интересными, разноцветными и очень увлекательными кубиками, петь песенки. Все обучение и запоминание происходит как бы само собой, без особенных усилий и трудозатрат. Таким образом, этапы обучения ребенка по методике Николая Зайцева: 1) приобретаем (или изготавливаем самостоятельно) материал для занятий (кубики, таблицы, аудиозаписи), развешиваем таблицы; 2) поем песенки–попевки, играем в кубики, пишем слова (кубиками и на таблицах), чтение приходит само.
Методика Николая Зайцева	Методика Зайцева, а точнее, метод обучения чтению Николая Зайцева основан на использовании • специальных кубиков,

Слайд 49Методика Николая Зайцева
Плюсы методики Зайцева: 1) система позволяет учить ребенка читать

так рано, как вам этого хочется. При этом она подходит

и детям постарше, с которыми тоже можно прекрасно по ней заниматься; 2) дети могут очень легко и быстро научиться читать, при этом читать они будут бегло, без запинок, без излишних трудозатрат. При этом занимаются они обычно с большим интересом и удовольствием; 3) если ребенок никак не может освоить чтение, то занятия по этой методике могут позволить малышу быстро приобрести нужные навыки и все-таки начать читать. Методика подходит для слабовидящих, слабослышащих детей, а также для детей и взрослых, для которых русский язык не является родным; 4) методика вырабатывает определенные навыки грамотного письма; 5) система обучения, разработанная Николаем Зайцевым, развивает органы чувств малышей, и тренирует глазные мышцы. Это обусловлено тем, что таблицы расположены в разных местах помещения, они довольно крупные и требуют при работе активного движения глаз. Занятия с ними являются прекрасной профилактикой развития сколиоза и других болезней позвоночника, а песенки и по-разному звенящие кубики при этом развивают музыкальный слух и чувство ритма. Подробнее о методике Николая Зайцева можно узнать на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, таких как «Readik.ru – Обучение чтению» в рубрике «Методика Зайцева. Краткое описание» (http://www.metodikinz.ru/), «Мама для мам. Сайт о беременности и детях» в рубрике «Полезное и интересное» – «Методики раннего развития» – «Методика раннего развития Николая Зайцева» (http://www.mam2mam.ru/articles/favorites/article.php?ID=622), «Раннее развитие детей» в рубрике «Методика Николая Зайцева» (http://www.razumniki.ru/zaicev.html) и др.
Методика Николая Зайцева	Плюсы методики Зайцева: 1) система позволяет учить ребенка читать так рано, как вам этого хочется.

Слайд 50ПРОГРАММА РИСОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ К ПИСЬМУ
перерисовать круг;
перерисовать крест (+);
перерисовать овал;
нарисовать

лицо;
нарисовать квадрат;
нарисовать человека;
перерисовать треугольник;
рисовать, не заходя за две ограничительные линии;
обвести

линии;
обвести круг;
перерисовать буквы;
обвести имя;
перерисовать имя;
обвести слова;
перерисовать слова;
ПРОГРАММА РИСОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ К ПИСЬМУперерисовать круг;перерисовать крест (+);перерисовать овал;нарисовать лицо;нарисовать квадрат;нарисовать человека;перерисовать треугольник;рисовать, не заходя за

Слайд 51Программа рисования и подготовки к письму
рисование по подражанию и с

комментариями педагога («Я веду линию вниз, потом вдоль, потом –

вверх, и опять вдоль. Ты делай так же.»);
ребенок рисует квадрат после того, как ему подсказали, что для этого нужно сделать (педагог подсказывает ребенку словами: «Веди вниз, вдоль, вверх, вдоль»);
ребенок рисует квадрат после того, как педагог, взяв его руку в свою, нарисовал квадрат вместе с ним (педагог, взяв руку ребенка в свою, рисует вместе с ним квадрат, задерживая проведение линии при каждой смене направления движения руки, т.е., в углах квадрата);
ребенок соединяет 4 точки, образующие квадрат (нарисовать 4 точки на бумаге, сказать: «Я соединяю эти точки. Смотри, получился квадрат». Нарисовать еще такие же точки и подсказать ребенку, как их соединить.).
Программа рисования и подготовки к письмурисование по подражанию и с комментариями педагога («Я веду линию вниз, потом

Слайд 52Программа рисования и подготовки к письму

рисование по подражанию и с

комментариями педагога («Я веду линию вниз, потом вдоль, потом –

вверх, и опять вдоль. Ты делай так же.»);
ребенок рисует квадрат после того, как ему подсказали, что для этого нужно сделать (педагог подсказывает ребенку словами: «Веди вниз, вдоль, вверх, вдоль»);
ребенок рисует квадрат после того, как педагог, взяв его руку в свою, нарисовал квадрат вместе с ним (педагог, взяв руку ребенка в свою, рисует вместе с ним квадрат, задерживая проведение линии при каждой смене направления движения руки, т.е., в углах квадрата);
ребенок соединяет 4 точки, образующие квадрат (нарисовать 4 точки на бумаге, сказать: «Я соединяю эти точки. Смотри, получился квадрат». Нарисовать еще такие же точки и подсказать ребенку, как их соединить.).

Детям с синдромом Дауна ввиду недостаточности мелкой моторики целесообразно давать упражнения на перерисовывание по шаблону очертаний букв  и цифр, и только после этого он может попытаться нарисовать их самостоятельно. Важный момент – обучение без ошибок: достаточная практика в обведении, а затем в срисовывании. В обучении письму (рисованию) возможно перерисовывание с завязанными глазами по шаблону, предъявляемому ему предварительно. В этом случае происходит нейтрализация зрительной обратной связи от руки, ребенок сосредоточивается только на одной системе обратной связи – проприоцептивной. Такая нейтрализация позволяет закрепить «моторные программы» .

Программа рисования и подготовки к письму	рисование по подражанию и с комментариями педагога («Я веду линию вниз, потом

Слайд 53Обучение счету
Овладение навыками счета для детей с синдромом Дауна более

трудно, чем освоение чтения, что связано с необходимостью осознания абстрактной

природы числа.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ЧИСЛАМ ОТ 1 ДО 5
механический счет от 1 до 5;
счет движущихся предметов от 1 до 5;
счет фиксированных предметов от 1 до5;
счет беспорядочно движущихся предметов от 1 до 5;
счет фиксированных, но неупорядоченных предметов от1 до5;
механический счет путем называния чисел от 1 до 5;
счет и определение размеров набора из 1-5 предметов;
пересчет подмножеств набора из 1-5 предметов;
сопоставление с числами от 1 до 5;
выбор числа от 1 до 5;
называние по порядку чисел от 1 до 5;
называние в произвольном порядке чисел от 1 до 5;
счет от 1 до 5 с указанием соответствующей карточки с числом;
упорядочивание карточек с числами от1 до 5;
механический счет до предъявленного числа (от 1 до 5);
отбор карточек с числами от 1 о 5;
отбор компонентов из карточек с числами от 1 до 5;
отбор набора предметов, соответствующего карточке с числом от1 до 5;
сопоставление множеств (наборов) предметов с карточками с числами от 1 до 5.
Обучение счету 	Овладение навыками счета для детей с синдромом Дауна более трудно, чем освоение чтения, что связано

Слайд 54Обучение счету
СЧЕТ ОТ 1 ДО 10
счет движущихся предметов от 1

до 10;
счет фиксированных предметов от 1 до 10;
счет беспорядочно движущихся

предметов от 1 до 10;
счет фиксированных, но неупорядоченных предметов от 1 до 10;
механический счет путем называния чисел от 1до 10;
счет и определение предметов набора из 1-10 предметов;
пересчет подмножеств набора  из 1-10 предметов;
сопоставление с числами от 1 до 10;
выбор числа от 1 до 10;
называние по порядку чисел от 1 до 10;
называние в произвольном порядке чисел от 1 до 10;
счет от 1 до 10 с указанием соответствующей карточки с числом;
упорядочивание карточек с числами от 1 до 10;
механический счет до предъявленного числа (от 1 до 10);
отбор карточек с числами от 1 до 10;
отбор подмножеств из карточек с числами от 1 до 10;
отбор набора предметов, соответствующего карточке с числом от 1 до 10;
сопоставление множеств (наборов) предметов с карточками от 1- до 10.


Обучение счетуСЧЕТ ОТ 1 ДО 10счет движущихся предметов от 1 до 10;счет фиксированных предметов от 1 до

Слайд 55Нетрадиционные методы реабилитации детей с синдромом дауна

Нетрадиционные методы реабилитации детей с синдромом дауна

Слайд 56Иппотерапия
Езда на лошадях является хорошим средством воздействия на двигательные рефлексы

ребенка, при этом вырабатывается правильная осанка и развивается мускулатура. Обязательное

условие для иппотерапии – езда на неоседланной лошади под руководством инструктора. Кроме положительного влияния на физическое развитие, общение с лошадью влияет на психоэмоциональный уровень ребенка. 
ИппотерапияЕзда на лошадях является хорошим средством воздействия на двигательные рефлексы ребенка, при этом вырабатывается правильная осанка и

Слайд 57Йога
Эффективный метод реабилитации детей с синдромом Дауна. Однако из-за чрезмерной

подвижности суставов, специалист по йоге больше внимания уделяет увеличению мышечной

силы, развитию координации движений и силе ног. Йога оказывается замечательным средством для развития внимания, обретения знаний, обучения счету. Благодаря занятиям йогой дети учатся правильно дышать, концентрировать внимание, чувствовать свое тело и ощущать себя в пространстве. При этом даунята получают необходимую физическую нагрузку в игровой форме.
ЙогаЭффективный метод реабилитации детей с синдромом Дауна. Однако из-за чрезмерной подвижности суставов, специалист по йоге больше внимания

Слайд 58Музыкотерапия
Музыкотерапия – это лечение музыкой. К музыке невозможно остаться равнодушным,

ее любят все, дети с синдромом Дауна не являются исключением.

Благодаря движению под музыку у детей с синдромом Дауна улучшается координация движений, вырабатывается внимание, развивается память. Влияние музыки на мозг человека изучается, и уже установлено, что она оказывает на него благотворное воздействие, является прекрасным психотерапевтическим методом реабилитации.
МузыкотерапияМузыкотерапия – это лечение музыкой. К музыке невозможно остаться равнодушным, ее любят все, дети с синдромом Дауна

Слайд 59Канистотерапия
Канистерапия – лечение специально обученными собаками определенной породы, которые живут

в семье с больным ребенком, для помощи ему. Общение с

собакой помогает ребенку раскрыться, обрести уверенность в себе. Он начинает больше двигаться и говорить.

КанистотерапияКанистерапия – лечение специально обученными собаками определенной породы, которые живут в семье с больным ребенком, для помощи

Слайд 60Дельфинотерапия
Дельфинотерапия – метод реабилитации детей с синдромом Дауна с помощью

дельфинов. Дельфины очень дружелюбные существа. Они подталкивают ребенка к общению,

используя весь имеющийся у них арсенал звуков, которые воздействуют на организм ультразвуковыми, виброакустическими волнами. В результате такого воздействия происходит массаж на клеточном уровне. Влияние дельфинотерапии оказывает положительное влияние на психоэмоциональную сферу ребенка. Он становится более открытым и общительным, развивается память, внимание, речь. 
Вместе с тем, прежде чем начать заниматься любым нетрадиционным методом реабилитации с ребенком с синдромом Дауна необходимо проконсультироваться со специалистами. Подробнее об этих методах можно найти информацию на сайте «Дом советов» (http://www.domsovetof.ru/) в рубрике «Болезни» и в других источниках.
ДельфинотерапияДельфинотерапия – метод реабилитации детей с синдромом Дауна с помощью дельфинов. Дельфины очень дружелюбные существа. Они подталкивают

Слайд 61Для самых близких

Для самых близких

Слайд 62Как общаться с ребенком
• Не балуйте меня, вы меня этим

портите. Я хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все,

что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.  • Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.  • Не будьте непоследовательным. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.  • Не давайте обещаний, которых вы не можете исполнить, это поколеблет мою веру в вас.  • Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то я попытаюсь достичь еще больших «побед».  • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».  • Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.  • Не позволяйте моим «дурным привычкам» привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновляет меня на их продолжение.  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
Как общаться с ребенком• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я хорошо знаю, что не обязательно

Слайд 63Как общаться с ребенком
• Не пытайтесь обсуждать мое поведение в

самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется

в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится на много хуже. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позже.  • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяться глухим. • Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.  • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.  • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим. 
Как общаться с ребенком• Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам

Слайд 64Как общаться с ребенком
• Не защищайте меня от последствий собственных

ошибок. Я учусь на собственном опыте.  • Не обращайте слишком много

внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и буду искать информацию где-то на стороне.  • Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы не будете это делать, то вы вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.  • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.  • Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе, я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.  • Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается, а нагоняй никогда.  • Относитесь ко мне также как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь больше, подражая примерам, а не подвергаясь критике. 
Как общаться с ребенком• Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.  •

Слайд 65Януш Корчак. 10 заповедей для родителей
1. Не жди, что твой

ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь.

Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности. 3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности. 4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта. 5. Не унижай! 6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке. 7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение. 9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему. 10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Януш Корчак. 10 заповедей для родителей1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким,

Слайд 66Детей учит то, что их окружает
• если ребенка часто критикуют

– он учится осуждать; • если ребенку часто демонстрируют враждебность –

он учится драться; • если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким; • если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым; • если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым; • если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе; • если ребенка часто хвалят – он учится оценивать; • если с ребенком обычно честны – он учится справедливости; • если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить; • если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться; • если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Детей учит то, что их окружает• если ребенка часто критикуют – он учится осуждать; • если ребенку

Слайд 67Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика