Слайд 1Обучение иноязычному материалу: фонетика. Обучение умению понимать Устную Речь на
английском языке в средней школе
Лекция III.
Слайд 2План лекции
1. Формирование фонетических навыков:
1) Фонетический минимум. Требования к произношению
учащихся
2) Обучение звукам английской речи
3) Упражнения на рецепцию звуков
4) Упражнения
на репродукцию звуков
2. Обучение умению понимать УР на английском языке в средней школе
1) Лингвопсихологическая характеристика аудирования как вида РД
2) Обучение аудированию речи на английском языке в средней школе
Слайд 3Основой любой речи является звук
Устная речь первична
Все виды РД базируются
на звуках.
Овладение устной речью и чтением вслух невозможно без стойких
слухоречевых и ритмико-интонационных навыков.
Слайд 4
Обучение фонетике предусматривает овладение
всеми звуками и звукосочетаниями изучаемого ИЯ,
основными интонационными моделями (интонемами) самых распространенных типов простых и сложных
предложений.
Слайд 5критерии формирования фонетического минимума (ФМ):
По степени трудности фонетического явления.
Объектами специального усвоения при обучении речи является лишь те звуки,
которые представляют для учеников определенные трудности.
2. По критерию соответствия потребностям общения.
В минимум включаются, в первую очередь, те звуки и интонемы, которые выполняют в речи смыслоразличительную функцию.
3. По критерию нормативности.
Из ФМ для средних учебных заведений исключаются всякие отклонения от нормы, а объектом обучения выступает полный стиль образцовой литературной речи (за эталон берется речь дикторов BBC).
Слайд 6Требования к произношению учащихся
Фонематичность – степень правильности фонетического оформления речи,
достаточную для того, чтобы она была понятной для собеседника;
Скорость –
степень автоматизированности произносительных навыков, которая позволяет ученикам говорить в нормальном (средне-нормальном) темпе речи –
130-150 слов в минуту.
Слайд 7принцип апроксимации
приближенность к правильной речи
Аппроксимированное произношение – это такое произношение,
в котором, как и в литературном произношении, отсутствуют фонологические ошибки,
но которое, в отличие от литературного произношения, допускает нефонологические ошибки, то есть такие, которые не мешают пониманию.
Слайд 8Целью обучения фонетике является формирование слухоречевых и ритмико-интонационных навыков на
аппроксимированном уровне
Слухоречевые навыки – это «навыки фонемно-правильного произношения всех звуков
в речевом потоке и понимание всех звуков при аудировании речи».
Ритмико-интонационные навыки – это навыки интонационно и ритмично правильного оформления речи и соответственно понимания речи других людей.
Слайд 9фонетические навыки включают
автоматизированную рецепцию звуков (так называемый «фонематический слух»)
и интонем («интонационный слух»),
репродукцию – артикуляцию и интонирование
Все навыки
характеризуются
автоматизированностью
гибкостью
стойкостью
поэтапностью формирования
Слайд 10Обучение звукам иностранной речи
Все звуки ИР и РР условно делятся
на три группы:
1. Максимально приближенные к звукам родной речи: b,
m, s, z.
Идет позитивный перенос навыков РР в английскую. Имитации достаточно.
2. Внешне схожие, но по сути различающиеся: e, x, Í, i, l k
Очень высока интерференция. Учащиеся автоматически переносят произносительные навыки РР на английский. Это приводит не только к акценту в произношении, но и к ошибкам на уровне смысла. Здесь нужно усиленное внимание и специальная тренировка в виде разнообразных упражнений, особенно контрастных по отношению к звукам РР.
3. Звуки, которые не имеют артикуляционных или акустических аналогов в РР учащихся: θ, η, w, r, h.
Они очень трудны для усвоения, так как здесь должна сформироваться совершенно новая артикуляционная база.
Слайд 11Автоматизация действий с новыми звуками (на образцах или эталонах произношения
Слайд 12Обучение интонации
Интонация – сложный комплекс, состоящий из мелодий, фразового и
логического ударения, ритма, тембра, темпа, паузации.
Целью обучения интонации является формирование
«интонационного слуха» в аудировании, формирование ритмико-интонационных навыков в говорении и при чтении вслух. Упор необходимо делать на рецепцию!
При оценке произношения следует различать фонетические и фонологические ошибки. На фонетические в школе не обращают внимания (принцип апроксимации), ибо основная цель – общение.
Слайд 13
Аудирование – рецептивный вид РД, в основе которой
лежит
восприятие и понимание устной речи на слух в момент ее
порождения
Аудирование
может выступать как самостоятельный вид РД (длительное слушание монологического высказывания, лекции, доклада, выступления).
может входить в диалогическое общение в качестве его рецептивного компонента, причем слушающий и говорящий может попеременно меняться ролями.
может играть также роль средства обучения.
Слайд 14Лингвопсихологическая характеристика аудирования как вида РД
Психологической основой понимания УР является
процесс восприятия и узнавания человеком звуковых образов языковых явлений и
понимания из значений благодаря наличию у него речевого слуха на данном языке.
Аудирование как и говорение с психологической точки зрения представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой выделяют три уровня:
1.побудительно-мотивационный,
2.ориентировочно-исследовательский (аналитически-синтезирующий)
3. исполнительский.
Мотив аудирования: познавательно-коммуникативный интерес (потребность) в информации, содержащейся в аудируемом тексте.
Слайд 15Процесс аудирования включает фазу прогнозирования на смысловом уровне:
1. установление смысловых связей
на уровне предложения;
2. смысловые связи на уровне абзаца;
3. на уровне текста;
4. фаза смыслоформулирования.
Слайд 16Пониманию на слух помогают:
Уровень владения языка
Речевой слух
Опыт прослушивания
Информированность в предмете
Слайд 17Трудности аудирования:
Емкость памяти – возможность удерживать слушающим текст (предложение, абзац)
определенной длины и глубины (то есть синтаксической сложности).
Важно удержать
в памяти начало высказывания.
Вид аудируемой речи (живая или речь в механической записи), ситуативная диалогическая или контекстная монологическая речь, речь знакомого или незнакомого человека (диктора).
Речь при непосредственном общении vs. речь в механической записи
Ситуативная диалогическая речь vs. речь контекстная
Особенности голосовых данных диктора
4. Лингвистические трудности аудированного текста: наличие в аудированном тексте незнакомых слов, непонятного языкового материала (даты, географические названия, имена).\
5. Объем и синтаксическая сложность смысловых единиц текста
6. Трудны реалии, имена, диалектические, фонетические особенности аудируемой речи (диктор, неразборчивость, ненормативность).
Слайд 18Обучение аудированию
Цель обучения аудированию в средней школе: сформировать коммуникативное умение
аудировать различные виды речи:
живая диалогическая речь (при участии в
диалоге и при неучастии в диалогическом общении),
живая монологическая речь,
диалогическая и монологическая речь в механической записи.
Слайд 19требования Программы по иностранному языку
Учащиеся должны понимать на слух речь
в нормальном темпе в предъявлении учителя и в звукозаписи,
построенную
на программном языковом материале IV-VIII кл.,
содержащую до 2% незнакомых слов (в зависимости от класса), о значении которых можно догадаться,
длительностью звучания до 3 мин.
Слайд 20Аудирование как средство обучения
– при устной форме презентации языкового
материала,
– в устно-речевой тренировке языкового материала.
Опора на аудитивные навыки
(узнавание и понимание языковых явлений).
Узнавание начинается с восприятия. В слуховой памяти человека уже должен быть сформирован слуховой образ слова. Если такого образа нет, то и узнавания нет, или же оно неточное, неполное. Узнается отдельное слово, словосочетание, синтагма, предложение, фрагмент текста.
Помогает узнаванию и пониманию значения языкового явления контекст.
Создание прочных слуховых образов возможно лишь
при многократном восприятии языковых явлений на слух,
при выполнении аудитивных предречевых условно-речевых упражнений с использованием языковых фонетических упражнений.
Слайд 21Этапы обучения аудированию:
І этап: ориентировочно-подготовительный.
Выполняются предречевые аудитивные упражнения на
восприятие отдельных слов, ритмических групп во фразе, отдельных фраз.
Цель:
1) узнавание, 2) дифференциация, 3) формирование прочных слуховых образов языковых явлений в изолированном виде.
ІІ этап: стереотипизирующий.
Выполняются упражнения аудитивные условно-речевые.
Цель – сформировать аудитивный речевой навык и речевой слух. Упражнения
Тренируют учащихся в восприятии речи на слух,
Носят обучающий характер, то есть помогают учащимся преодолевать грамматические, лексические и смысловые трудности в связной речи, а не изолированно.
Вначале в однотипных речевых контекстах, затем в вариативных.
Слайд 22Количество упражнений
До тех пор, пока не будет обеспечена интуитивность восприятия
языкового материала, т.е.
до формирования прочных слуховых образов
формирования внутреннего
слуха восприятия иностранной речи.
Слайд 23Соотношение аудирования и говорения ….
Аудирование должно значительно опережать говорение (Б.В.
Беляев).
Говорение всегда улучшает качество аудирования (С.Ф.Шатилов)
Слайд 24система упражнений для обучения аудированию:
1. Аудирование живой речи учителя (обращение,
побуждение, вопросы);
2. аудирование монологической живой речи (рассказ учителя и учащихся);
3.
аудирование монологической речи в механической записи с опорой на наглядность (зрительный ряд);
4. аудирование монологической речи в механической записи в контексте (самое сложное);
5 аудирование диалогической речи в записи.
6. Творческие упражнения предусматривают понимание общего смысла при одноразовом прослушивании в записи.