Слайд 1Информационно - творческий проект на тему:
«Обычаи и традиции адыгов».
Цель
работы – выявить особенности и своеобразие обычаев и традиций адыгов;
ценность семейной обрядовой поэзии адыгов.
Задачи исследования:
Проследить основные традиции адыгских семей;
Рассмотреть особенности соблюдения обычаев адыгов, связанных с рождением ребенка.
Методы исследования:
анализ и синтез справочной
литературы по быту и традициям
адыгов.
Слайд 2Особенности проекта:
По характеру создаваемого продукта: информационно-творческий.
По количеству участников – личностный.
По
продолжительности – средней продолжительности: 1-2 месяца.
По содержанию – исследуют
область «ученик – природа – культурные ценности».
По профилю знаний – межпредметный проект.
По характеру координации – с открытой координацией учителем.
По уровню контактов – на уровне Муниципального образовательного учреждения с.п. Шордаково
По типу объекта проектирования – морфологическое (проектирование конкретного продукта - презентации).
Слайд 3Теоретическая и практическая значимость данной работы
Результаты работы могут быть использованы
в структуре курсов по историческому краеведению в школах и средних
специальных учебных заведениях города и района. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей родного края.
Апробация работы: материалы работы послужили для создания презентации и буклета, которые использовались на школьной конференции, на уроках окружающего мира и на уроках истории по изучению родного края и города.
Слайд 4 Численность и расселение кабардинцев
Общая численность в России — 520
тыс. человек , из них в Кабардино-Балкарии — 499 тыс., что
составляет 55 % населения республики.
Живут также в Турции, Сирии, Иордании, в странах Европы, Африки и Америки, где являются потомками вынужденных переселенцев, покинувших Кавказ в ходе Русско-Черкесской войны 1763—1864 гг. Черкесская диаспора насчитывает от 5 до 7 млн человек.
Слайд 5 Символы Кабардино-Балкарии
Флаг адыгов
Флаг
Герб
Эльбрус –седьмое чудо
России.
«Гора счастья» - гордость
жителей
КБР
90-летие государственности Кабардино-Балкарской Республики мы отметили 1.09.11г.
Истинное содержание Дня государственности заключается в умении жить в дружбе, согласии и взаимоуважении, не забывая о традициях своего народа.
Слайд 6Традиционная одежда кабардинцев
Кабардинский мужской костюм включал, как правило, черкеску с
наборным серебряным поясом и кинжалом, папаху, сафьяновые чувяки с ноговицами;
верхняя одежда — бурка, овчинная шуба. Комплекс мужской одежды сложившийся в Кабарде в период её политического расцвета 16-18 вв. был перенят] аристократией многих соседних народов Северного и Южного Кавказа, а также казаками Терека и Кубани.
Кабардинская женская одежда включала в себя шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.
Слайд 7Традиционные занятия кабардинцев
Пашенное земледелие, садоводство и отгонное скотоводство. Скотоводство представлено
главным образом коневодством, всемирную известность получила кабардинская порода лошадей. Так
же кабардинцы разводили крупный, мелкий рогатый скот и домашнюю птицу. Развиты были промыслы и ремесла: мужские — кузнечное, оружейное, ювелирное, женские — сукновальное, войлочное, золотошвейное.
Слайд 8Традиционная пища
Кабардинская кухня
Традиционная пища кабардинцев — варёная и жареная баранина, говядина,
индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушёная
и копчёная баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Традиционный праздничный напиток с умеренным содержанием алкоголя — махсыма, изготовляется из пшённой муки с солодом.
А Н И Е
В январе 1851 г. в Нальчике открылась
кабардинская школа с контингентом в 25 человек. Там учились и кабардинцы, и балкарцы, и русские, и осетины. Она просуществовала всего 10 лет, но сыграла определенную роль в приобщении горцев к развитию просвещения, содействовало формированию национальной интеллегенции. В 1906 г. в Кабарде было 38 школ. В 1923 году а Нальчике был открыт педагогический техникум , а потом в 1957 году и КБГУ. Это был первый университет на Северном-Кавказе.
Слайд 10Они в горах живут высоко,
С времен Пророка ли, Бог весть.
А
выше всех вершин Востока
Считают собственную честь!
Р. Гамзатов
Эти строки дагестанский поэт
посвятил людям преклонного возраста. Старшим по возрасту уделяется особое внимание у всех кавказских народов, не исключение и кабардинский народ.
Слайд 11Национальные танцы
«Лезгинка»
«Къафэ»
«УЖД»
«Удж хэш»
Слайд 12Религия
Древняя религия Черкесов (Адыгов) представляет собой монотеизм (единобожие) со стройной
системой поклонения Единому Богу — Великому ТХА (ТХЬЭ, ТХЬЭШХО). ТХА не
вмешивается в повседневную жизнь человека. Он — творец Законов Вселенной.
Большинство адыгов исповедуют ИСЛАМ.
Мусульманская мечеть в г. Нальчике
Слайд 13Семья
Семья – это ядро, вокруг которого организуется человеческая общность и
которое даёт жизнь другим семьям.
В исторической, этнографической науке принято делить
семьи на большие и малые.
Малая семья состоит из двух поколений: родителей и их детей.
Большие семьи всегда объединяли не меньше трёх поколений.
В основе семьи лежит взаимоуважение, которое строится на намысе и адыгагъэ между старшими и младшими.
Слайд 14Семейно бытовые обряды адыгов
Адыгские семейно-бытовые обряды условно можно подразделить на:
обряды детского цикла;
свадебные обряды ;
обряды, связанные с печальными
событиями в жизни семьи. В связи с этим адыги говорили: «Люди ради человека собираются три раза: когда рождается, когда обзаводится семьёй и когда уходит в мир иной».
И в самом деле, согласно адыгэ хабзэ, каждое из этих событий отмечают торжественно.
Слайд 15Детский цикл обрядов хабзэ
Они направлялись на то, чтобы обеспечить ребёнку
здоровье, предохранить его от злых духов, создать нормальные условия развития.
Глава семейства начинал пропитывать
длинный кожаный ремень маслом, а его
хозяйка (унэгуащэ) коптила в очажной
трубе (уэнджакъ) круглый сыр
(кхъуейплъыжь). Их примеру следовали и
другие члены семьи. Всё это делалось на
случай, если родится мальчик, чтобы
устроить обряд «подвешивание красного
сыра» (кхъейплъыжь к1эрыщ1э).
Слайд 16Детский цикл обрядов хабзэ
О том, какое внимание уделялось адыгэ хабзэ
здоровью ребёнка ещё до его рождения, свидетельствует и то, что
для будущей матери, по мере возможности, доставали все те блюда, фрукты и овощи, которые она хотела бы съесть. Считалось, что если женщина, ожидавшая ребёнка, хотела что-то съесть и это желание не исполнить, то ему, ребёнку, в жизни всегда будет недоставать того, что требовала душа его матери.
Роженице не разрешалось убивать насекомых и птиц, разжигать утром очаг, садится на предметы утвари.
Её не пускали на оплакивание умершего.
Слайд 17Детский цикл обрядов хабзэ
Наречь новорождённого именем мог каждый член семьи,
сосед и даже проезжий гость, но для всех обязательным было
то, чтобы тот, кто давал ему имя, сделал для малыша «рубашку наречённому» (ц1эф1эщ джанэ). Причём к рубашке обычно добавляли какой-нибудь подарок новорождённому и его матери. По адыгэ хабзэ было принято, если в то утро, когда в семье
появилось пополнение, во двор
заходил чужой человек, -
давать его имя мальчику.
Однако чаще имя «заготавливали»
заранее. Как правило, этим
занимались деверы, золовки
молодой матери. В обычных
случаях ребёнка могли наречь
именем давно умершего
родственника или же
какого-нибудь нарсткого
богатыря.
Слайд 18Детский цикл обрядов хабзэ
Новоиспечённый дед освежевал ягнёнка (къуэныш), собирал друзей,
главу семейства поздравляли с прибавкой, произносили здравицы (хох).
Отцу новорождённого
незаметно от старших «драли ухо», что, видимо, означало: будь достойным папой.
В семье княжеско-уоркских, как известно, детям отдавали на воспитание в «чужой дом» аталыкам, где они росли до совершеннолетия.
Было хабзэ в честь рождения мальчика вывешивать белый материал, подобно флагу, на видном месте возле ворот. Знающие этот обычай приходили к деду и бабке и поздравляли их с радостью.
О рождении оповещали также выстрелами из пистолета и ружья.
Слайд 19 Адыгэ хабзэ – это народное, коллективное творение. Его объектом является
вся бытовая жизнь адыгов в деталях. В наше время адыгэ
хабзэ следует каждый уважающий себя адыг, стремясь соблюсти все его нормы и правила.
Семейная обрядовая поэзия адыгов богата обычаями и традициями. К сожалению, часть из них на сегодняшний день утрачена. Но, как мне кажется, в скором времени возродятся забытые традиции адыгов, а также появятся новые. Ведь в этих традициях – наша история. И в наших силах её сохранить.
Слайд 20Творческая работа
Композиция из пластилиновой ленты «Юность». Многоплановый рельеф.
Моделирование из фольги
«Лезгинка»
Моделирование из ткани «Горянка»
Моделирование из бумаги
«Мой край»
Графика «Сосруко»
Слайд 21Творческая работа.
Бумагопластика «Старинный замок»
1 этап – Проектирование.
«Главный архитектор» рисует
план нашего замка.
Каждый участник делает один конструктивный элемент.
2 этап
– Подготовка рабочих чертежей. Все участники выполняют чертежи своих деталей.
3 этап – Подготовка отделочных материалов. Изготовление рельефной бумаги для оформления стен и крыш.
4 этап – Вырезание, склеивание деталей и отделка. Сборка готового замка в соответствии с планом.
Слайд 22 Библиография.
Сараби Мафедзев. «Адыгэ хабзэ. Адыги. Обычаи. Традиции». КБГУ им.
Х.М. Бербекова. Международная кафедра «Юнеско» Образование и воспитание в духе
культуры мира и прав человека», 2007г., с.219.
Материалы участников Фестиваля исследовательских и творческих работ « Портфолио»-2009. Диск 4, раздел «Краеведение». Большагина О.Д. Быт, традиции и семейные обряды казаков на Дону.
Ш.Б. Ногмов. История адыгейского народа. Нальчик, 1958г., с. 76-88.
Кабардино-русский фразеологический словарь. Сост. Б.М. Карданов. Нальчик, 1969, с.296.
Бетразов Р. Адыги. Истоки этноса. Нальчик, 1990., с 44.
Маретуков. М.А. Семья и семейный быт адыгов в прошлом и настоящем. Культура и быт адыгов. Майкоп, 1976. Вып.1, с.53.
Смирнов Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М, 1983, с.103.
Кашежев Т.П. Свадебные обряды кабардинцев.// этнографический обозреватель. М.,1892, Кн. 15. с. 82.