Слайд 1
Обзор эпохи Христологических споров
(V-VII вв.)
Слайд 2
Обзор эпохи Христологических споров
В ходе борьбы с арианством, македонианством
и другими ересями Церковь в IV веке раскрыла на Соборах
свое Тринитарное учение: в частности, учение о божественной природе Второго Лица Святой Троицы — Сына Божия и Его взаимоотношениях с Отцом и Святым Духом
На повестку дня встал Христологический вопрос, то есть вопрос об образе соединения в Лице Иисуса Христа Божественной и человеческой природе (естеств), о взаимном отношении природе, об их энергии и воле, а также связанные с этим вопросы, на-примере, о Пресвятой Богородице
Слайд 3При разъяснении Христологическаго вопроса не обошлось без ересей, волновавших Церковь
в Ѵ-ѴІІ веках
Характерной особенностью эпохи Христологических споров является чередование ересей,
являющихся, по сути, антитезами, в то время как истина Православия всегда оставалась «золотой серединой» между ними
Так, реакцией на ересь Аполлинария стало несторианство. которое в свою очередь повлекло за собой монофизитство и монофелитство
Слайд 4Возникновение богословских школ
Вместе с тем открылась промыслительность возникновения в лоне
Православия нескольких самостоятельных богословских направлении (школ)
В эпоху Христологических споров
эти направления уравновешивали друг друга: в то время как одно направление склонялось к неправомыслию, на защиту Православия вставали другое направления
Причем роли защитников Православия и отступников от него несколько раз менялись
Это было обусловлено наличием внутри каждого богословского направления позитивных, и негативных течений
Слайд 5Ересь Аполлинария
Переходным этапом богословской мысли от Тринитарных споров к
Христологическим является аполлинаризм
Аполлинарий младший (годы жизни: 305/310-380-е) был епископом
Лаодикии Приморской в Сирии
В течении долгого времени он считался поборником Никейского Символа Веры и антиарианином
Постепенно его Христологическая теория. первоначально имевшая своей целью опровергнуть арианство, начала переходить в открытую ересь
Слайд 6Суть и последствия
Для Аполлинария было непонятно, каким образом две
самостоятельные природы, Божественная и человеческая, соединяются вместе и образуют одно
существо Богочеловека
Он считал, что полный Бог и полный человек никогда не могут слиться в одну личность
Чтобы выйти из этого затруднения, он начал объяснять догмат воплощения так: Сын Божий принял только душу неразумную и тело человеческое, а вместо ума (духа) человеческого у Него было Божество (Логос)
Таким образом, Аполлинарий приписал Иисусу Христу неполную человеческую природу. Но такое учение было еретическим. Реакцией на аполлинаризм стало несторианство; в свою очередь отголоски аполлинаризма слышны были и в монофизитски ереси
Слайд 7
Несторианство
Возникло в недрах антиохийской школы, крайне представители которой не
допускали таинственности в понимании догматов веры и уклонялись в своего
рода догматическо-рациональное законничество
Предвестником несторианство стал епископ Диодор Тарсийский (ум. 391-392 гг.), учитель Феодора Мопсуестскаго и свят. Иоанна Златоуста
Епископ Диодор, выступая с опровержением Аполлинария, доказывал!-., что в Иисусе Христе человеческая природа, как до соединения. так и после соединения с Божественною, была полной и самостоятельной
Слайд 8Истоки
Но, определяя образ соединения двух полных природ, он не допускал
между ними существенного объединения
Он учил, что Бог Слово обитал в
рожденном от семени Давидова человеке, как в храме, и что от Девы родился человек, а не Бог Слово, ибо смертное рождает смертное по естеству
Отсюда, но Диодору, Иисус Христос быль простой человек, в котором обитало Божество, или который носил в себе Божество
Это учение развил епископ Феодор Мопсуестский (ок. 350-428 гг)
Слайд 9Несторий, так же был выходцем из Антиохийской школы, став в
428 году архиепископом Константинопольским, начал это учение распространять, желая сделать
его общецерковным
Причем он руководствовался необходимостью борьбы с аполлинаризмом и арианством
Пресвятую Деву Марию архиепископ Несторий предложил называть Христарадницею, и лишь с оговорками допускал наименование Богородица (Θεοτόκος)
Сторонники же Нестория вообще восстали против наименования Богородица, заявляя, что Мария была человеком, а от чсловека Богу родиться невозможно
Слайд 10Несторианская ересь, как человекопоклонническая. была осуждена на Третьем Вселенском Соборе
431 года, в Эфесе
Главным обличителем и борцом с несторианством стал
архиеп. Кирилл Александрийский
Заслуга свят. Кирилла перед православным богословием велика
Однако, его богословие давало возможности различных толкований, что и повлекло за собой возникновение из недр александрийского богословского направления — монофизитства
Слайд 11Монофизитсво
Монофизитская полемика началась в Церкви вслед за несторианской
Одним из началоположников
этих споров с монофизитской стороны стал константинопольский архимандрит Евтихий, пользовавшийся
большим авторитетом среди всего восточного монашества, но не являвшийся богословом
Возглавил монофизитов архиепископ Диоскор, вступивший на Александрийскую кафедру после смерти свят. Кирилла
Трагедия состояла в том, что как до того архиепископ Несторий видел себя приемником архипастырского «креста» святителя Иоанна Златоуста на Константинопольской кафедре, так и архиепископ Диоскор считал себя продолжателем дела святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских
Слайд 12Еще во время несторианских споров о соединении двух природ в
Иисусе Христе, возникла противоположная опасность еретического уклонения к полному слиянию
в Иисусе Христе Божественной и человеческой природе, с поглощением Божественной природой человеческой природы
Иначе сказать, — это было учение об одной Божественной природе в Иисусе Христе. Потому оно и было названо монофизитством, а его последователи — монофизиты (единородники)
Монофизитская ересь была осуждена на Четвертом Вселенском Соборе 451 года в Халкидоне
Слайд 13Четвертый Вселенский Собор отнюдь не поставил точку в христологических спорах
Подобно
тому, как Первый Вселенский Собор стал толчком для Тринитарных споров,
завершившихся лишь со Вторым Вселенским Собором, так и Четвертый Вселенский Собор повлек за собой долгие Христологические дискуссии. Христологическая тема вновь была поднята на Пятом Вселенском Соборе 553 года, в Константинополе. Здесь был нанесен новый удар по вероучительным остаткам несторианства в спорах
Слайд 14Монофилитсво
Но вскоре для Православия возникла опасность с противоположной стороны. Монофизитство
породило монофелитство, т. е. учение об одной энергии и об
одной божественной воле в Иисусе Христе, которой человечество Христа было движимо как бы автоматически
Против монофелитства мужественно подвизались свят. Софроний Иерусалимский, преп. Максим Исповедник и другие отцы. И только Шестой Вселенский Собор 680 года, состоявшейся в Константинополе, поставил точку эпохе Христологических споровъ, ниспровергнув монофелитство и утвердив Православие
Слайд 15
Положительным плодом эпохи Христологических споров стал богословский синтез, примиривший внутри
единой православной традиции противоречия различных богословских направлении. Особенно это касается
эллинско-александрийскаго и сирийско-антиохийскаго направлении