Слайд 1Организационный момент.
Происходит самопроверка домашнего задания.
Проговаривается план урока (будем заполнять бортовой
журнал, работать в группе)
Слайд 2Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в загадочное
и необычное путешествие. Но прежде, чем отправиться в путешествие, мы
должны вспомнить: что такое природная зона.
Учащийся: Природная зона – крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий, увлажнения, почв, растительности и животного мира.
Учитель: Какие главные компоненты природы необходимо рассматривать при характеристике природных зон?
Учащийся:
Рельеф
Климат
Географическое положение
Слайд 3Создание проблемной ситуации и озвучивание затруднения.
Учитель: Послушайте стихотворение и ответьте,
о чем оно?
Африка, Африка - волшебная страна
На много километров раскинулась
она.
На севере Сахара - пустынная земля,
На юге Калахари - такая же жара.
А в центре, не поверите, - там солнце круглый год,
Деревья словно мачты, лиан невпроворот,
Вода с небес прольётся, утихнет буря вмиг,
Гилеями зовётся тот удивительный мир.
А между ними степи - обширная земля
Саваннами зовутся они людьми не зря.
Африка, Африка - чудесная страна,
Была бы я волшебником поехала б туда!
Учащиеся: о природных зонах Африки
Учитель: совершенно верно. Сегодня мы будем говорить о природных зонах Африки.
Слайд 4Постановка учебных задач
Назовите природные зоны Африки, каковы особенности их размещения
на материке? (Анализ карты природных зон)
Какая связь существует между климатическими
поясами и природными зонами? (Сравнение карт природных и климатических поясов)
Назовите существенные признаки зоны экваториальных лесов, саванн, тропических пустынь.
Какова цель нашей работы на уроке?
Учащиеся формулируют цель урока:выяснить характерные особенности природных зон африки, определить причины разнообразия природных зон материка.
Учащиеся вспоминают определение “природная зона” с помощью текста учебника (крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного
Слайд 5Открытие нового знания
Учащиеся заполняют бортовой журнал “природные зоны”.
Слайд 6Учащиеся устанавливают взаимосвязь компонентов ПК, которая поможет достигнуть цели работы.
ГП-климат-растительность-животный
мир-Почва+Деятельность человека
Вывод: особенности природных зон будут определяться данными факторами
Слайд 7Исследование в процессе выполнения практической работы “Определение причин разнообразия природных
зон Африки”
Класс делится на группы. По желанию каждый выбирает характеризуемую
природную зону. Работа выполняется в таблице, причины указаваются в нижней части листа.
“Разнообразие природных зон Африки”
Слайд 8Первичное закрепление
Заслушиваются результаты исследований в группах:
Зона влажных экваториальных лесов
Зона саванн
Зона
тропических пустынь
в процессе характеристики природных зон учащиеся дополняют ответы друг
друга. На доске, в “бортовом журнале”, записыают причины формирования каждой природной зоны.
Слайд 9Самостоятельная работа с самопроверкой. Самоанализ и самоконтроль.
Учащиеся получают лист с
заданиями. В графу “ответы” учащиеся напротив каждой природной зоны ставят
цифры с характерными признаками природных зон, выбирая из 1 столбика. Время выполнения – 5 мин. Затем учащиеся проверяют работы друг друга, сдают учителю.
Слайд 10Рефлексия (подведение итога, задание на дом)
1. Какова цель урока?
2. Какие
природные зоны характерны для Африки?
3. Каковы причины разнообразия природных зон
Африки?
Учащиеся делают вывод, учитель комментирует и оценивает работу учащихся на уроке.
Домашнее задание: параграф, заполнение контурной карты “Природные зоны Африки”