Слайд 1Планирование, контроль, аналитическая деятельность
Организация методической работы.
Слайд 2«Под методической работой в ДОУ мы понимаем целостную, основанную на
достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагога, систему
взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных воспитанников».
(по М.М.Поташник)
Слайд 3Методическая работа в ДОУ
направлена на:
Создание целостного педагогического коллектива
Выбор оптимальных
технологий для организации педагогического процесса.
Должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса в
случае его отклонения от технологии, методики реализации общеобразовательной программы.
Задача:
Создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.
Слайд 4Деятельность старшего воспитателя
направлена на решение приоритетных и неотложных задач, поэтому
проектировать, определять ее содержание следует по всему составу функций управления:
информационно-аналитической, контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной
(П.И. Третьяков).
Слайд 5Социально-педагогические условия для повышения педагогического мастерства воспитателей и результативности методической
работы
1. Социальный заказ ДОУ (стратегическая цель).
2. Информационное обеспечение.
3. Учебно-методическое обеспечение.
4.
Научно-методическое обеспечение.
5. Аттестационно - диагностическое обеспечение.
6. Нормативно-правовое обеспечение.
7. Правовая защита, социально-психологическая и профессиональная поддержка.
8. Материально-техническое и финансовое обеспечение.
Слайд 6Содержание методической работы старшего воспитателя
(по П.И. Третьякову, К.Ю. Белой)
Слайд 7Профессиональные функции и умения старшего воспитателя ДОУ
Профессионально-организаторские умения:
При планировании: прогнозировать
развитие процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывать
комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения, планировать деятельность коллектива на длительный срок, методическую работу на год, месяц, собственную деятельность на длительный срок и в течение дня;
способствовать взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячных планов, отдельных заданий;
создавать условия для повышения квалификации педагогов, воспитательно-образовательной работы с детьми;
повышать собственный уровень квалификации, оттачивать свои действия и поступки в конкретных ситуациях.
Слайд 8При организации: осуществлять деятельность педагогов в соответствии с годовыми и
месячными планами, обмен опытом и информацией, эффективное воздействие коллектива на
отдельных воспитателей, методическую помощь в составлении планов и подготовке в работе с детьми, повышение квалификации воспитателей, собственную деятельность в соответствии с планом;
распределять работу между педагогами в соответствии со сложившейся ситуацией;
инструктировать в ходе выполнения работы;
обучать наиболее эффективным методам и
приемам работы с детьми;
поддерживать на высоком уровне трудовую активность в коллективе;
своевременно и правильно оформлять необходимую документацию, методические материалы, выставки для педагогов и родителей;
поддерживать четкий порядок в работе педагогов, доводить начатые дела до конца;
Слайд 9При контроле: разрабатывать схему наблюдения за воспитательно-образовательной работой с детьми,
диагностические материалы, вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в
разных возрастных группах;
наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей;
фиксировать результаты наблюдений;
анализировать результаты воспитательно-образовательной работы, детского творчества, планы и документации воспитателей;
делать выводы и заключения о состоянии воспитательно-образовательной работы с детьми;
осуществлять диагностики профессиональной компетентности педагогов, развития детей;
разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе педагогов;
обсуждать результаты контроля с воспитателями, использовать эти результаты при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива;
Слайд 10При координации: изучать педагогическое мастерство воспитателей, социально- психологические особенности членов
коллектива, процесс выполнения решений;
корректировать деятельность воспитателей на основе
анализа их работы, свою организаторскую деятельность;
анализировать целенаправленность и эффективность воздействия на воспитателей;
регулировать ход воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, действия членов коллектива;
ориентироваться в сложившейся ситуации;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении работы;
Слайд 11При общении: владеть собой в критических ситуациях;
предвидеть
конфликты и предотвращать их;
изучать взаимоотношения воспитателей при
выполнении работы;
правильно воспринимать критику и учитывать ее своей деятельности;
понимать и оценивать возможности воспитателей и других сотрудников;
ориентироваться во взаимоотношениях людей;
строить свои взаимоотношения с коллективом на основе доверия и сотрудничества;
устанавливать правильные отношения с заведующими и работниками управления образованием;
выбирать и использовать наиболее действенные меры организационного и воспитательного воздействия по отношению к отдельным воспитателям;
учитывать особенности психологического климата в коллективе.
Слайд 12Социальные функции старшего воспитателя:
1. Знакомит педагогический коллектив с законодательством
Российской Федерации, указами Президента РФ, постановлением правительства и др.
Форма реализации:
Выступает
с докладами, оформляет выставки, раскрывающие основные положения законодательства и его организацию;
Обеспечивает методический кабинет необходимыми документами;
Организует конференции, консультации.
Слайд 132. Осуществляет пропаганду достижений в общественном воспитании, тенденции его развития.
Форма
реализации:
Консультации, беседы, выставки литературы для педагогов.
Выступает с докладами перед
работниками дошкольного учреждения, родителями, населением, района;
Организует выставки для родителей и сотрудников; встречи с заслуженными работниками дошкольного воспитания, новаторами, учеными.
Слайд 143. Участвует в общественной работе в дошкольном учреждении, района
и др.
Форма реализации:
Участвует в рейдах по подведению итогов смотров работы
педагогов; обсуждение результатов работы;
Выполняет выборную общественную работу;
Входит в состав Совета педагогов, педагогический актив дошкольных работников школы, района и т.д.
Слайд 15Деятельность старшего воспитателя по управлению педагогическим процессом:
Обеспечивает и контролирует выполнение
общеобразовательной программы ДОУ и добивается ее реализации;
Направляет и контролирует работу
педагогов;
Оказывает методическую помощь педагогам
Слайд 16Методическое обеспечение педагогического процесса старшим воспитателем:
Повышение квалификации кадров;
Работа методического кабинета;
Опытно-экспериментальная
работа;
Пропаганда педагогических знаний среди родителей;
Преемственность в работе воспитателей и учителей
начальной школы.
Слайд 17Структура, формы и методы методической работы.
Методы методической работы - это
упорядоченные способы деятельности по достижению целей.
Форма - это внутренняя организация
содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.
Слайд 18По формам методическая работа делится на групповые и индивидуальные.
К групповым
формам относятся: участие педагогов в методических объединениях района, ДОУ; организация
теоретических и научно – практических конференций; педсоветы.
К индивидуальным относятся индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование.
Слайд 19Выбор форм и методов
целями и задачами ДОУ;
количественным и качественным
составом коллектива;
сравнительной эффективностью форм и методов работы;
особенностями образовательного
процесса;
материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;
реальными возможностями;
передовым опытом и научными рекомендациями.
Слайд 20Эффективны формы
педсовет.
семинары, семинары-практикумы
открытые просмотры эффективны.
медико-педагогические совещания.
консультации
.
работа творческой группы.
Слайд 21Внешнее повышение квалификации происходит:
за счет посещения курсов повышения квалификации;
обучение в учебных заведениях;
участие в работе методических объединений района.
Внутреннее повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в ДОУ:
участие в работе совета педагогов;
обучение на семинарах и семинарах-практикумах;
консультирование и др.
Слайд 22Планирование методической работы.
осуществляется на аналитической основе:
анализ внешней среды ДОУ
(учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, областного, районного, уровней);
анализ состояния ДОУ (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими общеобразовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);
цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.