Слайд 1Организация учебной деятельности
Актуальные проблемы
Лекция
Слайд 2Образовательный процесс в образовательной организации
Вопросами обучения занимается наука –дидактика –
педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов, организационных
форм.
Образование в школе подготавливает обучающегося к продолжению обучения с целью получения профессии.
Образование в СПО и ВО направлено на подготовку обучающегося к профессиональной деятельности и получению квалификации.
Образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ (ФЗ). Это определение указывает что образовательная организация – субъект учебной деятельности.
Слайд 3Образовательный процесс в образовательной организации
В основе учения как деятельности лежат
психологические теории. Наиболее используемые в современном образовательном процессе:
Деятельностная теория (А.Н.
Леонтьев, С.Л. Рубинштейн)
Гуманистическая психология (К.Р. Роджерс, А.Х. Маслоу)
Слайд 4Образовательный процесс в образовательной организации
А.Н. Леонтьев в 40-50 годах 20
века охарактеризовал подходы к анализу деятельности – смысловой и технологический.
Смысловой
– описание деятельности дается через отношение активности человека к его мотивам
Технологический – деятельность последовательно декомпозируется на действия и операции, осуществление которых необходимо для успеха деятельности. Обучающийся выполняет логические и творческие операции в процессе обучения, в рамках программы. При этом его деятельность носит управляемый и осмысленный характер.
Преподаватель – модератор учебной деятельности обучающегося: он определяет ее цели, содержание и формы, создает условия и мотивирует к деятельности.
Слайд 5Образовательный процесс в образовательной организации
К. Роджерс трактует учебную деятельность обучающегося
как самостоятельную, в которой он играет ведущую роль.
Учебная деятельность –
самоуправляемое структурирование личного опыта в целях саморазвития.
Преподаватель – направляющий, помогающий обучающемуся в формировании траектории его учебной деятельности
Слайд 6Образовательный процесс в образовательной организации
Педагог организует ситуацию обучения. Его функции:
Делает
возможным и поддерживает процесс самостоятельного приобретения обучающимися компетенций
Разрабатывает процесс обучения
и способствует его успешному протеканию с использованием обучающих вопросов и заданий
Консультирует обучающихся в ходе планирования и выполнения заданий
Указывает на возможные действия
Делает источники информации доступными
Указывает на критерии проверки и консультирует в ходе проверки результатов
Преподаватель следует принципу минимальной помощи. Вмешивается в изучение и рабочий процесс только если для обучающихся невозможно самостоятельно решить учебную ситуацию.
Обучающиеся приобретают более активную позицию, они планируют и действуют. Основные характеристики учебной деятельности обучающихся при таком подходе: мотивированность, осмысленность, самостоятельность.
Слайд 7Образовательный процесс в образовательной организации: этапы
Этап 1 - Целеполагание –
первый и один из важнейших и сложных этапов в организации
образовательного процесса.
Цель – это результат, которого должны достичь обучающиеся после определенного этапа обучения.
Цели должны быть практико-ориентированными и диагностичными.
Должны идти «от действия» и формулироваться в форме глагола, характеризующего деятельность учеников (воспроизводить, узнавать, определять, формулировать, наблюдать, изображать, показывать, раскрывать, демонстрировать, комбинировать, применять, решать, моделировать, прогнозировать, анализировать).
Эти глаголы в формулировки целей будут основными. Глаголы, характеризующие действия учителя имеет второстепенное значение (Сформировать умение наблюдать, Продолжить развитие умения анализировать)
Слайд 8Образовательный процесс в образовательной организации: этапы
Работа по целеполаганию позволяет продумать
и структурировать содержание учебного материала, выстроить логические связи между разделами
и темами, теорией и практикой.
Этап 2 - Проектирование структуры учебного курса – этап планирования. Собирается и систематизируется содержательный материал (информационный - учебники, практический - задания, методический – пособия и контрольные).
Планирование учебного курса бывает годовое (КТП), текущее (тема), оперативное (занятие).
Слайд 9Образовательный процесс в образовательной организации: этапы
Этап 3 – реализация образовательного
процесса:
Актуализация (активизация внимания, цель)
Изучение нового материала
Первичное закрепление
Комплексное применение знаний и
умений
Обобщение и систематизация знаний, способов деятельности
Оценка, коррекция
Это общая дидактическая схема занятия.
Основная задача педагога в рамках данной схемы – освоение учебного материала каждым обучающимся до продуктивного уровня.
Типы занятий:
Урок
Лекция
Семинар
Практическая работа
Лабораторная работа
Консультация
Контроль
Обобщение
Учебная экскурсия
Слайд 10Образовательный процесс в образовательной организации: этапы
Этап 4 – рефлексия: анализ
эффективности реализации учебного процесса.
Это может быть отдельное занятие и работа
учителя в течение года, четверти, полугодия.
Важно систематически корректировать свою деятельность по реализации образовательного процесса, и учебную деятельность обучающихся.
Слайд 11Субъекты образовательного процесса
Субъект педагогического процесса – участник, который причастен к
педагогическому целеполаганию.
Субъектная позиция обучающегося не только активного исполнителя, но
и организатора и инициатора значимой для него деятельности. Предполагается участие обучающегося в целеполагании (ФГОС), планировании, рефлексии.
Личность, выступающая как субъект обучения способна самостоятельно планировать, выстраивать, оценивать действия.
Слайд 12Субъекты образовательного процесса
В образовательном процессе необходим учет возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся.
Типичные характеристики обучающихся химии, биологии, географии 5-9 и
10-11 классов:
- формирование мировоззрения, гражданской позиции, поиск профессионального пути
- формирование внутренней позиции личности
- формирование познавательных интересов
- снижение авторитета старших
- влияние особенности семейных ситуаций
- низкая степень мотивации к учению
Слайд 13Субъекты образовательного процесса
Важно управление учебной мотивацией обучающихся. Формула: «осмысленность +
перспективность».
Мотивация на этапе целеполагания:
- совместная постановка целей учения
- оказание
помощи обучающимся в постановке целей учения (достижимых, конкретных, измеримых)
- помощь в планировании конкретных шагов в достижении целей, обсуждение плана действий
- помощь в самоанализе
«Открытый вариант контрольной работы», «Эмоциональные приемы» (коммуникативная атака, интрига, провокация)
Слайд 14Субъекты образовательного процесса
Приемы формирования учебной мотивации в естественнонаучном образовании:
1. Внешняя
организация и принуждение: требование, единый режим работы, угроза, оценка, отметка,
зачетная система, алгоритм, частый контроль, опрос, рабочие тетради, опорный материал, высокий темп, большой объем, деятельностный подход
2. Интеллектуальные: сложные задания, межпредметность, противоречия в материале, диалоги, проблемы, творческие задания, ситуация выбора заданий, дифференциация, исследовательские методы, обсуждение гипотез
3. Эмоциональные: интрига, провокация, наглядность, умышленная ошибка, нестандартные задания, театрализация, неожиданность, эстетика, видео, цитата, факт, новость, анонс, эпиграф, ситуация успеха
4. Социальные: работа в группах, соревнование, игры, Обсуждение, интерактив, личный опыт, презентация, взаимоконтроль и взаимообучение, самоконтроль, роли, руководство
5. Прагматические: достижение конкретных результатов, оценка, поощрение, практическая направленность, отсылка к важности материала для будущего, амбиции, ситуация успеха.
Слайд 15Субъекты образовательного процесса
Педагогические роли преподавателя естественнонаучных предметов
1. Организатор: планирует, распределяет,
создает условия, находит ресурсы
2. Координатор: обеспечивает взаимодействие всех участников
3.
Консультант: отвечает на вопросы, обеспечивает доступ к ресурсам
4. Эксперт: анализирует и оценивает результаты работы
5. Тьютор: помогает в решении проблем и преодолении препятствий, направляет к достижению цели
6. Мастер: обучает, демонстрирует образцы собственной деятельности и результаты
7. Партнер: участвует в групповой и командной работе
Слайд 16Методы обучения и образовательные технологии
Оба понятия достаточно близки. «Метод» как
термин и понятие сформировался раньше.
Метод – способ организации взаимодействия между
педагогом и обучающимся, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и освоение практического опыта, предусмотренных содержанием.
Прием обучения – кратковременное взаимодействие между учителем и учениками направленное на решение конкретной (узкой) задачи учебного процесса. Прием составная часть метода.
Классификации разнообразны. Самый старый метод – «обучение через подражание» – для сложных задач не подходит. «Пошаговый» метод – подготовка-выполнение преподавателем-повторение обучающимися-применение в учебной (реальной) ситуации.
Методы:
По источнику информации - словесный, наглядный практический
По характеру учебной деятельности – репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный
Современные педтехнологии:
Кейс-стади
Игра
Тренинг
Проект
Краш-тест
Слайд 17Образовательная среда и средства обучения
Образовательная среда – специально организованное пространство
для освоения разных видов и форм человеческой деятельности, где учащийся
овладевает не только научным знанием, но и опытом эмоционально-ценностного отношения к окружающему.
Образовательная среда – система возможностей, влияний и условий развития личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении человека.
Слайд 18Образовательная среда и средства обучения
Структура образовательной среды:
1. Физический, пространственно-предметный компонент:
архитектура, интерьер, размер, оснащение, ТСО, наглядные и раздаточные материалы
2. Человеческий,
социально-контактный компонент: скученность, персональное и межличностное пространство, личностные особенности обучающихся, статусы, роли, половозрастные, этно-конфессиональные особенности, традиции, нормы ОУ, психологическая атмосфера
3. Дидактический, программно-методический компонент: структура деятельности обучающихся в течение дня, формы организации занятий, стиль преподавания, характер контроля, оценки, содержание программ обучения, характер внеурочной деятельности, степень индивидуализации обучения
Слайд 19Образовательная среда и средства обучения
Суммарным критерием качества развивающей образовательной среды
является способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему
возможностей для эффективного личностного саморазвития.
Принципы организации образовательной среды:
- системности и целостности
- открытости
- актуальности
- инновационности
- коллективного использования ресурсов