Разделы презентаций


Организация учебной деятельности

Содержание

Образовательный процесс в образовательной организацииВопросами обучения занимается наука –дидактика – педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов, организационных форм.Образование в школе подготавливает обучающегося к продолжению обучения с целью получения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Организация учебной деятельности
Актуальные проблемы
Лекция

Организация учебной деятельностиАктуальные проблемыЛекция

Слайд 2Образовательный процесс в образовательной организации
Вопросами обучения занимается наука –дидактика –

педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов, организационных

форм.
Образование в школе подготавливает обучающегося к продолжению обучения с целью получения профессии.
Образование в СПО и ВО направлено на подготовку обучающегося к профессиональной деятельности и получению квалификации.
Образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ (ФЗ). Это определение указывает что образовательная организация – субъект учебной деятельности.
Образовательный процесс в образовательной организацииВопросами обучения занимается наука –дидактика – педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его

Слайд 3Образовательный процесс в образовательной организации
В основе учения как деятельности лежат

психологические теории. Наиболее используемые в современном образовательном процессе:
Деятельностная теория (А.Н.

Леонтьев, С.Л. Рубинштейн)
Гуманистическая психология (К.Р. Роджерс, А.Х. Маслоу)
Образовательный процесс в образовательной организацииВ основе учения как деятельности лежат психологические теории. Наиболее используемые в современном образовательном

Слайд 4Образовательный процесс в образовательной организации
А.Н. Леонтьев в 40-50 годах 20

века охарактеризовал подходы к анализу деятельности – смысловой и технологический.
Смысловой

– описание деятельности дается через отношение активности человека к его мотивам
Технологический – деятельность последовательно декомпозируется на действия и операции, осуществление которых необходимо для успеха деятельности. Обучающийся выполняет логические и творческие операции в процессе обучения, в рамках программы. При этом его деятельность носит управляемый и осмысленный характер.
Преподаватель – модератор учебной деятельности обучающегося: он определяет ее цели, содержание и формы, создает условия и мотивирует к деятельности.
Образовательный процесс в образовательной организацииА.Н. Леонтьев в 40-50 годах 20 века охарактеризовал подходы к анализу деятельности –

Слайд 5Образовательный процесс в образовательной организации
К. Роджерс трактует учебную деятельность обучающегося

как самостоятельную, в которой он играет ведущую роль.
Учебная деятельность –

самоуправляемое структурирование личного опыта в целях саморазвития.
Преподаватель – направляющий, помогающий обучающемуся в формировании траектории его учебной деятельности
Образовательный процесс в образовательной организацииК. Роджерс трактует учебную деятельность обучающегося как самостоятельную, в которой он играет ведущую

Слайд 6Образовательный процесс в образовательной организации
Педагог организует ситуацию обучения. Его функции:
Делает

возможным и поддерживает процесс самостоятельного приобретения обучающимися компетенций
Разрабатывает процесс обучения

и способствует его успешному протеканию с использованием обучающих вопросов и заданий
Консультирует обучающихся в ходе планирования и выполнения заданий
Указывает на возможные действия
Делает источники информации доступными
Указывает на критерии проверки и консультирует в ходе проверки результатов
Преподаватель следует принципу минимальной помощи. Вмешивается в изучение и рабочий процесс только если для обучающихся невозможно самостоятельно решить учебную ситуацию.
Обучающиеся приобретают более активную позицию, они планируют и действуют. Основные характеристики учебной деятельности обучающихся при таком подходе: мотивированность, осмысленность, самостоятельность.
Образовательный процесс в образовательной организацииПедагог организует ситуацию обучения. Его функции:Делает возможным и поддерживает процесс самостоятельного приобретения обучающимися

Слайд 7Образовательный процесс в образовательной организации: этапы
Этап 1 - Целеполагание –

первый и один из важнейших и сложных этапов в организации

образовательного процесса.
Цель – это результат, которого должны достичь обучающиеся после определенного этапа обучения.
Цели должны быть практико-ориентированными и диагностичными.
Должны идти «от действия» и формулироваться в форме глагола, характеризующего деятельность учеников (воспроизводить, узнавать, определять, формулировать, наблюдать, изображать, показывать, раскрывать, демонстрировать, комбинировать, применять, решать, моделировать, прогнозировать, анализировать).
Эти глаголы в формулировки целей будут основными. Глаголы, характеризующие действия учителя имеет второстепенное значение (Сформировать умение наблюдать, Продолжить развитие умения анализировать)
Образовательный процесс в образовательной организации: этапыЭтап 1 - Целеполагание – первый и один из важнейших и сложных

Слайд 8Образовательный процесс в образовательной организации: этапы
Работа по целеполаганию позволяет продумать

и структурировать содержание учебного материала, выстроить логические связи между разделами

и темами, теорией и практикой.
Этап 2 - Проектирование структуры учебного курса – этап планирования. Собирается и систематизируется содержательный материал (информационный - учебники, практический - задания, методический – пособия и контрольные).
Планирование учебного курса бывает годовое (КТП), текущее (тема), оперативное (занятие).
Образовательный процесс в образовательной организации: этапыРабота по целеполаганию позволяет продумать и структурировать содержание учебного материала, выстроить логические

Слайд 9Образовательный процесс в образовательной организации: этапы
Этап 3 – реализация образовательного

процесса:
Актуализация (активизация внимания, цель)
Изучение нового материала
Первичное закрепление
Комплексное применение знаний и

умений
Обобщение и систематизация знаний, способов деятельности
Оценка, коррекция
Это общая дидактическая схема занятия.
Основная задача педагога в рамках данной схемы – освоение учебного материала каждым обучающимся до продуктивного уровня.
Типы занятий:
Урок
Лекция
Семинар
Практическая работа
Лабораторная работа
Консультация
Контроль
Обобщение
Учебная экскурсия

Образовательный процесс в образовательной организации: этапыЭтап 3 – реализация образовательного процесса:Актуализация (активизация внимания, цель)Изучение нового материалаПервичное закреплениеКомплексное

Слайд 10Образовательный процесс в образовательной организации: этапы
Этап 4 – рефлексия: анализ

эффективности реализации учебного процесса.
Это может быть отдельное занятие и работа

учителя в течение года, четверти, полугодия.
Важно систематически корректировать свою деятельность по реализации образовательного процесса, и учебную деятельность обучающихся.
Образовательный процесс в образовательной организации: этапыЭтап 4 – рефлексия: анализ эффективности реализации учебного процесса.Это может быть отдельное

Слайд 11Субъекты образовательного процесса
Субъект педагогического процесса – участник, который причастен к

педагогическому целеполаганию.
Субъектная позиция обучающегося не только активного исполнителя, но

и организатора и инициатора значимой для него деятельности. Предполагается участие обучающегося в целеполагании (ФГОС), планировании, рефлексии.
Личность, выступающая как субъект обучения способна самостоятельно планировать, выстраивать, оценивать действия.
Субъекты образовательного процессаСубъект педагогического процесса – участник, который причастен к педагогическому целеполаганию. Субъектная позиция обучающегося не только

Слайд 12Субъекты образовательного процесса
В образовательном процессе необходим учет возрастных и индивидуальных

особенностей обучающихся.
Типичные характеристики обучающихся химии, биологии, географии 5-9 и

10-11 классов:
- формирование мировоззрения, гражданской позиции, поиск профессионального пути
- формирование внутренней позиции личности
- формирование познавательных интересов
- снижение авторитета старших
- влияние особенности семейных ситуаций
- низкая степень мотивации к учению

Субъекты образовательного процессаВ образовательном процессе необходим учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Типичные характеристики обучающихся химии, биологии,

Слайд 13Субъекты образовательного процесса
Важно управление учебной мотивацией обучающихся. Формула: «осмысленность +

перспективность».
Мотивация на этапе целеполагания:
- совместная постановка целей учения
- оказание

помощи обучающимся в постановке целей учения (достижимых, конкретных, измеримых)
- помощь в планировании конкретных шагов в достижении целей, обсуждение плана действий
- помощь в самоанализе
«Открытый вариант контрольной работы», «Эмоциональные приемы» (коммуникативная атака, интрига, провокация)


Субъекты образовательного процессаВажно управление учебной мотивацией обучающихся. Формула: «осмысленность + перспективность». Мотивация на этапе целеполагания:- совместная постановка

Слайд 14Субъекты образовательного процесса
Приемы формирования учебной мотивации в естественнонаучном образовании:
1. Внешняя

организация и принуждение: требование, единый режим работы, угроза, оценка, отметка,

зачетная система, алгоритм, частый контроль, опрос, рабочие тетради, опорный материал, высокий темп, большой объем, деятельностный подход
2. Интеллектуальные: сложные задания, межпредметность, противоречия в материале, диалоги, проблемы, творческие задания, ситуация выбора заданий, дифференциация, исследовательские методы, обсуждение гипотез
3. Эмоциональные: интрига, провокация, наглядность, умышленная ошибка, нестандартные задания, театрализация, неожиданность, эстетика, видео, цитата, факт, новость, анонс, эпиграф, ситуация успеха
4. Социальные: работа в группах, соревнование, игры, Обсуждение, интерактив, личный опыт, презентация, взаимоконтроль и взаимообучение, самоконтроль, роли, руководство
5. Прагматические: достижение конкретных результатов, оценка, поощрение, практическая направленность, отсылка к важности материала для будущего, амбиции, ситуация успеха.
Субъекты образовательного процессаПриемы формирования учебной мотивации в естественнонаучном образовании:1. Внешняя организация и принуждение: требование, единый режим работы,

Слайд 15Субъекты образовательного процесса
Педагогические роли преподавателя естественнонаучных предметов
1. Организатор: планирует, распределяет,

создает условия, находит ресурсы
2. Координатор: обеспечивает взаимодействие всех участников
3.

Консультант: отвечает на вопросы, обеспечивает доступ к ресурсам
4. Эксперт: анализирует и оценивает результаты работы
5. Тьютор: помогает в решении проблем и преодолении препятствий, направляет к достижению цели
6. Мастер: обучает, демонстрирует образцы собственной деятельности и результаты
7. Партнер: участвует в групповой и командной работе
Субъекты образовательного процессаПедагогические роли преподавателя естественнонаучных предметов1. Организатор: планирует, распределяет, создает условия, находит ресурсы2. Координатор: обеспечивает взаимодействие

Слайд 16Методы обучения и образовательные технологии
Оба понятия достаточно близки. «Метод» как

термин и понятие сформировался раньше.
Метод – способ организации взаимодействия между

педагогом и обучающимся, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и освоение практического опыта, предусмотренных содержанием.
Прием обучения – кратковременное взаимодействие между учителем и учениками направленное на решение конкретной (узкой) задачи учебного процесса. Прием составная часть метода.
Классификации разнообразны. Самый старый метод – «обучение через подражание» – для сложных задач не подходит. «Пошаговый» метод – подготовка-выполнение преподавателем-повторение обучающимися-применение в учебной (реальной) ситуации.
Методы:
По источнику информации - словесный, наглядный практический
По характеру учебной деятельности – репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный
Современные педтехнологии:
Кейс-стади
Игра
Тренинг
Проект
Краш-тест

Методы обучения и образовательные технологииОба понятия достаточно близки. «Метод» как термин и понятие сформировался раньше.Метод – способ

Слайд 17Образовательная среда и средства обучения
Образовательная среда – специально организованное пространство

для освоения разных видов и форм человеческой деятельности, где учащийся

овладевает не только научным знанием, но и опытом эмоционально-ценностного отношения к окружающему.
Образовательная среда – система возможностей, влияний и условий развития личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении человека.
Образовательная среда и средства обученияОбразовательная среда – специально организованное пространство для освоения разных видов и форм человеческой

Слайд 18Образовательная среда и средства обучения
Структура образовательной среды:
1. Физический, пространственно-предметный компонент:

архитектура, интерьер, размер, оснащение, ТСО, наглядные и раздаточные материалы
2. Человеческий,

социально-контактный компонент: скученность, персональное и межличностное пространство, личностные особенности обучающихся, статусы, роли, половозрастные, этно-конфессиональные особенности, традиции, нормы ОУ, психологическая атмосфера
3. Дидактический, программно-методический компонент: структура деятельности обучающихся в течение дня, формы организации занятий, стиль преподавания, характер контроля, оценки, содержание программ обучения, характер внеурочной деятельности, степень индивидуализации обучения
Образовательная среда и средства обученияСтруктура образовательной среды:1. Физический, пространственно-предметный компонент: архитектура, интерьер, размер, оснащение, ТСО, наглядные и

Слайд 19Образовательная среда и средства обучения
Суммарным критерием качества развивающей образовательной среды

является способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему

возможностей для эффективного личностного саморазвития.
Принципы организации образовательной среды:
- системности и целостности
- открытости
- актуальности
- инновационности
- коллективного использования ресурсов

Образовательная среда и средства обученияСуммарным критерием качества развивающей образовательной среды является способность этой среды обеспечить всем субъектам

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика