Слайд 1ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Гарантии в юридическом смысле — условия
и средства обеспечения прав.
Слайд 2ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Двумя самыми распространенными видами гарантий являются:
•
гарантии-средства;
• гарантии-условия.
Гарантии-средства - представляют собой конкретные способы реализации и защиты
прав.
Гарантии-условия — создают предпосылки к осуществлению гражданами своих прав. Они создают правовое, экономическое, социальное и культурное пространство, действуя в котором, человек может осуществлять свои права. Такие гарантии должны функционировать постоянно, раньше чем отдельный граж-
данин воспользуется принадлежащим ему правом.
Слайд 3ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Наиболее распространенная классификаиия гарантий заключает-
ся в
их разделении на три группы:
• общие гарантии;
• правовые гарантии;
• организационные
гарантии.
Слайд 4ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Гарантии местного самоуправления — система условий
и средств, обеспечивающих осуществление местного самоуправления и соответственно реализацию прав
каждого гражданина РФ на местное самоуправление.
Слайд 5ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Гарантии местного самоуправления делятся на:
• общие
гарантии;
• правовые (юридические) гарантии.
Общие гарантии всегда закреплены юридически. К ним
относятся:
• экономические гарантии;
политические гарантии;
• социальные гарантии;
• духовные гарантии.
Слайд 6ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Для науки муниципального права наибольший интерес
пред-
ставляют правовые гарантии местного самоуправления, то есть гарантии, закрепленные в
нормативно-правовых актах различной юридической силы.
Слайд 7ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Правовые гарантии местного самоуправления можно подразделить
на две большие группы:
• гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность
местного самоуправления;
• гарантии,
обеспечивающие финансово-экономическую самостоя-
тельность местного самоуправления.
Слайд 8ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Кроме правовых гарантий в широком смысле,
то есть гарантий,
закрепленных в нормативно-правовых актах, в науке муници-
пального права
выделяют так называемые правовые гарантии в
узком смысле — судебные гарантии и иные формы юридической защиты местного самоуправления.
Слайд 9ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность
местного самоуправления, —
закрепляемые законодательством
о местном самоуправлении организационные основы местного
самоуправления, принципы определения компетенции
органов ме-
стного самоуправления
Слайд 10ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
К гарантиям, обеспечивающим организационную самостоятельность местного
самоуправления, относятся.
• конституционное положение (ст. 12 Конституции РФ) о том,
что
органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти)
• право населения муниципального образования самостоятельно
определять структуры органов местного самоуправления;
• собственная компетенция органов местного самоуправления;
Слайд 11ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
К гарантиям, обеспечивающим организационную самостоятельность местного
самоуправления, относятся.
• собственная символика муниципальных образований, отражаю-
щая исторические и иные
местные традиции;
• обязательность учета мнения населения при изменении границ
муниципального образования;
• законодательно установленные пределы и порядок государственного
контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Слайд 12ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Система гарантий финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления
основывается на следующих принципах.
• муниципальная собственность как одна из признаваемых
законом форм собственности защищается государством]
• право управления и распоряжения муниципальной собственно-
стью принадлежит исключительно муниципальному образованию;
• предусмотренная законом возможность создания органами мест-
ного самоуправления муниципальных коммерческих и некоммерче-
ских организаций
Слайд 13ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Система гарантий финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления
основывается на следующих принципах.
обязанность органов государственной власти передавать необходимые финансовые
средства для реализации органами местного самоуправления делегированных им полномочий;
• самостоятельность органов местного самоуправления при формировании, утверждении и исполнении местного бюджета;
• самостоятельное участие муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях.
Слайд 14ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Судебная защита как гарантия
местного самоуправления
Среди гарантий
местного самоуправления выделяются так на-
зываемые правовые гарантии в узком смысле,
то есть возможность юридической защиты местного самоуправления.
В данной группе гарантий местного самоуправления главное
место отведено судебной защите местного самоуправления.
Согласно ст. 11 Европейской хартии местного самоуправления
органы местного самоуправления должны иметь право на су-
дебную защиту для обеспечения свободного осуществления
ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Консти-
туции или внутреннем законодательстве принципов местного
самоуправления.
Слайд 15ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Судебная защита как гарантия
местного самоуправления
В рамках
судебной защиты местного самоуправления с иском в
суд могут обратиться:
• граждане,
проживающие на территории муниципального образо-
вания;
• органы местного самоуправления;
• должностные лица местного самоуправления.
Слайд 16ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Судебная защита как гарантия
местного самоуправления
В судебном
порядке могут быть обжалованы:
• нормативно-правовые акты;
• индивидуальные акты.
В судебном порядке
могут быть отменены акты, нарушающие
права местного самоуправления:
• органов государственной власти;
• государственных должностных лиц;
• органов местного самоуправления;
• должностных лиц местного самоуправления;
• предприятий, учреждений и организаций;
• общественных объединений.
Слайд 17ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Судебная защита как гарантия
местного самоуправления
Обращение с
зашитой прав местного самоуправления может быть подано в соответствии с
правилами подсудности в:
• суд общей юрисдикции;
• арбитражный суд.
Порядок принятия искового заявления, его рассмотрения и вы-
несения решения регулируется нормами Гражданско-процес-
суального кодекса РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ (от 30.06.2003) и
Арбитражно-процессуального кодексов РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ.
Слайд 18ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Контроль за деятельностью органов
местного самоуправления
Европейская хартия
местного самоуправления устанавливает ряд
общих принципов, на основании которых осуществляется ад-
министративный
контроль за деятельностью органов местного самоуправления. Его основные приниипы:
• любой административный контроль за органами местного са-
моуправления может осуществляться только в порядке и слу-
чаях, предусмотренных конституцией или законом;
• любой административный контроль за деятельностью органов
местного самоуправления, как правило, предназначен лишь
для обеспечения законности и соблюдения конституционных
принципов;
Слайд 19ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Контроль за деятельностью органов
местного самоуправления
Европейская хартия
местного самоуправления устанавливает ряд
общих принципов, на основании которых осуществляется ад-
министративный
контроль за деятельностью органов местного самоуправления. Его основные приниипы:
• административный контроль может осуществляться вышестоящи-
ми органами власти при выполнении органами местного само-
управления делегированных им задач;
• административный контроль за органами местного самоуправ-
ления осуществляется таким образом, чтобы степень вмешательст-
ва контролирующего органа была соразмерна значимости интере-
сов, которые это вмешательство имеет в виду защитить.
Слайд 20ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Контроль за деятельностью органов
местного самоуправления
Осуществление контроля
за деятельностью органов местного
самоуправления не должно нарушать принципа самостоятель-
ности и
независимости местной власти..
Слайд 21ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Контроль за деятельностью органов
местного самоуправления
Различные процедуры
контроля предусмотрены в зависимости от
полномочий контролируемых органов местного самоуправления:
• контроль
за исполнением "собственных" полномочий местного самоуправления;
• контроль за исполнением делегированных полномочий органов государственной власти субъектов РФ.
Указанный контроль в строго ограниченных законом рамках
осуществляется уполномоченными государственными органами.
Слайд 22ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Контроль за деятельностью органов
местного самоуправления
Надзор за
деятельностью органов местного самоуправления осуществляется органами прокуратуры РФ в соответствии
с Феде-
ральным законом "О прокуратуре РФ" от 17.01.92 № 2202-1.
Слайд 23ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Контроль за деятельностью органов
местного самоуправления
Прокуратура РФ
осуществляет надзор за:
• исполнением законов органами и должностными лицами ме-
стного
самоуправления;
• соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами и
должностными лицами местного самоуправления.
Слайд 24ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Контроль за деятельностью органов
местного самоуправления
Предметом надзора
за соблюдением законов органами и долж-
ностными лицами местного самоуправления согласно
ст. 21
названного федерального закона являются:
• соблюдение Конституции РФ и исполнение законов органами
и должностными лицами местного самоуправления;
• соответствие законам правовых актов органов и должностных
лиц местного самоуправления.
Слайд 25ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Контроль за деятельностью органов
местного самоуправления
Прокурор при
осуществлении возложенных на него функиий вправе:
• беспрепятственно входить на территории
и в помещения орга-
нов местного самоуправления;
• иметь доступ к документам и материалам органов местного само-
управления;
• проверять исполнение законов в связи с поступившей в орга-
ны прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
Слайд 26ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Контроль за деятельностью органов
местного самоуправления
Прокурор при
осуществлении возложенных на него функиий вправе:
• требовать от руководителей и
других должностных лиц органов местного самоуправления'.
• представления необходимых документов, материалов, стати-
стических и иных сведений;
• выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
• проведения проверок по поступившим в органы прокурату-
ры материалам и обращениям, ревизий деятельности под-
контрольных или подведомственных им организаций;
• вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по по-
воду нарушений законов.
Слайд 27ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Контроль за деятельностью органов
местного самоуправления
Формы реагирования
прокурора на выявленные факты нарушения
законности в деятельности органов местного самоуправления'.
•
протест;
• представление;
• постановление.
Слайд 28ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Контроль за деятельностью органов
местного самоуправления
Прокурор приносит
протест на противоречащий закону право-
вой акт в орган или должностному
лицу, которые издали этот
акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должност-
ному лицу.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее
чем в 10-дневный срок р момента его поступления, а в случае
принесения протеста на решение представительного органа
местного самоуправления — на ближайшем заседании. При ис-
ключительных обстоятельствах, требующих немедленного уст-
ранения нарушения закона, прокурор вправе установить со-
кращенный срок рассмотрения протеста.
О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщает-
ся прокурору в письменной форме.
Слайд 29ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Контроль за деятельностью органов
местного самоуправления
Представление об
устранении нарушений закона вносится про-
курором в орган или должностному лицу,
которые полномоч-
ны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлага-
тельному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть
приняты конкретные меры по устранению допущенных наруше-
ний закона, их причин и условий, им способствующих. О резуль-татах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письмен-
ной форме.
При рассмотрении представления коллегиальным органом про-
курору сообщается о дне заседания.
Слайд 30ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Характеристика ответственности
органов местного самоуправления
Население муниципального образования,
формируя органы ме-
стного 'самоуправления, которые самостоятельно будут решать
рад вопросов местного
значения, должно иметь существенные
гарантии того, что созданные органы будут во всех своих дей-
ствиях руководствоваться интересами именно населения. Для
этого предусматриваются механизмы ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за принимаемые в процессе реализации своих полномочий решения.
Слайд 31ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Характеристика ответственности
органов местного самоуправления
Принцип ответственности органов
местного самоуправления
означает признаваемую Конституцией и федеральным законо-
дательством возможность применения санкций
к должностным
лицам и органам местного самоуправления за нарушение зако-
нодательства в процессе исполнения своих функций.
Слайд 32ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Характеристика ответственности
органов местного самоуправления
Законодательное закрепление приниипа
ответственности органов местного самоуправления призвано обеспечить:
• эффективность осуществления органами местного
самоуправ-
ления и должностными лицами местного самоуправления возло-
женных на них функций;
• соответствие деятельности органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления интересам насе-
ления муниципального образования;
• тесную связь органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления с населением муниципального об-
разования.
Слайд 33ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Характеристика ответственности
органов местного самоуправления
Ответственность органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления — это неблагоприятные правовые
последствия за принятые ими противоправные решения,
ненадлежащее осуществление своих задач и функций
Слайд 34ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Характеристика ответственности
органов местного самоуправления
Согласно ст. 47
Федерального закона "Об общих принципах ор-
ганизации местного самоуправления в РФ"
от 28.08.95 № 154-ФЗ
(ред. от 08.12.2003) существуют следующие виды ответствен-
ности:
• ответственность перед населением;
• ответственность перед государством;
• ответственность перед физическими и юридическими лицами.
Слайд 35ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Характеристика ответственности
органов местного самоуправления
Согласно Федерального закона
"Об общих принципах ор-
ганизации местного самоуправления в РФ« существуют следующие
виды ответственности:
• ответственность перед населением;
• ответственность перед государством;
• ответственность перед физическими и юридическими лицами.
Слайд 36ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Характеристика ответственности
органов местного самоуправления
Ответственность органов местного
самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц
местного самоуправления перед населением
Основания наступления ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом.
- Население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с ФЗ.
Слайд 37ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Характеристика ответственности
органов местного самоуправления
Ответственность органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством
Ответственность органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
Слайд 38ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Характеристика ответственности
органов местного самоуправления
Ответственность представительного органа
муниципального образования перед государством.
Слайд 39ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гарантии местного самоуправления
Характеристика ответственности
органов местного самоуправления
Ответственность главы муниципального
образования и главы местной администрации перед государство
Высшее должностное лицо субъекта
Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случае:
1) издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
2) совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.
Слайд 40ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Характеристика ответственности
органов местного самоуправления
Ответственность органов и должностных лиц
местного самоуправления перед населением раскрывает ст. 48 Федерального закона "Об
общих принципах организации местного самоуправления в РФ« Данныйвид ответственности наступает в результате утраты доверия населения.
В соответствии с федеральным законом порядок и условия от-
ветственности органов и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия определяется в уставе муниципального образования.
Наиболее распространенный вид реализации ответственности
перед населением — отзыв депутата, выборного должностного
лица органа местного самоуправления.
Слайд 41ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Характеристика ответственности
органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления и должностные
лица местного
самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в
той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
Слайд 42ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Характеристика ответственности
органов местного самоуправления
Ответственность перед государством может наступать
в форме:
• отмены неправомерного решения;
• досрочного прекращения полномочий;
• отрешения от
должности.
Слайд 43ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Характеристика ответственности
органов местного самоуправления
Представительный орган местного самоуправления, глава
муни-
ципального образования, принявшие (издавшие) нормативный
правовой акт, который признан судом противоречащим
Консти-
туции РФ, федеральному конституционному закону, федераль-
ному закону, конституции, уставу, закону субъекта РФ, уставу
муниципального образования, обязаны:
- в установленный решением суда срок отменить данный норма-
тивный правовой акт или отдельные его положения;
• опубликовать информацию о решении суда в течение 10 дней со
дня вступления решения суда в силу.
Слайд 44ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Характеристика ответственности
органов местного самоуправления
Физические и юридические лица, чьи
права и законные инте-
ресы нарушены решениями и действиями (бездействием) орга-
нов
и должностных лиц местного самоуправления, могут об-
жаловать указанные решения, действия (бездействие) в суд.
Основным нормативным актом, регулирующим порядок дан-
ного обжалования, является Закон РФ "Об обжаловании в суд
действий и решений, нарушающих права граждан"