Слайд 1Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных
свойств, предметов и явлений внешнего мира, а также внутренних состояний
организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Под ощущением понимается процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Физиологическим механизмом ощущений является механизм анализатора, при этом большое значение имеет обратная связь.
Слайд 2Основные свойства ощущений:
модальность и качество
интенсивность
временная и пространственная характеристики.
Слайд 3Модальность — основная особенность данного вида ощущений, отличающая его от
других видов (зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, температурные, двигательные, или
кинестетические, вестибулярные, или равновесия, вибрационные, болевые, органические, или интероцептивные).
В каждой модальности отражаются разнообразные качества.
Слайд 4Соотношение модальности и качества ощущений
Слайд 5Интенсивность ощущений зависит от силы действующего раздражителя, от функционального состояния
анализатора, а также от индивидуальных особенностей человека.
Различают абсолютный, дифференциальный
и оперативный пороги ощущений.
Слайд 6Временной порог измеряется длительностью воздействия, необходимой для того, чтобы возникло
ощущение.
Не надо путать с латентным периодом сенсомоторной реакции
Латентный период
– период от начала действия раздражителя до появления ощущения.
Слайд 7Латентный период сенсомоторной реакции
Слайд 8Пространственная характеристика ощущений дает человеку сведения о локализации раздражителя в
пространстве, если речь идет о дистантных рецепторах (зрительный, слуховой и
др.), или соотносит ощущение с той частью тела, на которую воздействует раздражитель, в случае контактных рецепторов (тактильный).
Слайд 9Восприятие основывается на ощущениях,
отражает предмет как целое в совокупности всех
его свойств, поэтому восприятие определяется, как целостный образ предмета.
Слайд 10Восприятие формируется на основе совместной деятельности ряда анализаторов, объединенных в
функциональную систему.
Слайд 11Выделяют следующие основные свойства образа: предметность, целостность, константность и категориальность.
Слайд 12Восприятие предмета в зависимости от фона
Слайд 13Восприятие предмета в зависимости от фона
Слайд 14Восприятие предмета в зависимости от фона
Слайд 15Для восприятия характерно единство целого и частей, единство анализа и
синтеза. Это проявляется в таких свойствах восприятия, как целостность и
структурность.
Слайд 16Структурность образа заключается в том, что в целостном образе отражаются
взаимоотношения различных свойств и частей, т.е. структура предмета.
Слайд 17Благодаря структурности мы узнаем предметы независимо от того, из какого
материала они выполнены (мелодия в исполнении на любых инструментах, предметы
мебели независимо от того из какого материала они выполнены).
Если предмет не выделен из фона, разрушена его целостность и структура, то он становится незаметным (мимикрия, маск-халаты и др).
Слайд 18Константность – относительное постоянство воспринимаемой величины, формы, цвета предмета при
изменении условий восприятия (опыты А. Лурии).
К. не является абсолютной (с
увеличением дистанции разрушается константа величины, формы, цвета).
Слайд 19Восприятие осмысленно, что означает включенность мышления.
Зависимость образов восприятия от
содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, прошлого опыта
и жизненного пути называется апперцепцией (опыты Шибутани)
Слайд 20На основе ощущения и восприятия возникает более сложная форма чувственного
отражения — представление.
Слайд 21Представление — вторичный чувственный образ предмета, который в данный момент
не действует на органы чувств, но действовал в прошлом
Слайд 22Представления можно рассматривать как переходное звено между чувственным образом (ощущением,
восприятием) и абстрактным мышлением.
В представлении происходит отвлечение от частностей объекта
и его окружения, отражаются самые общие свойства.
Слайд 23Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение существенных и закономерных
связей и отношений между предметами и явлениями объективной реальности.
Слайд 24 Во-первых, в мышлении отражаются не только внешние, воспринимаемые свойства
предметов, но и внутренние, существенные связи и отношения.
Во-вторых, мышление
есть процесс опосредствованного отражения.
Третьей важнейшей особенностью мышления является его обобщенность.
Слайд 25Мышление осуществляется в форме речи, при этом основным элементом мысли
является понятие.
Понятие обозначается словом, поэтому мыслить понятиями — это
значит мыслить словами.
Слайд 26Суждение — это утверждение или отрицание каких-либо связей или отношений
между предметами или явлениями.
Умозаключение представляет оперирование не отдельными понятиями,
а суждениями. Каждое умозаключение состоит из нескольких суждений (посылок) и следствия из этих посылок.
Слайд 28Операции мышления.
Анализ есть мысленное разложение целого на части или
мысленное выделение отдельных его свойств или сторон.
Синтез — мысленное
соединение частей, предметов или явлений.
Сравнение — позволяет устанавливать сходство или различие между предметами и явлениями на основе мысленного выделения их частей или свойств.
Слайд 29Обобщение есть мысленное выделение в предметах и явлениях общего и
основанное на этом мысленное объединение их друг с другом.
Самое
важное значение имеет обобщение, основанное на выделении признаков не только общих, но и существенных для данных предметов или явлений («Шли два студента и дождь, один — в университет, второй — в пальто, третий — в осенний вечер»).
Слайд 30Систематизация, или классификация — мысленное распределение предметов по группам и
подгруппам в зависимости от их сходства и различия.
Слайд 31Абстракция — важнейшая характеристика мышления, представляет собой отвлечение каких-либо свойств
предметов и явлений от других и их изолированное рассмотрение. Научная
абстракция является непременным условием познания сложных объектов, которые невозможно познать сразу и целиком.
Слайд 32Виды мышления.
предметно-действенное
наглядно-образное
словесно-логическое
Слайд 33Предметно-действенное мышление является ведущим у ребенка до 2-3-летнего возраста и
проявляется в процессе непосредственных действий с предметами.
Особенности: некритичность, случайность,
отсутствие иерархии, эгоцентризм.
Слайд 34Наглядно-образное основной единицей мышления является образ.
Насыщено эмоциями, для него
характерна низкая критичность и эгоцентризм, невозможность правильного соотнесения частного и
общего, непонимание обратимых отношений.
Слайд 35Предметно-действенное и наглядно-образное мышление — это допонятийные виды мышления.
Ограничены
проблемами, касающимися конкретных, реальных объектов и операций с ними, а
оперирование понятиями носит случайный, не всегда осознанный характер.
Слайд 36Понятийное мышление — это всегда осознанное вербализованное мышление. Важнейшей характеристикой
понятийного мышления является децентризм в противовес эгоцентризму допонятийного мышления.
Начинает
развиваться с началом школьного обучения.
Слайд 37Мышление взрослого человека включает признаки всех трех видов: ручного, наглядно-образного
и понятийного.
Слайд 38Воля — это способность человека совершать целенаправленные действия и поступки,
требующие преодоления трудностей.
Слайд 39Функции воли
Волевой процесс проходит через ряд стадий:
возникновение побуждения и
постановка цели;
стадия обсуждения и борьба мотивов;
принятие решения;
исполнение.
побудительная
тормозящая
Слайд 40В борьбе мотивов проявляется воля человека, формулируется цель деятельности, что
находит свое выражение в принятии решения. После принятия решения ослабевает
напряжение, сопровождающее борьбу мотивов, человек испытывает облегчение.
В формировании программ решающее значение имеет мышление, в исполнительной части — умения, навыки, способности.
Слайд 41Физиологические механизмы произвольной регуляции опираются на сложные виды афферентации, среди
которых ведущей является кинестетическая (все что связано с телесными ощущениями,
чувство движения).
Слайд 42Вся система регуляции включает 5 уровней: руброспинальный, таламопаллидарный, пирамидно-стриальный, теменно-премоторный
и кортикальный (символический), которые объединяют произвольные и непроизвольные механизмы управления
двигательным актом в единую систему.
Слайд 43Эмоции и воля в реальном поведении могут выступать в различных
соотношениях.
Слайд 44Интеллект
способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем,
в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
(Спирмен выделял
общие и специальные способности, Векслер вербальный и невербальный интеллект)
Слайд 45Выделяют три формы организации интеллекта
здравый смысл
рассудок
разум
Слайд 46Под здравым смыслом подразумевают процесс адекватного отражения реальной действительности, базирующийся
на анализе сущностных мотивов поведения окружающих людей и использующий рациональный
способ мышления.
Слайд 47Рассудком обозначается процесс познания реальности и способ деятельности, основанный на
использовании формализованных знаний, трактовок мотивов деятельности участников коммуникации.
Разум —
это высшая форма организации интеллекта, при которой мыслительный процесс способствует формированию теоретических знаний и творческого преобразования действительности.
Слайд 49Эмоции
Эмоциями называются психические процессы и состояния в форме непосредственного переживания
действующих на индивида явлений и ситуаций.
Возникновение эмоций происходит либо
вследствие удовлетворения или неудовлетворения каких-либо потребностей человека, либо в связи с расхождением ожидаемых и реальных событий.
Слайд 50
Эмоции представлены в виде 4 основных феноменов:
- эмоциональные реакции
-
чувства
- эмоциональные состояния
- эмоциональные свойства
Слайд 51Эмоциональные реакции – непосредственное переживание, протекание какой-либо эмоции. Они базируются
на первичных эмоциях, кратковременны, обратимы.
Чувства – более стойкие психические образования,
устойчивое эмоциональное отношение человека к различным сторонам действительности. Различают:
- интеллектуальные
- эстетические
- нравственные
Слайд 52Эмоциональные состояния – более длительны и устойчивы, чем реакции. Они
согласовывают потребности человека и его возможности и ресурсами в каждый
конкретный момент времени.
Слайд 53Эмоциональные свойства - устойчивые индивидуальные особенности эмоционального реагирования, типичные для
конкретного человека (эмоциональная лабильность, вязкость, ригидность, огрубление и т.д.)
Слайд 54. На примере эмоций ярко проявляются психосоматическое единство и взаимодействие,
взаимные влияния и интеграция нервных и гуморальных механизмов.
Слайд 55Данные современной психофизиологии позволяют считать, что субъективное выражение эмоций связано
с деятельностью неспецифической активирующей системы мозга, гипоталамусом, лимбической системой, базальными
ганглиями; передними и височными отделами новой коры.