Слайд 1Основные направления психологического сопровождения обучающихся
Выполнила студентка 1 курса, гр. 4
«Начальное
образование»
Деточенко Светлана Сергеевна
Руководитель:
К.ф.н. , доц. Лебеденко Ольга
Алексеевна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный
университет»
Академия психологии и педагогики
Кафедра начального образования
Ростов–на–Дону
4. 06. 2019г.
Содержание:
1. Понятие психологического сопровождения
2. Цель и задачи
психологического сопровождения обучающихся
3.Основные функции психологического сопровождения обучающихся
4.Основные направление психологического сопровождения обучающихся
4.1. Профилактическое направление
4.2. Диагностическое направление
4.3. Консультативное направление
4.4. Развивающее направление
4.5. Коррекционное направление
4.6. Просветительско-образовательное направление
4.7. Профориентационное направление
5. Уровни внедрения системы психолого-педагогического сопровождения учащихся
6. Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО
7. Заключение
8. Список использованных источников
Слайд 3Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного
обучения и психического развития ребенка в условиях школьного взаимодействия
1. Понятие
психологического сопровождения
Цель: создание социально - психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
Задачи:
– систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
– формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
– создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении
2. Цель и задачи психологического сопровождения
обучающихся
Слайд 53.Основные функции психологического сопровождения обучающихся
1. информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов профессионального
становления (выбора профессии, начального этапа профадаптации, профессионализации и т.д.);
2. проектирование
и самопроектирование сценариев отдельных этапов профессионального становления;
3. психологически компетентное оказание поддержки и помощи личности в преодолении трудностей профессионального становления, особенно при изменении социально-профессиональной среды;
4. профессиональная реабилитация личности в случаях длительного перерыва в профессиональной деятельности (женщин после рождения ребенка, безработных, людей, вышедших из мест заключения, и др.);
5. обеспечение социально-профессионального самосохранения;
6. профилактика развития профессиональных деформаций, оказание помощи в преодолении кризисов и стагнации;
7. коррекция социально-профессионального и психологического профиля личности.
Слайд 63. Основные направления психологического сопровождения обучающихся
Слайд 73.1. Профилактическое направление
Психологическая профилактика – деятельность по предупреждению возможного неблагополучия
в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий,
максимально благоприятных для этого развития.
Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
Слайд 83.2. Диагностическое направление
Диагностическое направление - углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего
периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных
возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Среди существующих методов психологической диагностики детей можно выделить наиболее часто используемые – на основе косвенного или прямого наблюдения, объективные, опросные (анкета, интервью), экспериментальные. Все эти методы имеют одну конечную цель – понять, на какие аспекты психологического состояния респондента следует обратить внимание.
Какой из методов рационально применить, психолог решает в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. Любое психодиагностическое обследование детей включает в себя несколько этапов. В первую очередь это сбор данных, анализ и интерпретация полученной информации, а также составление психологического диагноза и прогноза.
Слайд 9 3.3. Консультативное направление
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного
процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации
индивидуальной программы воспитания и развития.
Работа с детьми может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Основными методами такой работы могут быть арттерапия, игровая терапия, сказкотерапия.
Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Слайд 103.4. Развивающее направление
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности
в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности
и общении.
Развивающая работа ведется по основным направлениям:
развитие познавательной сферы учащихся: внимания, воображения, мышления, памяти и т.д.;
снятие тревожности, формирование адекватной самооценки;
развитие навыков самоорганизации и самоконтроля;
повышение сопротивляемости стрессу; актуализация внутренних ресурсов.
Слайд 11 3.5. Коррекционное направление
Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс
формирования личности и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной
деятельности педагогов, психологов и других специалистов.
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
Направлено на:
уменьшения степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия;
предупреждение появления вторичных отклонений в развитии
; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.
Слайд 123.6. Просветительско-образовательное направление
Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в
психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание
условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта
Главная задача и смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить учителей, воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований.
Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи:
– формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии;
– информирование населения по вопросам психологического знания;
– формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;
– профилактика дидактогений (реакции, дающая сдвиг в настроении личности и коллектива до болезненного состояния)
Слайд 133.7. Профориентационное направление
Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления
у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности,
а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути.
Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.
Слайд 144. Уровни внедрения системы психолого-педагогического сопровождения учащихся
Уровень класса (группы). На
данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие
необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций. Для достижения данной цели классный руководитель совместно с психологом разрабатывает план развития класса и каждого ученика. Корректируется план воспитательной работы в классе на основе психологических характеристик класса и учащихся.
Уровень учреждения. На данном уровне ведется педагогами-психологами, учителями - предметниками, классными руководителями, социальными педагогами, выявляющими проблемами в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. В рамках психолого-медико-педагогического консилиума разрабатываются план дальнейших действий, направленный на решение возникших трудностей ребенка. На данном уровне также реализуется профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.
Слайд 15 5.Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках
введения ФГОС ООО
1. Гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию
своего личностного, физического, интеллектуального потенциала;
Успешная адаптация учащихся в учебно воспитательном процессе;
3. Успешная адаптация и социализация выпускников школы;
4. Создание мониторинга психологического статуса школьника;
5. Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.
Слайд 167. Заключение
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся,
индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения. Поэтому и возникла необходимость разработки и применения системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО в среднем звене, которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.
Слайд 178. Список использованных источников
1.http://www.school51vrn.ru/teech/mo/Psixolog_pedagog_soprovozhdenie.pdf
2. https://docplayer.ru/27036206-Osnovnye-napravleniya-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya.html
3. Безулева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной
адаптации учащихся и студентов. Монография. – М.: НОУ ВПО Московский
психолого-социальный институт. 2008.
Слайд 18Спасибо за внимание!
Контактная информация
vk:https://vk.com/sdetochenko